Устный журнал «Листая страницы прошлого…»
1. Пискунова Галина Маликовна, МОУ «СОШ № 38», г. Норильск Красноярского края
2. Адрес электронной почты
3. «Патриотическое воспитание»
4. Устный журнал «Листая страницы прошлого…»
5. Устный журнал «Листая страницы прошлого…» родился в результате изучения с учениками темы «Норильский комбинат в системе НКВД». Норильск – город, который появился на карте страны в результате обнаружения здесь стратегических запасов медно- никелевых руд. Освоение этих богатств напрямую связано с созданием в Норильске ИТЛ (исправительно – трудовых лагерей) в конце 30-х г.г. прошлого века. Тема настолько заинтересовала учеников, что мы решили провести внеклассное мероприятие, которое помогло бы побольше узнать о том страшном для страны периоде. Учащиеся настолько прониклись этой темой, что сами участвовали в создании сценария, изготавливали наглядный демонстрационный материал, писали выступления участников журнала. В индивидуальной самостоятельной работе учащиеся использовали поисковый метод (стилистические особенности каждого сообщения сохранены); работали с документальными источниками, пропуская через себя массу материалов, который, я думаю, изменил в какой-то степени их взгляды на современную историю, на их мировоззрение.
6. Познакомить учащихся с судьбами людей, попавших в сталинские лагеря; учить подбирать материал на заданную тему, повышать интерес к самообразованию учащихся; воспитывать у учащихся чувство ответственности за свою страну, своих соотечественников
8 класс
Устный журнал «Листая страницы прошлого…»
Задачи:
Образовательная:
познакомить учащихся с судьбами людей, попавших в сталинские лагеря;
Развивающая:
учить подбирать материал на заданную тему, повышать интерес к самообразованию учащихся
Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство ответственности за свою страну,
своих соотечественников
Оборудование:
оформление доски (эпиграф);
видеофрагменты;
демонстрационно- иллюстративный материал (планы бараков, изображение заключенных), репродуктивные рисунки Е. Керсновской, выполненные учащимися
Примечание: в индивидуальной самостоятельной работе учащиеся использовали поисковый метод (стилистические особенности каждого сообщения сохранены)
Эпиграф на доске: «О, век двадцатый, век ты мой жестокий,
Где милость к падшим? Где свободы зов?»
Л. Шерешевский
Учитель:
Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы вспомнить некоторые страницы истории. Истории, которая не всем знакома по ряду причин потому, что своими новыми фактами эти события приносят очень тяжелую душевную боль.
События, о которых будет сегодня идти речь, затронут самые разнообразные категории людей, которые по злому року или волею судьбы оказались жертвами ГУЛАГа.
Фрагмент из документального фильма «Адская Сибирь». Содержание фрагмента:
В 1917 году с помощью тысячи красноармейцев большевики получили власть. Началась диктатура пролетариата, преследования политических противников. В 1919 году тайным постановлением, подписанным Лениным и тайным полицейским Дзержинским, учреждается система ГУЛАГ. Уже в 18 веке в Сибирь ссылались совершившие тяжкие преступления политически неугодные вольнодумцы. В 19 веке депортированы 900 тысяч. За ними последуют миллионы людей, большинство из которых будут невиновны.
Учитель:
Очень большую роль в становлении ГУЛАГовской системы сыграл город за Полярным кругом – Норильск.
Фрагмент из документального фильма «Норильскгазпрому – 30 лет». Содержание фрагмента:
Из приказа народного комиссара ВД СССР от 25.06.35 г.: «Организовать в Норильске ИТЛ, присвоив ему наименование «Исправительно-трудовой лагерь», возложить на такой строительство никелевого комбината, освоение района расположения комбината и его предприятий. Норильский ИТЛ подчинить непосредственно начальнику ГУЛАГа товарищу Берману.
20 лет этой стройкой руководили сотрудники НКВД и МВД. Численность рабочих в 1952 году достигла 100 тысяч человек. Это был особый замкнутый мир со своими героями и ударниками, со своими достижениями и победами. Здесь собрались русские, немцы, венгры, французы, латыши, украинцы, болгары.
Ученик:
Застлало Заполярье снежной мутью,
Метет пурга, как новая метла,
Сдувая пешеходов с первопутья,
Как смахивают крошки со стола.
Здесь от мороза трескаются горы,
И птицы застывают на лету.
Оленю, пусть он даже самый скорый,
С пургою совладать невмоготу.
А мы, пришельцы с Запада и Юга,
На Севере не покладали рук.
Чертою заколдованного круга
Не может стать для нас Полярный круг.
Конвой сжимает ложа трехлинеек,
Доеден хлеб и допита вода,
И стеганые латы телогреек
Напяливают рыцари труда.
Поднявшись не с подушек и матрасов,
А с голых нар, где жерди егозят…
Такого не описывал Некрасов
В своих стихах почти сто лет назад.
Л. Шерешевский
Учитель:
Хоть мы не писатели и не поэты, не ученые и не исследователи, давайте попробуем воссоздать некоторые страницы жизни бывших узников того страшного десятилетия, в которое Сталин вверг страну.
Итак, страница первая повествует нам об основной массе заключенных – простых работягах. Представьте себе, что в одном из заброшенных бараков случайно был найден ящик с неотправленными письмами. Давайте послушаем одно из них.
Ученик:
Дорогой друг! Пишу тебе издалека, цензура проверяет письма, которые мы можем отправить 1-2 за полгода. Они вычеркивают все названия, но я видел здесь недавно оленей, которые кормились ягелем. Что написать тебе? А просто я расскажу о своей жизни, жизни заключенного одного из исправительных учреждений нашей необъятной Советской страны.
Меня арестовали за участие в контрреволюционной организации. Суд был очень скорый – всего несколько минут, но за эти минуты решилась моя судьба – 15 лет лагерей и 5 лет поражения в правах. Добирались мы сюда долго, сначала на баржах по великой сибирской реке. Плыли больше 10 дней. Кормили селедкой и черным хлебом.
По прибытии в заполярный город, мы думали, что уже окончательно устроимся. Но оказалось, что более 100 километров придется пройти пешком. Тяжело дались эти километры: гнус, комары, вечная мерзлота. Не все дошли до конечного пункта заключения.
Ученик:
Поселили нас в бараках - вагонках. Устроен барак так: сплошные нары, два окна в торцах здания, в центре столы и скамейка, на весь барак – 4 печки- буржуйки. Огонь в них поддерживается дежурным. Он следит также за тем, чтобы в бачке всегда была питьевая вода.
Каждое зимнее утро мы встречаем ожиданием: позволит ли нам погода немного отдохнуть, а это бывает очень- очень редко. Не хочу жаловаться, но все время почему-то хочется есть.
Самое удивительное, что по сравнению с царской каторгой нам настолько урезали паек, что не верится, как такая пища может поддерживать работоспособность любого мужского организма. Если я выполню норму на 100%, то получу 730 г хлеба и граммов 80 каши из перловки. Мяса почти в нашем котле не бывает, так как охранники тоже питаются с нашей кухни. Хлеб выдают за ужином, когда приходишь с работы. А на работу приходится идти за 3-4 км.
Ученик:
Ты можешь спросить меня, где мы работаем? Везде, где нужны бесплатные рабочие руки. Сначала мы рыли котлованы для фундаментов. Очень трудно это делать вручную при (-40) градусном морозе. А Завенягин придумал другое: ввели ночную смену и несколько бригад кострами оттаивают землю, чтобы утром вытащить размороженный грунт. Обувь у нас оставляет желать лучшего. Одежда вся поизносилась, иногда трудно найти иголку, чтобы починить телогрейку или брюки.
А тут мне сосед пожаловался: чтобы не было в лагере цинги, заставляют некоторых заключенных собирать хвою с елок. И норма- то немаленькая: нужно за день обобрать с деревьев целый мешок хвоинок. С одной стороны, работа тяжелая, а с другой – цинги в лагере никогда не было. Отвар хвои заставляют пить насильно, выливая его в миску с похлебкой. Наверное, вокруг места нашего заключения скоро вообще не останется ни одного хвойного дерева.
Ученик:
Я тут хотел немного «пофилонить»: отправился в санчасть попросить освобождение от работы, но не тут-то было. Температура оказалась всего 37,5 градусов, а чтобы получить освобождение, нужно не менее 38 градусов. Врачи у нас хорошие, все сидят по политической, 58-й статье. Многие из них профессора, доктора наук. По возможности они стараются облегчить нашу участь, но не всегда у них это получается: нет лекарств, условий для операций и многого другого.
Наверное, не буду я больше писать о неприятном. Если бы ты, друг, знал, каких прекрасных людей я встретил здесь. Они благородны, щедры на достойные поступки, и моя дружба с ними становится крепче. На этом заканчиваю свое письмо, не знаю, дойдет ли оно до тебя.
Учитель:
Конечно же, это письмо не дошло, как множество других писем, но оно явилось главным свидетелем, который получил слово через несколько десятилетий.
Фрагмент из документального фильма «Полуостров Ямал» (рассказ Ю.Сенкевича). Содержание фрагмента:
Сколько раз я об этом слышал, а когда самому довелось увидеть и, более того, подержать в руках, выразить словами ощущения просто трудно. Здесь жили люди. Эта стройка значилась под номером 501. В 1952 году многотысячная армия заключенных укладывала рельсы в полотно самой северной в мире железной дороги от Салехарда до Дудинки. И что удивительно, эта дорога как стержень нанизывала на себя все месторождения газа, которые еще предстояло открыть.
И только сегодня можно утверждать с горечью, что этот собранный вручную памятник на костях был зря забыт и зря заброшен. Зря пропал этот труд, ведь любой труд окупается результатом. И эта дорога могла совершенно легко решить множество экономических проблем при освоении газовых месторождений Севера.
Но нам партия светит, нам солнца не надо, нам денег не надо – работу давай! Так было!
Учитель:
Мужчины-заключенные, т.е. работяги, не являлись той единственной категорией работников, о которой мы можем сейчас говорить. В связи с этим перелистываем следующую страницу и посвящена она женщинам.
Ученик:
Доля ты русская, долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать! В нашей стране отчетливо прослеживается три основных этапа эмансипации женщины. До революции женщина была удалена от общественного труда. После революционной разрухи и голода совершился мощный толчок вовлечения женщины в труд наравне с мужчинами. Так как в стране был выдвинут лозунг «Кто не работает, тот не ест», женщине приходилось много трудиться, чтобы прокормить семью и детей. Нередко женщины недоедали, недосыпали, лишь бы дети как-то были сыты.
В годы первых пятилеток женщины стали активно участвовать наравне с мужчинами в любых сферах производства. Они работали строителями, железнодорожными рабочими, трактористками, водителями машин. Все это не способствовало укреплению женского здоровья.
Ученик:
Третий период в женских судьбах – лихолетье Великой Отечественной войны. В годы войны с фашистами женщины вынесли на своих плечах всю тяжесть работы в тылу, на полях, оборонных заводах. Воевали женщины и на фронтах: они были летчицами, авиаторами, снайперами, медсестрами, работали в госпиталях.
Очень много женщин пострадало от репрессий. После революции большевики заполняют тюрьмы теми, кого считали «врагами народа». Это были жены белогвардейских офицеров, священнослужителей, торговцев и т.д. В 30-е годы к ним прибавились раскулаченные женщины, а также жены «изменников Родины».
Ученица:
В 40-е годы к ним прибавились бывшие узницы немецких концентрационных лагерей и множество женщин- врачей. Их ссылала в лагеря Сибири, Колымы, Казахстана и Якутии. В лагерях женщины находились в невыносимых условиях существования. Каторжный труд, сексуальные домогательства, издевательства лагерного начальства и охраны.
Некоторые женщины не выдерживали такого обращения, заканчивали жизнь самоубийством. Так, например, заключенная Мария Очинникова в 1937 году бросилась под поезд. О причине ее поступка документы молчат, но мы можем сделать вывод, что на этот поступок имелись веские причины.
Ученик:
Бывшая заключенная Норильлага Галина Александровна Скапюк с тяжестью на сердце вспоминает то время: «Кормили плохо. Были только завтраки и ужины. Весь паек состоял из вареной трески и 600 г хлеба. Женщины спали на матрасах, набитых стружками. Скудно одевались. Писать разрешалось одно письмо в год. Посылки запрещались. Каждый месяц в бараках устраивался обыск. Виновных наказывали»
Ученица:
Евфросиния Керсновская 17 лет была узницей Норильлага. Она оставила нам документальное подтверждение своей тяжелой жизни в исправительно-трудовом лагере. Об этом свидетельствуют оставленные ею документальные изображения моментов лагерной жизни (обращение к увеличенным иллюстрациям рисунков Е. Керсновской).
Очень тяжело было находиться в одиночной камере, но когда там много людей, условия содержания тоже ухудшаются.
При вызовах на допросы следователи очень часто применяли недозволенные методы ведения допроса, после которого состояние женщин, как моральное, так и физическое, часто оставляло желать лучшего.
Подруги очень участливо относились к своим сокамерницам. Теплота и душевность помогали им выжить в тяжелых условиях
Однажды Евфросиния попала в оперчасть, где увидела страшную картину: работник оперчасти, тоже женщина, рвала письма, которые писали заключенные домой, и письма, пришедшие в лагерь с «воли». Может быть, среди них было и такое письмо…
Ученица:
Милая, хорошая, родная!
Доченька любимая моя!
Мы с тобой расстались не прощаясь,
Я не думала, что заберут меня!
Расставаться я с тобой не собиралась,
Разлучила нас с тобой тюрьма.
Пред разлукой ты к груди моей прижалась,
Отпускать ты маму не хотела никуда.
Маленькое сердце твое, девочка,
Чуяло грозящую беду.
Ничего ты не сказала, деточка.
Что могла сказать ты на втором году!?
Ученица:
После вынесения приговора женщин очень часто отправляли ив шахты, и на валку леса, и на раскатку бревен
Ученик:
Листая страницы этих скорбных дней, невольно сжимается сердце, и хочется преклониться перед всеми женщинами, прошедшими через ад, унижения и сохранившими удивительную любовь к жизни.
Учитель:
Жизни, начало которой дает женщина. И еще больше сжимается сердце, когда откроем следующую страницу, потому что она будет посвящена детям ГУЛАГа.
Ученик:
Мамо, голубко! Прийди, подивися,
Сина вид мук захисти!
Боли с исподу души поднялися,
Що вже не в силах нести.
Мамо, голубко! Горюеш ти, бачу,
Стогнешь сама у журби.
Хай я в неволи конаю та плачу,
Важче незримо тоби.
Бачити бильше тебе я не буду,
Не дорикай, а прости.
Та вид людського неправого суда
Сина свого захисти!
Ученик:
Государство, которое не заботится о будущем поколении, плохое государство. Работая с документами, видно, что целенаправленная политика советского государства в искоренении свободомыслия коснулась и детское поколение страны Советов. Во многих случаях дети попадали в лагеря из-за родителей, например, дети врагов народа. Они получали сроки в 3, 5 или 8 лет. Тех ребят, которым было меньше 13 лет, если их не хотели взять на попечение родственники, НКВД направлял в детские дома, где они получали совершенно другую фамилию. В лагерях были и испанские дети – это дети тех республиканцев, которые нашли убежище в Советском Союзе. Можно сказать, что эти дети стали заложниками сталинской системы.
В лагерях были и кулацкие дети – это дети крестьян, не подчинившихся Закону о коллективизации.
Были в лагерях и лагерные дети. Дети, рожденные в заключении. Существовал страшный закон, утвержденный Сталиным, гласивший о том, что женщинам-каторжанкам делается принудительная операция по прерыванию беременности. Но если женщина все-таки каким-то образом сохраняла ее, ей давали возможность родить, забирая ребенка потом в детский дом.
Ученица:
Дети наказывались наравне со взрослыми. О труде несовершеннолетних заключенных в Норильлаге известно с 1936 года. Приказ № 168 от 21.07.1936 г. гласил: «…при использовании на общих физических работах заключенных малолеток в возрасте от 14 до 16 лет устанавливается 4-часовой рабочий день с 50% нормированием – из расчета 8-часового рабочего дня для полноценного рабочего. В возрасте от 16 до 17 лет устанавливается 6-часовой рабочий день с применением 80% норм полноценного рабочего – из расчета 8-часового рабочего дня. В остальное время малолетки должны были быть использованы на школьных занятиях по обучению грамоте не менее 3-х часов ежедневно, а также в культурно-воспитательной работе.
В то время несовершеннолетних было сравнительно мало. Руководство лагеря уже при Завенягине пыталось создать им хотя бы сносный быт,, но возможности облегченные условия труда.
Ученик:
Из воспоминаний бывшего заключенного Норильской Трудколонии Владимира Михайловича Хорунжина: «Когда началась война, старшего брата Николая призвали в армию, а отец пошел на военные работы. Времена начались тяжелые, голодные. Школу я бросил, устроился работать электриком, немного погодя – учеником киномеханика. Решил однажды «приработать» на лампочках: за каждую можно было выменять 200-300 граммов хлеба. Поймали. Грозил штраф, рублей 400. Из каких денег платить-то? В конце концов дали три года. Трудколония, куда я попал, изготовляла всякую всячину: чугунные конфорки, люки для канализационных колодцев, зубной порошок и многое другое. Я был электриком. Один из цехов делал заготовки для спортивных тапочек. Оттуда потаскивали обрезки кожи – менять на хлеб. Когда обнаружилась большая недостача, следователь решил списать это дело на малолеток. Требовал у меня признания. Короче, я признался. На суде дали 10 лет и посадили меня в Тбилисскую тюрьму. Оттуда я попал в Норильск
Сначала попал на Медвежку, в 15-е лаготделение. Ребят рассортировали, я потерял их из виду. Барак – 4 секции. В каждой – бригада, человек 40. Подъем в 6 утра, возвращались в 5-6 часов вечера. Сушились, ужинали. Потом проверка, после нее из барака выходить запрещалось. Еда – 3 раза в день. До 1951 года – только дважды. Пища была такой: в основном, треска отварная и как суповая добавка, овсяная каша и такой же суп. Давали и нашу северную рыбу – 70-75 граммов.
Ученица:
Кроме Трудколонии, на территории Норильска находились и Дома младенца. Всего в 1951 году в этих домах находились 534 ребенка, из них умерли 59 детей. В 1952 году должны были появиться на свет 328 детей, и общая численность составила бы 803 ребенка. Однако, в документах 1952 года указано число 650, т.е. смертность была очень высокой. Оказывается, что официальные документы того времени, если их читать «между строк», обличают сами себя..
Дети из Домов младенца направлялись в детские дома Красноярского края. В 1953 году, после Норильского восстания, 50 женщин вместе с детьми были направлены в Озерлаг. До сих пор неизвестна точная цифра умерших в Норильске детей. До сих пор никто не знает, нашли ли мамы, вышедшие из заключения, своих детей, соединились ли семьи. Никто не знает, сколько детей убил ГУЛАГ.
И в наши дни отношение государства к детям оставляет желать лучшего. Дети остаются самыми незащищенными в обществе, но хочется верить, что рано или поздно в России, наконец, претворится в жизнь лозунг: «Все лучшее – детям!»
Учитель:
Ведь дети – это будущее страны. Именно им предстоит восстановить пусть даже самые страшные страницы прошлого своего народа, которые будут храниться не только в памяти.
Ученицы 5 класса:
Рулевой отличный нужен
Для большого корабля.
С нами Ленина не стало –
Гений Сталин у руля.
Часто мы благодарим
Дорогого Сталина,
Стало нынче лучше жить,
Веселее старого.
С каждым месяцем и днем
Лучше жить становится,
Потому что вождь великий
О нас беспокоится.
Красна Армия владеет
Техникой новейшей.
Во главе ее стоит
Комсостав первейший.
В облаках Илья- пророк
На коне катается,
Интересно знать, друзья,
Чем там конь питается?
Ой, ботиночки мои,
Медные подковки!
Не сорвать вам, кулаки,
Хлебозаготовки!
Вы за что меня сослали?
Не кулацка дочь была.
С кулаками на собраньи
Агитацию вела.
Надоела пайка хлеба
И холодная вода.
Надоела работушка
И чужая сторона.
На кисете вышью розы,
А в них Сталина портрет,
Он дороже всех на свете
И ему подобных нет.
Учитель:
О событиях прошлой жизни нам повествуют книги, фильмы, телевидение, сцены театров. Самым необычным является то, что в те злополучные годы театральные актеры высоко несли знамя советской культуры даже находясь на сцене лагерного норильского театра. Это будет следующей страницей нашей истории.
Фрагмент из документального фильма «Фрак народа». Содержание фрагмента:
В нашем рассказе будут переплетаться прошлые времена и нынешние дни, объединенные общим местом действия: Заполярье, островок Архипелага ГУЛАГ. Особое настроение тех лет: удаль, переходящая в страх. А вот и первый артист. Он всегда умело отличается цветом одежды. Не правда ли хорош? Здесь постарше, но тоже костюмчик особый. Любит выделяться ростом и размером лица. Ну, а в общем, истинный поэт. А это Смоктуновский. Он прочтет лирику нашего поэта:
Ветер пахнет фиалками,
Травы светятся росами.
Все вокруг пробуждается,
Озаряется розовым.
Как ты радуешь, Родина,
Красотой своей радуги.
Так и каждый работою
Должен Родину радовать!
Ах, как радовал умелой работой Родину главный режиссер страны! У него были талантливые ассистенты: Генрих Ягода, Николай Ежов,, Лаврентий Берия. А вот и артисты миманса – их миллионы – дипломанты 58-й статьи. Они же станут первыми зрителями лагерных театров и театра для вольнонаемных Норильского заполярного. Севернее театра на нашей планете нет.
Ученик:
В нашей жизни не может быть просто. Был подписан Указ, назначен директор, в Красноярске он должен был набрать труппу, и везти ее на баржах по Енисею сюда. Все собрались, пришел директор, но ни уполномоченного, ни билетов, ни денег не было. Проходили на пароход генералы от КГБ, руководители города, увидели толпу: «Что вы здесь делаете?» Директор театра Бороденко: «Мы артисты, должны образовать театр в Норильске. Человек, который этим занимался, не пришел». Генерал дал команду: «Проходите!». Посадил, поехали. У артистов был припарок: хлеб, лук на первые дни, но провизия закончилась и они стали голодать. Должны были плыть неделю. Директор театра Бороденко увидел, что генералы играют в преферанс и сказал себе: «Играют плохо, где бы начальные деньги взять, чтобы можно было первую пулю сыграть?» Он пошел к артистам, собрал какие-то крохи этих денег и сел играть. И всю неделю кормил артистов на выигранные деньги.
Фрагмент из документального фильма «Фрак народа». Содержание фрагмента:
Они плыли мимо разрушенных жилищ, вдоль берегов разоренной страны. Мимо лагерных вышек, буреломов. Им предстоял путь на Таймыр – «щедрый». Они плыли мимо Туруханска с помпезной колоннадой, сберегающей домик, где проживал в ссылке вождь и учитель.
Ученик:
В Норильске их ждут сторожевые вышки с часовыми, лай собак, длинные бараки и полное отсутствие места – здания театра. Они ищут, где сыграть первый спектакль. Самый длинный барак – столовая. В столовой появился первый концерт Норильского заполярного театра. Сдвинули столы,, все это стало подмостками и играли концерт на военную тему. Через некоторое время был поставлен первый спектакль – испанская мелодрама «Семья преступника».
Заключенные бежали в театр, они бросали работу, нарушали дисциплину, проникая туда любым способом, чтобы увидеть этот спектакль. Театр среди вечной мерзлоты. Людей наказывали, били, но они все равно бежали туда, предпочитая рыдать над судьбой испанского преступника.
Фрагмент из документального фильма «Фрак народа». Содержание фрагмента:
Как все-таки этот кашель похож на кашель в театральном зале. Его также можно услышать на концертах в консерватории. Мы самые кашляющие люди на свете. Страна слишком долго откашливала легкие в северных лагерях ГУЛАГа.
У начальников лагерей, у оперов было, наверное, некоторое почтение к людям искусства. Туда попадали актеры и режиссеры, иногда – очень знаменитые и, может быть, эти люди, эти начальники тоже были людьми. Может, им тоже хотелось приспособить этих людей, но, кроме того, личные амбиции всякого лагерного начальства: «Вот у меня такие актеры, вот у меня такой театр!». Наверное, это было важно.
Театром в 15-ти лагерных отделениях игралась оперетта, украинцы «спивали» «Наталью- Полтавку», плясали цыгане. Здесь многие хлебали баланду. И слишком часто ставились «Без вины виноватые».
Ученик:
Артисты могли пользоваться некоторыми привилегиями: они иногда могли получить дополнительный отрез на платье или костюм, могли получить премиальное блюдо.
В несколько ином положении находились женщины- актрисы. Не отвечая на чувства лагерной администрации, они могли попасть не на сцену, а на общие физические работы. Если работник оперчасти замечали любовные отношения между актерами и актрисами, эти отношения прерывались в самом начале. Судьба влюбленных была предрешена: их отправляли друг от друга настолько далеко, что свидания были невозможны. Сколько человеческих судеб разрушила система ГУЛАГа! Сколько несостоявшихся семей! Сколько неродившихся детей недосчиталась наша страна!
Ученик:
Их много здесь! И под горою Шмидта,
Без памятных надгробий и крестов,
В промерзших ямах, вечностью укрыты
Они лежат. О них не слышно слов.
Пройдут года… Я верю – это будет,
Когда не шепотом, а вслух заговорят,
Что этот город строили нам люди,
Злой волей брошенные в лагеря.
Их тяжкий труд преступно позабыт,
Их памяти нельзя не поклониться,
Но только вьюга плачет здесь навзрыд
И мелкий снег поземкою струится.
Мы выжили… А тех – затерян след,
Бесцельны поиски, их нет на свете…
Но правда есть! Пройдет пусть много лет,
И спросит Родина: «Где мои дети?»
В ответ на глыбе черного гранита
Навеки врежется суровая строка:
«Н и ч т о н е п о з а б ы т о.
Мы помним вас, безвинные з/к!
Г. Попов
Учитель:
Неисчислимы человеческие жертвы сталинского произвола. Люди умирали, но жил, был крепок и незыблем их патриотизм, потому что они свято любили свою страну и слепо верили в своего вождя.
Фрагмент из документального фильма «Фрак народа». Содержание фрагмента:
Товарищ Сталин, вы большой ученый,
В языкознании познавший толк.
А я простой советский заключенный,
И мне товарищ – серый брянский волк.
За что сижу – воистину не знаю,
Но прокуроры, видимо, правы,
И вот сижу я в Красноярском крае,
Где при царе бывали в ссылке вы.
В чужих грехах мы с ходу сознавались,
В этапах шли навстречу злой судьбе.
Мы так вам верили, товарищ Сталин,
Как, может быть, не верили себе.
Живите тыщу лет, товарищ Сталин,
И пусть в тайге придется сдохнуть мне,
Я верю: будет чугуна и стали
На душу населения вполне.
Я верю: будет больше чугуна и стали
На душу населения в стране.
Учитель:
Последней нотой нашей встречи будет стихотворение Лазаря Шерешевского, узника Норильлага, которое прочитают наши гости. Каждый читает по порядку выделенную для него строку.
Гости:
Нас как бы нет, - и все же мы – повсюду:
И в насыпях, и в рельсах, и в мостах.
Возносится строительное чудо
На поглощенных тундрою костях.
Текут людей сосчитанных потоки,
Ворота запирают на засов…
О, век Двадцатый, век ты мой жестокий!
Где милость к падшим? Где свободы зов?
Учитель:
Наша встреча закончена. Всем спасибо!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пискунова Галина Маликовна
→ K@tti 13.08.2009 1 3639 843 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.