Программа элективного курса "Методы решения задач по физике"; 10-11 классы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17 Г. КРОПОТКИН
Методическое объединение учителей физики и математики
Физика
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
по теме «Методы решения задач по физике 10-11 классы»
работу выполнила:
Коваленко Надежда Петровна
учитель физики
высшей квалификационной категории
тел.: +7-918-188-88-21
e-mail: кonape4@mail.ru
г. Кропоткин
2014 г.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Методы решения задач по физике»
10-11 классы
Пояснительная записка
Данная программа является продолжением элективного курса, «Творческие задачи по физике», который в ознакомительном плане давал представление о творческих задачах. В 10-11 классе представлены различные методы решения задач в соответствии с тематикой предметной программы по физике.
Поскольку физика, как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире, способствует формированию современного научного мировоззрения, то для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Целями данного курса является:
- применение знаний по физике для решения физических задач не формально, простой подстановкой в формулу, а с подробным анализом и глубоким осмыслением, т.к. в условии задачи нет явной ссылки на конкретный физический закон,
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний,
- воспитания духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач,
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества
Тематика заданий повторяет основной курс, а содержание наполнено разнообразными методами решения задач. Для формирования у выпускников школы умения решать нестандартные задачи, которые будет ставить перед ними быстро меняющаяся действительность, широко используются задания, требующие применения получаемых знаний и умений в субъективно новых для учеников ситуациях, и задания творческого характера. Важный тип таких задач - парадоксы, в основе которых лежит кажущееся или действительное противоречие, которое надо объяснить или преодолеть. Противоречия взглядов - парадоксы играли большую роль в развитии науки, вызывали дальнейшее ее развитие, дающее разрешение этих противоречий.
При
использовании метода проектов учитываются
следующие требования:
- наличие
значимой в творческом плане задачи,
требующей для проведения исследования
интегрированного знания;
-
практическая значимость предполагаемых
результатов;
- самостоятельная
(индивидуальная или групповая) деятельность
учащихся;
При
использовании исследовательских методов
предусматривается определенная
последовательность действий: определение
проблем и задач исследования в ходе
"мозгового штурма", выдвижение
гипотез их решения, сбор, систематизация
и анализ полученных данных, подведение
итогов, оформление результатов, их
презентация, выдвижение новых проблем
исследования.
Такая форма работы позволяет выполнить требования к уровню подготовки выпускников в части «Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни», выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Итогом работы является зачетная работа по одной теме курса, представляемая в виде обобщенного анализа методов решения задач в виде проекта или презентации.
Учебно-тематический план
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Содержание деятельности |
1
2
3 4
5
6
7
8 |
Механика 1.1. Кинематика
1.2. Динамика
1.3. Законы сохранения
Молекулярная физика
3.1Электростатика.
3.2Постоянный ток
Электромагнитные явления
Механические колебания и волны
Электромагнитные колебания
Оптика
Обобщающее повторение
Итого
|
10 4
3
3
11
7
7
7
6
6
8
7
69 |
Координатный метод решения задач по кинематике. Решение задач на прямолинейное движение, движение тела, брошенного горизонтально и под углом к горизонту, движение тела по окружности. Задачи с использованием принципа относительности. Методы и приемы решения количественных, качественных, экспериментальных и графических задач Алгоритмический прием в решении задач по динамике. Решение задач на движение тела и системы тел под действием нескольких сил в горизонтальном и вертикальном направлениях, по наклонной плоскости, по окружности, связанных тел и др. Комбинированные задачи и приемы их решения
Использование координатного метода и алгоритмического приема в решении задач на закон сохранения импульса. Методы решения задач на закон сохранения энергии в механических процессах. Ознакомление учащихся с разными способами решения задач. Задачи с недостающими или лишними данными. Творческие задачи.
Методы и приемы решения количественных, качественных, экспериментальных и графических задач для изопроцессов. Методы решения задач на закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Решение комбинированных задач с учетом формул напряженности и потенциала точечного заряда, поверхностной плотности заряда, энергии электрического поля. Использование закона сохранения электрического заряда и закона сохранения энергии в решении задач на электроемкость
Приемы решения задач на расчет разветвленных электрических цепей. Метод точек равного потенциала. Метод симметрии. Шунтирование и подбор дополнительных сопротивлений к электроизмерительным приборам. Расчет электрических цепей с использованием правил Кирхгофа. Решение качественных, экспериментальных, занимательных, комбинированных задач и задач с проектным содержанием. Решение задач «черного ящика»
Решение задач на движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях. Решение задач на взаимодействие параллельных токов Решение задач на применение: 1) закона электромагнитной индукции и самоиндукции; 2) закона сохранения и превращения энергии к работе электрических машин
Решение задач на нахождение величин, характеризующих колебательное движение (амплитуды, смещения, частоты, периода, фазы, скорости, ускорения). Решения задач на использование закона сохранения энергии колеблющегося тела. Решение задач о математическом и пружинном маятниках (с учетом того, что колебания маятника происходят в электрическом поле, в жидкости или маятник движется ускоренно и др.
Решение задач на применение формул силы тока, ЭДС и напряжения переменного тока, а также закона Ома для расчета простейших электрических цепей переменного тока. Использование метода векторных диаграмм. Задачи на закон сохранения и превращения энергии в применении к процессам, протекающим при работе электрических машин (генераторов тока, трансформаторов). Решение задач на волновое движение с учетом длины волны, частоты и периода колебаний и скорости распространения волн в различных средах, радиолокация. Решение качественных (логических) задач о свойствах электромагнитных волн и принципах современной радиосвязи
Алгоритмический прием в решении задач на геометрическую оптику. Решение задач на построение изображения в зеркальных системах, задач на преломление света с учетом возможности полного отражения. Методы решения задач на системы линз, линз и зеркал. Решение задач на получение изображения движущихся объектов. Оптические системы.Решение задач на дифракцию и интерференцию.
Решение комбинированных задач |
Основное содержание (69ч)
( 1 час в неделю)
10 класс (35ч)
Механика (10 ч)
Графическое представление движения. Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение. Движение по окружности. Тангенциальное, нормальное, полное ускорение. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести. Сила упругости. Вес тела. Перегрузки. Сила трения. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Работа. Мощность. Энергия. Закон сохранения энергии.
Молекулярная физика (11ч)
Основное уравнение МКТ. Длина свободного пробега. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Уравнение Клапейрона. Газовые законы. Реальный газ. Внутренняя энергия реального газа. Фазовые переходы. Тройная точка. Относительная влажность. Точка росы. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Механические свойства твердых тел. Закон Гука. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Теплоемкость газа при постоянном объеме, при постоянном давлении. Уравнение Майера.
Электростатика. Постоянный ток (14ч)
Закон Кулона. Напряженность. Теорема Остроградского-Гаусса. Диэлектрики в электрическом поле. Потенциал. Разность потенциалов. Потенциальная энергия. Электроемкость. Соединение конденсаторов. Движение заряженной частицы в однородном электрическом поле. Закон Ома для полной цепи. Параллельное, последовательное соединение проводников. Измерение силы тока, напряжения. Расширение пределов измерения вольтметра и амперметра. Правила Кирхгофа. Закон Фарадея.
11 класс (34ч)
Электромагнитные явления (7ч)
Магнитное взаимодействие токов. Закон Био-Савара-Лапласа. Закон Ампера. Сила Лоренца. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.
Механические колебания и волны (6ч)
Свободные и вынужденные колебания. Математический маятник. Пружинный маятник. Превращение энергии при механических колебаниях. Бегущие волны, доплеровский сдвиг.
Электромагнитные колебания (6ч)
Процессы в колебательном контуре. Формула Томсона. Вынужденные электрические колебания. Переменный электрический ток. Резистор в цепи переменного тока. Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Трансформатор.
Оптика (8ч)
Законы отражения и преломления света. Полное отражение света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Формула линзы. Построение изображения, даваемого линзой. Глаз. Очки. Лупа. Микроскоп. Телескоп. Интерференция света. Кольца Ньютона. Дифракция света. Дифракционная решетка.
Обобщающее повторение (7ч)
Литература для учащихся:
1. Гольдфарб Н. И. «физика, задачник 9-11» М. Дрофа, 1996
Литература для учителя:
1. Тульчинский М. Е. «Качественные задачи по физике» М. «Просвещение».
2. Савченко Н. Е. «Задачи по физике с анализом их решения» М. «Просвещение», 1996.
3. Балаш В. А. « Задачи по физике и методы их решения» М. «Просвещение».
4. Бутиков Е. И. и др. «Физика в примерах и задачах» М. « Наука», 1989.
5. Павленко Ю. Г. «Физика» М. «Новая волна», 2002.
6. Баканина Л.П. «Сборник задач по физике».
Список использованных источников.
1. Гольдфарб Н. И. «физика, задачник 9-11» М. Дрофа, 1996.
2. Тульчинский М. Е. «Качественные задачи по физике» М. «Просвещение».
3. Савченко Н. Е. «Задачи по физике с анализом их решения» М. «Просвещение», 1996.
4. Балаш В. А. « Задачи по физике и методы их решения» М. «Просвещение».
5. Бутиков Е. И. и др. «Физика в примерах и задачах» М. « Наука», 1989.
6. Павленко Ю. Г. «Физика» М. «Новая волна», 2002.
7. Баканина Л.П. «Сборник задач по физике».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коваленко Надежда Петровна
→ konape4 28.02.2014 1 10335 2062 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.