Программа элективного курса "Физика в природе" для 9 классов (17 часов)
Элективный курс
на тему:
«ФИЗИКА В ПРИРОДЕ»
рассчитанный на учащихся 9 класса
предпрофильного обучения в общеобразовательной школе
(17 часов)
составитель:
Кудрявцева Татьяна Викторовна
учитель физики МОУ СОШ №8
п. Катасон Будённовского района
Катасон 2006 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Элективный курс «Физика в природе» создан с целью изучения физики природных явлений.
Изучение физики природных явлений имеет, прежде всего, огромную познавательную ценность. Природа – эта гигантская физическая лаборатория – наглядно демонстрирует относительность всевозможных «перегородок» в предмете «физика», условность разделения физики на отдельные самостоятельные разделы, единство физической картины мира, взаимосвязь физических явлений. В предлагаемом курсе аспект будет сделан на изучение отдельных природных явлений, где школьники будут встречаться с проявлением законов нескольких разделов физики одновременно.
Возьмём хотя бы грозу – здесь мы встречаемся одновременно с проявлением законов механики, гидростатики, термодинамики, молекулярной физики, электростатики, электродинамики, акустики, оптики. Важно также помнить, что изучение физики природных явлений позволяет успешно решить различные технические проблемы.
Данный элективный курс решает задачи:
углубление знаний о материальном мире и методах научного познания природы на основе изучения физики природных явлений;
развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспериментальных фактов;
формировать навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии, развития способности давать морально-этическую оценку фактам и событиям.
Ожидаемыми результатами элективных занятий являются:
получение представлений об отдельных природных явлениях, методах научного познания природы и современной физической картины мира;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
приобретение опыта поиска информации по заданной теме, составления рефератов и устного доклада по составленному реферату, навыки проведения опытов с использованием простых физических приборов и анализа полученных результатов;
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Самостоятельная, творческая деятельность учащихся |
1. |
Во все века жила , затаена, надежда – вскрыть все таинства природы. |
1 |
|
2. |
Закат солнца. |
2 |
Подбор стихов, репродукций. Подготовка докладов, презентаций. |
3. |
Мираж. |
2 |
Подготовка рефератов. Выход в Интернет в поисках информации. Создание презентаций. |
4. |
Гало. |
2 |
Подготовка презентаций, рефератов. |
5. |
Полярное сияние. |
2 |
Выход и Интернет для поиска информации. Подготовка рефератов, презентаций. |
6. |
Живой свет. |
2 |
Подготовка рефератов. Выход в Интернет в поисках информации. Создание презентаций. |
7. |
Эхо. |
2 |
Подготовка рефератов. Выход в Интернет в поисках информации. Создание презентаций. |
8. |
Природные сонары. |
2 |
Выход и Интернет для поиска информации. Подготовка рефератов, презентаций. |
9. |
Землетрясение. |
2 |
Выход и Интернет для поиска информации. Подготовка рефератов, презентаций. |
10. |
Итого |
17 |
|
Содержание занятий.
Тема 1.
Изучение природы человеком, постижение её законов, раскрытие тайн. Использование законов природы в своей практической деятельности человеком.
Тема 2.
Удивительное в солнечных закатах. Красный цвет заходящего солнца и голубой цвет дневного неба. Рефракция света в атмосфере. Небольшой исторический экскурс. Сплюснутость заходящего солнечного диска. Зелёный луч. Объяснение появления «слепой полосы». Кажущееся увеличение размеров заходящего солнца.
Индивидуальные экспериментальные задания:
Наблюдение рассеяния световых волн на частицах, размеры которых много меньше длины световой волны.
Преломление света при переходе из одной среды в другую.
Тема 3.
Некоторые виды миражей. Искривление светового луча в оптически неоднородной среде. Радиус кривизны светового луча. Объяснение нижнего («озёрного») миража. Простые верхние миражи. Двойные и тройные миражи. Миражи сверхдальнего видения.
Тема 4.
Структура гало в общем случае. Гало, наблюдаемые в действительности. Общие замечания о физике гало. Наименьший угол отклонения луча в призме. Объяснение возникновения малого гало. Большое гало. Горизонтальный круг, светящиеся столбы и кресты. Ложные солнца, парантелии.
Индивидуальные экспериментальные задания:
Демонстрация прохождения светового луча определённой длины волны через трёхгранную призму.
Демонстрация двукратного преломления луча в шестигранной призме (ледяном кристаллике).
Тема 5.
Формы полярных сияний. Где и когда они наблюдаются. Что такое полярное сияние. Сила Лоренца, векторное произведение двух векторов. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле. Особенности движения заряженной частицы в неоднородном магнитном поле. Магнитное поле Земли. Люминесценция. Электронные полярные сияния. Протонные полярные сияния. Магнитные бури.
Индивидуальные экспериментальные задания:
Демонстрация кругового движения электронов в магнитном поле.
Тема 6.
Свечение моря. Светящиеся организмы. Особенности свечения живых организмов. Хемилюминесценция. Биолюминесценция как особый вид хемилюминесценции. Зачем они светятся?
Тема 7.
Удивительное эхо. Мир звуков. Эхо однократное и многократное. Искривление звукового луча в акустически неоднородной среде. Когда существенна длина звуковой волны? Эффект Доплера.
Тема 8.
Сонары летучих мышей. Летучая мышь на охоте. Локационные сигналы летучих мышей. Удивительные свойства природных сонаров. Сонар дельфина. Два типа слуха дельфинов. Другие природные сонары.
Тема 9.
Бедствия, причиняемые землетрясениями. Основные понятия и характеристики. Три типа землетрясений. География тектонических землетрясений. Что происходит в очаге землетрясения? К вопросу о предсказании землетрясений.
Список используемой литературы.
Л.В.Тарасов. Физика в природе. М. Просвещение. 2000 г.
Г.П.Мансветова, В.Ф.Гудкова. Физический эксперимент в школе. М. Просвещение. 2002 г.
Т.Е.Гнедина. Физика и творчество в твоей профессии. М. Просвещение. 2000 г.
М.Колтун. Мир физики. М. Детская литература. 2001г.
М.Аксёнова. Энциклопедия для детей. Астрономия. М. Аванта +.2003 г
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кудрявцева Татьяна Викторовна
→ Kudryavtseva 08.08.2011 1 7821 1481 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.