Программа факультативного курса физики "Основы проектной деятельности"; 6 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Шиловская средняя общеобразовательная школа №2
Муниципального образования – Шиловский муниципальный район
Рязанской области
«Согласовано». Зам. директора по УВР ________ Пискарева В. Ф. Пр. № 1 от 27.08.2013 |
«Утверждаю». Директор школы __________С. А. Федина Пр. № ___ от ________ |
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей математики,
физики, информатики
Пр. № 1 от 26.082013
Рук. ШМО_______Горохова Е. И
Программа
факультативного курса
« Основы проектной деятельности»
по физике
для 6-го класса
Разработана
учителем физики
Паршковой И. В.
Шилово
2013-2014 уч. год
Программа
факультативного курса « Основы проектной деятельности»
по физике для 6-го класса
Пояснительная записка
Факультативные занятия являются составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование занятости детей во внеурочное время.
Эта программа знакомит ребят с естественнонаучной картиной мира и учит их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Процесс обучения в этом курсе сводится к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.
Программа факультативного курса по проектной деятельности «Основы проектной деятельности» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования», на основе проектной программы УМК «Планета знаний» для 1-4-х классов начальной школы.
Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А данный курс позволяет знакомить ребят с целостной (с учётом возраста) картиной мира, которую каждый учитель на занятиях по своему предмету очень часто трактует узконаправленно.
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Курс «Основы проектной деятельности» будет одной из таких форм.
Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в основной и старшей школе. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Главная цель: выявление способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности;
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Курс «Основы проектной деятельности» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность школьников при изучении этого курса имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Программа курса рассчитана на 34 часа (6 класс). В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видеокурсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
работать в группе.
Содержание программы «Основы проектной деятельности» связано с многими учебными предметами, в частности физика, химия, астрономия, биология, география.
На курс отводится 1 час в неделю в 6-х классах.
Планируемые результаты освоения обучающимися факультативного курса.
В результате изучения курса «Основы проектной деятельности» обучающиеся на ступени основного общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность продолжить развитие умений при работе с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить презентации.
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У ученика будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения;
выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;
устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
адекватное понимание причин успешности/ неуспешности внеучебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
6 класс
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.
Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. (1 ч)
Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.
Практика: анкетирование учащихся, опрос.
Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (2 ч)
Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.
Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Тень. Солнечные и лунные затмения».
План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (2 ч)
Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.
Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Свойства света». Проверка гипотез.
Основные источники получения информации. (3 ч)
Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Оформление списка литературы и использованных электронных источников. (1 ч)
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
Методы исследования. Мыслительные операции. Исследования по теме «Источники электрического тока». - (1 ч)
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.
( 1 ч)
Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Живая и мертвая вода»- 2ч.
Оформление работы. Подготовка доклада. (2 ч)
Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.
Практика: доклады по теме: «Агрегатные состояния воды». Проверка оформления работ.
Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. (2 ч)
Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.
Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Почему летает самолёт».
Тематические учебные исследования. (17 ч = 5 ч +12 ч)
Тень. Определение высоты дома дерева.- 1 ч
Настоящая глубина водоёма. Преломление света.-1 ч
Изготовление модели перископа.- 1ч
Радуга. - 1ч
Миражи. -1ч
Физические свойства воды. Измерение массы и объема жидкостей.- 1ч
Сказки о живой и мертвой воде. Способы её получения - 2ч
Исследование «Вода-источник жизни». Конференция .- 2 ч
Исследование полета бумажного самолета. Центр масс в конструкции самолета - 1ч
«Полёт бумеранга ».- 1 ч
Изготовление источника тока. Исследование устройства батарейки. -1 ч
Исследование «Ванька- встанька». - 1ч
Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. (1 ч)
Тематическое планирование для 6 класса
№ п/п |
Тема занятий |
Количество часов |
Примерные сроки прохождения |
||
теория |
практика |
Итого |
|||
1. |
Науки, которые нас окружают. Что я думаю своих о способностях. |
1 |
|
1 |
3.09.13-7.09.13 |
2. |
Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности |
1 |
1 |
2 |
9.09.13-.21.09.13 |
3. |
План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. |
1 |
1 |
2 |
23.09.13 – 5.10.13 |
4. |
Основные источники получения информации. |
1 |
2 |
3 |
7.10.13 – 26.10.13 |
5. |
Оформление списка литературы и использованных электронных источников. |
|
1 |
1 |
28.10.13 – 1.11.13 |
6. |
Методы исследования. Мыслительные операции. |
1 |
|
1 |
11.11.13 – 16.11.13 |
7. |
Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов. |
1 |
2 |
3 |
18.11.13- 7.12.13 |
8. |
Оформление работы. Подготовка доклада. |
1 |
1 |
2 |
9.12 13 – 14.12 13 |
9. |
Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. |
1 |
1 |
2 |
16.12.13- 28.12.13 |
10. |
Тематические учебные исследования. |
5 |
12 |
18
|
13.01.14 – 30.05.14 |
|
Итого |
13 |
21 |
34 |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / ( сост. Е. С. Савинов). _ М. : Просвещение, 2011. – 342 с. – ( Стандарты второго поколения).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ); пол ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.
Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001
Электронные ресурсы:
Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
Рабочая программа кружка по физике " Юный физик" для 8 (физико-математических классов) http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,112656/Itemid,118/
Программа «Физика для младших школьников» - развивающие занятия с детьми возраста 6-9 лет (возможна адаптация к возрасту 9-11 лет http://mdrnet.mirtesen.ru/blog/43526802527/Programma-%C2%ABFizika-dlya-mladshih-shkolnikov%C2%BB---razvivayuschie-zan
Физика.
5-6 классы. Программа
внеурочной
деятельности
для основной
школы. Шулежко
Е.М. ФГОС
Издательство: Бином.
Лаборатория
знаний
Серия: Программы
и планирование
Фестиваль исследовательских и творческих работ. Портфолио ученика http://project.1september.ru/subject.php?sb=23
Календарно тематическое планирование факультативных занятий по программе
«Основы проектной деятельности» для 6- го класса.
( 1 час в неделю)
№ п/п |
Дата проведения
|
Тема урока |
Решаемые проблемы |
Понятия |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС) |
|
Предметные результаты |
УУД
|
|||||
|
Науки, которые нас окружают.- (1 ч) |
|||||
1 |
|
Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. |
Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся. Практика: анкетирование учащихся, опрос.
|
Живая и неживая природа, наука о природе: физика, химия, география, астрономия |
Научиться выделять отличительные признаки живой природы; распределять объекты в группы по общим признакам. Научиться различать объекты неживой и живой природы. Научиться отличать физические явления от химических. |
Л.: -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений и желаний в исследовательской работе. Р.: -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. К.: -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. |
Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (3 ч)
|
||||||
2/1 |
|
Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.
|
Коллективная беседа – «нужен ли исследователю план работы». Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).
|
Актуальность. Цкль работы, задачи работы. Алгортм выполнения работы. Структура, план, алгоритм. Определить цель. задачи |
Научиться выявлять актуальные проблемы для исследования; научиться формулировать цель, задачи исследования. |
Л.: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. П.: -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет. |
3/2 |
|
Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности» |
Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. |
Научиться выявлять и составлять алгоритм исследования |
Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Р.: -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.: -осуществлять запись об окружающем мире; -использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. К.: -учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; -аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
|
4/3 |
|
Определение содержания для исследования по теме: «Тень. Солнечные и лунные затмения».
|
Понятие тени, полутени, Способы получения. Солнечные и лунные затмения. |
Научиться применять полученные знания на практике |
||
План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (2 ч)
|
||||||
5/1 |
|
Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез |
Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез.
|
Гипотеза, анализ синтез, дедукция, индукция. Способ определения понятия. |
Научиться разделять работу на этапы. Научиться выдвигать гипотезу. Научиться анализировать опыт, явление . |
Л.: -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Р.: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.: Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества |
6/2 |
|
Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Свойства света». Проверка гипотез.
|
Практические задания – как делать обобщения. Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий.
|
Научиться выдвигать гипотезу по наблюдению, проводить проверку гипотез |
||
Основные источники получения информации. (3 ч)
|
||||||
7/1 |
|
Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.
|
Как найти источники информации. Какие источники являются достоверными |
|
Научиться работать с книгой, текстом книги. Научиться искать информацию на электронных ресурсах |
Л.: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - Р.: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем П.: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
8/2 |
|
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
|
|
|||
9/3 |
|
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
|
|
|||
Оформление списка литературы и использованных электронных источников. - (1 ч)
|
||||||
10/1 |
|
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
|
Работа с Интернет ресурсами и в программе Word |
|
Научиться составлять список используемой литературы и электронных источников |
|
Методы исследования. Мыслительные операции. Исследование по теме «Источники электрического тока». - (2 ч)
|
||||||
11/1 |
|
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
|
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать. Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). |
|
Научиться наблюдать, задавать вопросы, анализировать, ставить эксперимент, проводить синтез, сравнение и обобщение |
Л.: -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. К.: -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. |
12/2 |
|
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Изготовлени источника тока в домашних условиях.
|
Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения. (Практические задания по развитию наблюдательности. |
|
||
Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов. - ( 3 ч)
|
||||||
13/1 |
|
Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.
|
Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т. п. |
Схема, график, диаграмма |
Научиться обрабатывать результаты исследований различными методами: диаграммы, графики, схемы |
Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Р.: -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.: -осуществлять запись об окружающем мире; -использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. К.: -учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; -аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
14/2 |
|
Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Живая и мертвая вода».
|
||||
15/3 |
|
Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Живая и мертвая вода».
|
||||
Оформление работы. Подготовка доклада. - (2 ч)
|
||||||
16/1 |
|
Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.
|
Зачем оформлять работу. Разработка единых требований к оформлению работ |
Алгоритм написания работы |
Научиться оформлять работу, планировать выступление, использовать графики, схемы. чертежи |
Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Р.: -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.: -осуществлять запись об окружающем мире; -использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. К.: -учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; -аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
17/2 |
|
Практика: доклады по теме: «Агрегатные состояния воды». Проверка оформления работ.
|
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. |
|
||
Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. - (2 ч)
|
||||||
18/1 |
|
Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.
|
Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т. п. |
|
Научиться составлять презентацию, доклад, газету, телепередачу |
Л.: -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений и желаний в исследовательской работе. Р.: -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. К.: -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе |
19/2 |
|
Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Почему летает самолёт».
|
Просмотр готовой презентации |
|
|
|
Тематические учебные исследования. - (15 ч = 12 ч +2ч защита проектов) +1 итоговое занятие
|
||||||
20/1 |
|
Тень. Определение высоты дома дерева.- 1 ч
|
Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т. п. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе). Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. |
|
Научиться выполнять самостоятельно исследовательский проект и выступать с его защитой. |
Л.: -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений и желаний в исследовательской работе. Р.: -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. К.: -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе |
21/2 |
|
Настоящая глубина водоёма. Преломление света.-1 ч
|
|
|||
22/3 |
|
Изготовление модели перископа.- 1ч
|
|
|||
23/4 |
|
Радуга. - 1ч
|
|
|||
24/5 |
|
Миражи. -1ч
|
|
|||
25/6 |
|
Физические свойства воды. Измерение массы и объема жидкостей.- 1ч |
|
|||
26/7 |
|
Сказки о живой и мертвой воде. Способы её получения - 2ч |
|
|||
27/8 |
|
Исследование «Вода-источник жизни». Конференция .- 2 ч |
|
|||
28/9 |
|
Исследование полета бумажного самолета. Центр масс в конструкции самолета - 1ч |
|
|||
29/10
|
|
«Полёт бумеранга ».- 1 ч |
|
|||
30/11 |
|
Изготовление источника тока. Исследование устройства батарейки. -1 ч |
|
|||
31/12 |
|
Исследование «Ванька- встанька». - 1ч |
|
|||
32/13 |
|
Защита исследовательских проектов |
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ. |
|
||
33/14 |
|
Защита исследовательских проектов |
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ. |
|
||
34/15 |
|
Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. (1 ч) |
Подготовка детских работ к публичной защите. |
|
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Паршкова Ирина Владимировна
→ лайк 29.09.2013 1 5931 1219 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.