Занятие с элементами тренинга "Экзамен...Это просто?"
САННИКОВА ТАМАРА НИКОЛАЕВНА
МОУ «ГИМНАЗИЯ Г. НАДЫМА»
ВОСПИТАТЕЛЬ В ГПД
ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
Экзамен… Это просто?
Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости!
Начнем нашу работу.
Чтобы вам хотелось пожелать друг другу?
Я желаю вам…
Социолог. А я сегодня как социолог, желаю вам…
Тема нашей встречи очень актуальна для вас, девятиклассников. До первого государственного экзамена
(креплю «экзамен»)
осталось 100 дней. Вы учитесь в гимназии, сдаёте дважды в год промежуточные сессии.
Некоторые даже считают, что экзамен – это просто
(креплю «Это просто»).
Так ли это? Давайте попытаемся выяснить
(креплю знак вопроса).
Вы, каждый день слышите от учителей, от родителей, я часто напоминаю вам, что необходимо собраться, мобилизоваться, чтобы успешно сдать экзамены, а где взять силы?
Некоторые из вас всё же находят время для занятий спортом, для посещения кафедры хореографии.
Я прошу этих ребят встать и образовать круг. Остальных, у кого нет на это времени и желания, я прошу встать во внутренний круг лицом к вашим оппонентам.
Сама я присоединюсь к внешнему кругу, потому что тоже по мере возможности посещаю спортивный зал.
Участники внешнего круга! Наша с вами задача убедить участников внутреннего круга в необходимости занятий физической культурой и спортом.
1.Какой аргумент для тебя звучал чаще всего?
Уважаемые участники внутреннего круга! Если у вас появилось желание перейти от слов к делу, присоединяйтесь к нашему кругу!
(если кто - то не присоединится, выразить надежду, на изменение отношения к активному отдыху)
Дети садятся на места
Социолог. Крепит к доске слово «здоровье»
Здоровый образ жизни, умение правильно организовать себя дадут нам силы, чтобы собраться, взяться за ум и готовиться к экзамену. Но часто я слышу от вас: «Учу, учу, а ничего не получается».
У меня есть ключ, с помощью которого вы можете открыть то качество, которого вам не достает и закрыть то, что мешает Я, чтобы сопровождать вас на экзаменах, открываю в себе…
Социолог. Крепит к доске слова «знания, умения и навыки»
Знания, умения и навыки, которые вы получили и те , качества в себе сейчас открыли помогут вам сдать экзамен.
Но вот ситуация. Антон учится в гимназии, упорно готовится к экзамену. А его лучший друг все повторил лишь накануне. Друзья поспорили, что оба сдадут экзамен на отлично.
Наступил день экзамена. Антон и его друг получили билеты и сели готовиться. И тут, Антон увидел, что друг списывает. А учитель этого не видит. Как быть?
Если промолчишь, проиграешь пари. А если скажешь о шпаргалке, предашь лучшего друга. Что делать?
Можно обсудить в парах.
Какой из вариантов поведения вы считаете наиболее правильным и почему?
Надеемся, Антон поступит правильно.
Социолог. Крепит к доске слово «поступок»
Я приглашаю вас на встречу с прекрасным.
Что дают вам такие встречи? Для меня это восхищение
Социолог. Крепит к доске слово «красота»
Красивым может быть не только картина, но и ответ на экзамене.
Давайте выполним следующую процедуру.
Возьмите один жетон. Я думаю, что одним из самых сложных для вас экзаменов будет экзамен по литературе.
Подумайте и отдайте ваш жетон тому, у кого, по – вашему мнению, будет самый красивый ответ.
В чем по – вашему будет заключатся красота его(её) ответа?
А тебе приятно такое признание одноклассников?
Какие чувства ты сейчас испытываешь?
Социолог. Крепит к доске слово «успех»
Один успешен, а другой нет. А хочется каждому. А еще каждому нужна поддержка. Учителя, родителя, товарища. Но получить ее тоже может только тот, кто сам поддерживает другого.
Я передаю вам клубок, возьмитесь за нить клубка и пожелайте мысленно всей нашей группе что-то приятное.
Я соединила нить в единое целое.
Что вы чувствуйте сейчас?
Что хочется сделать с нитью?
Социолог. Крепит к доске слово «дружба»
Клубок, который вы мне доверили, должен где – то хранится. Построим для него теплый и уютный дом.
Представьте себя частью нашего дома или предметом его интерьера. Используйте свое тело, пластику.
Чем ты являешься в доме?
А я в этом доме шкатулка, в которой хранится клубок.
Социолог. Крепит к доске слово «чистота»
(Подхожу к доске, читаю слова):
Здоровье, знания, умения и навыки, поступок, красота, успех, дружба, чистота.
Все это, по мнению психологов, составляет портрет психологически здорового человека, который сможет сдать самый трудный экзамен.
Слова можно соединить в единое целое. Это может быть предложение, стихи или проза, а может формула.
То, что у вас получится, запишите на карточки.
Работать будем в группах.
Прочитайте, что у вас получилось.
Каждая группа зачитывает определение. Для каждой группы – оценка: хорошо, у вас получилось, интересно.
Как гармонично сочетание цветов радуги, так гармоничны в психологически здоровом человеке все его составляющие.
Но просто ли быть физически здоровым, иметь прочные знания, совершать нравственные поступки, поддерживать чистоту и красоту, быть успешным и уметь дружить?
Ответы детей
Но нужно к этому стремиться. И карточка – закладка вам подскажет,
как реализовать себя,
как придти к взаимопониманию и конструктивному взаимодействию - шаг за шагом.
А дома попрошу перенести вашу формулу на лист бумаги, который будет храниться в вашей папке достижений.
В определенный момент своей жизни вы можете все изменить, если захотите. Главное - осознать, что происходит и почему.
И тогда вам не страшен никакой экзамен, который вас заставит сдавать жизнь.
И пусть будет так (ставлю две точки)
Мысленно положите все знания, которые вы сегодня принесли с собой, в левую руку, а все то, что вы сегодня узнали нового - в правую.
И когда я скажу «Готово!» вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом «Да!»
Спасибо всем за работу!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Байярд Р., Байярд Д. «Ваш беспокойный подросток» (Москва,1991).
Варламова Е.П. Рефлексивно-инновационная методика “Контрасты вашей судьбы” (Москва,1997).
Венгер А. «На что жалуетесь?» (Москва-Рига, 2000).
Горюнова Л. «Добротолюбие» (Москва, 1994).
Дубровина И.В. «Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы» (Екатеринбург, 2000).
Изард К.Е. «Эмоции человека» (Москва,1980).
Кроник А.А., Кроник А.Е. «В главных ролях — вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений» (Москва, 1989).
Лэндрег Г.Л. «Игровая терапия: искусство отношений» (Москва, 1994).
Люшер М. «Сигналы личности» (Москва, 1994).
Мастеров Б.А. «Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности» (Рига-Москва, 1997).
Мухина В.С. «Детская психология» (Москва, 1999).
Немов Р.С. «Психология» (Москва, «Просвещение», 1994).
Петрусинский В.В. «Игры, обучение, тренинг, досуг» (Москва, 1994).
Рахматшаева В. «Грамматика общения» (Москва, 1995).
Самоукина Н.В. «Организационно-обучающие игры в образовании» (Москва, « Народное образование» 1996).
Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома» (Москва, 1993).
Селевко Г. «Современные образовательные технологии» (Москва, 1998).
Стивенс Д. «Приручи своих драконов» (Санкт-Петербург, 1995).
Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» (Москва, 2001).
Фопель К. «Психологические группы» (Москва, 1999).
Харрис Т.А. «Я благополучен, ты благополучен» (Н. Новгород, 1993).
Цукерман Г.А. «Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов» (Москва-Рига, 1997).
Эльконин Б.Д., Фрумин И.Д. «Образовательное пространство как пространство развития» (Москва, 1993).
Самоанализ открытого воспитательного мероприятия
Хочу представить вам свои наброски к портрету психологически здорового человека.
Продвигаясь по пути формирования психологического здоровья, мои девятиклассники вступили на 7 ступень "Взаимодействие", где осуществляется тренинг группового взаимодействия. В этом году перед детьми нелегкая задача – успешная сдача государственных экзаменов. Этим и обусловлен выбор темы мероприятия: «Экзамен. Это просто?!». Для создания у воспитанников ситуации успеха в плане воспитательной работы предусмотрена система воспитательных действ:
психологические игры, тренинги, беседы, родительские собрания
Формой организации деятельности выбран проект, так как он позволяет наиболее полно и разностороннее реализовать поставленную воспитательную цель.
Подросткам наиболее комфортно выполнять предложенные процедуры и осуществлять общение через проектную деятельность, которая создает положительную мотивацию.
Воспитательная цель проекта – помочь подростку осознать, что экзамен – это успех высокого уровня знаний, умений и навыков,
и жизненное испытание, физическое здоровье, чистота поступков, эстетика поведения, грамотное общение.
Форма достижения цели - тренинг.
По ведущей деятельности, это практико – ориентированный проект, целью которого была разработка формулы психологически здорового человека. Созданная формула и является продуктом проекта.
Моя роль была направлена на поддержание у подростков интереса к самообразованию и саморазвитию,
В ходе реализации проекта я была лишь координатором группового процесса. Марина, как социолог умело анализировала происходящий процесс, грамотно вычленял ключевые слова и понятия,
Тренинг состоял из 7 психологических процедур, которые выполняли функции:
отработки навыков группового взаимодействия
формирования положительной самооценки
развития нравственных мотивов межличностных отношений
поддержания у подростка потребности в саморазвитии, самоизменении
побуждения его к последующей самореализации
Выбор психологических процедур был сделан с учетом психологических особенностей подросткового возраста и психолого-педагогической характеристики данного класса. Для решения поставленных задач были задействованы все каналы восприятия и переработки информации, использованы различные формы индивидуальной, групповой и коллективной работы.
Сочетание этих форм позволило создать атмосферу психологического комфорта, открытости, доверия, вовлечь всех в плодотворное сотрудничество. Поэтому, я считаю, поставленные цели и задачи были решены. Проект имеет свой продукт, который станет еще одной страничкой в папках индивидуальной траектории и который подскажет ребятам, как реализовать себя шаг за шагом, что в определенный момент своей жизни они могут изменить многое, если захотят. Главное - осознать, что происходит и почему.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Санникова Тамара Николаевна
→ aramat 20.04.2010 7 13022 3747 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.