Программа спецкурса "Введение в прикладную физику 10-11 класс"
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ
средней общеобразовательной
школы № 127
Т.Х.Бусыгина
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
«Введение в прикладную физику»
10 – 11 классы
Составитель: Г.А. Некраш
Н.Новгород
2004
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе «Программы вступительных экзаменов в ВУЗы. 2004 год» и программы по физике для общеобразовательных учреждений
В задачи обучения прикладной физике входит:
Развитие творческих способностей учащихся, формирование осознанных мотивов учения и подготовка к сознательному выбору профессии;
Формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления, формировать экспериментальные умения;
Раскрытие структурной неисчерпаемости и единства строения материи; универсальности важнейших законов физики;
Ознакомление учащихся с физическими основами главных направлений научно-технического прогресса;
Формирование современной естественнонаучной картины мира на основе приобретенных знаний.
Составитель программы: доцент кафедры физики НГТУ Токман И.Д.
Используемая литература:
Савченко Н.Е. «Задачи по физике с анализом их решения»
Гельфгат И.М. и др. «1001 задача по физике»
Степанова Г.Н. «Сборник задач по физике»
Бендриков Г.А. и др. «Физика. Сборник задач»
Калашников С.Г. «Электричество»
Архангельский М.М. «Механика»
Тарасов Л.В, Тарасова А.Н. «Вопросы и задачи по физике»
Программа спецкурса.
Введение в прикладную физику
10 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов).
Механика (36 ч)
Кинематика материальной точки (18 ч)
Математическое введение. Некоторые сведения о векторах. Радиус – вектор.
Механическое движение. Система отсчета. Перемещение. Путь . Траектория.
Методы измерения физических величин. Погрешности измерений. Инвариантные и относительные величины в кинематике.
Общий вид основных кинематических уравнений.
Графики зависимости кинематических величин от времени.
Решение комбинированных задач повышенной сложности по теме: «Кинематика прямолинейного движения»
Криволинейное движение: движение тела под действием силы тяжести.
Кинематика твердого тела. Угловая скорость и угловое ускорение.
Относительность движения. Сложение скоростей и ускорений.
Динамика материальной точки (18 ч)
Законы динамики Ньютона. Решение комбинированных задач.
Неинерциальные системы. Силы инерции.
Импульс тела. Импульс силы. Внешние и внутренние силы в системе тел.
Закон сохранения импульса системы тел.
Решение комбинированных задач повышенной сложности.
Элементы статики. Момент силы, момент инерции, момент импульса.
Работа. Мощность. Механическая энергия. Консервативные и неконсервативные силы. Теорема об изменении кинетической энергии.
Закон сохранения полной механической энергии. Механический удар.
Гироскопические силы. Применение гироскопического эффекта.
Молекулярная физика. Термодинамика
Основные понятия молекулярной физики (18 ч)
Динамические и статистические закономерности. Вероятность события. Микро- и макроскопические описания физических систем.
Распределение как способ задания состояния системы. Распределение Максвелла.
Термодинамический подход к изучению физических процессов. Термодинамические параметры состояния тела.
Термодинамика фазовых переходов. Уравнение теплового баланса. Теплоемкость газов и твердых тел.
Реальные газы. Уравнение Ван-дер-Ваальса.
Механика жидкостей и газов. Давление газов, закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Закон Архимеда. Плавание тел.
Решение комбинированных задач по теме: «Термодинамика. Механика жидкостей и газов».
Решение задач на чтение и построение графиков зависимости между основными параметрами газа.
Контрольная работа.
Электромагнетизм
Основные понятия и законы электростатики (14 ч)
Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
Поток напряженности. Теорема Гаусса и ее применение для расчета электрических полей.
Работа сил электростатического поля. Потенциал – энергетическая характеристика поля.
Решение комбинированных задач повышенной сложности по теме: «Напряженность и потенциал электрического поля».
электрическое поле в веществе. Проводники диэлектрики в электрическом поле.
Поле точечного заряда и плоского конденсатора. Энергия электрического поля.
Сегнетоэлектрики. Пьезоэлектрический эффект и его использование в технике.
Основные знания, умения и навыки, приобретаемые в курсе изучения прикладной физики
I. Знания.
знания об основных понятиях и законах механики;
ознакомление с идеями, законами и принципами МКТ и термодинамической теории.
II. Умения.
объяснять изучаемые явления, процессы и свойства вещества;
выполнять упражнения на применение основных формул молекулярной физики и электродинамики при решении графических и расчетных задач.
III. Навыки.
измерять и вычислять физические величины;
читать и строить графики, решать и анализировать решение задач;
изображать на чертеже направление векторов и уметь производить действия над векторами.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Г.А. Некраш
→ K@tti 10.06.2008 1 11931 1782 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.