Классный час на тему: "Поговорим о милосердии" 5-9 класс.
Классный час на тему : «Поговорим о милосердии».
Детям предварительно были заданы вопросы:
- что такое милосердие?
-добр или зол человек от природы?
-что или кто делает нас добрыми или недобрыми?
-что могу я?
Классный руководитель
-Ребята, наш классный час хочу начать со стихотворения Ю.Друниной «Бинты».
Глаза
бойца слезами налиты,
Лежит он,
напружиненный и белый,
А я должна
приросшие бинты
С него сорвать одним
движеньем смелым.
Одним движеньем -
так учили нас.
Одним движеньем - только
в этом жалость...
Но встретившись со
взглядом страшных глаз,
Я на движенье
это не решалась.
На бинт я щедро
перекись лила,
Стараясь отмочить его
без боли.
А фельдшерица становилась
зла
И повторяла: "Горе мне с
тобою!
Так с каждым церемониться -
беда.
Да и ему лишь прибавляешь
муки".
Но раненые метили всегда
Попасть
в мои медлительные руки.
Не надо
рвать приросшие бинты,
Когда их можно
снять почти без боли.
Я это поняла,
поймешь и ты...
Как жалко, что науке
доброты
Нельзя по книжкам научиться
в школе!
Классный руководитель.
Мы еще вернемся к этому стихотворению, а точнее к последним словам поэтессы.
Я просила вас поразмышлять над вопросами, данными мною заранее, поделитесь своими мыслями.
Мнения ребят:
-Я думаю, что человек рождается не добрым и не злым, эти качества он приобретает в зависимости от того, с кем он живет, в каких условиях.
-Я не согласен: дети рождаются добрыми. Посмотрите, как дети тянутся к животным, цветам, сочувствуют, если другому больно…
-А по-моему, если ребенку в детстве будут говорить: «Пожалей бездомного щенка или котенка», то он запомнит это и будет это останется с ним на всю жизнь. А если скажут: «Прогони или побей»- он запомнит и это.
Ребята, давайте вернемся к вопросу: что такое милосердие?
Учащиеся говорят, что «милосердие»- синоним слова «Доброта», оно проявляется в поступках, диктуемых милостью сердца.
Да, в экстремальной обстановке во многих людях проявляется способность к сопереживанию, стремление действенно облегчить страдания сограждан, попавших в беду, но разве экстремальная обстановка дает нам только примеры милосердия? Скоро мы будем отмечать 65-ую годовщину Победы над фашизмом. Как проверяла Великая Отечественная война людей?
Учащиеся. -Я знаю, что жители нашего города принимали эвакуированных с занятой врагом территории, делились всем, что имели.
-Моя прабабушка собирала для фронта теплые вещи, работала.
- А моя прабабушка копала окопы, а ей было всего четырнадцать лет. Даже дети трудились с утра до ночи , не жалея сил, сдавали кровь для раненых.
- В Саратове было создано свыше сорока госпиталей. А Ленинград?! Примеров можно приводить много .
- Все 1418 дней войны в тылу и на фронте советские люди совершали подвиги милосердия. Этим подвигам можно посвятить стихотворение Льва Ошанина.
ВОЛЖСКАЯ БАЛЛАДА
Третий год у Натальи тяжелые сны,
Третий год ей земля горяча —
С той поры как солдатской дорогой войны
Муж ушел, сапогами стуча.
На четвертом году прибывает пакет.
Почерк в нем незнаком и суров:
«Он отправлен в саратовский лазарет,
Ваш супруг, Алексей Ковалев».
Председатель дает подорожную ей.
То надеждой, то горем полна,
На другую солдатку оставив детей,
Едет в город Саратов она.
А Саратов велик. От дверей до дверей
Как найти в нем родные следы?
Много раненых братьев, отцов и мужей
На покое у волжской воды.
Наконец ее доктор ведет в тишине
По тропинкам больничных ковров.
И, притихшая, слышит она, как во сне:
— Здесь лежит Алексей Ковалев.—
Нерастраченной нежности женской полна,
И калеку Наталья ждала,
Но того, что увидела, даже она
Ни понять, ни узнать не могла.
Он хозяином был ее дум и тревог,
Запевалой, лихим кузнецом.
Он ли — этот бедняга без рук и без ног,
С перекошенным, серым лицом?
И, не в силах сдержаться, от горя пьяна,
Повалившись в кровать головой,
В голос вдруг закричала, завыла она:
— Где ты, Леша, соколик ты мой?! —
Лишь в глазах у него два горячих луча.
Что он скажет — безрукий, немой!
И сурово Наталья глядит на врача:
— Собирайте, он едет домой.
Не узнать тебе друга былого, жена,—
Пусть как память живет он в дому.
— Вот спаситель ваш,— детям сказала она,—
Все втроем поклонитесь ему!
Причитали соседки над женской судьбой,
Горевал ее горем колхоз.
Но, как прежде, вставала Наталья с зарей,
И никто не видал ее слез...
Чисто в горнице. Дышат в печи пироги.
Только вдруг, словно годы назад,
Под окном раздаются мужские шаги,
Сапоги по ступенькам стучат.
И Наталья глядит со скамейки без слов,
Как, склонившись в дверях головой,
Входит в горницу муж — Алексей Ковалев —
С перевязанной правой рукой.
— Не ждала? — говорит, улыбаясь, жене.
И, взглянув по-хозяйски кругом,
Замечает чужие глаза в тишине
И другого на месте своем.
А жена перед ним ни мертва ни жива...
Но, как был он, в дорожной пыли,
Все поняв и не в силах придумать слова,
Поклонился жене до земли.
За великую душу подруге не мстят
И не мучают верной жены.
А с войны воротился не просто солдат,
Не с простой воротился войны.
Если будешь на Волге — припомни рассказ,
Невзначай загляни в этот дом,
Где напротив хозяйки в обеденный час
Два солдата сидят за столом.
1945
Классный руководитель.
- Спасибо. А какие негативные явления вы знаете из этих героических лет?
Ребята.
-Предательство. И в тылу, и на фронте. Равнодушие к чужому горю. Сытость одних рядом с голодом других…
-Да, это верно. Хотя не эти явления и не гадкие люди определили ход войны, но они увеличили народное горе и унесли немало.
Классный руководитель.
Вернемся к нашим дням. Нелегкое время в стране.. .Ежедневно мы слышим и читаем о немилосердных поступках наших сограждан: молодые матери, тайком родив нежеланного ребенка, выбрасывают в мусорный контейнер; взрослые дети не забирают из больниц или хоронить своих родителей; заложниками бандитов становятся пассажиры самолетов и автобусов; подонки воруют детей и продают их в рабство или за границу… Ветераны Великой Отечественной войны живут в ужасных условиях. А это те, что за нас рисковал жизнью! Что с нами происходит? Где выход из безнравственности? Что делать?
Учащиеся.
Надо каждому начать с себя. Бороться с равнодушием в себе и в других. Тяжелые времена приходят и уходят , а человек должен оставаться человеком. Ни у кого благополучие не может быть постоянным, поэтому надо уметь протянуть руку помощи тем, кто в нем нуждается.
Классный руководитель.
Я хочу прочитать вам стихотворение М. Семенова.
Стена равнодушия.
Равнодушие равно удушью,
Не обвал оно и не цунами,
Закоулками оно крадется, глушью,
Нависает темными крылами.
Тихо, не спеша ведет осаду,
Цепкие объятия сплетает.
Нету с равнодушьем просто сладу:
Милосердия совсем не знает.
Равнодушье вроде бы нейтрально,
Не суй свой нос куда не надо,
Хвори не сочувствует повальной
И здоровью не бывает радо.
Человек в беде. Не докричится!
Ослабевшего не ждет подмога.
В дверь глухую робко постучится-
Тут же остановят у порога.
Равнодушие отгородилось
От людей стеной непроходимой.
Зря бедняги просят: «Сделай милость!»-
Равнодушие проходит мимо.
Ни на чем свой взгляд не остановит,
Никого от боли не спасет.
Если жизнь тебя однажды сломит-
Равнодушье обязательно добьет!
Классный руководитель.
От равнодушия до подлости -один шаг. Во время землетрясения, когда все люди бросаются на помощь пострадавшим, находятся люди, которые занимаются мародерством. Все это далеко от понятия «милосердие»…
Равнодушие ускоряет шаг, услышав крик о помощи, «не видит», как в соседней квартире пьяный издевается над женой и детьми, или инвалид не может спуститься во двор, так как лестница не приспособлена для спуска коляски…
Каждый конкретный случай подскажет вам , как поступить, главное-внутренняя готовность»не проходить мимо» и «пусть чутье будет вашим учителем», как говорил у Шекспира Гамлет.
Главное- научится сопереживать, сочувствовать другому, а неумение сопереживать, опусташает человеческую душу.
Послушайте стихотворение Александра Яшина
СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА
Мне с отчимом невесело жилось,
Все ж он меня растил —
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слег и тихо умирал, —
Рассказывает мать, —
День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал…
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.
Теперь прошел я тысячи дорог —
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…
Нет отчима,
И бабка умерла…
Классный руководитель.
Спасибо, ребята! Что же мы ответим поэтессе- можно ли науке доброты учиться в школе?
Учащиеся. И по книгам тоже!
Классный руководитель.
Разрешите мне закончить нашу беседу еще одним стихотворением Евгения Евтушенко.
Работая локтями, мы бежали,-
кого-то люди били на базаре.
Как можно было это просмотреть!
Спеша на гвалт, мы прибавляли ходу,
зачерпывая валенками воду
и сопли забывали утереть.
И замерли. В сердчишках что-то сжалось,
когда мы увидали, как сужалось
кольцо тулупов, дох и капелюх,
как он стоял у овощного ряда,
вобравши в плечи голову от града
тычков, пинков, плевков и оплеух.
Вдруг справа кто-то в санки дал с оттяжкой.
Вдруг слева залепили в лоб ледяшкой.
Кровь появилась. И пошло всерьез.
Все вздыбились. Все скопом завизжали,
обрушившись дрекольем и вожжами,
железными штырями от колес.
Зря он хрипел им: "Братцы, что вы, братцы..." -
толпа сполна хотела рассчитаться,
толпа глухою стала, разъярясь.
Толпа на тех, кто плохо бил, роптала,
и нечто, с телом схожее, топтала
в снегу весеннем, превращенном в грязь.
Со вкусом били. С выдумкою. Сочно.
Я видел, как сноровисто и точно
лежачему под самый-самый дых,
извожены в грязи, в навозной жиже,
всё добавляли чьи-то сапожищи,
с засаленными ушками на них.
Их обладатель - парень с честной мордой
и честностью своею страшно гордый -
все бил да приговаривал: "Шалишь!..."
Бил с правотой уверенной, весомой,
и, взмокший, раскрасневшийся, веселый,
он крикнул мне: "Добавь и ты, малыш!"
Не помню, сколько их, галдевших, било.
Быть может, сто, быть может, больше было,
но я, мальчишка, плакал от стыда.
И если сотня, воя оголтело,
кого-то бьет,- пусть даже и за дело! -
сто первым я не буду никогда!
(может прочитать подготовленный заранее ученик).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Амирова Наталия Николаевна
→ rus-amirov 16.04.2010 4 23023 5148 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.