МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению урока «Права человека» в разных классах


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению 10 декабря 2008 года урока «Права человека»

Урок «Права человека» в I-IV классах
Цели урока:
работа над понятием «права человека», «права ребенка».
Знакомство детей Декларацией;
развитие чувства человеческого достоинства;
воспитание терпимости, взаимопонимания и равенства.
Оборудование урока: Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. «Ваши права»/ Книга для учащихся начальных классов - М:Вита-Пресс, 2007; Антонов В.В. «Изучаем права человека»/ Рабочая тетрадь - М.: Вита-Пресс, 2007; Антонов В.В. «Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека»/ пособие для учителя начальной школы - М.: Вита-Пресс, 2007.

Ход урока.
Введение в тему урока. Учитель рассказывает детям об уроке: о чем будет идти речь на этом занятии.
1. Разминка - игра «Знакомство».
Начиная с учителя, каждый ребенок представляется: «Меня зовут..., я люблю ...». Каждый последующий ученик повторяет всю информацию о предыдущих. (Например, «Меня зовут Даша, я люблю мороженое». Следующий должен повторить: «Даша любит мороженое. Меня зовут Андрей, я люблю играть». Третий ученик: «Даша любит мороженое, Андрей любит играть. Меня зовут... Я люблю...» и так далее). Игра развивает внимательность, позволяет детям узнать что-то новое о вкусах и интересах друг друга. Также эта игра создает дружественную атмосферу в классе.
2. Кто Я? Какой Я?
Учитель раздает детям «Щиты знакомства»:

Кто я? Что люблю?
Чем горжусь? Моя мечта?

Заполняя графы «щитов» дети могут нарисовать ответ или написать его. Затем ученики все берут свои «щиты» и знакомят с ними своих одноклассников.
Игра позволяет детям узнать что-то новое друг о друге, и понять, что у всех есть что-то схожее, что всех их что-то объединяет, у всех могут быть общие цели, желания и чувства.

3. Беседа «Права человека: Всеобщая декларация прав человека».
Учитель начинает беседу: «Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет». (Принимаются варианты ответов).

Учитель подводит к пониманию, что это общее и есть права человека.
Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права.
Все основные права записаны в документе - Всеобщей декларации прав человека.
Декларация - это основные принципы, к которым стремится государство.
Учитель знакомит детей с Декларацией, особое внимание уделяет первому принципу, акцентируя внимание на понятии «равенство»: «Все люди имеют право на то, что указано в документе, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, на котором они говорят; религии, политических и иных убеждений».

4. Подведение итогов урока.
В заключение урока учитель может раздать детям тетради и предложить обучающимся начать писать свою книгу по правам человека.
Можно совместно с детьми придумать название книги или можно предложить им свое название «Мои права». Пусть первая страничка книги будет называться «Кто Я?». Дома дети начнут работу с ней. На первой странице вклеят свою фотографию, запишут, сколько ему лет, какие у него интересы, что он любит и немного о своей семье, домашних животных и обо всем, что ему нравится. В дальнейшем при изучении прав, обучающиеся могут записывать интересные суждения, рисовать свои права.
Работу по изучению прав человека можно продолжить и на других внеклассных занятиях. Тема внеклассных мероприятий - «Конвенция о правах ребенка».

Урок «Права человека» в V-IX классах

Цель урока:
дать обучающимся представление о том, что такое права человека, познакомить их с основными документами о правах человека.
Основные понятия: конвенция, пакт, права человека, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.
Оборудование урока: упрощенный вариант Декларации; Бабушкин А. В. ч Подростку о правах человека» (методические материалы для педагогов) - М.: 1999; Болотина Т.В., Миков П.В. «Концепция обучения правам человека» - М.: «Русское слово», 2006; Преподавание прав человека в 5-9 классах средней школы./ Сборник - М.: «Звенья», 1997; Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. «Жить в мире с собой и другими»/ Тренинг толерантности для подростков -ML: «Генезис», 2000.

Ход урока.
I. Вводная часть.
Учитель знакомит обучающихся с темой урока, рассказывает им о необходимости правил, определяющих поведение человеческого сообщества.

II. Игра «Словесные ассоциации».
Прежде чем дать определение понятию «права человека», школьники должны подумать о значении данного словосочетания. Варианты ответов могут быть разными: права, данные природой, Богом; моральные права и т.п.
Учитель, написав на доске слова «права человека», предлагает обучающимся назвать другие слова, которые им приходят в голову по ассоциации. На доске составляется список соответствующих слов, на основе его анализа делается вывод о том, что права человека — это: совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать;
идеальные нравственные принципы; совокупность представлений о достойном положении человека; справедливые притязания людей по отношению друг к другу и государству; система жизнеобеспечения личности, без которой невозможно ее нормальное развитие; субъективные права, на обладание которыми может претендовать каждый человек вне зависимости от государства; определенный минимум общесоциальных, общечеловеческих и общедемократических требований к правовому и социальному положению каждой личности, реализация которых должна и может быть обеспечена в любом обществе вне зависимости от особенностей его социально-политической системы; минимальная неотъемлемая мера свободы, определяющая статус отдельной личности.
Завершая работу над этой частью урока, необходимо поставить перед обучающимися вопрос «Зачем надо изучать права человека?». Отвечая на него, обучающиеся могут сказать, что чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятность, что права человека станут не просто идеальной моделью, но и реальностью.

III. Игра «Идеальное общество».
Учитель объявляет условия игры: для того, чтобы создать идеальное общество, нужно составить список прав его граждан.
Класс разбивается на группы по 5—6 человек. Каждый член группы должен определить для себя 3 основных права. Затем эти права обсуждаются в группе, после чего составляется список из 10 прав, которые, по мнению школьников, являются наиболее важными. Когда все группы обучающихся представят свои варианты, учитель составляет итоговый перечень, в который включаются только те права, которые повторяются во всех группах, ранжируя их по значимости.
Таким образом, класс составил перечень прав человека своего сообщества.
IV. Ознакомление обучающихся с Декларацией.
Учитель знакомит обучающихся с Декларацией, рассказывая историю ее создания. Следует упомянуть, что идея прав человека имеет долгую историю и с своими корнями она уходит в мировые религии и древние философские учения. Необходимо обратить внимание обучающихся на то, что вся философия прав человека основана на одной несомненной ценности. Эта ценность — человек.
Учитель может рассказать о Великой хартии вольностей (Англия, 1215 г), Декларации независимости (США, 1776 г.), Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), Великой реформе 1861—1863 гг. (Россия), Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа (РСФСР, 1918 г.). Обучающиеся должны осознать, что разные общества подходили к этому вопросу по-разному.
Рассказывая о современном периоде, следует остановиться на создании ООН, официальная дата создания — 24 октября 1945 г. Цель ООН — объединить усилия всех народов планеты во имя мира и развития, основанных на принципах справедливости, уважения человеческого достоинства и общего благосостояния.
Учитель должен обратить внимание школьников на то, что людям из различных стран зачастую сложно решить, какие права человека являются более важными, поэтому в 1948 г. была организована Комиссия по правам человека, в состав которой вошли представители 14 стран — участниц ООН. Эта Комиссия и составила Декларацию, которая была принята 10 декабря 1948 года на Генеральной Ассамблее ООН (к тому моменту в ООН было 56 стран-участниц). В 30 статьях этого документа перечислены все основные права человека: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.
Учитель должен упомянуть, что Декларация не является юридическим соглашением между государствами. Это скорее заявление о намерениях. Продолжая рассказ об истории создания Декларации, следует остановиться на следующем: с целью повысить эффективность Декларации в 1966 г. Генеральная Ассамблея приняла два дополнительных документа: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В совокупности все три документа составляют Международный билль о правах. Для государств-участников, подписавших этот документ, он является обязательным для исполнения. Впоследствии были подготовлены другие документы (конвенции): Конвенция о правах ребенка, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и т.д.
Далее следует прочесть текст (возможно, упрощенный вариант) Декларации и сравнить ее статьи с составленным школьниками перечнем.
По окончании чтения обучающиеся отвечают на вопросы:
Какие права человека, упомянутые в Декларации, внесены в наш перечень?
Какие права человека из нашего перечня включены в Декларацию?
Какие права человека вы хотели бы дополнительно включить в Декларацию?
Какие три права в нашем перечне вы считаете наиболее важными? Почему?
Предусматривает ли Декларация не только права, но и обязанности?
Почему велико значение Декларации?
Возможен другой вариант этой части урока, когда учитель организует чтение и обсуждение содержания упрощенного варианта Декларации по следующим вопросам:
в 5-7 классах:
1. Почему Декларация была принята в 1948 году на третьей сессии
Генеральной Ассамблеи ООН? Связать с опытом предвоенной истории
Второй мировой войны, когда происходили массовые нарушения прав человека.
2. Какова суть основных принципов, провозглашенных Декларацией прав
человека. Необходимо выделить в доступной для восприятия форме главные
принципы документа - «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных неотъемлемых прав их», которое «является основой свободы, справедливости и всеобщего мира»; признание необходимости того, «чтобы права человека охранялись властью закона»; подтверждение веры «в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности» и решение «содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе» и т.д.
3. Какие документы развили и конкретизировали основные принципы,
провозглашенные Декларацией? Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт о социальных правах, Конвенция о правах ребенка, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также конституции различных стран. Основное внимание стоит уделить Конвенции о правах ребенка и Конституции Российской Федерации (глава 2).
4. Права человека как философская концепция. При обсуждении этого
вопроса следует объяснить обучающимся, что в рамках философской концепции права человека рассматриваются как убеждения, система ценностей, как защита справедливости и человеческого достоинства. Этот подход помогает ответить на вопрос, ЧТО такое человек, и почему права человека должны быть защищены. Более того, он связывает воедино права человека, свободу и справедливость.
5. Права человека как правовая система. Этот подход позволяет определить права человека как четкие правовые нормы и эффективно работающие механизмы. Он помогает ответить на вопросы, КАК реализовать права человека, КТО должен следить за соблюдением прав человека и КАК человек может защитить себя сам. Следует объяснить обучающимся приоритет международных стандартов прав человека и выстроить иерархию правовых документов - Конституция РФ, международные нормы, федеральные законы, и другие правовые нормы, разъяснить механизмы соблюдения прав человека. Кроме того, следует подчеркнуть взаимозависимость двух подходов: каждому человеку необходимо знать свои права, а также механизмы их защиты. Привести примеры из Конвенции о правах ребенка.
6. Почему принципы Декларации были актуальны не только в послевоенный период, но сохранили свою актуальность и в современных условиях? Как соблюдаются права человека в современной России? Целесообразно вернуться к иерархии правовых документов по правам человека, отметив приоритет международных норм, а также норм Конституции Российской Федерации. Следует дать характеристику государственным судебным и внесудебным структурам по защите прав человека (органы прокуратуры, органы внутренних дел, судебная система, институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации и т.д.), а также негосударственным объединениям и организациям (Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, негосударственные некоммерческие правозащитные организации и т.д.).
в 8-9 классах:
1. Почему Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию уже на
своей третьей сессии?
2. Причины актуализации принципов Декларации в современном мире в связи с угрозами международного терроризма, кризисом норм международного права, а также актуализации этих принципов для России в связи с незрелостью гражданского общества, проблемами социально-экономического развития.
3. Каковы основные подходы к изучению прав человека.
Проанализировать оба подхода: первый - мировоззренческий, который рассматривает права человека как убеждение, систему ценностей, философскую концепцию, т.е. защита справедливости и человеческого достоинства; второй - подход, который определяет правовые нормы и эффективно работающие механизмы. Добиться понимания взаимосвязи и взаимозависимости обоих подходов.
4. Каково содержание термина «права человека». Разъяснить учащимся,
что в современном мире, учитывая систему защиты прав, разработанную на
основе Декларации, сам термин «права человека» употребляется чаще всего в
случае отношений человека и власти и по поводу определенного международными стандартами перечня прав и основных свобод.
5. Каковы исторические периоды формирования современной концепции
прав человека. Коротко остановиться на исторических периодах формирования современной концепции прав человека: первый - осознание ценности и значимости отдельной человеческой личности; второй - понимание необходимости ограничения власти; третий - осознание важности существования в государстве конкретных процедур, позволяющих ограничивать власть и мирными способами выступать в защиту прав человека.
6. Каковы основные принципы, провозглашенные Декларацией
(признание «достоинства, присущего всем членам человеческой семьи» и равных и неотъемлемых прав, которые являются «основой свободы, справедливости и всеобщего мира»; признание необходимости охранения прав человека «властью закона»; подтверждение «веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности...» всеми государствами- членами; их решение «содействовать в сотрудничестве с ООН всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод...»). По выбору учителя имеет смысл проанализировать не только Преамбулу, но также и статьи Декларации, представляется целесообразным дать их в сравнении со статьями Конституции Российской Федерации.
7. Какие основополагающие международные документы развили и конкретизировали принципы, провозглашенные Декларацией. Подчеркнуть, что Декларация лишь провозглашает права и имеет рекомендательный статус. Но на ее основе выстроены два обязательных для всех государств-членов ООН и основополагающих документа: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Необходимо разъяснить первую часть Международного пакта о гражданских и политических правах, в которой записано право народов на самоопределение, привлечь внимание обучающихся к статьям 23 и 24 части 3 Пакта о правах ребенка, которые были развиты и конкретизированы в Конвенции о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей в 1989 г.) Кроме того, в Пакте прописана и организационная структура ООН, занимающаяся правами человека - Комитет по правам человека.
Существуют и региональные документы, прежде всего Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Она была принята Советом Европы в 1950 году. В связи с тем, что после вступления Российской Федерации в Совет Европы Конвенция была ратифицирована в нашей стране, этот документ имеет важнейшее значение, так как его статьями следует руководствоваться и более того применять их в процессе защиты прав человека.
Целесообразно обратить внимание обучающихся на следующее:
права и свободы каждого человека гарантированы участвующими государствами;
впервые в рамках международного документа о защите прав человека был создан конкретный механизм их защиты - Европейский Суд по правам человека;
парламенты и судебные органы получили прочную основу в области прав человека для принятия и толкования законов.
8. Каков порядок применения международных норм, провозглашенных
Декларацией и закрепленных в последующих конвенциях и пактах, на территории Российской Федерации. Выстроить иерархию законов в области прав человека: Конституция Российской Федерации, международные нормы, федеральные законы, остальные нормативные акты. Следует подчеркнуть, что главное в этой иерархии - верховенство международных норм и норм Конституции перед любыми национальными законами, даже федеральными, указами Президента и постановлениями Правительства.
Необходимо также обратить внимание обучающихся на то обстоятельство, что международные документы, как и Конституция Российской Федерации - законы прямого действия. Здесь же целесообразно объяснить, что права человека в современном понимании - это вопрос о четких международных стандартах, обязательных и для России. Они носят универсальный характер, что означает, что практически по каждому вопросу, связанному с соблюдением прав человека, существуют не только соответствующие статьи пактов, конвенций и т.д., но и четко определенные развернутые толкования, пояснения, уточнения, что эти положения означают и как их применять на практике. Особое внимание здесь следует уделить решениям Европейского Суда.
9. Каковы механизмы защиты прав человека. Подчеркнуть, что кроме фундаментальных прав человека есть так называемые «процедурные и процессуальные» права - разнообразные механизмы защиты. Особо обратить внимание на внесудебные и негосударственные институты защиты, прежде всего на институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также на правовое просвещение и образование в области прав человека.

V. Подведение итогов урока.

В конце урока следует предоставить обучающимся возможность высказать свое мнение о том, интересна ли им тема урока, что нового они узнали, пригодятся ли им в дальнейшем эти знания.
Учитель обращает внимание обучающихся на то, что, высказывая свое отношение к тому, что происходило на уроке, они реализуют свое право на свободу слова.

Урок «Права человека» в X-XI (XII) классах

Цели урока:
объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира;
сформировать уважительное отношение школьников к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их;
закрепить знания о правовом статусе личности в Российской Федерации и сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, закрепленных Декларацией.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны:
понимать значимость Всеобщей декларации прав человека для развития демократии и совершенствования правовой системы стран мира;
уметь характеризовать указанный документ с точки зрения закрепленных в нем прав человека;
иметь представление об истории создания документа;
уметь охарактеризовать основные этапы развития концепции прав человека;
уметь объяснять политические, социально-экономические, личные права человека и механизм их защиты;
знать основные права и обязанности лиц подросткового возраста, свой правовой статус;
уметь характеризовать способы и средства правовой защиты основных прав человека в государстве;
уметь анализировать состояние дел с правами личности в РФ, возникающие проблемы и пути их решения.
Оборудование урока: текст Всеобщей декларации прав человека; учебники: Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. «Права человека» (10-11 кл.), М.: ТИД «Русское слово», 2008; Певцова Е.А. «Право. Основы правовой культуры» (10-11 кл.), М.: ТИД «Русское слово», 2008; листы бумаги, ватман, ручки.
Основные понятия: права человека; принципы прав человека; поколения прав человека; толерантность; декларация; Всеобщая декларация прав человека; механизм защиты прав человека; правовой статус личности.

Ход урока.
I. Вступительный рассказ учителя.
История создания Декларации и ее значение в современном мире.
Учитель начинает урок и поясняет, что испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права. Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он — человек. Недаром говорят, что источник прав человека - в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они
имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.
Вопрос: О каких принципах прав человека я упомянул (а)? Что означает слово «принципы»?
Обучающиеся отвечают и называют принципы прав человека: права естественны, неотъемлемы; взаимосвязаны; универсальны.
Учитель рассказывает о том, что вскоре после окончания Второй мировой войны, в 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.
В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс-Президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ, «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире -Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня Декларацию порой называют Хартией прав человека.
Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли ее главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарлз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай), Эрнан Санта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания) и Уильям Ходгсон (Австралия).
10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека.
Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.
К числу политических прав человека Декларация отнесла право на жизнь, свободу и личную безопасность, право на справедливое и открытое правосудие, свободу мысли и совести, право на мирные собрания. Декларация установила, что наказания, ухудшающие положения виновного, не имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности.
Среди новшеств Декларации следует отметить право на социальную обеспеченность, право на свободный труд в нормальных условиях, право на образование, свободное участие в культурной жизни общества и право на использование мировых научных достижений на благо личности и человечества. Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось право на свободное участие в профсоюзах, право на отдых и право на равную оплату труда.
Декларация - это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод.
Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, то есть на нее можно ссылаться при защите своих прав, и её положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.
Кроме того, на основании декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Тест документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных положений. По различным оценкам экспертов, не менее 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат формулировки основных прав, которые если и не воспроизводят в точности положения Декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею.
Необходимо отметить, что в 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации как День прав человека.
Учитель может упомянуть, что 10 декабря 2008 года заканчивается кампания по случаю 60-летия Всеобщей Декларации прав человека, которая началась год назад, 10 декабря 2007 года.
Целью этой кампании было не только поощрение идеалов Декларации, принципов справедливости и равенства для всех, а также напоминание того, что цель воплощения Декларации в реальность для всех и каждого пока еще остается ре достигнутой.
Рассказ учителя может иллюстрировать фрагмент документального фильма об истории создания Декларации прав человека (3—4 минуты).
Мини-беседа по вопросу: Как вы думаете, почему спустя 60 лет этот документ по-прежнему уважаем во всех странах мира и имеет большую значимость для развития демократических правовых государств?
При ответах на поставленные во время урока вопросы обучающиеся пользуются следующей формулой:
1) Говорят о своей позиции (Я считаю, что...);
2) Объясняют ее (Потому что...);
3) Приводят примеры (Я могу подтвердить примерами...);
4) Делают выводы (Таким образом, мой вывод...).
Вопрос: Какие Ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в первую очередь?
Обсуждение таблицы-схемы. На доске или листе ватмана находится схема «Права и свободы личности» (личные права; социально-экономические права; политические права и свободы).
Учитель поясняет, что на схеме представлены основные права и свободы, традиционно классифицируемые в юридической науке и документах, защищающих права человека.
Вопросы и задания:
Что Вы знаете об указанных правах и свободах личности? Назовите конкретные права, используя свой багаж знаний.
Докажите кратко, что все права и свободы универсальны и неотчуждаемы. Для этого возьмите любое право и прочтите его, подставив частицу «не».
(Например, «НЕ каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях». Что из этого следует? Какие права будут нарушены?)
Возможно ли достижение полного равенства между людьми? Как вы понимаете равенство прав и обязанностей?
Возможен другой вариант вступительной беседы (с элементами лекции) по следующим основным вопросам:

1. Почему на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была
принята Всеобщая Декларация прав человека. Факт принятия этого документа необходимо вписать в исторический контекст.
2. Каковы причины актуализации принципов Декларации в современном мире в связи с угрозами международного терроризма, кризисом норм международного права, необходимостью реформирования ООН, а также актуализации этих принципов для России в связи социокультурным также незрелостью гражданского общества и проблемами социально- экономического развития.
3. Что означают два подхода к изучению прав человека:
мировоззренческий, который рассматривает права человека как убеждения, систему ценностей, философскую концепцию, и правовой, который определяет правовые нормы и эффективно работающие механизмы.
При объяснении сути первого подхода следует сослаться на античную традицию, а также воззрения европейских просветителей, дополнив этот философский экскурс идеями российских либеральных народников и мыслителей XIX и начала XX веков. Благодаря этому материалу появляется возможность объяснить учащимся, что концепция человеческого достоинства и справедливости вовсе не «импортный» вариант для России, а идеи присущие русской философской мысли.

II. Работа в группах.
Работа в группах проводится по тексту Декларации.
Класс делится на 4 группы по 6—7 человек. Каждая группа размещается за отдельным столом и снабжается текстом документа. Всем ученикам предлагается прочитать текст Преамбулы.
Установочные вопросы: Какие цели выдвигает Декларация перед мировым сообществом? К кому обращена Декларация? Какие намечены пути проведения в жизнь провозглашенных в ней прав и свобод?
Задания для самостоятельной работы в группах': 1 группа:
1) Ознакомиться с текстом Декларации.
2) Определить сущность и значимость правовой защиты гражданских прав человека.
3) Выделить, выписать и систематизировать гражданские права человека, обозначить основания систематизации.
4) Защитить свой мини-проект.

2 группа:
1) Ознакомиться с текстом Декларации о политических правах.
2) Определить сущность этих прав.
3) Выделить, выписать и систематизировать политические права человека, обозначить основания систематизации.
4) Защитить свой мини-проект.
3 группа:
1) Ознакомиться с текстом Декларации о социально-экономических правах.
2) Определить их сущность.
3) Выделить, выписать и систематизировать социально-экономические
права человека, обозначить основания систематизации.
4) Защитить свой мини-проект.
4 группа:
1) Ознакомиться с текстом Декларации об ограничениях прав и
обязанностях человека.
2) Определить их сущность.
3) Выписать и систематизировать отмеченные ограничения прав и обязанности человека, обозначить основания систематизации.
4) Защитить свой мини-проект.
Защита мини-проектов (кластеров). Для презентации каждой группе отводится 2 минуты. Участники других групп слушают объяснение и переносят кластеры себе в тетрадь.
Можно для работы в группах предложить не весь текст, а только обсуждение принципов Декларации и их последующего внедрения в международную и национальную систему.

IV. Дискуссия «Защита прав человека».
Проводится в стиле телевизионного ток-шоу с целью проверки усвоения знаний. Все группы получают задание определить, в каких из перечисленных ситуаций имеет место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права:
хулиганы отобрали на улице мобильный телефон ребенка;
учитель на уроке обозвал ученика;
два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;
неизвестные ограбили квартиру;
милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям;
вас не приняли на работу без объяснения причины;
в поликлинике отказались оказывать необходимую Вам медицинскую
помощь;
вас не включили в избирательный список по выборам депутатов в Государственную Думу Российской Федерации.
Такая форма проведения дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе. Необходимо назначить по одному представителю от группы, кто будет вести дискуссию о способах защиты прав человека в государстве. Зрители (другие обучающиеся) вступают в обсуждение позже: они или высказывают свое мнение, или задают вопросы участникам беседы.
Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу дает возможность выразить разные точки зрения по заданной теме. Однако не следует забывать, что основные участники обсуждения должны быть достаточно компетентны в данной области и хорошо подготовлены к конкретной беседе (лучше, если обучающиеся будут заранее подготовлены по вопросу о защите прав человека, используя знания по праву и обществознанию). Важно также, чтобы личные качества выступающих не отвлекали внимания от темы дискуссии и чтобы все участники имели равные возможности высказать свою точку зрения (выступление не должно продолжаться более 3 минут).
Первыми выступают основные участники. Их выступления продолжаются не более трех минут, после чего учитель приглашает остальных школьников приступить к обсуждению. Учитель должен следить за тем, чтобы участники дискуссии не отклонялись от заданной темы. Продолжительность дискуссии не должна превышать 20 минут. По окончании дискуссии учитель подводит итоги, дает краткий анализ высказываний основных участников.

V. Подведение итогов урока.
Учитель подводит итоги урока и формулирует выводы: «Права человека — это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей.
Всеобщая декларация прав человека — важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле».
При подведении итогов урока возможно выделить механизмы защиты прав человека, применяемые в Российской Федерации. В таком случае целесообразен краткий анализ проблем современного российского гражданского общества. Следует подчеркнуть, что процесс становления зрелого гражданского общества не может быть завершен без просвещения и образования в области прав человека, без осознания каждым основных идей и принципов Декларации. То есть, необходимо понимание значения образования и просвещения в области прав человека как системообразующей составляющей формирования гражданского общества.


Полный текст материала МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению урока «Права человека» в разных классах смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: -  marisa
09.12.2008 2 28412 3645

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК