Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию "Блокадный хлеб"
приуроченное ко дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
(27 января 1945 г)
Подготовила
учитель начальных классов
МОУ СОШ №1 села Покойного
Халикова М.Р.
2021 год
Всероссийский урок памяти «Блокада Ленинграда»
Тема: Блокадный хлеб.
Тип урока: внеклассное мероприятие
Цель урока: сформировать у школьников историческую эмпатию - способность сопереживать людям, жившим задолго до нас; создать условия, чтобы ученики самостоятельно осмыслили и проанализировали события 40-х годов XX века; воспитать личную ответственность участников за себя, близких, сограждан.
Оборудование к уроку: Проектор, экран, демонстрационные образцы «блокадного» хлеба, раздаточный материал для интерактивного блока, презентация, Дети блокадного Ленинграда», «Памятные места блокады», листовки «Блокада Ленинграда» и др.
Проведение урока возможно, как при стандартной, так и театральной рассадке класса.
Планируемое количество участников: до 30 человек.
Ход урока.
Ученица: Читает стихотворение О. Ф. Бергольц «Блокадный хлеб» слайд 1
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.
...О, мы познали в декабре -
не зря "священным даром" назван
обычный хлеб. И тяжкий грех -
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему сегодняшнее мероприятие мы начали с такого стихотворения? (ответы детей)
Да, ребята, 27 января - это день полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады в 1944 году. И наше мероприятие посвящено «Блокадному хлебу», слайд 2
Ведущий: Хлеб… слайд 3
Какое простое, повседневное слово. Оно также естественно для нас, как слова мама, солнце, вода. К сожалению, мы, поколение 20-21 века, не придаем этому слову того значения и уважения, которое оно заслуживает!
Ведущий: Большое разнообразие хлебобулочных изделий мы видим сегодня на прилавках магазинов: душистые батоны, буханки ржаного с хрустящей корочкой, сдобные булочки, калачи, плюшки…. Такое изобилие давно не поражает нашего воображения и не дает прочувствовать ту ценность хлеба, которую он имеет.
Ведущий: Теперь - новый век, к хлебу новый подход… Но правильно ли это?! Чтобы понять истинную цену хлеба, поговорим сегодня о военном хлебе. О хлебе Великой Отечественной… О хлебе блокадного Ленинграда…
Ведущий: У войны, ребята, свой хлеб: небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еще больше необходимый, чем в мирное время, слайд 4
(Звучит песня «Священная война»)
Ученик: 22 июня 1941 года началась жестокая, кровопролитная война. Горели города и села, гибли тысячи людей. Гитлеровцы продвигались в глубь страны, уничтожая все на своем пути.
Ученица: Мужественно держал оборону Брест. Бился с врагом Курск . Жил и сражался в кольце блокады Ленинград. Жил и сражался 900 страшных голодных блокадных дней и ночей.
Ученик: слайд 5
Город, действительно, сражался. За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7 миллионов артиллерийских снарядов и мин.
Ведущий: Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, который был лишен запасов продовольствия и топлива. Вышли из строя водопровод и канализация, не было электричества, дома не отапливались.
К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей
Ученица 1: Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 граммов.
Ученица 2: Муки в этом хлебе почти не было. В состав блокадных буханок входили: 10–12% - мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.
Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Ученица 1:
Сколько это: осьмушка хлеба?
Если в граммах, то 125.
Только тот, кто на той войне не был,
Вкуса хлеба не сможет понять.
Ученица 2:
Вы представьте, как детские руки
Прижимают кусочек к губам.
Ничего не могло быть вкуснее
Тех единственных крохотных грамм.
сдайд 6
Ведущий: Сто двадцать пять граммов хлеба – дневная норма святого черного блокадного хлеба.
Это много или мало?
А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.
Ведущий: Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады. Говорят, что у блокадного хлеба не было ни вкуса, ни запаха. Вокруг пекарен не распространялся такой хорошо знакомый нам аромат от теплой свежеиспеченной буханки хлеба. Но у блокадников другое мнение:
Ученик. Слайд 7
«До сих пор помню этот маленький, толщиной не более 3 см, черный, липкий кусочек. С удивительным запахом, от которого не оторваться и очень вкусный! Хотя знаю, муки в нем было мало, в основном разные примеси. Мне и сегодня не забыть тот волнующий запах».
Зинаида Павловна Овчаренко, жительница Ленинграда, пережившая блокаду.
Ведущий: Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу.
Ведущий: Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино.
28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своем дневнике:
Ученица 1. слайд 8 (под музыку «Реквиема» Моцарта)
«Женя умерла в 12.00 утра 1941 года »
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 года»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года»
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня 1942 года »
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года »
«Савичевы умерли»
«Умерли все»
«Осталась одна Таня»
Ученик 2.
На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца -
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца. Слайд 9
(в тишине зала продолжает звучать музыка )
Ведущий: слайд
В первые страшные зиму и весну, когда люди умирали так часто, что не было ни сил, ни возможностей достойно похоронить их, Невский оказался свидетелем скорбных процессий. На саночках, просто на листе фанеры близкие везли умершего, завернутого в простыню или одеяло, досок на гроб не было.
Ведущий: слайд 10-11 Страшным был итог блокады. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах покоятся 650 000 ленинградцев которые умерли не от обстрелов и бомбёжек. Их жизни унёс голод… Поколение, пережившее блокаду, знает цену куску хлеба.
... Медленной, суровой вереницей идут и идут люди по Пискарёвскому кладбищу. День за днём, год за годом. Словно несут они, сменяя друг друга, почётный караул у других могил. Ребята, почтим память умерших в годы блокады Ленинграда Минутой Молчания. Звучит метроном.
Ведущий: В Ленинграде в 50-е годы на Невском проспекте около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, за сигналили машины, остановилось движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Все ругались, но женщина подобрала что-то и пошла обратно. Подойдя к толпе, она протянула кусок изуродованного хлеба. Видимо кто-то слишком сытый, не переживший блокаду бросил этот кусок хлеба. Слайд 12, видео.
Ведущий: слайды 13-17Ребята! Если жизнь предоставит Вам возможность побывать в Санкт – Петербурге, бывшем Ленинграде, обязательно посетите Пискаревское кладбище. Зайдите в маленький музей возле входа на мемориальное кладбище, там вы увидите блокадную осьмушку хлеба и листочки из дневника Тани Савичевой. Посетите места хранящие память о тех страшных событиях в истории нашей страны.
Спуститесь к могилам тех, кто умер в годы блокады, мечтая наесться хлеба досыта. Не нужно цветов… не нужно красивых слов. Простая буханка ржаного хлеба, оставленная на могиле, будет знаком уважением к погибшим и символом памяти о том, о чем нельзя забывать никогда.
Посмотрите что написано на «Каменном цветке жизни»? Слайд 18 (пусть всегда будет солнце)
Давайте сейчас мы с вами изготовим свой цветок с пожеланиями, будущим поколениям и себе. (Дети выполняют работу).
Ведущий: Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.
( Звучит песня «Блокадный хлеб» Эдуард Хиль)
Под песню желающие берут 125 грамм хлеба.