Конспект воспитательного мероприятия "Ангелы" в белых платочках"
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Екатеринбургская вечерняя школа № 1»
Воспитательное мероприятие
«Ангелы» в белых платочках
Воспитательное мероприятие «Ангелы» в белых платочках
Цель: Формирование у обучающихся представления о милосердии, как об одном из важных понятий христианства и общечеловеческой ценности.
Задачи:
1.Знакомство со значением слова «милосердие», с работой сестер милосердия.
2. развивать у обучающихся потребности в целенаправленном самовоспитании на примере нравственных подвигов сестер милосердия.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Ангелы» в белых платочках»,
1.Организационный момент:
Учитель:В настоящее время мы живем в мире, когда изменились жизненные ценности, когда с экранов телевизора и монитора показывают жестокость, грубость, насилие.В современном мире слово «милосердие» употребляется довольно редко.Многие не совсем понимают его истинное значение, поскольку человеческие качества отодвигаются на задний план.Однако,в последнее время мы чаще стали обращаться к слову «милосердие», будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Возникает острая необходимость в таких ценностях как доброта, уважение к человеку, доброжелательность и конечно, милосердие.
Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком. А эпиграфом к нашему мероприятию будут слова Зигфрида Ленца: « Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире…»
2. Основная часть
Ведущий:Милосердие – это необязательно та глубокая любовь, которую мы испытываем к своим близким. Можно просто относиться к другим людям с уважением, пониманием и принятием. Вести себя доброжелательно и помогать окружающим, совершать благие поступки, нести в мир хорошее.
Ведущий:Милосердие – это слово, которое имеет глубокий смысл. Быть милосердным -такая возможность представляется в жизни каждому человеку. Это помочь пожилому человеку зайти и выйти из транспорта, пропустить вперед в очереди женщину с ребенком или инвалида, сказать сердечное слово ободрения расстроенному товарищу, защитить девушку от уличного хулигана, сходить в аптеку за лекарством приболевшей соседке, подставить свое плечо в несчастье – таких случаев предоставляется множество. Главное – не проходить мимо, не отворачиваться, не отводить в сторону глаз, если кто-то поблизости нуждается в помощи. И с кем бы ты ни встретился, веди себя так, как подобает настоящему человеку.бескорыстно помогай людям
Учитель:Милосердие – это душевное качество, внутреннее состояние.
Как вы думаете, какими качествами характера должен обладать милосердный человек? (заслушиваются ответы обучающихся ).
Учитель, обобщает ответы учащихся.
Милосердный человек имеет следующие черты характера:
доброта и уважение
любовь к людям - сострадание к людям
стремление приносить пользу и радость людям
отзывчивость (сопереживание) –
стремление оказать поддержку другим
душевный отклик
Обратимся к толковому словарю В.И.Даля: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».
И речь пойдет сегодня о сестрах милосердия.
Чтец (на фоне фонограммы песни «Сестры милосердия»):
Добрые, кроткие русские лица…
Белый платочек и крест на груди…
Встретишь тебя, дорогая сестрица,
Легче на сердце, светлей впереди.
Молодость, силы и душу живую,
Светлый источник любви и добра, -
Все отдала ты в годину лихую, -
Неутомимая наша сестра!
Тихая, нежная… Скорбные тени
В кротких очах глубоко залегли…
Хочется встать пред тобой на колени
И поклониться тебе до земли…
Ведущий:Сёстры милосердия появились в Российской империи в середине XIX века, когда по инициативе влиятельных особ были основаны первые общины сестёр (Свято-Троицкая в 1844 г., Никольская в 1848 г. и другие). Девушки и женщины могли добровольно вступить в общину, пройти необходимую подготовку и приступить к труду в открытых при общинах приютах и больницах.
Ведущий:Новым этапом в развитии движения сестёр милосердия стала Крымская война (1853–1856), во время которой было организованослужение сестёр милосердия в России.По инициативе великой княгини Елены Павловны была открыта Крестовоздвиженская община сестёр милосердия. Принятые в общину дамы и барышни прошли скорый курс обучения, после чего отправились на фронт.По просьбе выдающегося русского хирурга Н.И. Пирогова которому требовались профессиональные медики, в Севастополь прибыли медсёстры Крестовоздвиженской общины Петербурга. Всего прибыло три отряда сестёр милосердия. Среди них были Екатерина Грибоедова, сестра писателя Александра Сергеевича Грибоедова, Екатерина Бакунина, дочь сенатора, внучатая племянница фельдмаршалаМ.И.Кутузова и др.
Ведущий:В осажденном Севастополе возникло и волонтерское движение «севастопольских патриоток».Первые сестры милосердия прибыли на Крымскую войну 30 ноября 1854 года. Группа состояла из 28 сестёр. Возглавляла группу сестра - настоятельница, вдова офицера, Анна Павловна Стахович.
Ведущий:Героиней обороны Севастополя стала Дарья Севастопольская- первая в русской армии сестра милосердия.
Возможно, сегодня она смогла бы занять «вакантное» место Матери Терезы… Правда, «матерью» бойцы Крымской войны ее не могли называть: Даше было тогда 18 лет. Кто-то кликал ее «дочкой», а чаще - «сестренкой» или – «сестрой». Истекающие кровью солдаты верили в чудотворную силу этих девичьих рук, по наитию врачующих их раны. Даша спасала людей не по долгу медика, а по велению сердца, движимая светилом милосердия. Именно отсюда и появилось в русской речи устойчивое словосочетание «сестра милосердия», наполненное нравственным и философским смыслом, воплотившее в себе образ возвышенной жертвенной души.
Ведущий:Даша работала наравне со всеми: помогала раненым на поле боя, вытаскивала их из огня, оказывала неотложную помощь. А еще организовала «карету горя», которая стала первым в истории санитарным боевым передвижным пунктом. По этому подобию были созданы еще несколько пунктов, где оказывалась первая помощь раненым. Никакого медицинского образования Дарья не имела, «пользовалась» лишь природной смекалкой и народным опытом лечения больных. Помощь Даша Севастопольская оказывала всем раненым - и своим, и чужим. И по праву заслужила звание первой русской сестры милосердия.
Дашей двигали бескорыстная помощь и самоотверженное служение людям,
самой высокой наградой за труд были слова благодарности от выздоровевших воинов.
В знак благодарности и в память о первой сестре милосердия Дарье Севастопольской в городах нашей страны установлены памятники.
15 ноября 2005 года в Севастополе был открыт памятник Даше Севастопольской, который представляет собой ротонду из белого камня высотой три метра. На лицевой стороне этого мемориала находится портрет первой русской сестры милосердия, а Больница №3, во дворе которой и установлен данный памятник, получила её имя. Также бюст отважной сестры милосердия сохранился на здании Панорамы обороны Севастополя.
Ведущий:Показателем тяжести труда врачей и сестёр может служить всего один день,
12 марта. Тогда, после многочасовой бомбардировки артиллерией противника укреплений защитников Севастополя, на перевязочный пункт поступило 600 раненых. Некоторые из которых прибывали в ужасном состоянии: без рук или ног, кто-то с размозженной головой, у другого всё лицо сорвано. В этот день Пирогов и 17 подчиненных ему врачей, спасая жизнь раненых, провели 100 ампутаций. В это время одни сестры милосердия ассистировали во время операций, другие обрабатывали раны легкораненым.
Ведущий:Все сёстры обмывали раненых, меняли им бельё, раздавали лекарство, меняли перевязки раннее поступившим, кормили. Затем стирали грязное бельё, снятое с раненых. К вечеру часть сестёр оставалась на ночное дежурство, чтобы ухаживать за ранеными. А другие в это время готовили перевязочный материал и всё необходимое для следующей партии раненых и лечения уже поступивших. Рабочий день сестёр милосердия начинался ранним утром, а заканчивался не раньше полуночи.
Солдаты любили православных сестер и старались их не подводить. Сёстры умели поддержать даже самых тяжелых раненых. Во время перевязок, причиняющих раненым невыносимые страдания, милосердные сёстры ласковыми словами так отвлекали страдальцев, что боль становилась не такой страшной.
Ведущий:Екатерина Михайловна Бакунина
Героиня двух войн XIX века родилась в семье губернатора Санкт-Петербурга сенатора М.М. Бакунина. Получила прекрасное всестороннее образование. К началу Крымской войны 1854 года была светской дамой, увлекающейся балами, купанием в Крыму, музыкой, рисованием, но когда Россия вступила в Крымскую войну, Екатерина Михайловна, услышав о бедствиях на фронте, поспешила стать добровольцем. На тот момент ей было немного за 40 лет.
Энергичная, с искрометными речами, в мужицких сапогах бодро шагающая по грязи— такой ее запомнили те, кто встречался с ней лично.Она последней из медсестёр покинула осаждённый город по плавучему мосту. После войны как настоятельница общины Екатерина Михайловна приезжает в Петербург и занимается там обучением и воспитанием новых сестер, налаживает сестринское дело в мирный час — открыты отделения общины в госпиталях Санкт-Петербурга и Кронштадта.
В 1877 году началась Русско-турецкая война, и Екатерина Михайловна получила приглашение заведовать одним из отрядов сестер Красного Креста. Через некоторое время с отрядом сестер милосердия она отправилась из Петербурга на Кавказ. На тот момент Екатерине Михайловне было 65 лет.
На вопрос о том, не хотелось ли ей отдохнуть, Бакунина отвечала: «Меня каждый день ждут. Разве я могу их бросить?» У нее был и свой девиз: «С именем Бога — всё для людей».
Ведущий:Юлия Петровна Вревская
В связи с событиями Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. усилили свою работу благотворительные организации нового типа – общины сестер милосердия, в которые входили женщины, бравшие на себя уход за ранеными.
В числе стремящихся помочь страждущим было немало представительниц аристократии. Одна из них – фрейлина при дворе императрицы Марии Александровны баронесса Юлия Петровна Вревская.
Юлия Петровна была одной из самых красивых и блистательных дам высшего света Петербурга, пользовалась неизменным успехом благодаря своему уму, доброте, очарованию и отзывчивости. Писатель В. А. Соллогуб говорил о ней: «Я во всю свою жизнь не встречал такой пленительной женщины. Пленительной не только своей наружностью, но своей женственностью, грацией, бесконечной приветливостью и бесконечной добротой».
Юлия Петровна оказалась в июне 1877 года на фронтах Русско-турецкой войны,она часто бывала и на полях сражений, под огнём турок вытаскивала раненых с поля боя, сама оказывала им первую помощь. Баронесса, привыкшая к роскоши, никогда не жаловалась на тяготы, лишь сестре могла написать: «Когда приходим домой, то, как снопы, валимся на кровати…». В этом занятии ей виделось ее истинное предназначение: «Я утешаю себя мыслью, что делаю дело, а не сижу за рукоделием», «по крайней мере, это дело, которое мне по сердцу».
Во время ухода за больными Юлия Петровна заразилась сыпным тифом. Болезнь протекала очень тяжело, и в январе 1878 г. сестры милосердия Юлии Вревской не стало.
Ведущий:Великая княгиня Елизавета Фёдоровна
После убийства террористами мужа посвятила свою жизнь заботе о больных и бедных. Много времени и сил отдавала организации деятельности Марфо-Мариинской обители. Обитель оказывала медицинские услуги населению и солдатам, давала приют беспризорникам и детям бедных матерей, которые не могли их воспитывать, кормила нищих и занималась просветительской деятельностью. В 1914 году возглавила Комитет по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну.Елизавета Федоровна открыла санаторий для раненных солдат, организовала пункт сбора помощи фронту, создала лучшую хирургическую больницу в Москве. Впоследствии сюда привозили самых тяжелых больных, от которых отказывались в других больницах. Елизавета Федоровна не только лично помогала при операциях, но лично выхаживала самых тяжелых больных. Сидела у постели, меняла повязки, кормила, утешала.
В 1918 году зверски убита большевиками. Канонизирована Собором Русской православной церкви в 1990 году.
Ведущий:Императрица Александра Федоровна и ее дочери
В России милосердная деятельность представительниц правящих династий, являлась той связующей нравственной силой, которая сближала и объединяла власть и народ во всех испытаниях как мирного, так и военного времени. Особенно ярко это проявилось в годы войны.
Императрица Александра Федоровна, одна из руководительниц Российского общества Красного Креста и общин сестер милосердия, приняла самое активное участие в организации дополнительных военных лазаретов и госпиталей, фронтовых медицинских учреждений и всей инфраструктуры, обеспечивающей спасение и излечение раненых воинов: от оперативных передвижных санитарных военных отрядов до самых современных по тому времени санитарных поездов, судов и автомобильных служб. Императрица распределяла пожертвования на нужды войны, приспосабливала под госпитали свои дворцы в Москве и Петрограде. Там же, в дворцовых госпиталях, она вместе с дочерьми организовывала курсы сестер милосердия и сиделок. К концу года под опекой императрицы и великих княжон было уже 85 военных госпиталей и 10 санитарных поездов. Императрица устраивала санитарные пункты в Петрограде для изготовления перевязочного материала и медицинских пакетов, где бок о бок работали женщины разных сословий - от светлейших княгинь, жен, сестер и дочерей военачальников Русской армии до жен и дочерей рабочих, ушедших на фронт.
Ведущий: Все женщины императорской семьи перестали выезжать на традиционный отдых в Крым, дворцы которого были переданы тяжелораненым солдатам и офицерам. Характерно, что только в мае 1916 г. императрица с дочерьми на несколько дней прервала свою медицинскую деятельность и отправилась из Ставки по маршруту Киев – Винница – Одесса – Севастополь. Это было сделано, по просьбе императора Николая II, для подъема морального духа армии и тыла в дни Брусиловского прорыва.
Несмотря на всю свою невероятную загруженность, императрица стала принимать личное участие в лечении и уходе за ранеными солдатами и офицерами. Причем Александра Федоровна считала, что это является главной формой ее служения фронту.
Понимая, что для руководства и работы в области передовой военной медицины необходимо обладать профессиональными знаниями, она вместе с великими княжнами Татьяной и Ольгой прошла специальные курсы военных хирургических сестер милосердия.
Младшие великие княжны Мария и Анастасия прошли домашние курсы медицинских сиделок и помогали матери и сестрам в их госпиталях. Кроме того, юные царевны лично опекали госпиталь для офицеров и нижних чинов имени великих княжон Марии и Анастасии, находившийся рядом с Федоровским собором в городке из пяти домов. Опекунши бывали там почти каждый день. Они беседовали с выздоравливающими ранеными, расспрашивали их о жизни и семьях, чтобы как-то отвлечь от тяжких болей и переживаний.Великие княжны Мария и Анастасия были полны царственного очарования, душевной мягкости и бесконечной благожелательности и доброты ко всем. Каждый жест и каждое слово, чарующий блеск глаз и нежность улыбок, и порой радостный смех, - всё привлекало к ним людей. У них была врождённая способность и умение несколькими словами смягчить и уменьшить горе, тяжесть переживаний и физических страданий раненых воинов.
Ведущий: Великая княгиня Ольга Александровна Романова (сестра последнего русского императора Николая II)
Великая Княгиня Ольга Александровна Романова — младшая дочь императора-миротворца Александра III.
Она лично покровительствовала и шефствовала более чем над сотней учреждений и организаций, в основном благотворительных — над детскими приютами, больницами, богадельнями, женскими курсами. Большую помощь оказывала неимущим художникам, поскольку и сама была талантливым живописцем.
Во время Первой мировой войны Великая Княгиня отправилась на фронт и организовала свой госпиталь. Сначала она трудилась простой сестрой милосердия, а после приобретения опыта решилась возглавить лазарет.
За проявленную храбрость Великую княгиню наградили Георгиевской медалью.
Учитель: Все женщины-сестры милосердия своими поступками показали нам, что нужно нести другим людям любовь, бескорыстие, веру, милосердие и жертвенность. И сестрой милосердия быть не так-то просто – это работа в тяжелых условиях и каждую секунду кусочек своего сердца приходится дарить тем, кто в этом нуждается.
Сестры милосердия – это пример для нас всех. Они учат нас быть более внимательными и заботливыми к окружающим. Сестры милосердия — это люди, обладающие редким даром сострадания и заботы о ближних. Они посвящает свою жизнь тому, чтобы помогать тем, кто в беде и нуждается в поддержке.
По приведенным жизненным эпизодам и женщин, можно сделать вывод о том, какими душевными качествами обладали люди, решившие всю свою жизнь посвятить истинному милосердию.
Каждый должен совершать милосердные поступки. Именно милосердные! И не ждать при этом даже простого «спасибо». Ведь в этом и заключается суть милосердия — совершение бескорыстного поступка во имя добра.
Рефлексия.
Вопросы учителя:
Термин "милосердие" несколько не популярен сегодня. "Сестра милосердия", "Брат милосердия" в словаре даны как устаревшие сочетания слов.
Нужно ли милосердие сегодня?
Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?
Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?
Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?
А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?
Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…
Учитель: Все женщины-сестры милосердия своими поступками показали нам, что нужно нести другим людям любовь, бескорыстие, веру, милосердие и жертвенность. И сестрой милосердия быть не так-то просто – это работа в тяжелых условиях и каждую секунду кусочек своего сердца приходится дарить тем, кто в этом нуждается.
Сестры милосердия – это пример для нас всех. Они учат нас быть более внимательными и заботливыми к окружающим. Сестры милосердия — это люди, обладающие редким даром сострадания и заботы о ближних. Они посвящает свою жизнь тому, чтобы помогать тем, кто в беде и нуждается в поддержке.
По приведенным жизненным эпизодам и женщин, можно сделать вывод о том, какими душевными качествами обладали люди, решившие всю свою жизнь посвятить истинному милосердию.
Каждый должен совершать милосердные поступки. Именно милосердные! И не ждать при этом даже простого «спасибо». Ведь в этом и заключается суть милосердия — совершение бескорыстного поступка во имя добра.
Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему: «Милосердие»
Спасибо за внимание!
Список использованных источников и литературы
1.Власов П. А. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001.
2.Климанова, В. В. Подлинное имя Дарьи Севастопольской / В. В. Климанова / Советский архив. - 1984. - № 6.
3.. Тарле Е. В. Крымская война: в 2-х т. / Е. В. Тарле. М.-Л., 1941 – 1944. – Т. 2
4. Лукашевич К.В. Даша Севастопольская.М.,1906
5. https://histrf.ru/ Федеральный портал Истории России
6. https://www.miloserdie.ru/
7. https://prichod.ru/parishioners-on-the-feasts/16044/
Литература:
1.Словари и энциклопедии (Ожегов, Ушаков и т.д.)
2.Сайт сети –интернет « Позитив.ру», сайты учителей в соц.сети по данной теме.
Литература.
Бестужев И.В. Крымская война 1854-1956 гг. Вооруженные силы России и Англо-
Франко-Турецкой коалиции - https://history.wikireading.ru/355729;
Крымская война. Оружие Великобритании. – https://www.liveinternet.ru/users/
Крымская война - https://studwood.ru/911998/meditsina/krymskaya_voyna;
Крымская война. Первые сёстры милосердия.09.01.2015 –
https://prichod.ru/parishioners-on-the-feasts/16044/;
Осипов С. От пушек до гипса. Пять технических новинок Крымской войны-
https://aif.ru/society/history/ot_pushek_do_gipsa_pyat_ tehnicheskih_
novinok_krymskoy_voyny;
Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания – М.; Изд. Академии
наук, 1950;
Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV века. /Вступ. Статья Д.С.Лихачева; Сост. И общая ред. Л.А.Дмитриева и Д.С.Лихачева. – М.: Худож. Лит.,1981;
1857-1861.Переписка Императора Александра II с Великим Князем Константином Николаевичем. Дневник Великого Князя Константина Николаевича/ Сост. Л.Г.Захарова и Л.И.Тютюник. – М.: «Терра»,1994;
Рассел У. Крымская война. Личные воспоминания. – Спт; Лениздат, 2013;
Свято- Троицкая община сестёр милосердия. –
https://ljwanderer.livejournal.com/24228.html;
Сестры милосердия в Крымскую войну 1854-1855 -
https://trauma.ru/content/articles/detail.php?ELEMENT_ID=4868;
Сёстры милосердия в английской армии, осаждавшей Севастополь в Крымской
войне – https://yandex.by/images/search;
Трубецкой А. Крымска война. – М.; «Ломоносов», 2010;
Тарле Е.В. Крымская война в 2 томах. Том 1. – Ленинград; «Наука», 2011;
Харпалева Н. Лечение для элиты? Удивительная история мисс Найтингейл,
которая думала иначе. – «Фома», 12.05.2020;
Чепелев Л.А. Сёстры милосердия. - программа «Моё Отечество», 15 мая 1999 г.,
радио «Виктория»
Интернет-ресурсы http://www.interfax.by/mosaic/1056324 http://www.eparh-chb.ru/socialynoe_sluzhnie_main/bolynicy/ http://www.pravoslavie.ru/put/3978.h http://www.omophor.ru/articles/scstt.htm.. http://www.dentoday.ru/ru/content/archiv... www.omophor.ru. http://charity.lfond.spb.ru/sisterhood/
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кудрявцева Елена Валентиновна
→ Публикатор 25.09.2024 0 245 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.