Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: вариант №4 2009г.


Слайд 1
Al. К характеристике как общества, так и природы относится понятие 1. социальное взаимодействие 2. динамичная система 3. политическая революция 4. сознательная деятельность А2. О противоречивости прогресса свидетельствует факт 5. переход к постиндустриальному обществу сопровождается ростом числа людей, имеющих высшее образование 6. в период промышленного переворота возросло число лиц, страдающих хроническими заболеваниями 7. внедрение компьютеров расширило возможности творческого труда 8. в эпоху Великих географических открытий начал формироваться мировой рынок A3. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития? А. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое промышленное производство. Б. В постиндустриальном обществе наряду с массовым все более прочные позиции занимает мелкосерийное производство. 1. верно только А 3) верны оба суждения 2. верно только Б 4) оба суждения неверны А4. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животных? 9. действие механизмов наследственности 10. работа органов чувств 11. видовая специализация 12. членораздельная речь
Слайд 2
А5. Сознательное участие человека в общественной жизни характеризует его как 1. индивидуальность 3) творца 2. индивида 4) личность А6. Абсолютная истина, в отличие от относительной 3. добывается только научным путем 4. является исчерпывающим знанием о предмете 5. требует усилий для своего понимания 6. содержит объективное знание о предмете А7. Агностики отрицают 7. рациональное познание 8. возможность обрести истину 9. чувственное познание 10. реальный мир А8. Реклама является неотъемлемой частью 11. элитарной культуры 12. народной культуры 13. массовой культуры 14. духовной культуры А9. Алексей Б. учится на первом курсе юридического колледжа. Это означает, что он получает 15. основное образование 16. полное (среднее) образование 17. среднее профессиональное образование 18. высшее профессиональное образование
Слайд 3
Слайд-консультант. Агностицизм также можно определить как учение, основанное на следующем утверждении: поскольку весь процесс познания основан на опыте, а опыт субъективен, то субъект не сможет постичь суть исследуемого объекта, «вещь в себе». Таким образом, роль науки сводится к познанию опыта, а не сущности вещей и явлений. В этом смысле, агностицизмом является любое философское учение, отрицающие возможность достижения абсолютной истины, например, кантианство. Равновесная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это: 1. цена, при которой спрос и предложение равны; 2. цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг; 3. цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению. Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке. Сальдо (итал. saldo — расчёт, остаток) — разность между поступлениями и расходами за определённый промежуток времени Баланс — свод приходов и расходов, активов и пассивов при составлении финансовых отчётов, статистики. См. например: Бухгалтерский баланс предприятия. Торговый баланс страны — сравнение общей ценности отпускных и привозных товаров; он называется активным, если вывоз превышает ввоз, и пассивным, если ввоз превышает вывоз. Платёжный баланс страны есть сравнение всех её платежей и получений по внешней торговле, государственным займам и др.;
Слайд 4
А10. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном обществе? А. Проблема социальной ответственности ученого за последствия своих научных открытий была осознана много столетий назад. Б. В современном обществе вопросы социальной ответственности ученого утратили свою актуальность. 1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны А11. Командная экономика, в отличие от рыночной 5. порождает товарный дефицит 6. подвержена циклическим колебаниям 7. обеспечивает пропорции между производством и потреблением 8. создаёт условия для внедрения в производство технических достижений А12. Равновесная цена в рыночной экономике — это цена совпадения 9. денежной и товарной массы 10. спроса и предложения 11. производства и сбыта 12. производства и потребления А13. Превышение доходов государства над его расходами называют бюджетным (ой) 13. сальдо 3) профицитом 14. балансом 4) прибылью
Слайд 5
А14. Дивиденд — это 1. доход владельца акций 2. процент по вкладу в банке 3. доход от сдачи в аренду недвижимости 4. ставка ипотечного кредита А15. Верны ли следующие суждения о государственном бюджете? А. Государственный бюджет — это особая форма перераспределительных отношений. Б. Государственный бюджет — это финансовый план страны на определенный период времени. 5. верно только А 3) верны оба суждения 6. верно только Б 4) оба суждения неверны А.16. Какая социальная тенденция проявляется в условиях перехода к постиндустриальному обществу? 7. рост числа занятых в сфере информационных технологий 8. ослабление позиций среднего класса 9. увеличение притока сельского населения в города 10. ликвидация люмпенства как социального явления 4.17. Для обозначения перехода человека из одной социальной позиции в другую служит понятие 11. социальная адаптация 3) социальный статус 12. социальная мобильность 4) социальная роль
Слайд 6
А18. Общность исторического пути, единство территории, литературного языка, устойчивость экономических связей являются признаками 1. нации 3) класса 2. государства 4) народности А19. В партнерской семье, в отличие от патриархальной 3. совместно проживает несколько поколений родственников 4. количество детей супругами, как правило, планируется 5. осуществляется социализация детей 6. поощряются браки между близкими родственниками А20. Верны ли следующие суждения об оценке положения человека в обществе? А. Авторитет — это оценка обществом социальных позиций, занимаемых личностью. Б. Престиж — это степень признания окружающими личных и деловых качеств человека. 1. верно только А 3) верны оба суждения 2. верно только Б 4) оба суждения неверны А21. Формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы характеризуют ее 7. нормативный компонент 3) культурный компонент 8. коммуникативный компонент 4) организационный компонент А22. Что из перечисленного относится к исключительным признакам государства? 9. выполнение функции представительства общественных интересов 10. участие в политической социализации граждан 11. наличие института гражданства (подданства) 12. формулирование политических прогнозов
Слайд 7
Партнерская семья - семья, основанная на взаимопонимании супругов и добровольном распределении ролей в соответствии с возможностями и способностями каждого Эгалитарная семья - тип семьи, члены которой равны и имеют одинаковые привилегии, права и обязанности. Нуклеарная семья - семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении и несостоящих в браке. В нуклеарной семье на первый план выдвигаются отношения мужа и жены, а не кровнородственные связи. Однопоколенная семья - семья, состоящая из супружеской пары без детей. Гетерогамная семья - семья, в которой супруги имеют различные социально значимые признаки: социальное происхождение, национальность, расу, религию и т.д. Кадровые партии восходят к периоду зарождения демократии, когда избирательное право было еще ограничено. В том замкнутом политическом пространстве кадровые партии служили средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Их деятельность была нацелена на победу на выборах. Для этого они стремились не к увеличению своих рядов, а к объединению элит, которые могли бы влиять на избирателей. Массовые партии возникают с введением всеобщего избирательного права. Это партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентированные на политическое воспитание масс и формирование элит из народа. Первичные организации партии строятся как по территориальному, так и по производственному принципу, но в отличие от комитетов являются открытыми для новых членов. Более того, первичные организации массовых партий заинтересованы в пополнении своих рядов. Это связано с тем, что партия существует за счет членских взносов Кроме этого, деление партий на массовые и кадровые совпадает с их делением на партии с сильной и слабой организацией. Кадровые партии имеют децентрализованный характер и слабую организацию. В них высока степень автономности местных комитетов (первичных организаций), а центральные органы партии, как правило, не служат для них авторитетом. Престиж есть результат соотнесения социально значимых характеристик личности со шкалой ценностей, сложившихся в данной общности. Авторитет - уровень уважения человека другими людьми и группой, к которой он принадлежит. Авторитет проявляется в способности лидера побуждать других людей к исполнению возложенных на них обязанностей. Различают авторитет должности и реальный авторитет.
Слайд 8
А23. Жесткая партийная дисциплина, фиксированное членство, приверженность к идеологии являются признаками 1. партий избирателей 2. массовых партий 3. кадровых партий 4. авангардных партий А.24. К характеристике политического режима относится термин 5. унитарное государство 6. федеративное государство 7. республиканское государство 8. демократическое государство Верны ли следующие суждения об избирательных системах? А. При пропорциональной системе от каждого избирательного округа избирается только один кандидат. Б. При мажоритарной системе абсолютное большинство голосов набирает тот кандидат, за которого проголосовали не менее 50% + 1 избиратель. 9. верно только А 3) верны оба суждения 10. верно только Б 4) оба суждения неверны 126. Определенным образом организованное взаимодействие правовых норм, отраслей, институтов называют 11. системой права 3) правовой ответственностью 12. правовым порядком 4) правовым пространством
Слайд 9
А27. Какая ситуация регулируется нормами семейного права? 1. гражданину К. было отказано в заключении брака с несовершеннолетней гражданкой Л. 2. гражданин М. заключил с гражданкой Н. договор о покупке квартиры 3. гражданка О. отказалась от участия в краже компьютера 4. гражданин П. не оплатил проезд в автобусе А28. К органам исполнительной власти в РФ относится 5. Самарская областная Дума 6. Администрация Президента РФ 7. Совет Федерации РФ 8. Министерство образования и науки РФ А29. Согласно Конституции РФ, в нашей стране 9. граждане вправе соблюдать Конституцию и законы РФ 10. каждый имеет право платить налоги и установленные законом сборы 11. каждый имеет право на образование 12. трудоспособные дети, достигшие 18 лет, имеют право заботиться о нетрудоспособных родителях А30. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ? А. В Российской Федерации никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Б. В Российской Федерации никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 1. верно только А 3) верны оба суждения 2. верно только Б 4) оба суждения неверны
Слайд 10
№ задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ А1 2 А11 1 А21 2 А2 2 А12 2 А22 3 A3 2 А13 3 А23 2 А4 4 AI4 1 А24 4 А5 4 А15 3 А25 2 А6 2 А16 1 А26 1 А7 2 А17 2 А27 1 А8 3 А18 1 А28 4 А9 3 А19 2 А29 3 А10 1 А20 4 АЗО 3
Слайд 11
Bl. Какое слово пропущено в схеме? Виды бирж Товарная Валютная Фондовая В2. Завершите фразу: «Сфера человеческой деятельности, функция которой выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, называется...». В3 ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. деятельность в воображаемой ситуации А) труд 2. практическая полезность Б) учение 3. нацеленность на обретение знаний В) игра 4. замещение реальных объектов условными 5. преобразовательная направленность
Слайд 12
В4. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право, и обведите цифры, под которыми они указаны. 1. формулируется и поддерживается государством 2. существует как в устной, так и в письменной форме 3. за нарушение правовых норм следуют меры общественного воздействия (выговор, бойкот и др.) 4. относится к нормативной системе общества 5. определяет границы должного поведения людей Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) В современной России процесс партийного строительства идет довольно активно. (2) Конституция РФ признает свободу образования партий. (3) Однако свобода политических партий должна иметь границы даже в демократическом государстве. (4) Поэтому российское законодательство, как и законодательства ряда других демократических стран, запрещает политические партии, которые ставят своей целью насильственное изменение конституционного строя, ставят под угрозу независимость и территориальную целостность России. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
Слайд 13
В6 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. «Для юристов одним из главных профессиональных качеств является умение применять правовые (1) на практике. Однако давно известно, что пренебрежение теоретическими вопросами права основывается, как правило, на потере уверенности в силе {2). Для тех людей, которые устояли перед волной правового беспредела, (3) стало одной из основ личного мировоззрения. Для современной России, возрождающей духовные традиции, очень важно формирование у граждан правовой (4). В связи с этим очень важно разобраться в изначальном смысле права, понять его общественную (5). Одна из аксиом права заключается в том, что право, так же как и религия, мораль, относится к идеальной ценности. Право самым тесным образом связано с другими сферами общественной (6). Например, связь и отношение политики и права легче всего просматривается через понятие (7)». Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел. А)нормы Е) жизнь Б) суд Ж) власть В)право 3) ценность Г) милиция И) культура Д) понятие К) закон
Слайд 14
В1 Биржа труда В4 145 В2 наукойнаука В5 БАБА ВЗ ВАБВА Вб АКВИЗЕЖ
Слайд 15
Информационное общество Становление информационного общества далеко не завершено, однако представляется возможным выделить некоторые его характеристики. Доминирующим в экономике становится сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации. В итоге, удельный вес затрат на исследовательские работы и маркетинг новой продукции превышает материальные затраты на ее выпуск. Так, в фармацевтических и компьютерных фирмах США последние снизились до 10—15 % ее стоимости (в автомобильной промышленности США они все еще выше 50 %, что видимо, определяет ее отставание от японской). Доля продаж «ноу-хау», т.е. технической информации в общем объеме внешней и внутренней торговли начинает превышать доли продукции аграрного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики. По существующим оценкам, в США этот «порог» был превзойден еще в 1980-х гг. Доля самодеятельного населения страны, занятого в создании, обработке и распространении информации, начинает превышать численность рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве и промышленности. Здесь следует отметить, что сфера обслуживания дифференцируется: часть ее работников, даже в наиболее развитых странах, все еще занята достаточно тяжелым физическим трудом, в то время как большинство из них начинают обслуживать информационный сектор экономики. Информационные потоки получают новый материальный носитель, т.е. глобальную сеть телекоммуникаций, а также Интернет. Существенным и ранее не учитывавшимся фактором общественного развития становится феномен «кризиса человека»... Человек, живущий в развитых странах, подвергается воздействию огромных потоков информация, возможности осмысления которой не безграничны. Это ведет к тому, что часть информации осознанно вообще не воспринимается, отсекается или поглощается некритично. Можно говорить о начале процесса возникновения глобального информационного общества как новой стадиальной фазы мирового цивилизационного развития. Н.В. Загладин
Слайд 16
С1. Какие четыре признака информационного общества названы автором? С2. Не все ученые согласны с характеристикой современного общества как информационного. Какие иные термины употребляются для обозначения современного общества? Укажите два таких термина. СЗ. Автор полагает, что информационное общество является глобальным. Опираясь на знание обществоведческого курса, дайте определение понятия «глобализация» и укажите любые два фактора, ведущие к глобализации. С4. Какую проблему, связанную с «кризисом человека» в условиях становления информационного общества, называет автор? Назовите любые две другие проблемы, составляющие суть «кризиса человека», которые вам известны из курса обществознания. С5. Назовите любые три группы потребностей человека. С6. Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в со временном обществе и раскройте каждое из них на примере.
Слайд 17
C4 Должна быть названа проблема, о которой говорит автор: в условиях информационного общества человек подвергается воздействию огромного потока информации, осмыслить которую он в состоянии; в результате значительная часть информации либо отсекается, либо усваивается некритично. 2) Могут быть указаны любые две другие проблемы, связанные с «кризисом человека», например:  возникают трудности в процессе социализации, в том числе политической, усиливаются тенденции к «бегству» людей от проблем общества;  множится число аварий, техногенных катастроф, вызванных информационными перегрузками работников;  возрастание объема информации создает сложности для политиков, принимающих ответственные решения.
Слайд 18
C5 В ответе могут быть указаны следующие группы потребностей: -биологические (жизненные, физиологические); -социальные; -идеальные; - экзистенциальные; - -престижные.
Слайд 19
C6 Могут быть названы любые три проявления роли средств массовой коммуникации на общественную жизнь и приведены соответствующие им примеры, например: 1. представление массовой аудитории актуальной информации о различных сторонах жизни современного общества (газеты, телевидение освещают важнейшие события внутренней и внешней политики, экономических, социальных, культурных процессов и явлений); 2. участие в формировании общественного сознания личности и социальных групп, общественного мнения и социальных стереотипов (средства массовой коммуникации способствуют формированию отрицательного общественного мнения в отношении международного терроризма); 3. возможность использования средств массовой коммуникации в манипулировании и управлении общественным сознанием (газеты и телевидение нередко используются как каналы манипуляции мнением граждан в период проведения избирательных кампаний); 4. участие средств массовой информации в социализации индивида (через средства массовой коммуникации индивид принимает социальные нормы, существующие в обществе); 5. ознакомление общества и индивида с достижениями культуры и искусства, особенностями различных культур (средства массовой коммуникации постоянно сообщают о кинематографических, книжных новинках, театральных премьерах и т.д.).
Слайд 20
С7. В нашей стране в первой половине 90-х годов из примерно 155 тысяч государственных предприятий было приватизировано около 89 тысяч. Акционерный капитал приватизируемых предприятий распределился следующим образом:  внутренние акционеры (работники, дирекция) — 62% акций,  внешние акционеры — 21% акций,  государство — 17% акций. При этом на мелких внешних акционеров (обычных держателей ваучеров) пришлось 10% акций. 1. Можно ли на основании этих данных сделать вывод о создании крупного частного сектора в экономике страны? 2. Превратилась ли основная масса населения страны в собственников предприятий? 3. Аргументируйте свои выводы.
Слайд 21
С7. Дан утвердительный ответ на первый вопрос. В качестве аргумента приведены данные, свидетельствующие о том, что более половины предприятий были приватизированы. Дан отрицательный ответ на второй вопрос. В качестве главного аргумента использован показатель, свидетельствующий о том, что на долю обычных держателей акций пришлась только десятая часть акционерного капитала.
Слайд 22
С8. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. С8,1. Философия «Человек — нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя» (В. М. Шукшин). С8.2. Социальная психология «Независимость и свободомыслие — суть творчества» (Ф. Миттеран). С8.3. Экономика «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей» (Д. Сарнофф). С8.4. Социология «Маргинальность — это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржд). С8.5. Политология «Государственным благом является справедливость» {Аристотель). С8.6. Правоведение «Тот, кто щадит виновного, наказывает невиновного» (аксиома права).
Слайд 23
Должно быть приведено одно из корректных определений понятия «глобализация», например: совокупность процессов, ведущих к интеграции современного человечества, к охвату его экономическими, социальными, культурными, политическими взаимоотношениями и отношениями взаимозависимости. 2) Могут быть указаны любые два фактора, ведущие к глобализации, например:  усиление мировых экономических связей, увеличение роли транснациональных корпораций в мировой экономике;  развитие международной торговли, ослабление торговых барьеров и ограничений;  создание и бурное развитие новых технологий;  бурное развитие средств транспорта и связи;  развитие современных средств коммуникации, в том числе Интернета;  острота глобальных проблем — проблем, порожденных деятельностью человечества в целом и требующих для своего решения согласованных усилий всех стран.
Слайд 24
C1 В ответе должны быть указаны следующие признаки: 1. доминирующим в экономике становится сектор, связанный со знаниями, производством и обработкой информации; 2. доля продаж технической информации в общем объеме международной торговли превышает долю сельского хозяйства и промышленности; 3. доля населения, занятого производством и обработкой информации, превышает долю населения, занятого индустриальным и сельскохозяйственным трудом; 4. информация получает новый материальный носитель (Интернет, мировые телекоммуникации). C2 В ответе могут быть указаны следующие термины, например:  постиндустральное общество;  технотронное общество;  общество нового индустриализма.

Полный текст материала Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: вариант №4 2009г. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чупров Леонид Александрович  Летадиан
04.10.2009 0 10355 12127

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК