Хейро – праздник солнца, света и весны!


1. Пискунова Галина Маликовна, МОУ «СОШ № 38», г. Норильск Красноярского края

2. Адрес электронной почты

3. «Духовно- нравственное воспитание»

4. «Хейро – праздник солнца, света и весны!»

5. Имитационная игра «Хейро – праздник солнца, света и весны!» с использованием видеоматериалов, показом репродукций художников, изготовлением аппликационной работы очень нравится ребятам, так как они в процессе игры знакомятся с поэтическим, танцевальным, декоративно- прикладным творчеством коренных народов Таймыра.

6. Познакомить учащихся с творчеством норильских художников, творчеством ансамбля «Хейро», поэтическим творчеством таймырских поэтов; учить работать с бумагой, развивать творческое воображение учащихся; воспитывать в духе уважения к народам, проживающим на территории Таймыра



Хейро – праздник солнца, света и весны!


Имитационная игра по программе мастер – класса «Реализация регионального компонента как составляющей части патриотического воспитания подрастающего поколения»


Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с творчеством норильских художников,

творчеством ансамбля «Хейро», поэтическим творчеством таймырских

поэтов;

Развивающая: учить работать с бумагой, развивать творческое воображение учащихся

Воспитательная: воспитывать в духе уважения к народам, проживающим на территории

Таймыра


Оборудование:

видеофрагменты;

текстовой раздаточный материал – сказка «Луна и Солнце»;

комплект карточек «Собери пословицу»;

репродукция линогравюры Владимира Мешкова «Рождение слнца»;

репродукции картин Николая Лоя «Первое солнце» и «Полуночное солнце»

картон, цветная клеящая бумага, ножницы


Ход занятия:

Учитель:

Наша игра сегодня носит название «Хейро – праздник солнца, света и весны!»

На зеленой вечной мерзлоте

Снежников распластанные крылья.

Рядом с ними в жалкой наготе

Скудных трав скупое изобилье.

Редкий всплеск неяркого цветка,

До корней пронизанного дрожью…

Жизнь здесь беспощадно коротка,

Потому, наверное, дороже.

В. Кравец, норильский поэт

Предлагаю посмотреть видеофрагмент из документального фильма «Хейро», снятого Дудинской студией телевидения



Содержание видеофрагмента:

Нигде, ни в какой части света не ждут так долго весны и появления солнца, как за Полярным кругом. Таймырская земля и люди, живущие на ней, уставшие за долгую суровую зиму, встречают огненное светило с восторгом и трепетом, радостью и ликованием. Солнце взошло, оно растопит льды и снега, оденет в красочные наряды тундру, оживит реки и озера, расцветит лица людей улыбками. Голоса детей становятся все громче и даже старики в это время молодеют на десятилетия. Жизнь продолжается!


Учитель:

Люди, живущие на Крайнем Севере, всегда ждали появления Солнца. Существует множество преданий и легенд у северных народов о происхождении небесных светил. И сейчас мы с вами прочитаем ненецкую сказку «Луна и Солнце»


«Луна и Солнце»

В те времена, когда создавалась земля, не существовало ни луны, ни солнца. Было очень темно, ничего не было видно

Тогда жили лишь двое мужчин и две женщины. Детей у них не было.

Однажды мужчина, который постарше, сказал:

- Бог не хочет дать нам детей.

Через год родилось двое детей.

Тот же мужчина сказал:

- Приведемте шамана. Пусть он узнает, как сложится в будущем жизнь наших детей. Мы спросим у него.

Привели шамана. Он камлал всю ночь. Когда появилась утренняя заря, шаман объявил:

- Дети будут жить хорошо. Мальчик станет луной, а девочка – солнцем. Небесный отец мне сказал так: через семь дней придет один мужчина. Он отправит ваших детей на небо. Теперь надо пошить для них хорошую одежонку из шкур диких оленей.

По прошествии семи дней залаяли собаки. Одна женщина вышла из чума посмотреть, кто пришел. Она заметила, что идет мужчина. Женщина вошла в чум и сказала:

- Появился пеший мужчина. Теперь, наверное, он уведет наших детей. Это мне не нравится. Надо спрятать детей. Вместо них, давайте, поставим двух идолов за очагом.

Пеший мужчина вошел в чум и сел на постель. Его накормили. Поев, он сказал:

- Я ходил очень долго, в темноте я не мог найти ваш чум. Поверьте, что если бы существовало солнце, было бы очень хорошо. Если бы ночью светила луна, тоже было бы хорошо.

Потом он спросил:

- Что вы там поставили за очагом?

Мужчина, старший по возрасту, ответил:

- Там находятся наши дети

Пришедший мужчина сказал:

- Я хочу увести ваших детей. Небесный отец распорядился, чтобы двое детей были доставлены на небо. Мальчик станет луной, а девочка – солнцем.

Мужчина взял двух идолов и вынес из чума. Он куда-то шел, шел семь суток. Когда он дошел до небесного отца, сказал:

- Отец, я принес двоих детей. Ты же сам велел, чтобы я их доставил

Небесный отец сказал:

- Это же не настоящие дети, а идолки. Люди тебя обманули. Иди обратно! Ты им так скажи: если не хотите отдать мальчика и девочку, тогда придет подземный злой дух и все равно их уведет.

Мужчина отправился пешком обратно. Опять он брел в темноте семь суток. Он пришел в тот же чум и сказал:

- Плохо жить в темноте. Небесный отец зовет ваших детей. Он сказал, что мальчик станет луной, и по ночам будет светло. Когда девочка станет солнцем, весь день будет яркий свет. Пусть дети выйдут из чума!

Вот дети только появились из чума. Они были одеты очень красиво. Их одежонки были пошиты из шкур диких оленей. Пришедший мужчина дунул на них – и дети, превратившись в маленьких птичек, взлетели на небо, чтобы достичь небесного отца.

Небесный отец обрадовался, мол, очень долго я вас ждал. Потом сказал мальчику:

- Ты станешь луной. Твой свет будет нужен людям. Когда человек ночью будет пасти оленей или ездить, он хорошо будет видеть землю, не заблудится.

Затем небесный отец сказал девочке:

- А ты станешь солнцем. Людям надоело жить в темноте. Увидев солнце, люди обрадуются. Хорошо будет жить под его лучами.

Вот с тех пор по ночам появляется луна, а днем – солнце. Люди перестали жить в темноте. На земле появилось много и людей, и оленей, и зверей. Все живут хорошо.


Учитель:

???

От кого родители узнали о будущем своих детей?

Почему именно к шаману обратились эти люди?

Что предсказал им шаман?

Исполнилось ли обещание шамана?


Ответы детей:

-


Учитель:

Итак, благодаря ненецкой сказке мы знаем, кого должны благодарить за чудо природы – Солнце.

Нужно сказать, что существуют малые фольклорные формы Устного народного творчества. Это загадки, пословицы, поговорки. Их создателями являются простые люди, которые наблюдая за природными явлениями, смыслом жизни и смогли участвовать в создании великолепных произведений фольклорного творчества. Сейчас я хочу предложить вам небольшую игру. Игра называется «Собери пословицу». Вам выдается два комплекта разрезных карточек. В одном комплекте – начало пословицы, а в другом – окончание. Предлагаю собрать пословицы полностью и правильно.

Начало пословицы

Конец пословицы

Солнце не закроешь

а правду не скроешь

Солнца нет,

так и месяц светит

Солнце встает -

так и день настает

Солнце как родная матушка:

никогда не обидит

Солнце на лето -

зима на мороз

Солнце не померкнет -

народ не сломится

Солнышко

в мешок не поймаешь

Солнышко на место, курочки на седло,

добра женка за пряслицу

Солнышко

нас не дожидается

Солнышко не осветит -

месяц не увидит

Солнышко садится -

батрак веселится


???

Скажите, какая из пословиц вам понравилась больше всего?

Почему именно эта пословица?

Можете вы назвать свои пословицы о солнышке?


Ответы детей:

-


У нас на Таймыре существует ансамбль народного танца, который называется «Хейро». Ансамбль был создан в 1968 году. Его основателями являются хореограф Виталий Целищев и хормейстер – аккомпаниатор Александр Курков. Им было поручено создать на Таймыре коллектив, который бы отразил быт, культуру, обычаи народов, живущих на Таймыре. Основатели ансамбля совершили много поездок по районам края, по охотничьим и рыболовецким точкам. Также совершили путешествия в Якутию, на Камчатку, на полуостров Ямал, где знакомились с работой и творчеством самодеятельных и профессиональных танцевальных коллективов. Было сложно создавать репертуар, подбирать музыку, тексты песен. Большую помощь в создании репертуара ансамбля «Хейро» оказали таймырские поэтессы Любовь Ненянг и Огдо Аксенова. Они принимали самое непосредственное участие в создании репертуара ансамбля. Ансамбль «Хейро» находится в поиске чисто фольклорного материала, чтобы в ритме танцев, в музыкальном оформлении отобразить быт, красоту северных народов, природу нашего края.

И сейчас мы с вами в этом убедимся. Предлагаю посмотреть видеофрагмент


Содержание видеофрагмента:

На фоне мелодичной музыки девушки из ансамбля «Хейро» исполняют танец «Бисеринка»:

Бисер брусники и ветры оленьей тропы,

Чистые звезды, полет одинокого стерха.

Люди оленьи на песни любви не скупы,

Люди оленьи на празднике «Хейро» и сердца

Ветер восточный ласкает туманистый мех,

Сотни веков уместились во складках одежды.

Бисер брусники и Малой Медведицы смех,

Бисер брусники, как звездное небо надежды


Учитель:

???

Какие отличительные особенности национального костюма вы заметили?

Движения каких северных животных отражены в танце девушек из ансамбля «Хейро»?

Какие чувства девушки испытывают, исполняя этот лиричный танец?


Ответы детей:

-


Учитель:

Радость от встречи с солнцем всегда переполняла людей. И эта радость не обошла стороной творчество таймырских живописцев. Один из них – художник Владимир Мешков

Как художник Мешков стремился рассказать обо всем, что покорило его воображение. «По утрам, — вспоминает Меш­ков, — меня будил глухарь. Еще до рассвета он взлетал на вершину лиственницы, чтобы встретить рассвет на высоте.

Я так и запомнил северные рассветы, и хлопанье больших крыльев, и тревожный сон оленей. Все это было утро моей мо­лодости. Я не знал тогда, что стану художником, но мне хоте­лось поделиться с далекими друзьями по далекому северному поселку счастьем слышать и видеть. Я рисовал то, что видел. Люди радовались, глядя на эти рисунки, а это было моим счастьем. Я понял, что мои работы, мои чувства нужны людям».

Мешков много и внимательно изучал Сибирь. Он превра­тился в настоящего путешественника: побывал на Саянах, в степях Хакассии, в Бирилюсской тайге, на новостройках. Пожалуй, и не найти в Красноярском крае уголка, который бы не привлек внимания этого неутомимого человека. На са­молетах и вездеходах, на собачьих и оленьих упряжках, на лодках и пешком он исколесил весь север. Бывает среди летчиков и метеорологов, речников и моряков, охотников и оле­неводов. Он делит с ними свои радости и неудачи, живет их думами, стремлениями. И там, среди людей рождаются замыс­лы его будущих работ.

Вскоре художник создает новые произведения: "К далекому другу", "Зимняя тишина", "В верховьях Качечумо", "В горах Путорана", "В эвенкийской тайге", "В охотничьей бригаде", "Лиственничный яр", "В Туре". В этих работах Мешков по-новому разрабатывает тему севера. Он находит значитель­ное в простых будничных делах людей — в том, что они разво­дят оленей, ловят рыбу, добывают пушнину; в том, что встре­чают самолет с Большой земли — в том, что живут полнокров­ной жизнью на краю родной советской земли. Сюжеты гравюр просты, но сколько глубоких чувств вызывают эти, казалось бы, обыденные картины из жизни северян. Мешков заставляет зрителя размышлять, волноваться, переживать.

В работах Мешкова всегда чувствуется большое знание жизни. И даже сами северяне, посмотрев картины Мешкова, удивляются, как они не замечали раньше, что север так уди­вительно прекрасен, и сколько в нем прелести, цветов, красок, сколько настоящей героики жизни. Художник умеет показать и необычную северную весну, которая наступает бурно, и не­обыкновенную голубизну неба, и яркое полярное солнце.

Одна из его работ называется «Рождение солнца». Линогравюра невелика: всего лишь 36 на 60 сантиметров, но при взгляде на нее кажется, что ты находишься там, в тундре, вместе с семьей оленеводов. Его работа насыщена жизненной правдой, удивительной простотой, задушевностью, лиричностью, теплотой и гармонией.

На линогравюре Владимира Мешкова мы видим семью оленевода, которая наблюдает восхождение солнца. Солнце появилось – люди радуются ему, потому что солнце – это пробуждение тундры от арктического холода, потому что солнце несет весну, когда все расцветает и старается набрать сил на следующую зиму. Даже собака радуется вместе с людьми, выжившими в трудную холодную зиму

???

Что вы можете еще сказать о линогравюре Владимира Мешкова «Рождение солнца»?

Какие чувства она пробуждает в вас?

Почему работа художника выдержана в теплых, слегка возбуждающих тонах?


Ответы детей:

-

Учитель:

И еще один художник, имя которого на Таймыре знают многие. Это Николай Лой. Север — основная тема в его творчестве. Его по праву можно назвать певцом Заполярья. Множество работ создал Николай Лой. В его картинах Север – не однообразный и блеклый унылый край, как саваном покрытый снегом, а частица нашей Родины, согретая любовью художника.

Людей, как правило, Лой не изображает в своих картинах, но их воля, их трудовой подвиг, их новое отношение к этому суровому миру чутко уловлены живописцем. Его пейза­жи, написанные с творческой взволнованностью и суровой нежностью, рас­ширяют наше представление о Родине, о ее богатстве и мощи.

В его работах запечатлены этапы стремительного роста ин­дустрии за 69-й параллелью. Они служат как бы поэтической летописью героического труда народа. Но пейзажи Лоя являются и новой гранью в ху­дожественном познании мира. Они покоряют своей неподдельной правди­востью, реалистической убедительностью и достоверностью, своим оптими­стическим мироощущением. Лирик по складу своего дарования, Лой в луч­ших своих работах сумел передать свое жизнерадостное праздничное вос­приятие мира, свою влюбленность в яркие красочные сочетания, светлую поэзию непосредственного чувства.

«Первое солнце» - эта картина была написана художником в 1963 году. Судя по ландшафту, картина писалась в предгорьях хараелахских гор. Возле них идет оживленное строительство – строится новый рудник в Заполярье – рудник «Комсомольский». Балки, машины, оборудование для подземных работ – и сверху встает солнце как символ новой жизни, новых свершений народа. Несомненно, солнце поднимется еще выше – и растают снега, и легче будет работать первопроходцам, пришедшим осваивать эту суровую землю.

«Полуночное солнце» - 1969 год. На фоне мрачной, суровой, темной тундры солнце – как путеводная звезда, которая манит к себе людей, и которая дает надежду на прекрасное будущее, которое ожидает таймырский край. Солнце Николая Лоя – это символ добра, уверенности, нежности. Буйство контрастных цветов говорит нам о борьбе стихий. Но поднимается солнце и темные силы природы уйдут, не будет для них места на нашей земле.

Творческая манера художника пленяет гармонией и богатством коло­рита, смелостью сочетаний, образным решением темы. Бережное внимание к яркости и силе конкретных жизненных наблюдений помогает ему насы­тить живописный образ широкой палитрой выразительных красок, найти тонкие и убедительные цветовые созвучия. Его лучшие пейзажи пронизаны радостным чувством красоты жизни и остро современны.


Учитель:

???

С какими картинами художника Николая Лоя вы познакомились?

Какие чувства вызывают у вас эти работы?

Почему художник, чье творчество достаточно политизировано, все-таки обращается к пейзажным зарисовкам?


Ответы детей:

-


Учитель:

В переводе с долганского языка «хейро» - различные тональности, разноголосие в пении, ритуальный танец. В настоящее время это слово является для всех нас, живущих на Таймыре, символом весны и света. Праздник «Хейро» сейчас – это встреча солнца в оленеводческих бригадах, на рыболовецких точках, во всех городах и поселках Таймыра. Люди встречают солнце с радостью, потому что они знают – будет тепло, будет жизнь, будет потомство у оленей, появятся долгожданные малыши во многих семьях, будет праздник.

Предлагаю вам посмотреть еще один фрагмент. Бесхитростные слова, незатейливая мелодия – это жизнь. Жизнь, которой всегда наслаждались и наслаждаются все, живущие в этом мире. Жизнь, которая дарована нам всем свыше.


Содержание видеофрагмента:

В ранней тундровой тиши

Лихо мчатся аргиши,

Как по озеру небес клин гусиный.

Свет моих прожитых лет,

Неба свет и тундры свет,

И заиндевевший лес, синий, синий

Свет моих прожитых лет,

Неба свет и тундры свет,

И заиндевевший лес, синий, синий

Вплелся в песню пастухов

Мелодичный звон рогов,

И смешит каюр мой друг –

Мастер бает.

Не скольженье, а полет,

Шум, как снежный ком растет,

Оглашая все кругом лаем –лаем.

Не скольженье, а полет,

Шум, как снежный ком растет,

Оглашая все кругом лаем –лаем.

Увези меня от бед,

Мой счастливый санный след.

Чтоб ты мне добром сиял – наколдую,

Рядом бы резвился снег,

Зазвенел девичий смех,

Не тебя ли кто-то обнял, молодую?

Не тебя ли кто-то обнял, молодую?

В ранней утренней тиши

Лихо мчатся аргиши,

Начиная по весне кочевание.

В городе моя душа

Жадно просит аргиша,

Дальняя дорога мне – врачевание.

В городе моя душа

Жадно просит аргиша,

Дальняя дорога мне – врачевание!

Врачевание!!!


Учитель:

???

Какие чувства вызвала у вас эта песня?

Чего ждет от жизни исполнитель этой замечательной песни?

Чему он радуется?


Ответы детей:

-


Учитель:

А теперь я предлагаю вам поучаствовать в создании собственного солнышка. У вас на столах лежат картон, цветная клеящаяся бумага, ножницы. Давайте представим свое видение солнышка. Оно, наверное, будет разным у всех, и это хорошо, потому что не могут быть все одинаковыми, так как у каждого человека свой внутренний мир и видение этого мира. Свои работы назовите и подпишите их. Из ваших работ мы сделает панно «Мое солнце»


Учитель:

Наша жизнь состоит из больших и крохотных мелочей. Но порой бывает так, что даже маленький лучик солнца способен возродить душевное состояние человека, вылечить его душу. И я думаю, что стихотворение 16-летней девочки Марины Соколовой дает нам надежду на осуществление всех наших желаний и надежд.


Рыжее солнце лучами накрыло

Город, который готовится к ночи.

Время закатное тихо и мило

День завершает тянувшийся очень.

И облака разноцветные бродят,

Каждое что-то собой представляет:

Розовый дядя собаку уводит,

Желтая бабочка вдаль улетает.

Но, натянув золотые поводья,

Солнце идет постепенно на запад.

Солнечный зайчик (последний сегодня)

Прыгает следом на солнечных лапах.

Птицы на ветви садятся степенно,

Ночь наступает, и веет прохладой…

Завтра вернется восход непременно,

Чтобы опять обернуться закатом


Учитель:

???

Скажите, что вам запомнилось из происходящего сегодня на занятии?

Что бы вы сделали по-другому?


Всем большое спасибо! Благодарю за участие! И закончим нашу встречу еще одним стихотворением нашей землячки норильчанки Елены Ягумовой


Когда гляжу на блекнущее солнце

Сквозь призму туч,

Я верю: он ко мне пробьется –

Последний луч.

Зеленый, тонкий и упрямый

Прорежет лезвием закат,

И в мир натруженный, усталый

Прольется щедрый стихопад…

И в час, когда померкнет солнце

И жить не будет больше сил,

Лишь только тот зари дождется,

Кто из того потока пил…








8



Полный текст материала Хейро – праздник солнца, света и весны! смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пискунова Галина Маликовна  K@tti
13.08.2009 0 9399 991

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК