Слайд 1
Российские учёные
пример для молодого
поколения
Выполнили
команда «Москаленского лицея»
Терехов Н.В., Стулова Е.Б.,
Артамонова Л.В., Климович С.А.
р.п.Москаленки - 2010
Р аботу выполнили
команда «Москаленского лицея»
Терехов Н.В., Стулова Е.Б.,
Артамонова Л.В., Климович С.А.
План-конспект занятия
«Российский
учёный Александр Леонидович Чижевский
–
пример для молодого поколения»
Цель занятия:
Познакомить обучающихся с личностью А.Л.Чижевского.
Вызвать интерес к научной, исследовательской, творческой деятельности ученого.
Оборудование: мультимедийная установка
… Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
М.В.Ломоносов
Ход занятия:
На экране – слайд с эпиграфом к занятию (Слайд 2)
Организация начала занятия.
Проблемная ситуация «Галерея неизвестного художника».
Звучит музыка, на экране показываются четыре репродукции картин.(Слайды 3-4)
Диалог.
- Как Вы думаете, кому могут принадлежать эти репродукции картин (мужчине или женщине, профессиональному художнику или любителю, молодому человеку или зрелому…)?
- На самом деле эти картины принадлежат кисти Александра Леонидовича Чижевского.(Слайд5)
- Тема нашего занятия «Российский учёный Александр Леонидович Чижевский – пример для молодого поколения».
Ведущий знакомит присутствующих с основными этапами жизни А.Л.Чижевского .(Слайд 6)
Александр Леонидович Чижевский родился в 1897 году в городке Цехановец Гродненской губернии, в семье, принадлежавшей к польскому дворянскому роду. Его отец – генерал-майор артиллерии, перешедший после революции на сторону Красной Армии, прославился своим изобретением артиллерийского угломера, который позволял стрелять по врагу с закрытых позиций. Мать Чижевского умерла, когда он был еще младенцем. Воспитанием будущего ученого занималась бабушка – внучатая племянница адмирала Нахимова, очень образованная женщина, которая всячески поощряла тягу внука к знаниям. А мальчик с раннего детства демонстрировал пытливый ум и недюжинные способности – прекрасно рисовал, писал стихи и с легкостью постигал языки...
Работа в группах «Мы – исследователи биографии Чижевского».
(Группы формируются в зависимости от количества присутствующих на занятии, но не более 4-5 человек в каждой. Обучающимся предлагаем одинаковый текст. Приложение 1).
Задание: Познакомьтесь с биографией А.Л.Чижевского, определите основные области, в которых проявил себя Чижевский.
Вывод: Интересы А.Л.Чижевского разносторонние. (Слайд7)
- Кем был в жизни А.Л.Чижевский? (Слайы8-9)
III. «Меня называют поэтом…»
Александр Чижевский был удивительно многогранной личностью. Он известен как талантливый поэт, музыкант. Недаром ученые, разделявшие его взгляды, называли его «Леонардо да Винчи XX века».
Звучит стихотворение А.Л. Чижевского «Дерзание». (Слайд10)
Как тянет в бездну с высоты!
Как упоительно пространство!
Как рвется вон из-за черты
Живой души непостоянство!
Смотри: внизу, где тонкий дым
Ручья, скользящего на скалы,
Восходит клубом голубым,
Есть темно-синие провалы.
Туда, с размерности земной,
Осилив головокруженье,
Сверши полет над глубиной,
В ее влекущее владенье.
А бездна манит, бездна ждет,
И в том ее предназначенье!
Дерзайте ж, смертные, вперед:
В стихию, в смерть, в уничтоженье!
- Как вы думаете, о чем это стихотворение? Какова его тема? (Философские размышления…)
VI. «Зачарованный солнцем…»
В 1930-е годы на базе Воронежского сельскохозяйственного института действовал филиал особой научной лаборатории, центр которой находился в столице. Здесь проводились опыты по воздействию на организм животных воздуха, насыщенного ионами – электрически заряженными частицами. Экспериментом руководил Александр Чижевский – один из самых загадочных российских ученых XX века, о научном наследии которого спорят до сих пор. (Слайд 11)
В школьных учебниках имя Чижевского не упоминается, но о его знаменитой люстре, «оживляющей» воздух в жилых помещениях, слышали многие. Правда, в основном благодаря рекламным компаниям фирм, занимающихся продажей подобных приборов...
«Вы устаете на
работе, плохо спите, часто простужаетесь
и неважно себя чувствуете, много работаете
на компьютере? Вы забываете, что в
помещении, а ОСОБЕННО с кондиционированием
воздуха, Вы ВСЕГДА дышите "мертвым"
(деионизированным) воздухом!
ХОТИТЕ
ДЫШАТЬ ЧИСТЫМ ИОНИЗИРОВАННЫМ ВОЗДУХОМ
И МЕНЬШЕ БОЛЕТЬ?» (Слайд
12)
Вот что писал об
этом сам профессор А. Л. Чижевский:
"Всестороннее изучение механизмов
влияния аэроионов отрицательной
полярности на организм ... показало, что
униполярные аэроионы оказывают
воздействие на ряд вегетативных и
анимальных функций отдельных органов
и на жизнедеятельность организма в
целом, при этом ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ аэроионы
во всех случаях оказывают БЛАГОТВОРНОЕ
влияние..."
НПЦ "АЛЬФА-РИТМ"
предлагает электроэффлювиальные
ионизаторы воздуха "Эффлювион"
собственного производства (16 моделей).
ОЗОНА НЕ ВЫДЕЛЯЮТ!!! Приборы сертифицированы
и запатентованы в России. Выполнены по
методу электроэффлювиальной аэроионизации
профессора А. Л. Чижевского. Соответствуют
СанПин 2.2.4 1294-03 “Гигиенические требования
к аэроионному составу воздуха
производственных и общественных
помещений”. (Приложение
2)
VII. «Враг под маской ученого». Возвращение.
В 1935 году началась травля ученого. Ему припомнили все – и его «солнцепоклонничество», которое противоречило марксистским принципам изучения истории, и дворянские корни. В 1939 году, когда состоялся конгресс в Нью-Йорке, на котором, зарубежные ученые высоко оценили вклад Чижевского в науку, он был уже «не выездным». Так что президентом конгресса его выбрали заочно. А в 1942 году Чижевского репрессировали как «врага под маской ученого» и отправили в лагеря.
Реабилитировали ученого только в 1958 году. В Москву он вернулся инвалидом I группы, но с почти законченным трудом, посвященным исследованию строения крови.
В последние годы Чижевский работал в лаборатории аэроионификации при совнархозе. Умер он в 1964 году. Девять лет спустя Академия наук СССР отметила значение проблемы «влияния космических факторов на процессы, происходящие на Земле», подчеркнув, что выдающаяся заслуга в разработке этой проблемы «принадлежит А.Л. Чижевскому, впервые выдвинувшему идею о тесной зависимости явлений биосферы от космических факторов». Но по сию пору подлинный вклад ученого в науку широкому кругу общественности не известен...
VIII. Дом-музей Чижевского в Калуге. (Слайд13)
В этом доме в начале 20 века жила семья А.Л.Чижевского.
Дом-музей является филиалом Калужского государственного музея космонавтики, в музее проходят заседания научно-просветительского общества «ГЕЛИОС», музей ведет большую научно-исследовательскую работу.
Задание на дом для любознательных:
Фамилия директора музея Людмилы Теобальдовны Энгельгард - это случайное совпадение с фамилией жены А.Л.Чижевского или..?
IX. Рефлексия. Синквейн. (Слайд14)
- Вернемся к эпиграфу нашего занятия. Согласны ли вы со словами Михаила Васильевича Ломоносова?
- Можно ли сказать, что А.Л Чижевский является примером для молодого поколения?
- Составим синквейн, который бы отражал личность великого ученого А.Л.Чижевского. (Слайд 15)
Х. Заключение. (Слайды 16-17)
Приложение 1
Биография А.Л.Чижевского
Мы дети Космоса. И наш родимый дом
Так спаян общностью и неразрывно прочен,
Что чувствуем себя мы слитыми в одном,
Что в каждой точке мир - весь мир сосредоточен...».
А.Л. Чижевский «Гиппократу»
А.Л.
Чижевский
- советский биофизик, ученый, мыслитель,
основоположник гелиобиологии,
аэроионификации, электрогемодинамики,
поэт, художник, философ, чрезвычайно
разносторонний, эрудированный и
работоспособный исследователь.
Александр Леонидович Чижевский родился 7 февраля 1897 г. в местечке Цехановец Вельского уезда бывшей Гродненской губернии (сейчас Польша) в семье кадрового военного офицера, артиллериста Леонида Васильевича Чижевского (1861-1929 гг.), человека незаурядного, с широким кругозором и изобретательским складом ума, получившего звание генерал-майора. В 1928 году Л.В. Чижевский был удостоен почетного звания Героя Труда Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Именно Леониду Васильевичу принадлежит изобретение артиллерийского угломера, позволявшего стрелять с закрытых позиций. Он же произвел первые расчеты, позднее осуществленные немцами в знаменитом выстреле из «Берты» по Парижу с расстояния в 100 километров в Первую мировую войну. Мать А.Л. Чижевского Надежда Александровна, урожденная Невиандт (1875-1898 гг.), принадлежала к старинному роду выходцев из Голландии, переселившихся в Россию во времена Петра I. Когда маленькому Александру был всего один год, Надежда Александровна заболела туберкулезом и вскоре скончалась в Ментоне (Италия). Прадедом будущего великого ученого был Никита Васильевич, потомок бежавшего из Польши в XVI в. графа Яна Казимира Чижевского. Никита Васильевич прожил 111 лет, участвовал более чем в ста сражениях, в знаменитом Итальянском походе русской армии, получил ключи от города Брешиа для передачи их А.В. Суворову.
Потеряв в младенческом возрасте мать, Александр Леонидович, однако, не был обделен материнской любовью. Родная сестра отца Ольга Васильевна Чижевская-Лесли переехала на постоянное жительство к брату, заменила маленькому племяннику мать и до конца жизни (ск. 1927 г.) была рядом с ним. Одновременно с тетушкой переехала и бабушка Елизавета Семеновна Чижевская (ск. 1910 г.), урожденная Облачинская, внучатая племянница адмирала Нахимова, которая, по утверждению А.Л. Чижевского, стала его первым учителем и наставником. Она была образованной женщиной, хорошо знавшей историю и иностранные языки.
Увлечение же Александра Леонидовича античной и классической литературой, памятниками старины, филологией обусловили его первоначальный выбор высшего образования: он стал студентом Московского археологического института, полный курс которого окончил в мае 1917 г. «Русская лирика XVIII века» - так называлась защищенная им по окончании этого курса магистерская диссертация. В конце 1917 г. он защищает еще одну диссертацию на тему «Эволюция физико-математических наук в древнем мире». И сразу же приступает к подготовке докторской диссертации, содержание которой составили материалы по изучению им солнечно-земных связей. Одновременно с учебой в археологическом институте он слушал лекции по экономике в Московском коммерческом институте. В 1918 г. Александр Леонидович защитил докторскую диссертацию на тему «О периодичности всемирно-исторического процесса». Смысл концепции А.Л. Чижевского сводился к следующему: циклы солнечной активности проявляют себя в биосфере, изменяя жизненные процессы, начиная от урожайности и кончая заболеваемостью и психической настроенностью человечества. Это сказывается на динамике исторических событий - войн, восстаний, революций, политико-экономических кризисов и т.д.
Но как бы ни был увлечен молодой Чижевский науками, летом 1916 г. он отправился в качестве вольноопределяющегося в действующую армию на Галицийский фронт. Глубоко любящий Россию, переживающий ее горе и радости, Александр Леонидович был русским всем своим существом и не мог оставаться в стороне, когда шла война. За отличие в ходе одной из операций он был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. Вследствие контузии был уволен из армии. Затем вернулся к учебе, к своим творческим исканиям. Примечательно, что для Калужских пехотных командных курсов он подготовил и издал в 1918 г. учебник русского языка в соответствии с новыми правилами грамматики.
В 1917-1923 гг. А.Л. Чижевский читал лекции, посвященные физическим методам в археологии и другим вопросам. В то же время продолжал учиться: в качестве вольного слушателя посещал лекции на физико-математическом и медицинском факультетах Московского университета 1918-1922 гг., участвовал в работе калужского «Общества по изучению природы». Но его все больше влекли к себе биология, физика, астрономия.
Уже, будучи доктором всеобщей истории, а с 1922 г. профессором Московского археологического института, он проходил практикум у выдающихся физиков, химиков, биологов и занимался биологическими исследованиями под руководством академика П.П. Лазарева, а в Институте биологической физики Наркомздрава СССР работал некоторое время с С.И. Вавиловым.
Творческий путь А.Л. Чижевского исключительно разнообразен и продуктивен. Им написано несколько сот статей и больше десятка монографий на русском и иностранных языках. Он отчетливо видел единство и связь протекающих в природе разнородных явлений и сделал ряд фундаментальных открытий, мимо которых проходили многие выдающиеся умы. Исключительная научная добросовестность была основой дня необычайной смелости его суждений, а высокая гуманитарная культура позволяла облекать понимаемое в ясную форму изложения. Он смело перебрасывал мосты между, казалось бы, не связанными друг с другом природными феноменами, вскрывал закономерности, на базе которых рождались новые магистрали познания и практики.
Приложение 2
Дополнительная информация
Автор: Климович Светлана Алексеевна
→ spec 21.01.2010 1 4603 936 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.