Знаки препинания и их функции. Подготовка к выполнению части С2.1. 9 класс


Слайд 1
Знаки препинания и их функции подготовка к выполнению части С 2.1. 9 класс Лилия Владимировна Кузьмина, МНОУ «Лицей № 22 города Белово»
Слайд 2
Древнерусский текст «поклонъотностасьикъгнукъмоимукъбратьиоуме не Борисавживотенетъкакъсегдсомноюпопечалуите имоимидетми» "Поклон от Настасьи к господину моему и к братьям. У меня Бориса в живых нет. Так вы уж попечалуйтесь сегодня со мною и моими детьми".
Слайд 3
Группы знаков препинания РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Точка Вопросительный знак Восклицательный знак Запятая Точка с запятой Многоточие Двоеточие Тире ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Скобки Кавычки Двойное тире Двойные запятые
Слайд 4
Ф.И.Буслаев - русский филолог, специалист в области славянского и русского языкознания, истории русского языка «…Знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности изложения мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущение лица говорящего и его отношение к слушающему…»
Слайд 5
Знаки препинания  Помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме.  Делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части.  Служат для обозначения интонационного оформления.
Слайд 6
Точка  Ставится в конце законченного повествовательного предложения: Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел.  Ставится в конце побудительного предложения, если оно произносится без восклицания: А ты не огорчайся, Оля.
Слайд 7
Вопросительный знак  Ставится в конце простого предложения, заключающего в себе вопрос: Что день грядущий мне готовит?  Может ставиться в вопросительных предложениях после отдельных членов (обычно однородных) с целью расчленения вопроса : Зачем же здесь? и в этот час?  Ставится в конце сложных предложений, если в одной из частей содержится вопрос: Я ничего не отвечал, да и зачем мне было отвечать?
Слайд 8
Восклицательный знак  Ставится в конце восклицательного предложения ( в том числе словапредложения): Он меня любит, так любит! Верно! Верно!  Встречается после каждого из однородных членов для обозначения эмоциональной, прерывистой речи: Играл! Проигрывал! В опеку взят указом!
Слайд 9
Многоточие  Ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами, для указания на перерывы речи, неожиданный переход от одной мысли к другой: Вот я…выздоровлю, я вас…вынесу!  В начале текста указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между описываемыми событиями прошло много времени.  Ставится при перечислении с нераскрытым содержанием: Фестивали… Конкурсы… Концерты…
Слайд 10
Запятая (разделение)  Между однородными членами предложения: Вопросы, восклицания, рассказы посыпались наперерыв.  Между одинаковыми словами для указания на длительность действия, для подчеркивания степени качества: Всё это ушло от меня навсегда, навсегда.  Между частями сложного предложения: Послышались торопливые шаги, и в комнату вошла девушка лет шестнадцати.  После слов автора перед прямой речью (вместе с тире): «Я охотно выпью кофе»,сказал гость.
Слайд 11
Запятая (выделение)  Обособленные члены предложения: На сосне, поросшей мхом, мелькает белки хвост пушистый.  Уточняющие, поясняющие и присоединительные члены предложения: Там, между полей, змеёй вилась дорога и убегала за лес.  Сравнительные обороты: С юга, как из печки, пахнуло теплом.  Вводные конструкции: К сожалению, никто из посторонних не заглядывал в эти места.  Обращения: Не шуми ты, рожь, спелым колосом!  Междометия: Эй, завяжи на память узелок…  ДА, НЕТ и вопросительно-восклицательные слова: Что ж, хорошо.  Придаточные части сложноподчинённого предложения.
Слайд 12
Точка с запятой  Между рядами однородных членов предложения: Земля бесконечно велика: и моря, и снеговые горы в облаках, и безбрежные пески; и неожиданные города с церквами, похожими на надетые друг на друга колокола; и люди, чёрные, как вымазанные сажей…  Между частями сложного бессоюзного предложения, если его части менее тесно связаны по смыслу или имеют внутри себя запятые: Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лёд; по всем улицам пела капель звонкую песню весны.
Слайд 13
Двоеточие знак, предупреждающий о последующем разъяснении и пояснении  Между частями сложного бессоюзного предложения: Я взвыл от боли и кинулся на Грека, но не смог его ударить ни разу: какие-то два типа из одной компании подскочили и схватили меня сзади за руки.  Перед однородными членами, стоящими после обобщающего слова: А утром всё хрустело вокруг: подмёрзшие дороги, листья на крыльце, чёрные стебли крапивы.  После слов автора перед прямой речью: Он глянул с усмешкой: «Ничего, до свадьбы заживёт».
Слайд 14
Тире  Означает всевозможные пропуски - пропуск связки в сказуемом, пропуски членов предложения в неполных, пропуски противительных союзов; тире как бы компенсирует эти пропущенные слова, «сохраняет» им принадлежащее место: Дупель – птица вольная; Не небесам чужой отчизны – я песни родине слагал.  Передает значение условия, времени, сравнения, следствия в тех случаях, когда эти значения не выражены лексически, то есть союзами: Захоти он – парню и Тане было бы плохо; Молвит слово – соловей поёт.  Тире можно назвать знаком «неожиданности» - смысловой, интонационной, композиционной: К Тане не пускали никого – только письма потоком шли в ее адрес (неожиданное присоединение).  Способно передавать и чисто эмоциональное значение: динамичность речи, резкость, быстроту смены событий: Мгновение – и всё опять тонуло во мраке; К вечеру волна улеглась – и на западе разгорелся закат.
Слайд 15
Кавычки  Слова непривычные, малоупотребительные; устаревшие или совсем новые; в условном значении: На манёврах «красные» выступали против «зелёных».  Различные названия: роман «Евгений Онегин», гостиница «Жемчужина», медаль «За отвагу», самолёт «Як-9» и т.п.  Цитаты (чужие слова, вставленные в чейнибудь текст): А.Герцен писал, что «поэзия Гоголя – это крик ужаса и стыда».  Прямая речь.
Слайд 16
Удачи на экзамене!
Слайд 17
Источники  Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 448с.  Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 368с.  greenmama.ru (картинка)

Полный текст материала Знаки препинания и их функции. Подготовка к выполнению части С2.1. 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузьмина Лилия Владимировна  Rusaya
29.06.2011 10 8715 1368

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК