Единство урока, внеклассной работы как фактор повышения качества преподавания физики (7-11 классы)


Единство урока, внеклассной работы как фактор повышения качества преподавания физики.

СЛАЙД 1

Ι. Внеклассная работа, виды и формы, требования к её проведению.

Изобретение классно-урочной системы, представляющейся нам сейчас естественной и очевидной, в свое время было революцией в образовании, так как оно открыло возможности всеобщего и экономного обучения (один учитель может обучать до 30 и более школьников).
Наряду с достоинством классно-урочной системы такими, как четкая организованность и упорядоченность учебной работы, экономичность обучения и другими существуют у данной системы и ряд недостатков. Недостатки: ограниченные возможности индивидуального подхода, ориентация на «среднего» ученика, работа в едином для всех темпе и др.
Уменьшить эти недостатки позволяет организация внеклассной работы по физике. Внеклассная работа способствует развитию у учеников интереса к физике , создаёт условия для раскрытия их талантов и способностей. Эта работа помогает в воспитании общественной и познавательной активности.
Каждый учитель хорошо знает, что от создания активности в обучении во многом зависит успех урока, беседы или любого воспитательного мероприятия. Только знание своего предмета не дает возможности хорошего и качественного обучения.
Необходимо создать интерес, который ведет к активной деятельности обучающихся. Однако пробуждение познавательного интереса – это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к занятиям и потребности в самообразовании Обучающиеся только тогда будут качественно усваивать ЗУНы, когда они активно действуют. Информация учителя должна быть интересной для обучающихся.

Процесс обучения и воспитания в целом настолько сложен и многогранен, что учитель не может полноценно осуществлять его только на уроках. Чтобы привить обучающимся устойчивый интерес к предмету, дополнить и углубить те знания, которые они получают на уроках, а главное, учесть и развить их индивидуальные интересы и способности, необходимо работать с обучающимися и во внеурочное время. СЛАЙД 2

В общем, внеклассная работа – это особая организуемая форма занятий с обучающимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение обучающихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету. Она требует тщательной организации. СЛАЙД 3

Внеклассная работа осуществляется в самых разнообразных видах и формах, которые условно можно разделить на следующие:

1. Индивидуальная работа – работа с отдельными обучающимися с целью руководства их внеклассным чтением по физике, подготовка на этой основе рефератов, докладов; работа с обучающимися-лаборантами и т. п.

2. Групповая работа – систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом обучающихся и направленная на удовлетворение определённых интересов, приобретение новых знаний и практических умений. К данной группе можно отнести подготовку и участие в исследовательской работе.

3. Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом, лекции, предметные недели, конференции, олимпиады и конкурсы, выставки и т. п.

На практике все виды внеклассной работы взаимосвязаны и редко практикуются как совершенно независимые. Наиболее распространенными формами организации внеклассной работы по-прежнему являются ее традиционные формы: викторины, олимпиады, конференции.

На современном этапе развития школы важными особенностями содержания и организации внеклассной работы являются следующие:

1. Привлечение научной, научно-педагогической общественности к работе с обучающимися.
2. Развертывание внеклассной работы по новым отраслям науки и техники.
3. Усиление мировоззренческого, воспитательного аспекта работы с обучающимися. Это – общая гуманитаризация образования, рассмотрение физических, экологических проблем, изучение вопросов истории физики.
4. Отражение наметившейся тенденции к интеграции учебных предметов в школе и во внеклассной работе (межпредметные кружки, конференции, интегрированные уроки).
5. Поиск новых форм, приемов организации внеклассной работы, способствующих привитию интереса к предмету, формирование и развитие активности и творческих способностей обучающихся.

ΙΙ. Внеклассная работа по физике (из опыта работы)

Внеурочная работа по любому предмету, считаю, – это обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Связь урочных занятий с внеклассной работой является дополнительным резервом повышения качества знаний обучающихся и воспитания у них инициативы, самостоятельности, чувства коллективизма и товарищества.

История развития внеурочной работы по физике, изменение ее содержания и форм свидетельствуют о том, что этот вид школьной и внешкольной деятельности всегда отражал основные тенденции развития общества, уровень развития науки, техники и производства. Он был направлен на выполнение актуальных задач образования и воспитания подрастающего поколения.

Для успешного решения задач образования и воспитания необходимо работать в направлении развития устойчивого интереса обучающихся к внеклассным мероприятиям (раньше проводили вечера, игры, путешествия по «станциям», командные соревнования, устные журналы, конкурсы газет, разгадывание и сочинение кроссвордов, дети с удовольствием шли на олимпиады и викторины…, а сейчас в век информационных технологий и интересы детей другие, значит, приобщаем к работе с Интернетом, готовим презентации…)

-содействовать развитию мотивации к участию в исследовательской деятельности, олимпиадах, интеллектуальных играх и т.д. СЛАЙД 4 (участие в районных конкурсах «Архимедова сила» 2 место-2009г., 4 место-2012г., в международном «Зубрёнок», ФМЗШ «Авангард», в викторинах: «Физика и хозяйство», «Пушкин, физика и мы», «Физика зимой», «Гений Земли русской»);

-повышать качество подготовки и проведения внеклассных мероприятий (применение ИКТ);

-способствовать выявлению и поддержке одаренных детей (конкурсы, олимпиады);

-воспитывать культуру общения (подготовка и проведение мероприятий);

-формировать навыки работы со сложно организованными фрагментами информации, представленными в разных формах – текстовых, графических, знаковых (учить отбирать информацию, соответствующую конкретной теме, возрасту слушателей, доступному уровню трудности: «Урок Гагарина» для 1-4 классов, «Урок космонавтики» для 5-7 классов, «История космонавтики» - конференция для 9 -11 классов);

-разработать систему стимулирования участия обучающихся во внеклассных мероприятиях (грамоты, дипломы, сертификаты пополняют портфолио обучающихся, а также оценки в журнал: здесь у меня своя система оценивания).

Моя внеклассная работа в основном заключается в проведении предметных недель, декад или месячников (обязательно отчёты!), которые обычно сопровождаются СЛАЙД 5
1) выпуском газет, оформлением тематических стендов;
2) подготовкой сообщений по физике и астрономии (в кабинете имеется библиотечка сообщений, материалы которой я использую на уроках
); СЛАЙД 6
3) проведением физических викторин, школьных олимпиад (материал для проведения викторин и школьных олимпиад имеется в кабинете, систематизирован; веду папку «Диагностика, олимпиады, конкурсы») ;

4) проведением уроков - конференций (в основном по программному материалу, например, «Тепловые двигатели: за и против») и школьных конференций (посвященных 330-летию Эйнштейна, 300-летию Ломоносова, Году Космонавтики) ; СЛАЙД 7
5) открытых уроков («Тепловые явления. Решение задач», 8 кл.,
районное мероприятие зам. директоров по УВР и ВР, интегрированные уроки математики, физики, астрономии,…) и мероприятий (лото «Учёные»; бизнес- игра «Линейная функция», физика+алгебра; физико-математичекое ралли, игра-соревнование «Физическая спартакиада» и т.д);

6) фотоэкскурсий (новое, использовала при проведении недели Ломоносова)

Для тех обучающихся, которые еще не имеют серьезного интереса к физике, еще пассивны по отношению к ней, первым шагом на пути заинтересованности предметом могут служить средства занимательности, стимул поощрения или возможность обучающихся заявить о себе.

Следующим шагом должно быть воспитание более глубокого и серьезного отношения к знаниям. По отношению к другой группе обучающихся, уже интересующихся предметом, элементы занимательности будут служить дополнительным средством оживления учебного материала и разнообразия процесса его восприятия. СЛАЙД 8

В своей работе я немало внимания уделяю реферативной работе обучающихся, которая преследует несколько целей: прививать школьникам интерес к чтению доступной для их понимания литературы, учить выделять главное, грамотно, понятно и красиво оформлять рефераты и делать презентации. Здесь я ограничиваю обучающихся в написании докладов и сообщений (правила написания реферата довольно-таки сложны, требуют много времени и необходима его защита). Выбор темы носит свободный характер. Индивидуальные сообщения в большей степени касаются тем, связанных с историей физики, таких как "История открытия фотоэффекта", "История развития паровых машин" или непосредственно связана с темой урока. При этом обучающиеся самостоятельно производят отбор сведений. При проверке учитываю соответствие выбора темы и содержания, а также соответствие программному материалу данного класса.

Для привлечения внимания и пробуждения интереса к изучению явлений окружающего мира, а, следовательно, к изучению естественных наук служат познавательные конференции. Игровая форма, применяемая при проведении конференций, привлекает детей, делает научное, серьезное содержание интересным и доступным. При подготовке конференции обучающиеся самостоятельно выбирают тему или я предлагаю, подбирают информацию, под моим руководством изучают теорию, готовят иллюстрации .

В качестве примера организации такой конференции можно привести конференцию «Теория относительности Эйнштейна» (провожу ежегодно , в11-х классах и каждый год по новому сценарию и активность детей возрастает). По каждой конференции провожу анализ, указываю на ошибки и отмечаю лучшие работы (предоставляю слово и педагогам, присутствующим на конференции). СЛАЙД 9

На уроках с сообщениями выступают обучающиеся с 7 класса, а на общешкольных мероприятиях обычно выступали 10 -11 классы, а нынче я дала возможность выступать 8-классникам: волновались, но справились. СЛАЙД 10

К проведению конференций привлекаю и слабых обучающихся, они серьёзно относятся к подготовке и неплохо выступают. Рост числа участников конференций говорит об эффективности данного вида учебной деятельности и повышению к ней интереса.

Направление в приобщении к творческому труду возможно в любой общеобразовательной школе. Оно необходимо и для того, чтобы как можно больше детей «выходило за рамки» школьной программы, видело необозримые горизонты науки, красоту окружающего мира, убеждалось в неисчерпаемости возможностей человека. СЛАЙД 11

Постскриптум: в последнее время , во время развития информационных технологий, киберпространства очень трудно отвлечь обучающихся от него, конкурировать с ним, поэтому выход один- погрузиться самому в это пространство и через интерес обучающихся к Интернету привить интерес к физике! ( как это делают уже многие).



Литература

1.Горев, Л.А. «Занимательные опыты по физике» / Л.А. Горев, М.: «Просвещение», 1985.

2.Енохович, А.С. «Краткий справочник по физике» / А.С.Енохович. М.: «Высшая школа», 1976.

3.Межпредметные связи курса физики в средней школе. Под редакцией Ю. И. Дика, И. К. Турышева. М., «Просвещение», 1987.

4.Методика факультативных занятий по физике. Пособие для учителя. Под редакцией О. Ф. Кабардина, В. А. Орлова. М., «Просвещение», 1988.

5.Внеурочная работа по физике. Под ред. О. Ф. Кабардина. М., «Просвещение», 1983.

6.Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Под редакцией А. А, Покровского. М., «Просвещение», 1972.

7.Перельман Я.И. «Занимательная физика» 1979 г.

8.Журнал "Физика в школе".

9. Разработки мероприятий, отчёты о проведении предметных недель, декад и месячников.






Слайд 1
Султангареева Анна Васильевна учитель физики и математики высшей квалификационной категории «Почётный работник общего образования РФ»(2002г.) Победитель конкурса «Лучшие учителя России» (2006г.) МОБУ СОШ с. Удельно-Дуваней Благовещенского района Республики Башкортостан
Слайд 2
Внеклассная работа – это особая организуемая форма занятий с обучающимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение обучающихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества
Слайд 3
   1. Индивидуальная работа – работа с отдельными обучающимися с целью руководства их внеклассным чтением по физике, подготовка на этой основе рефератов, докладов; работа с обучающимися-лаборантами и т. п. 2. Групповая работа – систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом обучающихся и направленная на удовлетворение определенных интересов, приобретение новых знаний и практических умений. К данной группе можно отнести подготовку и участие в исследовательской работе. 3. Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом, лекции, предметные недели, конференции; олимпиады и конкурсы, выставки и т. п.
Слайд 4
«АРХИМЕДОВА СИЛА» «Зубрёнок»
Слайд 5
 1) выпуском газет, оформлением стендов ; 2) подготовкой сообщений по физике и астрономии;
Слайд 6
 3) проведением физических викторин, школьных олимпиад; 4) проведением уроков - конференций и школьных конференций ;
Слайд 7
 5) открытых уроков и мероприятий;  6) фотоэкскурсий.
Слайд 8
Конференция «Теория относительности Эйнштейна»
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
 в последнее время , во время развития информационных технологий, киберпространства очень трудно отвлечь обучающихся от него, конкурировать с ним, поэтому выход один - погрузиться самому в это пространство и через интерес обучающихся к Интернету привить интерес к физике!

Полный текст материала Единство урока, внеклассной работы как фактор повышения качества преподавания физики (7-11 классы) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Султангареева Анна Васильевна  АнВас
14.01.2013 1 3101 480

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК