Компетентностный подход при отборе задач по физике
Ветрова Ольга Михайловна
учитель физики
МБОУ «СОШ №14» г. Ангарска Иркутской области.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
ПРИ ОТБОРЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ.
Важнейшей задачей современной системы образования в рамках ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Можно выделить ряд причин, определивших потребность внедрения компетентностного подхода в систему российского образования:
Необходимость обновления образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность;
Необходимость в формировании способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций;
Возможность целевого формирования компетентности обучающегося.
Существуют разные классификации компетентностных задач. Т.А.Иванова делит компетентностные задачи на предметные, межпредметные и практические. В.В. Сериков делит учебные задачи на: предметные задачи, обеспечивающие усвоение понятий, ориентировку в изучаемом предмете; практико – ориентированные, которые раскрывают связь предмета с практической жизнью человека, содержащие практические ценности; личностно - ориентированные задачи, которые вводят обучаемого в сферу мировоззренческих проблем бытия, требуют от него проявления личностной позиции; задачи, содержащие ценности философского, социального, экологического плана, проблемы личностного смысла познания.
При отборе или составлении задач по физике необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к компетентностным задачам:
В задаче должна быть отражена возможность преобразования реальной действительности.
Личностно или социально значимое содержание задачи.
Задача должна отражать учет морально – этических ценностей.
Присутствие исторических фактов.
Задача должна содержать проблему, если уровень задачи повышенный.
Содержание многовариантных вопросов.
Текст задачи может быть представлен в различных формах представления информации.
Задачи носят эвристический характер.
Приведу несколько примеров задач по физике, которые составлены в соответствии с требованиями, представляемыми к составлению компетентностных задач.
Задача 1. По прогнозам астрономов, в текущем столетии с планеты Нептун можно наблюдать прохождение Сатурна по диску Солнца. Какие три слова были бы наиболее полезны при поисках в интернете или библиотеках, если вам нужно узнать, когда именно может произойти это прохождение?
Задача 2. Пётр налил себе в чашку кофе, температура которого была около 90°С и чашку холодной минеральной воды с температурой около 5°С. Обе чашки одинаковые, объём напитков тоже одинаковый. Температура в комнате, где находился Пётр, была около 20°С. Какой, вероятнее всего, будет температура кофе и минеральной воды через 10 минут?
Задача 3. В холодную влажную погоду стёкла автомобиля часто запотевают и видимость дороги уменьшается из-за рассеяния света мелкими капельками воды на стекле. Укажите причину, по которой в данной ситуации бесполезно использовать щётки стеклоочистителя. Поясните, какие физические процессы наблюдаются в данном случае. Предложите, что может предпринять водитель, чтобы предотвратить запотевание стёкол. Ответ поясните.
Задача 4. Прочитайте текст и выполните задания 1–5. В микроволновых печах продукты нагреваются как бы изнутри, поглощая энергию электромагнитных волн сверхвысокой частоты. В бытовых микроволновых печах частота достигает 2450 МГц, а излучение создаётся особым электронным устройством – магнетроном – и отражается металлическими стенками печи. СВЧ - излучение мгновенно проникает в глубь продукта, возбуждает молекулы воды, и за счёт этого продукт нагревается вплоть до температуры кипения воды. При готовке посуда должна быть из диэлектрических материалов: жаропрочного стекла, обычного фарфора и керамики, но без рисунков и ободков, наносимых металлсодержащими красками. Металл в краске может вызывать электрические разряды. Вся посуда должна предусматривать выход для пара. От вредного воздействия СВЧ-излучения хозяек защищает металлический кожух и конструктивные ловушки по периметру дверцы. При включении магнетрона дверца блокируется, чтобы её нельзя было открыть. При открывании дверцы, повышении температуры стенки камеры или кожуха печи специальные датчики мгновенно отключают магнетрон.
Задание 1. Какое из приведённых ниже значений наиболее вероятно соответствует длине волны излучения, используемого в бытовых микроволновых печах?
1) 1,22 м; 2) 12,2 см; 3) 8,2 м; 4) 8,2 см.
Задание 2. Миша решил впервые воспользоваться микроволновой печью и разогреть себе борщ на обед. Какую посуду он может для этого использовать?
Стеклянную банку с герметичной крышкой
Открытый пластмассовый контейнер
Фарфоровую тарелку
Алюминиевую кастрюлю.
Задание 3. Миша нечаянно уронил на дверцу СВЧ-печи тяжёлую кастрюлю, и дверца немного погнулась. Миша решил проверить безопасность микроволновки при помощи специального детектора СВЧ-излучений. В детекторе антенна, регистрирующая излучение, находится в корпусе. Из каких материалов может быть сделан корпус детектора?
медный или стальной лист;
пластмасса или фарфор;
3) резина с медной сеткой;
4) алюминиевая фольга.
Задание 4. Мишина мама решила купить новую микроволновку, причём такую, чтобы можно было печь румяные пирожки и быстро размораживать продукты. Ниже приведены характеристики четырёх микроволновых печей одного ценового диапазона. Какую из них вы посоветуете выбрать Мишиной маме?
Микроволновая печь «Ням-ням» Система трёхмерного распределения микроволн Объём печи 23 л СВЧ-мощность 800 Вт Режим приготовления «Русский повар» Авторазморозка Блокировка от детей Электронное управление Антибактериальное покрытие |
Микроволновая печь «Быстро-ням» Микроволновый режим Объём печи 23 л СВЧ-мощность 850 Вт Часы Таймер на 99 минут 6 уровней мощности 4 режима автоматического приготовления на пару Режим «Кафетерий»
|
Микроволновая печь «Вкусно-ням» Объём печи 18 л Микроволновый режим Кварцевый гриль СВЧ-мощность 800 Вт Мощность гриля 1000 Вт Таймер на 30 минут 3 уровня мощности Функция разморозки |
Микроволновая печь «Ням-на-пару» Сенсорная панель управления Микроволновый режим Объём печи 20 л СВЧ-мощность 800 Вт Пароварка Таймер на 99 минут 6 уровней мощности Разморозка |
Задание 5. Миша обнаружил, что рассада помидоров развивается лучше (высота растений увеличивается) по мере удаления от неисправной СВЧ-печи. Он запланировал поместить вокруг рассады металлическую сетку и повторить эксперимент. Какую из перечисленных ниже гипотез подтвердит запланированный эксперимент, если выяснится, что в новых условиях развитие рассады не зависит от расстояния до СВЧ-печи?
1) СВЧ-излучение, проникающее наружу, пагубно сказывается на развитии живых организмов;
2) в неисправной СВЧ-печи при работе образуются ядовитые вещества, которые отравляют живые организмы;
3) влияние СВЧ-излучения не зависит от расстояния до печки;
4) развитие растений зависит от расстояния до СВЧ-печи.
Задача 5. Коля и Миша договорились встретиться в боулинг - клубе в 19:00. Миша вышел из дома в 18.30 и энергичным шагом со скоростью 6 км/ч дошёл до места точно в срок. Коля живёт на один километр дальше от клуба, чем Миша. Поэтому хотел выйти пораньше. Но, как обычно, засиделся «В контакте». Выскочил впопыхах и побежал. Пробежав половину пути до клуба, Коля понял, что опаздывает, если будет бежать с той же скоростью. Как настоящий друг и джентльмен, он хотел позвонить Мише, предупредить, но увидел, что забыл телефон дома. Повернулся и побежал домой с удвоенной скоростью 16 км/ч. Прибежал домой ровно в 19:00. Позвонил Мише и сообщил, что будет через 10 минут, но опять ошибся и прибежал через 30 минут. Какую информацию можно получить из этого объёмистого текста?
Задача 6. Осенью на даче стало холодно, и решили затопить печь. Колю, папа попросил принести дров. На зиму были заготовлены сосновые и березовые дрова. Какие дрова лучше принести и почему?
Задача 7.Однажды Алеша на рыбалке поймал большого леща. Ему захотелось определить массу пойманной рыбы. Как он это смог сделать, если у него были только удочка и буханка хлеба массой около 1 кг? Если бы Алеша поймал маленькую рыбу, смог бы он определить её массу?
Задача 8. Маме на день рождения подарили два набора чайных ложек. На вид они были совершенно одинаковыми, но по цене сильно отличались между собой. В одном наборе ложки были серебряные, а в другом из нержавеющей стали. Как определить, какие ложки, в какой коробке? Как определить, какая ложка серебряная, а какая стальная, в случае, если ложки перемешаны?
Задача 9. Ребята решили изготовить для школьной елки елочную гирлянду. Какое количество лампочек, рассчитанных на 6,3 В, им надо взять, чтобы гирлянду можно было включать в сеть напряжением 220 В?
Задача 10. Коля с сестрой Олей стали мыть посуду после ухода гостей. Коля под струей горячей воды мыл бокалы, и переворачивая, ставил их на стол, а Оля их вытирала полотенцем. Вымытые Колей бокалы плотно приставали к клеенке. Оля некоторые из них с трудом отрывала от неё. Она сказала об этом брату. Коля задумался. Почему так происходит? Почему посуда чаще всего бьется при ее мытье?
Задача 11. Ваня решил, пользуясь ванной с водой, в которой купается определить плотность своего тела. Как он это сделал?
Литература:
Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». – [Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/]
Курнешова Л.Е. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. – М.: МЦКО, 2008.- 96 с.
Хуторской А.В, Хуторская Л.Н. Увлекательная физика. Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов с ответами. – М.: АРКТИ, 2000. – 191 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ветрова Ольга Михайловна
→ olga771222 02.02.2013 0 3775 593 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.