Конспект классного часа "Добро и зло в душе у каждого из нас ведут борьбу"; 7 - 9 классы
Автор: Неплюева Лидия Васильевна
Место работы: МБОУ «Лицей села Хлевное» Хлевенского муниципального района Липецкой области
Должность: учитель истории
Классный час на тему: «Добро и зло в душе у каждого из нас ведут борьбу»
Классный час рассчитан на детей 7-9 классов.
Предварительная работа с классом не требуется.
Цель классного часа: формирование представлений обучающихся о добре и зле.
Задачи:
-
показать обучающимся различие между добрыми и злыми поступками;
-
раскрыть христианское понимание основных категорий «добра» и «зла»;
-
повышать общую культуру личности учащихся.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Учитель читает стихотворение М.Ю.Лермонтова «Нищий»
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Беседа с обучающимися:
– Как можно назвать поступок другого человека, вместо милостыни подавшего камень?
- Какое недоброе качество он проявил?
- Почему он это сделал? Было ли это жизненно необходимо?
- Подумайте, а мы всегда ли поступаем по уму и зову сердца?
- Можем ли мы вот «пошутить» иногда?
- есть ли объяснение этим нашим поступкам?
- Назови противоположное ему положительное качество и действие, которое следовало совершить христианину.
– Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор на классном часе?
– Тема нашего классного часа «Добро и зло в душе у каждого из нас ведут борьбу»
– Так что же добро, а что зло?
Если вы затрудняетесь, послушайте индийскую сказку «Награда» (учитель читает вслух)
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:
– Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит:
– Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!
Страшно стало путнику.
– Ох, тигр, – сказал он,– неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?
– Она и есть, – ответил тигр.
– Какая же это награда – платить злом на добро? – возразил путник.
– Давай, спросим кого-нибудь – награда это или нет?
Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
– Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
– Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.
– Ну, теперь-то я тебя съем! – обрадовался тигр.
– Давай еще кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще немного. Видят: на поле посеется корова.
– Эй, корова! – окликнули они ее. – Скажи, чем платят за добро?
– Злом! – отвечает корова. – Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на поле. Того и гляди, на мясо сдадут!
Выслушал ее тигр и сказал путнику:
– Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!
– Подожди немного! – попросил человек. – Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда нечего делать, ешь меня…
Вопросы.
1. Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?
2. Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?
3. Так нужно ли платить за добро? А чем платят за зло?
4. Как закончится сказка? Съест ли тигр путника? Удастся ли героям найти того, кому за добро платили добром?
Продолжение…
Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее:
– Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?
– Добром! – ответила птица. – Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.
Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.
- Почему все-таки тигр не съел путника?
- Как вы думаете, каких поступков на Земле больше: добрых или злых?
- А как можно победить зло? И можно ли вообще его победить?
- Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки. Но, к сожалению, в жизни часто бывает вот так:
Учитель демонстрирует видео на песню «Девушка и змея»
- Эта песня является ярким примером того, как на добро отвечают злом. Как вы думаете, можно ли зло перевоспитать?
- И как это можно сделать?
Учитель читает рассказ Марии Скребцовой «Юноша и морские звезды»
Юноша и морские звезды
Как-то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.
– Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! – воскликнул старик.
Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море и тихо произнес:
– Толк есть для этой морской звезды.
Вопросы.
- Что побуждало юношу бросать в воду морских звезд?
- Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем все равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся»?
- Перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы порадовали своими поступками. Как люди реагировали на проявление вашей доброты?
- Приятно ли вам было делать добрые дела?
Учитель предлагает прочитать высказывания на слайде.
- Как вы понимаете эти высказывания?
«Зло не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели, происходящее в беспечных вследствие отпадения от добра. Поэтому не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия».
Святитель Василий Великий
«Зло по природе зависит от нас самих: несправедливость, невежество, лень, зависть, убийства, отравы, обманы и тому подобные пороки, которые оскверняют душу, сотворенную по образу Создавшего ее, помрачают ее красоту.»
Святитель Григорий Богослов
Учитель предлагает ученикам подумать и предположить: что может делать добро, а что может делать зло? (варианты учеников)
Учитель предлагает проработать слайд «Добро и зло»:
«Добро созидает, зло разрушает.
Добро любит, зло ненавидит.
Добро помогает, зло топит.
Добро побеждает добром, зло силой.
Добро радостно, зло хмурится.
Добро красиво, зло уродливо.
Добро мирно, зло враждебно.
Добро спокойно, зло раздражается.
Добро миролюбиво, зло задирается.
Добро прощает, зло злопамятно.
- Какой можно сделать вывод?
Учитель: Отсюда становится ясно, что действительно в мире есть созидательная сила — добро, и разрушительная сила — зло. Добро порождает добро, а зло разрушает все и, в конце концов, и само себя. И это есть жизненный факт и истина, в которых каждый человек может сам убедиться.
Христианская вера ставит как одну из основ своего учения, что нужно жить по добру и по христианской любви. На этом фундаменте нужно строить всю свою жизнь, все свои дела, все свои слова и все свои мысли. Для всего этого нужно знать, что добро, а что зло, и уметь их различать.
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка разит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчёту. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Неплюева Лидия Васильевна
→ Публикатор 29.11.2021 0 2404 273 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.