Программа факультативного курса физики "Основы проектной деятельности"; 6 класс



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Шиловская средняя общеобразовательная школа №2

Муниципального образования – Шиловский муниципальный район

Рязанской области


«Согласовано».

Зам. директора по УВР

________ Пискарева В. Ф.

Пр. № 1 от 27.08.2013

«Утверждаю».

Директор школы

__________С. А. Федина

Пр. № ___ от ________


Рассмотрено

на заседании ШМО учителей математики,

физики, информатики

Пр. № 1 от 26.082013

Рук. ШМО_______Горохова Е. И








Программа

факультативного курса

« Основы проектной деятельности»

по физике

для 6-го класса












Разработана


учителем физики

Паршковой И. В.







Шилово

2013-2014 уч. год





Программа

факультативного курса « Основы проектной деятельности»

по физике для 6-го класса

  1. Пояснительная записка

Факультативные занятия являются составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование занятости детей во внеурочное время.

Эта программа знакомит ребят с естественнонаучной картиной мира и учит их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Процесс обучения в этом курсе сводится к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.

Программа факультативного курса по проектной деятельности «Основы проектной деятельности» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования», на основе проектной программы УМК «Планета знаний» для 1-4-х классов начальной школы.

Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А данный курс позволяет знакомить ребят с целостной (с учётом возраста) картиной мира, которую каждый учитель на занятиях по своему предмету очень часто трактует узконаправленно.

Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Курс «Основы проектной деятельности» будет одной из таких форм.

Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в основной и старшей школе. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.


  1. Главная цель: выявление способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.


Задачи:

  • познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

  • мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

  • прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

  • прививать интерес к исследовательской деятельности;



В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Курс «Основы проектной деятельности» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность школьников при изучении этого курса имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

  • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

  • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.


  1. Основные принципы программы


Принцип системности

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ­ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш­ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.


Программа курса рассчитана на 34 часа (6 класс). В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы;

  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видеокурсы, ресурсы Интернета).


Учащиеся должны уметь:

    • выделять объект исследования;

    • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

    • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

    • работать в группе;

    • пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;

    • вести наблюдения окружающего мира;

    • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

    • работать в группе.


Содержание программы «Основы проектной деятельности» связано с многими учебными предметами, в частности физика, химия, астрономия, биология, география.


На курс отводится 1 час в неделю в 6-х классах.

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися факультативного курса.

В результате изучения курса «Основы проектной деятельности» обучающиеся на ступени основного общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

  • получат возможность осознать своё место в мире;

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • получат возможность продолжить развитие умений при работе с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить презентации.

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.


Личностные универсальные учебные действия

У ученика будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения;

  • выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;

  • устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;

  • адекватное понимание причин успешности/ неуспешности внеучебной деятельности.



Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.


Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;


Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


6 класс


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.

  1. Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. (1 ч)

Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.

Практика: анкетирование учащихся, опрос.

  1. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (2 ч)

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.

Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Тень. Солнечные и лунные затмения».

  1. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (2 ч)

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.

Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Свойства света». Проверка гипотез.

  1. Основные источники получения информации. (3 ч)

Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

  1. Оформление списка литературы и использованных электронных источников. (1 ч)

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

  1. Методы исследования. Мыслительные операции. Исследования по теме «Источники электрического тока». - (1 ч)

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

  1. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

( 1 ч)

Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Живая и мертвая вода»- 2ч.

  1. Оформление работы. Подготовка доклада. (2 ч)

Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.

Практика: доклады по теме: «Агрегатные состояния воды». Проверка оформления работ.

  1. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. (2 ч)

Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.

Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Почему летает самолёт».

Тематические учебные исследования. (17 ч = 5 ч +12 ч)

  1. Тень. Определение высоты дома дерева.- 1 ч

  2. Настоящая глубина водоёма. Преломление света.-1 ч

  3. Изготовление модели перископа.- 1ч

  4. Радуга. - 1ч

  5. Миражи. -1ч

  6. Физические свойства воды. Измерение массы и объема жидкостей.- 1ч

  7. Сказки о живой и мертвой воде. Способы её получения - 2ч

  8. Исследование «Вода-источник жизни». Конференция .- 2 ч

  9. Исследование полета бумажного самолета. Центр масс в конструкции самолета - 1ч

  10. «Полёт бумеранга ».- 1 ч

  11. Изготовление источника тока. Исследование устройства батарейки. -1 ч

  12. Исследование «Ванька- встанька». - 1ч

  13. Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. (1 ч)


Тематическое планирование для 6 класса


№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Примерные сроки прохождения

теория

практика

Итого

1.

Науки, которые нас окружают.

Что я думаю своих о способностях.

1


1

3.09.13-7.09.13

2.

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности

1

1

2

9.09.13-.21.09.13

3.

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

1

1

2

23.09.13 – 5.10.13

4.

Основные источники получения информации.

1

2

3

7.10.13 – 26.10.13

5.

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.


1

1

28.10.13 – 1.11.13

6.

Методы исследования. Мыслительные операции.

1


1

11.11.13 – 16.11.13

7.

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

1

2

3

18.11.13- 7.12.13

8.

Оформление работы. Подготовка доклада.

1

1

2

9.12 13 – 14.12 13

9.

Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point.

1

1

2

16.12.13- 28.12.13

10.

Тематические учебные исследования.

5

12

18


13.01.14 – 30.05.14


Итого

13

21

34




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / ( сост. Е. С. Савинов). _ М. : Просвещение, 2011. – 342 с. – ( Стандарты второго поколения).

  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ); пол ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.

  3. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. 321с.

  4. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.

  5. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

  6. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.

  7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

  8. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.

  9. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.

  10. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

  11. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.

  12. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.

  13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

  14. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.

  15. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

  16. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001


Электронные ресурсы:


  1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/

  2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

  3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

  4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

  5. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty

  6. Рабочая программа кружка по физике " Юный физик" для 8 (физико-математических классов) http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,112656/Itemid,118/

  7. Программа «Физика для младших школьников» - развивающие занятия с детьми возраста 6-9 лет (возможна адаптация к возрасту 9-11 лет http://mdrnet.mirtesen.ru/blog/43526802527/Programma-%C2%ABFizika-dlya-mladshih-shkolnikov%C2%BB---razvivayuschie-zan

  8. Физика. 5-6 классы. Программа внеурочной деятельности для основной школы. Шулежко Е.М. ФГОС Издательство: Бином. Лаборатория знаний
    Серия: Программы и планирование

  9. Фестиваль исследовательских и творческих работ. Портфолио ученика http://project.1september.ru/subject.php?sb=23

















Календарно тематическое планирование факультативных занятий по программе

«Основы проектной деятельности» для 6- го класса.

( 1 час в неделю)



п/п

Дата

проведения


Тема урока


Решаемые проблемы


Понятия

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

(в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты

УУД



Науки, которые нас окружают.- (1 ч)

1


Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях.

Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.

Практика: анкетирование учащихся, опрос.


Живая и неживая природа, наука о природе: физика, химия, география, астрономия

Научиться выделять отличительные признаки живой природы; распределять объекты в группы по общим признакам.

Научиться различать объекты неживой и живой природы.

Научиться отличать физические явления от химических.

Л.:

-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений и желаний в исследовательской работе.

Р.:

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

К.:

-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (3 ч)


2/1


Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.


Коллективная беседа – «нужен ли исследователю план работы». Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).


Актуальность. Цкль работы, задачи работы.

Алгортм выполнения работы. Структура, план, алгоритм.

Определить цель. задачи

Научиться выявлять актуальные проблемы для исследования; научиться формулировать цель, задачи исследования.

Л.:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р.:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

П.:

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет.

3/2


Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности»

Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Научиться выявлять и составлять алгоритм исследования

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Р.:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

4/3


Определение содержания для исследования по теме: «Тень. Солнечные и лунные затмения».


Понятие тени, полутени, Способы получения. Солнечные и лунные затмения.

Научиться применять полученные знания на практике

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (2 ч)


5/1


Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются.

Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.

Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез.

Гипотеза, анализ синтез, дедукция, индукция. Способ определения понятия.

Научиться разделять работу на этапы. Научиться выдвигать гипотезу. Научиться анализировать опыт, явление .

Л.:

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Р.:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.:

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества

6/2


Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Свойства света». Проверка гипотез.


Практические задания – как делать обобщения.

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий.


Научиться выдвигать гипотезу по наблюдению, проводить проверку гипотез

Основные источники получения информации. (3 ч)


7/1


Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.


Как найти источники информации. Какие источники являются достоверными


Научиться работать с книгой, текстом книги.

Научиться искать информацию на электронных ресурсах

Л.:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-

Р.:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем

П.:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К.:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

8/2


Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.



9/3


Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.



Оформление списка литературы и использованных электронных источников. - (1 ч)


10/1


Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.




Работа с Интернет ресурсами и в программе Word


Научиться составлять список используемой литературы и электронных источников


Методы исследования. Мыслительные операции. Исследование по теме «Источники электрического тока». - (2 ч)


11/1


Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.



Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).


Научиться наблюдать, задавать вопросы, анализировать, ставить эксперимент, проводить синтез, сравнение и обобщение

Л.:

-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р.:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

К.:

-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

12/2


Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Изготовлени источника тока в домашних условиях.


Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения. (Практические задания по развитию наблюдательности.


Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов. - ( 3 ч)


13/1


Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.


Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации.

Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т. п.

Схема, график, диаграмма

Научиться обрабатывать результаты исследований различными методами: диаграммы, графики, схемы

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Р.:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

14/2


Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Живая и мертвая вода».


15/3


Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Живая и мертвая вода».


Оформление работы. Подготовка доклада. - (2 ч)


16/1


Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.


Зачем оформлять работу.

Разработка единых требований к оформлению работ

Алгоритм написания работы

Научиться оформлять работу, планировать выступление, использовать графики, схемы. чертежи

Л.:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Р.:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П.:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

К.:

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

17/2


Практика: доклады по теме: «Агрегатные состояния воды». Проверка оформления работ.


Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.



Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. - (2 ч)


18/1


Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.


Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ.

Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов.

Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т. п.


Научиться составлять презентацию, доклад, газету, телепередачу

Л.:

-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений и желаний в исследовательской работе.

Р.:

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

К.:

-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе

19/2


Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Почему летает самолёт».


Просмотр готовой презентации



Тематические учебные исследования. - (15 ч = 12 ч +2ч защита проектов) +1 итоговое занятие


20/1


Тень. Определение высоты дома дерева.- 1 ч


Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ.

Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов.

Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т. п.

Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.


Научиться выполнять самостоятельно исследовательский проект и выступать с его защитой.

Л.:

-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений и желаний в исследовательской работе.

Р.:

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.:

-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

К.:

-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе

21/2


Настоящая глубина водоёма. Преломление света.-1 ч



22/3


Изготовление модели перископа.- 1ч



23/4


Радуга. - 1ч



24/5


Миражи. -1ч



25/6


Физические свойства воды. Измерение массы и объема жидкостей.- 1ч


26/7


Сказки о живой и мертвой воде. Способы её получения - 2ч


27/8


Исследование «Вода-источник жизни». Конференция .- 2 ч


28/9


Исследование полета бумажного самолета. Центр масс в конструкции самолета - 1ч


29/10



«Полёт бумеранга ».- 1 ч


30/11


Изготовление источника тока. Исследование устройства батарейки. -1 ч


31/12


Исследование «Ванька- встанька». - 1ч


32/13


Защита исследовательских проектов

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ.


33/14


Защита исследовательских проектов

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ.


34/15


Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. (1 ч)

Подготовка детских работ к публичной защите.











Полный текст материала Программа факультативного курса физики "Основы проектной деятельности"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Паршкова Ирина Владимировна  лайк
29.09.2013 1 5931 1219

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК