Программа элективного курса "Физика в нашем доме"; 9 класс
Краснодарский край Кавказский район город Кропоткин Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район
ПРОГРАММА элективного курса Физика в нашем доме по курсу физики для учащихся 9 классов Разработала: учитель физики высшей категории Игнатова Евгения Савельевна Всего часов: 17 часов Кропоткин 2012 Пояснительная записка. Актуальность курса заключается в том, что в свете реформы общеобразовательной школы повышаются роль и значение межпредметных связей дисциплин. Каждому учителю физики необходимо постоянно развивать стремление учащихся выяснять причины явлений, с которыми они встречаются ежедневно. Тематическая направленность курса способствует приучению детей к самостоятельной творческой работе, развитию инициативы, вносят элементы исследования в их учебу, содействуют выбору будущей профессии. Элективный курс «Физика в нашем доме» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. В нем раскрываются пути осуществления межпредметных связей физики с технологией, алгеброй и геометрией, химией, биологией. Занятия элективного курса углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроках, повышают их интерес к предмету. Курс рассчитан на 17 часов. Цель курса – создание условий для формирования и развития у школьников: - интереса к изучению предмета физики; - умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике; - творческих способностей; - коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Основная задача курса – не только сообщить учащимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, но и научить применять полученные знания на практике. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения: - выдвигать гипотезы; - решать задачи практической направленности; - отбирать необходимые для эксперимента приборы; - интерпретировать результаты эксперимента; - делать выводы. Перечисленные умения формируются на основе знаний принципов работы различных приборов для домашних измерений, законов механики твердых тел, жидкостей и газов, свойств электрического тока, тепловых, звуковых и оптических явлений. В программе предусмотрена самостоятельная работа учащихся по физическому эксперименту, как наиболее интересная для них форма работы. При этом учащиеся ставятся в условия исследователей, отыскивающих закономерности, важные в теоретическом или практическом отношении. Содержание программы. Раздел 1. Измерительные приборы – 1ч Устройство, действие и назначение различных приборов на конкретных примерах домашних измерений. Демонстрации и опыты: точные приборы для измерения (микрометр, электронный секундомер и весы). Раздел 2. Законы механики – 3ч Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов. Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия различных ножей, ножниц). Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости тел. Демострации и опыты: демонстрация условий равновесия рычага, устойчивого равновесия тела, имеющего площадь опоры; демонстрация зависимости величины давления от силы давления и площади опоры. Раздел 3. Механика жидкостей и газов – 2ч Свойства сообщающихся сосудов (для объяснения фонтанов, водопровода). Доказательство существования атмосферного давления (для объяснения работы пипетки, авторучек). Зависимость давления движущейся жидкости от скорости ее течения (для объяснения действия пульверизатора). Демонстрации и опыты: условия равновесия однородных и неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах; действие фонтана, поднятие воды за поршнем, зависимость давления от скорости течения жидкости. Раздел 4. Теплота – 2ч Объяснение физической сущности пламени. Явление конвекции, теплопроводности и излучения. Явление испарения и кипения. Плавление и кристаллизация. Демонстрации и опыты: опыты по конвекции, показ различной теплопроводности разных материалов, нагревание металлической трубки трением, понижение температуры при испарении, расширение тел при нагревании. Раздел 5. Свойства электрического тока – 3ч Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия различных нагревательных приборов. Механическое действие тока. Магнитное действие тока. Основы радиопередачи и радиоприема. Демонстрации и опыты: нагревание проводника электрическим током, движение проводника с током в магнитном поле, работа электромагнита и электромотора, действие генератора УКВ. Раздел 6. Звуковые явления – 3ч Природа звука и его основные характеристики (на примере музыкальных инструментов). Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино, скрипки. Реверберация («комнатное эхо»). Распространение звука в различных средах (для объяснения действия звукоизоляционных материалов). Демонстрации и опыты: колебания звучащего тела, резонанс камертонов, отражение звуковых волн, звукопроводность твердых тел и жидкостей. Раздел 7. Оптика — 2ч Отражение света от плоских зеркал. Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление. Применение линз в домашних оптических приборах. Демонстрации и опыты: модель строения глаза, получение изображения в линзах и зеркалах, ход лучей в поворотной и оборотной призмах. Итоговое занятие — 1ч Литература для учителя: 1. Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике для 7 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи.- М.: АРКТИ, 2000 2. Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике для 8 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи.- М.: АРКТИ, 2000 3. Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике для 9 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи.- М.: АРКТИ, 2000 4. Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990 5. Луцевич А.А., Равков А.В., Козел Р.Н. Решение задач по механике и молекулярной физике. Книга для учителя- МН.: «Народная асвета», 1989 6. Кабардин О.Ф. Физика. 9 класс: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы.- М.: Дрофа, 2008 Литература для ученика: 1. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физические тела. - М.: «Наука», 1978 2. Коган Б.Ю. Сто задач по физике: учебное руководство. - М.: «Наука», 1986 3. Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике: учебное пособие. - М.: «Высшая школа», 1990 4. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. - М.: «Просвещение», 1993 Поурочно-тематическое планирование учебного материала 9 класс, 17 часов, 1 час в неделю.
№ п/п |
Название раздела (темы) |
Количество часов |
|
Раздел 1. Измерительные приборы |
1 |
1 |
Устройство, действие и назначение различных приборов на конкретных примерах домашних измерений. |
1 |
|
Раздел 2. Законы механики |
3 |
2 |
Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов. |
1 |
3 |
Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия различных ножей, ножниц). |
1 |
4 |
Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости тел. |
1 |
|
Раздел 3. Механика жидкостей и газов |
2 |
5 |
Свойства сообщающихся сосудов (для объяснения фонтанов, водопровода). |
1 |
6 |
Доказательство существования атмосферного давления (для объяснения работы пипетки, авторучек). Зависимость давления движущейся жидкости от скорости ее течения (для объяснения действия пульверизатора). |
1 |
|
Раздел 4. Теплота |
27 |
7 |
Объяснение физической сущности пламени. Явление конвекции, теплопроводности и излучения. |
1 |
8 |
Явление испарения и кипения. Плавление и кристаллизация. |
1 |
|
Раздел 5. Свойства электрического тока |
3 |
9 |
Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия различных нагревательных приборов. |
1 |
10 |
Механическое действие тока. Магнитное действие тока. |
1 |
11 |
Основы радиопередачи и радиоприема. |
1 |
|
Раздел 6. Звуковые явления |
3 |
12 |
Природа звука и его основные характеристики (на примере музыкальных инструментов). |
1 |
13 |
Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино, скрипки. Реверберация («комнатное эхо»). |
1 |
14 |
Распространение звука в различных средах (для объяснения действия звукоизоляционных материалов). |
1 |
|
Раздел 7. Оптика |
2 |
15 |
Отражение света от плоских зеркал. |
1 |
16 |
Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление. Применение линз в домашних оптических приборах. |
1 |
17 |
Итоговое занятие |
1 |
Методические рекомендации 1. Устройство, действие и назначение различных приборов на конкретных примерах домашних измерений. История создания метрической системы мер. Бытовые приборы: линейка, рулетка, циркуль, портновский сантиметр, весы, мерные стаканы, часы, счетчик электрической энергии. 2. Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов. Утверждение Архимеда о возможности передвижения любого груза с помощью рычага. Наклонная плоскость, ворот, тиски, кусачки, пассатижи, швейная машина с ручным приводом. 3. Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия различных ножей, ножниц). Бытовые приборы: ложки, вилки, ножи, хлеборезка, соковыжималка, ножницы. Решение задач. 4. Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости тел. Бытовые приборы: вазы, фужеры, тарелки, настольные лампы, торшеры, лестницы. Решение задач. 5. Свойства сообщающихся сосудов (для объяснения фонтанов, водопровода). История флорентийских насосов. История постройки римского водопровода. Водопровод (действующая модель), фонтаны — увлажнители воздуха. Бытовые приборы: чайники, кофейники, кружка — непроливайка. 6. Доказательство существования атмосферного давления (для объяснения работы пипетки, авторучек). Зависимость давления движущейся жидкости от скорости ее течения (для объяснения действия пульверизатора). Объяснение работы бытовых приборов: пипетки, авторучки, насос, опрыскиватель. Решение задач. Демонстрация зависимости давления от скорости течения жидкости. Пульверизатор. Смена воды в аквариуме. 7. Объяснение физической сущности пламени. Явление конвекции, теплопроводности и излучения. История открытия термометра. Термометры (медицинский, для измерения температуры воды и воздуха). Пламя спички, спиртовки. Водяное отопление (действующая модель). Сковородки, утюги, кастрюли с металлическими и деревянными ручками. Стакан чая с опущенной в него ложкой. Термос. Шерстяная шапка, меховые варежки. Теплозащитные свойства тканей. 8. Явление испарения и кипения. Плавление и кристаллизация. Объяснение работы бытовых приборов: газовая плита и холодильник. Влажно-тепловая обработка одежды. Тепловая обработка продуктов. Приготовление горячих блюд. Стерилизация продуктов, консервирование. Лужение и пайка проводов. Решение задач. 9. Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия различных нагревательных приборов. От лучины до лампы дневного света. Устройство и действие электролампы, электроплиты, паяльника, утюга, электрического чайника, камина. Решение задач. 10. Механическое действие тока. Магнитное действие тока. Объяснение работы бытовых приборов: пылесоса, полотера, электробритвы, электродрели, швейной машины, телефона. Решение задач. 11. Основы радиопередачи и радиоприема. Объяснение работы телефона, радиоприемника, телевизора. Диапазоны электромагнитных волн. 12. Природа звука и его основные характеристики (на примере музыкальных инструментов). Из истории музыкальных инструментов. Звуковые характеристики. Решение задач. 13. Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино, скрипки. Реверберация («комнатное эхо»). Бытовые приборы: музыкальные инструменты (скрипка, гитара, пианино). Решение задач. 14. Распространение звука в различных средах (для объяснения действия звукоизоляционных материалов). Макет меблированной комнаты. Звукоизоляционные материалы. Звукопроводность твердых тел и жидкостей. 15. Отражение света от плоских зеркал. Различные взгляды на природу света. Виды зеркал: плоское, вогнутое и выпуклое. Характеристики. Свойства изображений в различных зеркалах. Применение. Решение задач. 16. Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление. Применение линз в домашних оптических приборах. Очки (для близорукого и дальнозоркого глаза), бинокль, фотоаппарат, увеличитель, киноаппарат. Системы линз и зеркал. 17. Итоговое занятие.
Список использованной литературы:
Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике. М., «Просвещение», 1977
Дик Ю.И., Турышев И.К., Лукьянов Ю.И. Межпредметные связи курса физики в средней школе. - М.: «Просвещение», 1987
Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: «Педагогика», 1981
Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе/ Под ред. А.Т. Глазунова, В.А. Фабриканта. - М.: «Просвещение», 1985
На странице приведен фрагмент.
Автор: Игнатова Евгения Савельевна
→ evgenia2012 22.02.2012 1 12849 1851 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.