Конспект классного часа "Табакокурение и его влияние на здоровье подростка"; 8 класс
Классный час: «Табакокурение и его влияние на здоровье подростка».
Целевая аудитория – 8 класс
Классный руководитель: Романова Алла Николаевна, учитель географии МБОУ «Средняя школа № 2 им Е. В. Камышева» г. Гагарин, Смоленская область.
Цель:
-
Углубить и актуализировать знания обучающихся о вредной привычке- табакокурении.
-
Дать обучающимся понятие о том, как табакокурение влияет на здоровье подростка и полностью искажает нормальное развитие личности. Как побороть эту вредную привычку?
-
Воспитывать ценностные ориентации у подростков, способствующие противостоять негативному давлению сверстников.
-
Развивать умения вести диалог, делать выводы и обобщения.
-
Учить обучающихся умению находить и использовать материалы по изучаемой теме в Интернете.
Постановка проблемы. Большой вред здоровью человека наносят вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков, особенно в подростковом возрасте. По информации Роспотребнадзора за последние 20 лет количество курильщиков в стране значительно увеличилось. Так, в возрасте 15-19 лет курят 40% юношей и 27% девушек, при этом в день они выкуривают в среднем 12 и семь сигарет в день соответственно. Но это только верхушка айсберга, сколько неизвестного скрывается под водой? Это самая актуальная проблема в среде обучающихся средней школы. Основополагающий вопрос:
Как некоторые вредные привычки (курение) достигают степени пагубного пристрастия, полностью искажают нормальное развитие подростка, как на доступном уровне вырабатывать у обучающихся мотивацию отрицательного отношения к этим привычкам?
Актуальность темы определяется тем, что вредные привычки приносят людям и обществу большой моральный и экономический ущерб, наносят вред здоровью подростков, значительно сокращают продолжительность жизни человека.
Особенность:
-
проблемное содержание темы урока;
-
коммуникативная направленность;
-
сравнительный анализ;
-
отработка навыков у обучающихся принимать решение в той или иной ситуации;
-
осмысление поставленной проблемы, умение анализировать опасные ситуации для здоровья;
-
межпредметные связи: обж, химия, биология, история.
Используемые педагогические технологии:
-
ИКТ (информационно-коммуникативная технология);
-
проблемно-поискового и дискуссионного характера;
-
личностно-ориентированного подхода;
-
коммуникативно-диалогового характера.
Средства обучения:
-
Видеоролик «Общего дела» из цикла «Секреты манипуляции»:
-
Технические средства обучения: компьютер, экран, мультимедийный аппарат, телевизор, видеомагнитофон.
-
Подборка-выставка методической литературы по теме урока.
-
Выставка рефератов и электронных презентаций обучающихся по тематике урока.
-
Интернет-ресурсы и библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ.
Методы и приемы преподавания:
-
рассказ в сочетании с обсуждением, опросом;
-
работа в учебных группах;
-
демонстрация видеофильмов, анимации;
-
выставка работ обучающихся: плакатов, листовок, стенгазет, рефератов, творческих работ.
Форма проведения урока: работа в группах.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Тема: Табакокурение и его влияние на здоровье подростка.
Вопросы урока:
-
Мифы о курении.
-
Последствия курения - болезни.
-
Что находится в табачном дыму?
-
Практические советы бросающим курить.
-
Ответственность за курение в общественных местах.
-
Профилактика табакокурения. Рекомендации психолога.
Методы, формы |
Ожидаемые результаты |
|
I. Введение |
Постановка проблемы; объяснение учителя Просмотр фрагментов видеоролика «Общего дела» из цикла «Секреты манипуляции»:
|
Обучающиеся должны уяснить цели и задачи урока |
II. Работа с понятиями. |
Работа в группах с учебниками, рабочими тетрадями, со словарями. |
Осмысление обучающимися основных понятий темы урока. |
III. Изучение основной проблемы. |
Просмотр фрагментов видеоролика «Общего дела» из цикла «Секреты манипуляции»:
|
Обучающиеся получают подробную информацию о последствиях курения. Осмысление обучающимися значимости рассматриваемой проблемы табакокурения. |
IV. Итоговая дискуссия. |
Обсуждение просмотра, подведение итогов работы в малых группах. |
Обучающиеся увидят последствия всех вариантов выбора поведения в каждой рассматриваемой ситуации. |
V. Заключение |
Обобщение учителя |
Обучающиеся должны понять необходимость здорового образа жизни, отказа от табакокурения. |
I этап. Введение.
ПРОБЛЕМА: Табакокурение.
-
Табакокурение – одна из самых распространенных вредных привычек;
-
знакома и детям и взрослым;
-
ее решение важно для здоровья подростков;
-
среди вредных привычек табакокурение занимает особое место;
-
это самая актуальная проблема в среде обучающихся средней школы.
Просмотр фрагмента видео ролика Табак:
II этап. Работа с понятиями.
Обсуждение проблемного вопроса: Табак… Какой же это наркотик?
Вредными следует считать те привычки, которые мешают или не дают возможности человеку в течение его жизни успешно реализовать себя как личность, как представителя данного общества.
Вопрос: «Почему же так много людей и подростков курят»?
Обучающиеся высказывают свои мнения, приводят примеры, факты.
Учитель предлагает свою позицию: никотин - это наркотик, во всяком случае, мощный стимулятор, к которому люди быстро привыкают.
Курение – привычная система действий, выражающая болезненное пристрастие человека к наркотическому веществу – никотину, содержащемуся в табаке.
Никотин – желтоватая жидкость жгучего вкуса, растворимая в воде и жирах, хорошо всасывается слизистыми оболочками и даже кожей. Очень ядовит: смертельная доза – 1мг/кг массы тела.
Курение – это социальная проблема общества?
Курения является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, а для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, не стать «пассивным» курильщиком, сохранить свое здоровье от продуктов курения.
Если рассматривать эту проблему в свете отдельной социальной группы, то одной из самых актуальных эта проблема является среди учеников средней школы. Поскольку влияние сверстников на несформировавшееся сознание подростка очень велико.
По оценке ВОЗ, Россия занимает первое место в мире по числу курящих детей и подростков.
Вывод: Курение – самая массовая вредная привычка. Высокий уровень распространенности курения поддерживается за счет пополнения армии курильщиков подростками и молодежью.
III этап. Изучение основной проблемы.
Почему подростки курят? (Желательно, чтобы обучающиеся ответили на этот вопрос сами).
-
Влияние сверстников, давление с их стороны.
-
Курящие друзья.
-
Стремление выглядеть «круто».
-
Удовольствие от того, что делаешь что-то запретное.
-
Стремление подражать взрослым, авторитетным людям.
-
Сигареты легко можно купить.
-
Снятие стресса.
-
Желание поступить наперекор.
-
Курящие родители.
-
Удовольствие от курения.
-
Примеры, которые видят по телевидению или в кино.
Далее учитель обращает внимание на то, что существуют мифы о курении и просит обучающихся высказаться по ним.
Мифы о курении:
-
Большинство взрослых и подростков курит.
-
Курение успокаивает нервы.
-
Курить модно.
-
Курение помогает сосредоточиться и лучше работать.
-
Курение не так вредно, как говорят.
-
Я всегда смогу бросить курить.
-
Курение опасно только для того, кто курит.
Принципиально важно вывести обучающихся на уровень предметного и свободного обсуждения! Каково отношение общества к курению?
Табакокурение – это социальное явление. Терпимость к нему общества определяет поведение подростков. При малом жизненном опыте и недостаточной гигиенической культуре подростки ориентируются на поведение взрослых и копируют его. Легализация курения всех слоев населения (без различия пола и возраста) стала нормой, само собой разумеющимся явлением. Такую позицию взрослых усвоили и подростки.
Последствия курения - болезни. Так вредно или нет?
Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасна, что многие не принимают ее всерьез.
Что находится в табачном дыму?
Средний курильщик делает около 200 затяжек в день. 200 глотков какого-то отстоя из 4000 химических соединений, 30 из которых особенно ядовиты. Аммиак, ацетон, бензол, метанол, пестициды, полоний, сероводород, синильная кислота, углекислый газ, формальдегид, плюс удобрения для хорошего роста злокачественных опухолей: бензпирен и дибензпирен - вот подлинный, но далеко не полный список составляющих особого вкуса табачного дыма. Можно сказать, что, затянувшись, курильщик приложился подышать к трубе химического завода.
Состояние лёгких курильщика с 25-летним стажем не лучше, чем у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, вдыхавших радиоактивную пыль.
-
Почему же курильщик не погибает сразу?
Курильщик не погибает потому, что доза никотина и других ядов вводится постепенно, от затяжки к затяжке. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид – другой яд, содержащийся в табаке. В течении 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20 000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г. никотина. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.
Однако, если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Нашим крупным ученым – фармакологом Н.П Крафковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару.
В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.
В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен весьма выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения:
«После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком.
Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило… Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид и них был очень жалкий».
(Марк Твен. Собрание сочинений, том 4, «Приключения Тома Сойера», Государственное издательство художественной литературы, 1961 год).
Учитель просит обучающихся ответить на вопросы:
-
Что же произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак?
-
Какие выводы можно сделать о влиянии табака на организм человека?
-
Что бы вы ответили , если бы вам предложили выкурить сигарету?
IV этап. Итоговая дискуссия.
Учитель проводит занятие в группах, предложив обучающимся проанализировать одну из дилемм:
-
Курить или не курить?
-
Употреблять алкоголь или не употреблять его?
-
Употреблять наркотики или нет?
-
Что мне сказать тем, кто говорит: «попробуй…»?
После этого каждая группа обучающихся представляет результаты своей работы. Обучающиеся зачитывают свои сообщения, показывают творческие работы о влиянии курения на здоровье человека.
V этап. Заключение. Понятно, что обучающиеся свой выбор в отношении табакокурения сделают за пределами класса, в реальной жизненной ситуации. Задача учителя – показать возможные последствия каждого варианта и подчеркнуть, что ответственность за состояние своего здоровья несет сам подросток. Ему и решать: быть здоровым или быть больным.
Покупая сигареты, подросток не только встал на путь сокращения своей жизни, но и пополнил миллиардный бизнес производителей табака.
Давайте задумаемся, нужны ли нам вредные привычки? Что мы выигрываем, когда приобретаем зависимости? Что ждет нас в будущем: здоровая старость или быстрая смерть?
Обучающиеся должны прийти к выводу:
-
Курение делает человека нездоровым, приводит к неизлечимым болезням, может погубить.
-
Курение делает человека непривлекательным ( желтые зубы, кашель, затуманенный взгляд и т.д.).
-
Курение снижает физическую активность.
-
Курение стоит денег.
-
Никотин забирает свободу.
-
Человек становится его рабом.
-
Учёные доказали, что если дети и подростки употребляют табак и алкоголь, то увеличивается вероятность того, что в дальнейшем они попробуют НАРКОТИКИ!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романова Алла Николаевна
→ h1104 03.03.2022 0 2452 236 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы