Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
г. Комсомольска-на-Амуре
Равновесие тел
урок физики, 10 класс
Автор: Титаренко Лариса Борисовна
учитель физики
План-конспект урока физики
10 класс (базовый уровень)
УМК С.А. Тихомировой, Б.М. Яворского
Тема: Условия равновесие тел
Цель – сформировать у учащихся понятие равновесия тел, видов равновесия.
Задачи:
- показать условия равновесия вращающихся и не вращающихся тел;
- развивать практические навыки по определению центра тяжести тел неправильной формы;
- воспитывать черты толерантной личности: взаимопомощь, сотрудничество, умение объективно оценивать результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей.
Ход урока.
Организационный момент.
Попросить учащихся поздороваться сначала стоя на правой ноге, а затем стоя на левой ноге.
Изучение нового материала.
СЛАЙД 2
Вопрос ученикам: Что это за сооружение? Почему такое высокое сооружение как Останкинская телебашня стоит несколько десятилетий и не падает?
Если тело покоится относительно инерциальной системы отсчета, то говорят, что оно находится в равновесии.
Объявляется тема урока (СЛАЙД 3)
Практическое значение изучения условий равновесия тел: строительство зданий, мостов, туннелей, скульптур, монументов и других построек, конструирование машин и механизмов невозможно без знаний об условиях равновесия тел.
СЛАЙД 4. Определение «статики». Одновременно данное определение учащиеся зачитывают на с. 64 учебника и записывают в тетрадь.
Вопрос ученикам: Какой закон динамики говорит о том, при каких условиях тело покоится или движется равномерно и прямолинейно?
СЛАЙД 5. Вспомнить с учащимися понятие «рычага» и условий равновесия рычага, т.е. вращающегося тела.
СЛАЙД 6. Виды равновесия.
СЛАЙД 7. Равновесие называется устойчивым, если при небольших внешних воздействиях тело возвращается в исходное состояние равновесия.
СЛАЙД 8. Равновесия называется неустойчивым, если при небольшом смещении тела из положения равновесия равнодействующая приложенных к телу сил отлична от нуля и направлена от положения равновесия.
СЛАЙД 9. Если при небольших смещениях тела из положения равновесия равнодействующая приложенных к телу сил равняется нулю, тело находится в состоянии безразличного равновесия.
Для дальнейшего изучения условий равновесия тел необходимо ввести еще одно понятие – центр тяжести.
СЛАЙД 10. Одновременно данное определение учащиеся зачитывают на с. 68 учебника и одно из определений записывают в тетрадь.
ЗАКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА
Если вертикальная линия, проведенная из центра тяжести, пересекает площадь опоры, то тело находится в устойчивом равновесии.
Если вертикальная линия, проведенная из центра тяжести, не пересекает площадь опоры, то тело опрокидывается.
Демонстрация 1: наклонная призма.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА на расслабление позвоночника и снятие напряжения глаз.
Демонстрация 2: неваляшка. Учащиеся читают стихотворение С. Я. Маршака на с.72 учебника и отвечают на вопрос № 7.
Задание ученикам: сидя на стуле, выпрямить спину, ноги поставить под углом 90. Не наклоняя корпус вперед и не двигая ноги под стул, попробовать встать.
Вопрос ученикам: почему не удается встать? (потому что центр тяжести человеческого тела, который располагается в районе пупка, не пересекает площадь опоры, т.е. стоп).
Вернуть внимание учеников к началу урока. Вопрос ученикам: что вам пришлось сделать, чтобы постоять сначала на одной ноге, потом на другой и не упасть? В каких видах спорта и видах искусства необходимо умение держать равновесие?
СЛАЙД 11. Определение центра тяжести плоских фигур.
ЗАКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА.
ПРАКТИЧЕКАЯ РАБОТА «Определение центра тяжести плоской фигуры неправильной формы».
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, кусочек пробки (или ластика), иголка (или декоративная кнопка), самодельный отвес (например, пуговица на двойной нити), вырезанная из бумаги фигура неправильной формы.
Ход работы:
Закрепить пробку в лапке штатива.
На иголку повесить отвес и приколоть фигуру за край к пробке.
Вдоль отвеса провести карандашом линию.
Снять фигуру с пробки, повернуть на некоторый угол, снова прикрепить к пробке за другой край и провести еще одну линию вдоль отвеса.
Проделать опыт третий раз.
Точка пересечения трех линий и есть центр тяжести.
Чтобы проверить правильность определения центра тяжести фигуры, необходимо взять стержень авторучки и на торцевую часть положить фигуру точкой пересечения линий. Если центр тяжести определен правильно, то фигура должна находиться в равновесии.
СЛАЙД 11. Пизанская башня (историческая справка о данном памятнике архитектуры). Вопрос ученикам: почему знаменитая «падающая» башня до сих пор не упала?
СЛАЙД 12. Скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница». (историческая справка об истории создания данной скульптуры). Обычно для женщины шарф является украшением. Его можно повязать на голову, накинуть на плечи, надеть на шею. Но автор вложила шарф в руку женщине и заставила его «лететь» по воздуху.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 20-22; используя источники литературы или интернет-ресурсы, ответить на вопрос: какое смысловое значение имеет шарф в руке женщины с точки зрения физики?
РЕЛАКСАЦИЯ: видеоролик «Экзотическая архитектура».
Пизанская башня — колокольня собора Санта-Мария Маджоре в городе Пиза (Италия), расположенная на Соборной площади, которую часто называют «Площадь чудес». Пизанская башня по праву является символом города.
Первый камень в основании кампанилы был заложен 9 августа 1174 г., о чем сообщает выгравированная у входа надпись. Но поскольку пизанский календарь, как выяснилось, на один год опережал общепринятый, реальной датой начала строительства следует считать 9 августа 1173 года.
Первый ярус башни был завершен, вероятно, спустя несколько месяцев после начала работ. Башня начала «падать» еще во время строительства, в 1185 году, когда были готовы ее 3 яруса, началась осадка ее конструкции. Отклонение уже тогда достигло 5 сантиметров.
Как оказалось, заложенный на глубину трех метров фундамент опирался на естественные слои наносного происхождения — достаточно плотные на поверхности, но мягкие и податливые на глубине.
В 1284 были завершены шесть этажей с лоджиями-галереями. Отклонение башни к тому времени составило более 90 см.
В начале XIV века на уровне шестого колоннадного кольца отклонение башни от вертикали составляло уже 1,43 м.
В 1935 году, чтобы сделать фундамент башни влагонепроницаемым, в него ввели жидкий цемент.
В 1992 для временного укрепления фундамента с северной стороны положили 600 тонн свинца, который в 1993 году перенесли на платформу, соединенную с башней при помощи обручей.
Круглая в плане башня, выполненная из камня и мрамора, вызывает восхищение своими грандиозными размерами, ажурностью и ощущением «эффекта падения». Высота восьмиярусной колокольни — 58,36 м над фундаментом, диаметр основания — 15,54 м, отклонение на уровне основания превышает 4,5 м. Её масса оценивается в 14700 т.
Очередная реставрация и укрепление башни были закончены в июне 2001 года. Опасности падения нет, но башня продолжает наклоняться на несколько миллиметров в год.
Автор: Титаренко Лариса Борисовна
→ LarisaTitarenko 23.04.2010 7 13034 2717 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.