Программа факультатива для 9 кл. Решение задач повышенной сложности
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ
средней общеобразовательной
школы № 127
Т.Х.Бусыгина
ПРОГРАММА
факультативного курса по физике
9 класс
«Решение задач повышенной трудности»
Составитель: Г.А. Некраш
Н.Новгород
2004
Факультативный курс по физике – 9 класс
«Решение задач повышенной трудности».
(1 час в неделю, 34 часа)
Пояснительная записка.
Решение физических задач – один из методов обучения физике с помощью решения задач:
а) сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях;
создаются и решаются проблемные ситуации;
б) формируются практические и интеллектуальные умения;
г) сообщаются знания из истории науки техники;
д) формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, формируются способности.
Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать с школьной учебной физической задачей.
Цель данной программы:
развитие интереса к физике, к решению физических задач;
совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
формирование представлений о методах решения школьных физических задачах.
Используемая литература:
гольдфарб И.И.«Сборник вопросов и задач по физике»
Меледин Г.В. «Физика в задачах»
Ланге В.Н. «Экспериментальные задачи на смекалку»
Низамов И.М. «Задачи по физике с техническим содержанием»
Бутиков Б.И. и др. «Физика в задачах»
Тульчинский М.Е. «Качественные задачи по физике»
Тульчинский М.Е.«Занимательные задачи–парадоксы и софизмы по физике»
Кобушкин В.Н. «Методы решения задач по физике»
Тарасов Л.В, Тарасова А.Н.«Вопросы и задачи по физике»
Физическая задача. Классификация задач (2 ч)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения задач (3 ч)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физических задач. Изучение примеров решения задач.
Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения.
Механика (10ч)
Динамика и статика (5 ч)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы механики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения.
Решение задач на движение материальной точки под действием нескольких сил в горизонтальном направлении.
Решение задач на движение тела по окружности.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, бытового содержания, технического и краеведческого содержания.
Законы сохранения (5 ч)
Импульс тела. Закон сохранения импульса.
Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение.
Работа и мощность. Механическая энергия.
Решение задач на определение работы и мощности. Решение задач на закон сохранения энергии.
Знакомство с примерами решения задач по механике районных, городских и международных.
Механические колебания и волны (7 ч)
Колебательное движение. Гармонические колебания. Уравнения движения колеблющегося тела.
Свободные и вынужденные колебания. Превращения энергии в колебательном движении.
Явление резонанса. Полезное и вредное проявление резонанса.
Распространение колебаний в упругой среде. Уравнение волны.
Волновые свойства – интерференция, дифракция, поляризация.
Звуковые волны. Эхо. Инфразвук. Ультразвук и его применение.
Землетрясения. Сейсмические волны.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны (7 ч)
Магнитное поле тока. Графическое изображение электрического поля.
Характеристики магнитного поля – магнитная индукция и магнитный поток. Правило буравчика и левой руки.
Магнитные свойства вещества. Применение ферромагнетиков.
Открытие Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Самоиндукция.
Связь между переменным электрическим полем и переменным магнитным полем. Опыты Герца.
Электромагнитные волны.
Электромагнитная природа света.
Физика атома и атомного ядра (5 ч)
Явление радиоактивности. Опыты Резерфорда. Модель атома.
α - , β - , γ – излучения. Их свойства и применение. Методы наблюдения и регистрации ядерного излучения.
Состав ядра атома. Ядерные силы. Понятие о дефекте массы и энергии связи.
Атомная энергетика. Применение атомной энергии как источника электрической энергии.
Биологическое действие радиации.
Основные знания и умения, приобретаемые в изучении факультативного курса физики.
I. Знания.
основные законы механики, колебательного движения; физики атома и атомного ядра;
возможности использования и учета в технике изученных физических законов.
II. Умения.
применять полученные знания в простейших условиях;
качественно объяснять механизм того или иного физического процесса;
решать комбинированные задачи с использованием различных физических законов;
использовать различные средства вычислительной техники (МК, ПК) при решении задач.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Г.А. Некраш
→ K@tti 10.06.2008 5 17661 3765 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.