Конспект внеклассного мероприятия "Конституция Российской Федерации"
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Уфимский художественно-гуманитарный колледж
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия
Тема: «Читаем Конституцию РФ»
Специальность: 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)»
Преподаватель: Бариева А.Р.
2022
Согласовано:
Зам.директора по УВР____________Л. М.Расаева
«____» _________ 2022 г.
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия
Тема: «Читаем Конституцию РФ»
Специальности: 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)»
Преподаватель:Бариева А.Р.
2022
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА открытого внеклассного мероприятия
Тема: «Читаем Конституцию РФ»
Тип: Игра-викторина
Дата: 13 марта 2022г.
Группы: Д-15
Год обучения: первый
Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия
Дата проведения: 13 марта 2022 г.
Место проведения: ГБПОУ УХГК
Ф.И.О. преподавателя: Бариева Альбина Рифовна
№ группы: Д-15
Год обучения: первый
Специальности: 54.02.01«Дизайн (по отраслям)»
Тема: «Читаем Конституцию РФ»
Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Задача урока:
-дидактические:
- сформировать понятие «парламентаризма» в целом, выделить исторический путь и особенности формирования российского парламента.
-развивающие:
- развить способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно-оправданную позицию, проявлять критичность;
- умение работать с текстами правовых документов и Конституции РФ;
- грамотную и четкую речь;
-воспитательные:
- чувство патриотизма;
- способствовать формированию активной жизненной позиции;
- правовое воспитание обучающихся.
Тип: игра-викторина
Форма: комбинированная
Формы работы обучающихся: самостоятельная, групповая, индивидуальная, коллективная
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический, метод проблемного обучения, работы с текстом Конституции РФ
Дидактические средства: таблицы, компьютерная презентация, документальные материалы, карточки-задания, текст Конституции РФ, фонозаписи гимна, гербы РФ и РБ
Междисциплинарные связи: география, обществознание, литература, МХК, право
Основные термины и понятия: закон, право, Конституция, парламент, государство, патриотизм, гражданственность
Планируемые результаты:
- личные: - использовать знания, полученные на уроке для определения гражданской позиции в современной жизни и критичного восприятия социальной информации;
- предметные: - знать основные факты, явления и события, связанные с историей формирования российского парламентаризма и конституционного движения в РФ;
- знать текст Конституции РФ;
- метапредметные: - заложить основы политического, социально-экономического и культурного развития личности, осознания себя гражданином России, принимающего судьбу Отечества как личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее страны.
План открытого мероприятия:
-
Истоки и особенности формирования российского парламентаризма.
-
Конституция РФ и российский парламент.
-
Игра-викторина на знание текста Конституции РФ.
Оформление ученической доски (на экране):
Тема урока – «Читаем Конституцию РФ»
ОТКРЫТЫЙ УРОК, ПОСВЯЩЕННЫЙ 28-летию принятия Конституции РФ.
Тема: «Читаем Конституцию!»
Структурным компонентом основной образовательной программы основного общего образования в рамках новых Стандартов является программа воспитания и социализации обучающихся, которая предусматривает воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанную на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм. Таким образом внеучебная деятельность, организуемая педагогом, является ресурсом реализации программы воспитания и социализации обучающихся в рамках нового ФГОС.
Целью воспитания и социализации обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Предлагаемая методическая разработка игры-викторины «Читаем Конституцию?!» направлена на достижение поставленной цели, а также задач программы воспитания и социализации обучающихся, а именно:
-
В области формирования личностной культуры:
-
Формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;
-
Развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность.
Цели урока: - познакомить обучающихся с основными положениями и текстом Конституции РФ;
- сформировать понятие парламентаризма в целом, выделить исторический путь и особенности формирования российского парламента;
- воспитать у учащихся активную жизненную позицию, чувство патриотизма, уважения к стране, ее истории;
- правовое воспитание обучающихся – основы становления и развития высоконравственного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Форма: игра-викторина
Задачи: 1. Привитие интереса к изучению нормативно-правовых документов, регламентирующих жизнь общества;
2. Создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся;
3. Формирование коммуникативной культуры подростков.
Оборудование: компьютер, проектор, Конституция РФ, фонозаписи гимна, иллюстрации гербов РФ и РБ. Оформление: мультимедийная презентация, рисунки.
Место проведения: учебный кабинет
Ход урока:
1. Истоки и особенности формирования российского парламентаризма.
2. Конституция РФ и основы современного российского парламентаризма.
3. Игра-викторина на знание текста Конституции.
На фоне первого слайда звучат гимны РФ и РБ.
Учитель: Ребята, мы сегодня собрались на открытый урок, который посвящен российскому парламентаризму. Вашему вниманию предлагаются следующие вопросы (слайд 2).
Парламентаризм - это система власти, где есть парламент как представительный орган, наделенный законодательными и контрольными полномочиями (слайд 3).
Парламент родился в средневековой Англии в 1242 году и назывался просто «парламент», затем возникли Генеральные Штаты во Франции, Бундестаг в Германии, Государственная Дума в России.
История формирования российского парламента длительна и сложна.
Далее идет работа по слайду 4-5.
2. Основной документ, на основе которого строится работа Федерального Собрания - это Конституция РФ. Это паспорт государства. Само слово «конституция» означает устройство. Это основной закон государства.
На фоне слайда 6.
Это закон государства определяющий:
- как устроено государство;
- как образованы органы власти;
- каковы права и обязанности граждан;
- Герб, гимн, флаг, столица государства. (слайд 7).
Первая Конституция в мире - это Конституция США 1787 года.
Российская история знает 5 текстов Конституций. Идет работа по слайду 8.
Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года на референдуме РФ. Полный текст Конституции был опубликован в «Российской газете» 25 декабря 1993 года и с тех пор День Конституции является одним из самых значимых государственных праздников России. Сo времени Конституции в документ был внесен ряд поправок, из которых одними из последних являются положения о том, что Президент РФ избирается сроком на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, и что Государственная Дума избирается сроком на 5 лет.
Конституция - это просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны - это закон, который он должен знать в первую очередь.
Переплет из тончайшей кожи красного цвета, накладной серебряный герб России и тисненная золотом надпись «Конституция Российской Федерации» - так выглядит экземпляр №1 основного закона страны. Это так называемое инагуарацинное издание Конституции РФ хранится в библиотеке главы государства в Кремле.
Слайд 9. Действующая Конституция состоит из преамбулы и 2-х разделов.
Заслушиваются сообщения обучающихся о флаге, гербе и гимне РФ.
Заключение: слайд 10
3. Того, кто не знает своих прав, легко обмануть, обидеть и запутать. Незнание основ права делает человека зависимым и несвободным во всем - и в повседневной жизни, и в работе, и в предпринимательской деятельности, подобно тому, как неумение считать «столбиком» превращает решение простейших арифметических задач в трудную и длительную работу.
Знать свои права и уметь за них бороться - значит быть сильным!
Уважать права других - значит быть справедливым!
Жить по праву - значит жить в мире и согласии.
Для того чтобы научиться жить по праву, конечно, не обязательно знать все законы. Но без знания Конституции, которая определяет дух всех законов и их предназначение, невозможно стать свободным, сильным и ответственным гражданином своей страны.
Чем больше россиян будут понимать свою Конституцию, руководствоваться ею, тем больше у нас будет шансов изменить жизнь к лучшему.
Тема нашей игры-викторины сформулирована следующим образом: «Читаем Конституцию?!». В конце предложения стоят два знака. Давайте прочтем данное предложение сначала с вопросительным знаком, а затем с восклицательным (ученики вслух произносят поочередно предложение с разными знаками препинания). Какая интонация подходит больше к вам? (ученики поднимают руки). В конце нашей игры-викторины мы еще раз вернемся к этому вопросу. Данная игра проводится в течение 40-45 минут. Количество команд - 2. Поэтому достаточно будет предложить три конкурса. Цель, которую преследует каждый конкурс – мотивация на изучение содержания основного закона государства.
-
-
Конкурс № l «Знатоки Конституции» (тест). Задача: проверить знание содержания Конституции РФ у конкретного участника команды.
-
Конкурс № 2 «Конституция в ассоциациях» (игра). Задача: определить, на какие статьи Конституции может указывать тот или иной предмет.
-
Конкурс No3 «Конституция в действии» (практикум). Задача: применение знаний текста Конституции на практике.
-
Итак, мы начинаем!
Первый конкурс «Знатоки Конституции». Всем хорошо известно выражение, которое стало уже крылатым «Незнание закона не освобождает от ответственности». Поэтому правовое образование должно начинаться с изучения самого текста Конституции.
1.Какова структура Конституции РФ?
2.В какой статье и как определена форма государственного устройства РФ? (ст.1)
3.Кто является источником власти в вашей стране по Конституции РФ? (ст. 2)
4.Что такое федерализм по Конституции? (ст.5)
5.Кто может быть гражданином РФ? (ст.б)
6.Вопросы с вариантами ответов:
Вопросы |
Ответы |
1.Президент РФ является главой: партии, государства, правительства? |
Государства |
2.При вступлении в должность президент приносит народу: клятву обещание, присягу? |
Присягу |
3. Президент РФ избирается на следующий срок: 4, 3, 5, 6 лет? |
На 6 лет |
4. Подписывает и обнародует федеральные законы: глава правительства, президент или председатель Госдумы? |
Президент |
5. Как называется парламент РФ: Госдума, Федеральное собрание, Совет Федерации? |
Федеральное собрание |
6. Госдума избирается на срок: 2, 3, 4 года? |
5 лет |
7. Исполнительную власть в РФ осуществляет: премьер, правительство или президент? |
Правительство РФ |
8. Какой суд является высшим судебным органом по уголовным и гражданским делам: Конституционный, Высший арбитражный или Верховный суд РФ? |
Верховный суд РФ |
Второй конкурс «Конституция в ассоциациях». Знать Конституцию необходимо всем. Поэтому в программу викторины включен данный конкурс. Внимание! На столе в коробке находятся предметы. Командам разрешается пользоваться текстом Конституции РФ. Поочередно от каждой команды выходят «делегаты» и вытягивают предметы. Главная цель определить, на какие статьи может указывать данный предмет. Время работы команды - 5 минут. При ответе обязательно зачитывать текст статьи документа Правила оценивания: за каждый верный ответ 2 балла. Максимальное количество баллов - 4.
Предмет |
Один из вариантов ответа |
Ключи от квартиры |
Ст. 25, ст. 40 |
Фотография |
Ст. 24 |
Книга |
Ст. 43 |
Письмо |
Ст. 23 |
Российский рубль |
Ст. 75 п. 1 |
Кукла |
Ст. 38 п. 1 |
Учебник русского языка |
Ст. 68 п. 1 |
Таблетки |
Ст. 41 |
Важно не только знать текст Конституции, но и важно применять его на практике. Конкурс «Конституция в действии».
Задание. В рассказе Н. С. Лескова «Железная воля» инженер Пекторалис заколотил ворота мещанина Сафроныча. Какие права человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ в данном случае были нарушены?
Возможные ответы:
Ст. 22 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Ст. 27 Конституции РФ гарантирует каждому человеку, законно находящемуся на российской территории, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, и выезжать за пределы страны.
Ст. 35 Конституции РФ предусматривает, что право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
1. Ведущий - преподаватель.
Наша игра-викторина подходит к своему заключению. Слово предоставляется жюри (жюри оглашает и комментирует итоги каждого конкурса и игры в целом).
А сейчас я хочу обратиться к командам с вопросом: какой же знак вы поставите в конце предложения - «Читаем Конституцию» и почему? (команды отвечают).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бариева Альбина Рифовна
→ Публикатор 12.12.2022 0 1077 41 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы