Беседа о совести; 8 класс


МКОУ «Чёрмозская КШИ». Воспитатель Лаптева А.А. 2020 г.

Беседа для обучающихся 8 класса "Стыд и совесть".

Цель: создание условий для формирования понятий "Стыд и совесть", для пробуждения чувства стыда, совести.

Задачи:

- уточнить значение нравственных категорий совесть, стыд, раскаяние;

- формировать умение критически анализировать и оценивать свои поступки и поступки людей;

- учить замечать свои недостатки, раскаиваться в неблаговидных поступках, слышать голос своей совести, стремиться поступать по совести.

Ход беседы.

  1. Воспитатель. - Тему нашей беседы предлагаю определить вам самим.

  2. Просмотр видеоролика «Осколки доброты». Обсуждение проблемной ситуации.

 (https://www.youtube.com/watch?v=_fjM7nDIK1I) - видеоролик «Осколки доброты»

Воспитатель. - Ребята, как вы понимаете эти слова – «Осколки доброты»? Почему так названа притча? (Старушка творила добро: собирала осколки стекла, чтобы спасти детей от ранения). Почему родители отозвали своих детей? (Чтобы оградить их от странной старушки). Что они чувствовали по отношению к старушке? (Ими владело чувство неприязни, опасности, тревоги за детей). Почему они не ответили на приветливую улыбку старушки? (Она им была неприятна, они о ней ничего не знали). Что они узнали о старушке спустя время? (Они узнали, что старушка собирает на пляже осколки стекла, чтобы не поранились дети). Что почувствовали родители детей, когда узнали, что старушка собирает стёкла? (Они почувствовали стыд от того, что плохо подумали о добром человеке. Ими овладело раскаяние). С тех пор их тревожили «осколки в сердце». Что под ними подразумевается? (Осколки в сердце – это угрызения совести). Почему они чувствовали угрызения совести? (Потому что плохо подумали о хорошем человеке, не ответили на улыбку и обидели этим старушку.) Что можно им посоветовать, чтобы облегчить их переживания? (Можно посоветовать раскаяться, попросить прощения у старушки, сказать ей добрые слова, поблагодарить за заботу о детях).

О чём вас побудила задуматься эта притча? Какие мысли появились у вас в связи с нашей беседой?

Предлагаю вам определить тему нашего занятия. (Тема нашего занятия «Стыд и совесть»). (Слайд №1)

  1. Словарная работа. «Стыд» и «совесть».

Воспитатель. - Предлагаю Стасу и Олесе  прочитать значения этих слов. (Они заранее подготовили значение слов по словарю).

Стас: (по словарю Ожегова) Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Олеся: Стыд - это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Воспитатель. - Важность и силу этих понятий подчёркивают такие веские выражения: «грызет совесть», «мучает совесть», «угрызения совести», «муки совести», «от стыда готов сквозь землю провалиться», «стыд покоя не даёт». Предлагаю объяснить, как вы понимаете смысл этих выражений, советую приводить примеры из собственного опыта или наблюдений из жизни, из прочитанных книг. (Дети приводят примеры и объясняют смысл выражений).

  1. Работа в группах.

Воспитатель. - Предлагаю вам поработать в группах. Задание: Объяснить смысл выражений и подобрать ситуации, когда люди используют данные выражения. (5 минут)

1-я группа: «спокойная совесть», «чистая совесть».

2-я группа: «совесть мучает», «бессовестный человек».

3-я группа: «покраснеть от стыда», «сгореть со стыда».

Воспитатель. - Предлагаю группам представить свои ответы. Скажите, что чувствуют люди в представленных вами ситуациях?

  1. Работа с пословицами. (Слайд 3)

Воспитатель. - Наш народ составил множество пословиц о совести и стыде. В них отразилась народная мудрость. Предлагаю продолжить работу в группах. Нужно представить свои пословицы, то есть объяснить их смысл, ссылаясь на ситуацию (3 минуты на подготовку).

1-я группа: «Как ни мудри, а совести не перемудришь». «Совесть без зубов загрызет».

2-я группа: «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом». «В ком стыд, в том и совесть».

3-я группа: «От человека утаишь, от совести не утаишь».

«Совесть и стыд – сестра и брат».

Выступления представителей от групп с выполненным заданием.

  1. Конкурс среди групп. (3 минуты на подготовку) Выбрать ответы, которые подойдут для завершения предложения: «Стыдно, когда у человека…»

  • Физические недостатки;

  • Поношенная, но аккуратная одежда;

  • Некрасивые поступки;

  • Непрестижная работа;

  • Невежество, безграмотность;

  • Старомодная одежда;

  • Вульгарная внешность;

  • Грубое, бездушное отношение к людям, к животным;

  • Грязные руки;

  • Нецензурные выражения в речи.

Представители от групп зачитывают свои предложения. Жюри (воспитатель и 2 ученика) подводят итоги и называют победителей.

Воспитатель. - Мне приятно, что вы правильно понимаете, чего нужно стыдиться. У каждого человека есть внутренний судья – его совесть. Нужно всегда прислушиваться к внутреннему голосу, голосу совести, поступать так, как он подсказывает. Он учит нас различать добро и зло.

  1. Воспитатель. - Проверим, как работает ваш голос совести. Рассмотрим ситуации (по группам).

1-я группа.

Ситуации выбора. «Голос совести»

А) Ситуация первая. На зимние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поход в цирк. Но в классе происходит ЧП: кто-то уронил полку с цветами. Разбились цветочные горшки, кругом рассыпана земля в кабинете. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Классный руководитель объявляет, что поход в цирк отменяется. Виновник должен найти в себе мужество, признаться в содеянном, навести порядок в классе. А вы знаете, что это сделал ваш друг. Как нужно тут поступить по совести?

Б) 2-я группа. Ситуация вторая. Вы делали покупки в магазине, а продавец по ошибке дал вам со сдачей лишние сто рублей. Как вы поступите? 

В) 3-я группа. Ситуация третья. На контрольной работе по математике вы все задания аккуратно списали у соседки и получили пятёрку, тогда как соседка, всё решив правильно, допустила в работе исправления и получила 4. Как вы поступите? Будет ли это «по совести»? (Высказывание детей каждой группы и общее обсуждение ситуаций.)

Воспитатель. - Вся жизнь наша состоит из подобных ситуаций. Ежедневно мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не допустить ошибку, нужно постоянно слушать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. Чтобы чувствовать голос совести, нужно научиться ставить себя на место другого человека, чтобы понять, что он будет чувствовать при ваших действиях, нужно научиться видеть, представлять последствия своих поступков, заглядывать вперёд, чтобы не совершить ошибку, смотреть на свои действия глазами окружающих, глазами тех людей, которых ты уважаешь.

Каждый неблаговидный поступок, злодеяние должно тревожить вашу совесть, и привести к раскаянию.

  1. Рефлексия. «Минутка раскаяния».

Воспитатель. - Предлагаю в течение 1 минуты вспомнить каждому свои поступки, которые могли кого-то обидеть, кому-то помешать, кого-то подставить, обмануть и т.д., за которые вы испытываете стыд и раскаиваетесь. Подумайте, как можно исправить такую ситуацию и успокоить голос совести. (Желающие высказываются)

Раскаяние очищает и исцеляет человека. Не зря говорится в русской пословице: «Повинную голову меч не сечет». Тот, кто раскаялся, должен быть прощён!

Наша беседа подошла к концу. Какой след остался в ваших сердечках – меня очень волнует. Я прошу вас, уходя, положить мне на стол высказывание, которое отражает ваши выводы, чувства. (Выбрать из предложенных):

Меня тревожит моя совесть, и я поступаю по совести.

Я понял (а), что нужно просить прощения за некоторые мои поступки, научился прислушиваться к голосу совести.

Я понял, что … (написать свои мысли)

Разговор был полезным и поучительным.

Воспитатель. - Спасибо за плодотворную работу на занятии, за активность, искренность. Я уверена, что в ваших сердечках это мероприятие оставило след. Жизнь часто будет ставить вас перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор, я уверена, вы будете согласовывать с голосом совести и поступать правильно, соответственно правилам морали. Мой совет вам для жизни выражаю пословицей: «Было бы здоровье да совесть чиста».


 


 


 


Полный текст материала Беседа о совести; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лаптева Анна Андреевна  Публикатор
07.09.2021 0 2038 191

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК