Статья на тему "Принципы формирования и воспитания самостоятельности в учебной деятельности учащихся»
Крухмалева Любовь Леонидовна
учитель физики МБОУ «СОШ № 4 МО «Ахтубинский район»
Астраханской области
Статья на тему «Принципы формирования и воспитания самостоятельности
в учебной деятельности учащихся».
«Хочешь наукой воспитать ученика,
люби свою науку и знай ее,
и ученики полюбят и тебя,
и науку...»
Научная деятельность школьника аналогично научному поиску, поэтому так важно вносить в обучение элементы творчества и новизны. Творчество - создание нового, оно сопровождается генерацией идей, создание программ, поиска методов, для осуществления задуманного. «Отыщи всему начало и ты многое поймешь»,- писал Козьма Прутков [1].
Деятельность учащихся принято разделять на репродуктивную, связанной с применением готовых знаний и умений и продуктивную, когда учащийся «открывает» знания в процессе собственной деятельности.
Творческая (продуктивная) деятельность строится на принципе развивающего обучения - современной прогрессивной педагогической тенденции. Задача считается творческой, если для решающего неизвестны пути ее решения, и он придумывает их самостоятельно [2], что в свою очередь, позволяет детей учить ставить цели, выдвигать гипотезы, выбирать соответствующие методы, т.е. проводить исследования и осваивать методологию исследовательской деятельности. Решения исследовательских задач включает: обязательную работу с литературой, построение собственных моделей, проведения экспериментальных измерений или наблюдений, а так же объяснения исследуемоего явления. Перечисленные действия базируются на знаниях, полученных в классе, однако намного превосходят школьный компонент в творческом аспекте и поэтому в своей совокупности могут называться исследованием.
Есть известное утверждение; что ни чему нельзя научить - можно только научиться. В связи с этим уместно привести мнения министра образования и наук А.Фурсенко по поводу концепции «профильного обучения». С его точки зрения профильное образование, даже самое лучшее, в быстро меняющемся мире «живет» не более 5-10 лет, потом же специалисту все равно придется доучиваться или переучиваться. В Европе и США это норма жизни, и лишь у нас перемену профиля до сих пор считают трагедией. Надо привыкнуть всю жизнь учиться и полюбить это занятие. [3]
Приобщение учащихся к творчеству позволяет решить одну из важнейших задач школы - формирования навыков самостоятельного труда. Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности. Оно открывает человеку путь к независимости, вселяет уверенность в своих силах, нацеливает человека без посторонней помощи мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации.
К самостоятельности стремится большинство людей. Мало кто хочет быть исполнителем чужой воли, ведомым. Гораздо приятнее уметь жить по формуле «сам задумал - сам сделал». Более того, все реальные научные открытия происходят в результате напряженной деятельности выдающихся представителей рода человеческого. В качестве примера приведем фрагмент презентации об Эдисоне: «Он был самоучкой. После того, как однажды учитель назвал Томаса «полным тупицей», возмущенная мать забрала его из школы, и тот продолжал образование самостоятельно. Томас много читал и, не имея достаточно средств на воспитательные игрушки, конструировал их сам, попутно добывая и совершенствуя механизмы. На всю жизнь он сохранил такой подход к работе: беря за основу уже существующие принципы и изобретения, улучшать их, доводя до ума»! Томас Альва Эдисон первым сумел получить коммерческую выгоду от этих изобретений, «усовершенствовав их, сделав их удобными, популярными и продаваемыми».[4]
Самостоятельным не рождаются. Это качество формируется. Само по себе оно «произрастает» редко.[5] Его нужно воспитывать и заботливо выращивать, опираясь прежде всего на те области знаний, которые учащемуся интересны и посильны. Эффективность обучения значительно повышается тогда, когда учащийся поставлен в такие условия, чтобы он мог самостоятельно пройти даже малую часть логического лабиринта научной картины мироздания. Именно тогда между учеником и учителем возникает сотрудничество в высшем его проявлении, именно тогда возникает желание каждому ученику самому решать нетрадиционные задачи, проводить всевозможные исследования, искать ответы на многие вопросы, обсуждать и спорить с окружающими, включаясь таким образом в мыслительный процесс.
«Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней
До их причины
До оснований, до корней.
До сердцевины»
Б.Пастернак.
Развитие самостоятельности неразрывно связано с учебной деятельностью учащихся. Сформулировать самостоятельность, не вовлекая ученика в учебную деятельность, принципиально невозможно. Главная причина скуки и апатии учащихся на уроках - это безделье. Большую часть урока по схеме «опрос - объяснение - закрепление» ум и руки учащихся в бездействии. Им нужно лишь прилично вести себя - не дерзить, не читать постороннюю литературу, не задавать неудобных вопросов. Следуя такому традиционному подходу, ученики в лучшем случае могут воспроизвести понятие или формулировку закона, научного факта, но не осознают, каково содержание деятельности по созданию данного физического знания и не умеют использовать его в ситуациях, которые встречаются в жизни. В этом случае говорить об усвоении знаний не приходится: знание, которое не используются в конкретной деятельности, быстро забывается.
При изучении нового физического материала необходимо мотивировать учащихся к выполнению двух видов деятельности: по получению физического знания и по его применению в конкретных ситуациях. При этом учащийся должен самостоятельно прийти к «открытию» понятия, физического закона, научного факта. [6]. Только работая самостоятельно, можно чему-либо научиться.
В качестве примера приведем фрагмент одной истории: «Однажды я познакомился с мальчиком лет одиннадцати. Он очень плохо учился по математике, даже не мог поделить 90 на 2 . Каково было мое удивление, когда я увидел его торгующим на базаре арбузами. Он работал быстро и четко. Пришлось купить у него арбуз массой 3,5кг по цене 17р. за кг. На мои 100 рублей этот мальчик мгновенно сдал 40 с половиной рублей. Почему 90 разделить на 2 трудно, а этот сложный расчет был выполнен почти мгновенно? [7].
Ответ очевиден: каждый человек обладает характерной особенностью - все знания, умения и качества личности он приобретает только сам, в процессе своей собственной деятельности. Мальчик вовлечен в деятельность, ему интересно самостоятельно делить и умножать. В абстрактном виде делить и умножать трудно; цифры это сложно, скучно, непонятно. А в обыденной жизни - легко, мальчику на деньгах понятнее, потому что он не боится формул и научных слов. Самое главное действенное средство мотивации для него - получить из своих знаний коммерческую выгоду.
К сожалению, выбор средств для мотивации к учению в основной школе небольшой. Весь секрет кроется в том, чтобы возбудить интерес школьников к изучаемому предмету. Физика как учебный предмет обладает возможностью привлечения внимания учащихся почти на каждом уроке демонстрацией нового природного явления, физического эффекта. Поэтому для удерживания внимания учащихся к изучаемой теме, все опыты по наблюдению физических явлений, эксперименты по изучению физических свойств тел, проверке гипотез, доступные и безопасные для самостоятельного выполнения школьниками, нужно стараться передать учащимся на самостоятельное выполнение. [8].
Нужно помнить, что непроизвольное внимание, возбужденное эффектным опытом, затухает через 5-10 минут. Это общая закономерность общей человеческой психики. Осуществления деятельного подхода к процессу обучения дает учащимся интересную возможность: определенную незавершенность чего-то, а значит, дополнительный стимул для самостоятельного осмысления проблем.
В результате этой деятельности у учеников накапливается материал (эмпирические данные, теоретическое предсказание), позволяющий сформулировать ответы на познавательные задачи, обобщая которые, они проходят к новому физическому знанию. Как коня можно силой привести к реке, но нельзя заставить напиться, так и ученика можно заставить сидеть на уроке, но невозможно принудительно чему-то научиться и развить его способности. Конь пьет воду тогда, когда хочет пить, ученик учиться, когда хочет учиться.
Не менее важным мотивом побуждения учащихся к изучению физики является успешность их деятельности. Для успешного обучения нужно сместить акценты на слово «сам». Главное не то, что человек знает, важнее, что он умеет делать сам. Независимо от того, какую педагогическую технологию учитель предпочитает, главное - дать ученику инструмент для самообразования и научить им пользоваться. Для успешного обучения нужно не только искусственно создавать ситуации, побуждающие учащихся к выполнению определенной деятельности, но и незаметно помогать им найти «самостоятельно» решения этих проблем. Успех на каждом уроке является стимулом к дальнейшему обучению. Если учитель физики будет руководствоваться принципом победного обучения, то увеличится число учеников, выбирающих такие профили дальнейшего обучения. В связи с этим профессор О.Ф.Кабардин писал: «Обучение должно быть трудным, но обязательно победным для всех школьников» [8].
Знания нужны человеку не сами по себе, а для решения задач, возникающих в теоретической и практической деятельности. Чтобы приобретаемые знания были не формальными, а стали достоянием личности, нужны личностно-ориентированные технологии обучения. Одна из них - технология адаптивного обучения, она является развивающей.
По сути, учитель должен творчески переосмыслить учебный материал, чтобы преподнести его через жизненные и личностные ситуации. Роль учителя сводится не только к консультациям и обязательной помощи учащимся (хотя и эта цель тоже реализуется), но в первую очередь учитель выступает источником создания личностно значимых учебных ситуаций. Великий педагог К.Д.Ушинский писал: «Воспитательная сила изливается только от живого источника - человеческой личности». [9]
Итак, личностно значимая учебная ситуация - один из технологических инструментов организации личностно ориентированного обучения. Самое важное преимущество такого подхода: ученик - на объект обучения, не материал, из которого школа должна сформулировать человека по заданным параметрам, а субъект, равный любому другому человеку. Физика, как учебный предмет, должна рассматриваться не как цель, которую должен достигнуть учащийся, а как одно из средств школы для достижения основной цели - развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
«Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость», - отмечал А. С. Макарежка в «Педагогической поэме». «В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постоянной постановке более ценных». [10] Учитель средствами своего предмета (физики) представляет разнообразные возможности для развития личности учащихся, его личностный опыт придает смысл познанию природы, создает условие и возможность принятия учеником на себя роли исследователя. Если учитель учит, то у каждого учащегося обязательно будут какие-то успехи. Задача учителя - заметить эти успехи и заслуженно оценить. И тогда не успевающих учащихся в нормальном учебном процессе быть не должно. По словам П.Л.Капицы, «крупный ученый - это не обязательно большой человек, но крупный учитель не может не быть большим человеком». [11]
Чтобы знания не носили формальный и временный характер, необходимо, чтобы тема затрагивала чувства ученика, его отношения к проходимому материалу. Адаптивное обучение - это определенная система, которая выясняет не только что и почему ученику надо знать и уметь, но и зачем ему это надо, каков смысл изучения физических явлений и законов. Основным инструментом педагогической техники является творчество педагога, его личностный опыт и подход к принципу обучения и воспитания.
В качестве примера можно иллюстрировать жизненный путь Дж. Дж. Томсона - выдающегося ученого, талантливого учителя и большого человека. Проводя свои многочисленные исследования, Томсон одновременно формировал свою научную школу. Осуществлял он через свои лекции и непосредственное участие в становлении молодых ученых - физиков. Все, кто работал рядом с ним отмечал, что в Томсоне горело «страстное желание знания и он обладал счастливым умением зажигать его в других». [12] . М.Борн писал, что лекции Дж. Дж. Томсона «впечатляли кристальной ясностью, с которой он давал объяснения, а так же простотой и красотой лекционных демонстраций» [13]. При чтении лекций Дж. Дж. Томсон вначале предлагал ее общие контуры, затем переходил к теоретическим рассуждениям, нередко содержащим результаты его собственных исследований, демонстрировал один-два эксперимента, поясняющих основные элементы излагаемой темы, и непременно повторял главный вывод.
Нобелевский лауреат, президент Королевского общества Дж. Дж. Томсон был по настоящему счастливым человеком: он не чаял души в своих учениях, и они боготворили его. Через его руки прошли такие впоследствии знаменитые ученые, как Ф. Астон, У. Л. Брэгг, Ч. Вильсон, П. Ланжевен, Д. П. Томсон, А. Юз и другие.
Итак, личностная ситуация связана с жизненным опытом и не только придает смысл познанию природы, но и создает условия и возможности «включения» ученика в структуру совместной деятельности. Чем больше будет личностных ситуаций и творчески работающих педагогов, тем больше учащиеся поймут целесообразность включения в учебную деятельность, и тем больше процесс обучения будет создавать благоприятную среду взаимодействия ученика с доброжелательным партнером - учителем.
Данный анализ и опыт показывает, что без развития самостоятельности учащихся в учебной работе получить эффективный результат обучения, осознанное восприятие материала с выходом на поисковую, исследовательскую и творческую деятельности при большой нехватке учебного времени не представляется возможным.
Следовательно, самостоятельность в учениках надо развивать постоянно, постепенно, соблюдая определенные принципы. Эти принципы таковы.
Принцип обязательности.
Для того чтобы ученик в процессе обучения мог самостоятельно мыслить и творчески действовать, он должен знать, что делать и как это делать. Для этого с самого начала изучения курса физики каждый ученик на уроке должен самостоятельно выполнить хотя бы небольшое задание: решать задачу, провести опыт, работать с учебником и т.д.
Принцип посильности.
Задания для самостоятельной работы должны быть подобраны таким образом, чтобы ученик мог с ними справиться.
Принцип интересности.
Нужно позволить ребенку идти тем, путем, который ему больше нравится: одни дети с удовольствием решают задачи, другие любят практическую работу, третьи предпочитают работу в интернете. Психологическое правило, действующее на таких занятиях: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, проверяй и корректируй себя сам»
Принцип постоянной занятости
Если способные ученики досрочно закончили работу, необходимо давать дополнительные, наиболее интересные задания.
Принцип успешности, победности.
Ученики должны испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над задачей и над собой. Нет успехов - нет желания к продолжению деятельности. Нет желания - нет и самой деятельности.
Принцип поощрения.
Некоторые ученики будут работать самостоятельно только за какое-либо поощрение. Например, публичное признание их хорошей работы, помещения работ на выставку, победа в конкурсе, позволение самостоятельно проводить некоторые демонстрационные опыты, быть консультантом учащихся при выполнении лабораторных работ и т.д. Следовательно, оценка самостоятельной работы должна стать стимулом для активности ребят.
Принцип равенства.
Роль учителя в современной школе - это роль помощника ученика, а не контролера. Главное - «включение» ученика в структуру совместной деятельности, где «процесс обучения и воспитания в диалоге выступает не как воздействие учителя на ученика, а как взаимодействие со знающим и доброжелательным партнером, посредством которого ребенок развивается в благоприятной среде» [8].
Принцип мотивирующего начала.
Учитель придумывает такие проблемные и личностно значимые ситуации, которые вовлекли бы учащихся в самостоятельный поиск: это вопрос или задание, или проблема, связанная со словом, рисунком, воспоминанием, каким-либо инженерным или практическим решением; всегда волнующее, интересующее, неожиданное, загадочное и всегда личностное вступление.
Принцип использования эмоций.
Нужно формировать условия, побуждающие к активной работе воображения и эмоциональные переживания исследователя.
Принцип практичной направленности.
Обучение должно организоваться так, чтобы обучаемый овладевал знаниями и умениями, необходимыми ему для самостоятельной послешкольной деятельности. Учителю необходимо включать в учебную деятельность прикладной материал и разработки задач с техническим содержанием, конструкторские и изобретательские задачи, лабораторные работы практического характера, проекты учащихся.
Принцип диалогического общения.
Учебный диалог позволяет получать развитие школьника как некоторый опыт пережитого знания. Ситуация активизирует мыслительную деятельность учащихся. В процессе диалога формируется умение обосновывать свои действия, навык, задавать вопросы. Сократовский диалог дает интересную возможность, неопределенную незавершенность дискуссии, а значит, дополнительный стимул для самостоятельного осмысления проблем учащимся.
Принцип ответственности.
Учащийся должен осознавать ответственность за свой выбор, трудовой процесс и его результат.
Принцип сотрудничества.
Исследования показали, что факт присутствия других работающих рядом, совместное действия обостряет восприятие, ведут к росту интеллектуальной активности. И это не случайно: в общении информация не только формируется, но и уточняется, развивается, обретает смысл. Поведение учащихся в обстановке коллективного поиска становится более уверенным и активным, возрастает мотивация. Ученик пытается самостоятельно ответить на все возникшие у него вопросы. Он испытывает гордость, радость за самостоятельно найденный ответ. И как следствие, ученик и учитель получают удовольствие от образовательного процесса.
Принцип соперничества.
Групповая деятельность эффективна, что объясняется пользой общения и взаимодействия: у участников групп появляется общее дело. Учащиеся с удовольствием переходят на новую систему отношений с предметом (и с учителем). Им интересно изучать материал самим (конечно, под руководством учителя), а не пассивно слушать. Это создаст спокойную рабочую конкретную атмосферу, вызовет желание самостоятельно трудиться. В совместной деятельности сплетаются познания, общение, психологическое воздействие друг на друга.
Принцип самоанализа (рефлексии).
На традиционном уроке действует принцип «Делай как я» или «делай лучше меня» [9]. Но все течет, все изменяется: изменяется мир вокруг нас, изменяется взгляд на современное образование, и как следствие, меняется школа. В качестве важнейшей цели образования выдвигается самореализация личности. А это значит, что на занятиях действует другое психологическое правило: «Работа с нами - учатся сами». Обучение способом получения знаний не возможно без развития мышления, умения планировать и анализировать собственную деятельность, свой путь познания, свои успехи и неудачи на каждом этапе. Формируется умение высказывать суждение, на основе которого можно получить новое знание. Тем самым учащийся дает ход «движению» собственных мыслей, действий, чувств.
Принцип информационного запроса, (кризиса компетентности)
У каждого ученика может возникнуть запрос в результате кризиса компетентности (это слабое психологическое состояние личности), когда человеку не хватает знаний, умений. Появляется потребность в использовании учебников, словарей, справочников. Идет самостоятельная работа с источниками. Учащемуся хочется получить ответ на многие вопросы, которые у него возникли в процессе познания. Он неизбежно начинает искать ответ на эти вопросы в тексте и обсуждать, спорить о них с окружающими, включаясь, таким образом, в мыслительный процесс. Такой прием открывает широкие возможности для активной самостоятельной работы в классе практически всех учащихся.
Принцип адаптивности.
Создается условие, при которых «каждый ученик добывает знания самостоятельно, работая на своем уровне усвоения знаний, в зоне своего ближайшего развития; знания, добытые самостоятельно, более «глубоко усваиваются учеником ». [14].
Принцип познавательной активности.
Учителю нужно внимательно следить за развитием ученика, чтобы вовремя перевести его на следующий уровень, в зону его актуального развития. В результате деятельности ученик стремиться перейти на более высокий уровень, тем самым происходит рост его знаний и умений.
Принцип продуктивности.
Частично данный принцип дублирует принцип практической направленности, однако существуют и различия. Знания, полученные самостоятельно, чаще всего предполагают субъективную новизну и составляют основную сущность продуктивного подхода к обучению. «Поэтому представляется возможным организация продуктивного подхода к обучению на основе решении экспериментальных задач» [15].
В.Г.Разумовакий и другие ученные убеждены, что «эксперимент не может быть заменен картинкой или видеофильмами» [16]. Он является органическим этапом научного познания и представляет собой интереснейшие изобретения человечества. Леонардо да Винчи писал: «эксперимент никогда не обманывает, обманчивы наши суждения». А это значит, что человек с помощью эксперимента задает четкий вопрос природе и получает, как правило, однозначный ответ: да или нет! В принципе любой удачно и грамотно поставленный учебный физический эксперимент обязательно вызывает интерес к нему у школьников; он оказывается сильнейшим средством активизации внимания учащихся на уроке физики, одним из наиболее действенных средств привития интереса к изучаемой науке. Через этот интерес может быть достигнуто сначала непроизвольное, а затем и произвольное внимание школьников к поставленной на уроке проблеме.
Литература:
День учителя физики на 7-м московском интернет - марафоне 4 апреля 2008г. Физика. Методическая газета для преподавателей физики, астрономии и естествознания. №1, 2008г.
Пономарев Я. А. Психология творения. - М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «Мадэк», 1999г
Б.Б.Бурычев. Размышление о проблемах профильного обучения. Физика в школе №3, 2008г.
Н.Козлов, А.Морозов Никола Тесла - «вдохновенный пророк электричества. Физика. Методическая газета для преподавателей и естествознания. №11, 2008г.
ИСЭ 3-10-19.
И.А Крутова, М.А.Фисенко. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики. Физика в школе №8, 2007г.
Л.Н. Рагулина. Как учить детей физике без стресса и перегрузок. Физика. Методическая газета, 2008г.
Актуальное интервью. Обучение должно быть трудным, но обязательно победным для всех школьников. Физика в школе №1, 2008г.9.
Г.М.Анохина. Адаптивное изучение физики. Физика в школе №7, 2006г.
А.Макаренко. Педагогическая поэма. - М.: Художественная литература, 1975г.
Резерфорд - ученный и учитель. - М., 1973г.
Храмов Ю.А. Научные школы в физике. - Киев, 1987г
М.Борн. Размышления и воспоминания физика. - М., 1977г
Н. В. Кошелева. Краткий обзор некоторых инновационных педагогических технологий в свете создания адаптивной школы. Физика в школе №1, 2008г.
Н. М. Павлуцкая. Продуктивная организация решения экспериментальных задач. Физика школе №1, 2008г.
В.
Г. Разумовский, В.А.Орлов, Ю.А.Сауров,
В.В.Майер "Технология развития
способностей
школьников самостоятельно учиться,
мыслить и творчески действовать»,
Физика
в школе №6, 2007г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Крухмалева Любовь Леонидовна
→ Lubov61 29.02.2012 1 3419 601 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.