Технология сбережения и сохранения здоровья в процессе трудового обучения и воспитания учащихся
Сафоклиди Иван Пантелевич
Учитель трудового обучения
ГБСУВУ Каширская специальная общеобразовательная школа для детей и подростков с девиантным поведением
Технология сбережения и сохранения здоровья в процессе трудового обучения и воспитания учащихся.
Цель использования технологии:
Сохранение и укрепление здоровья учащихся в процессе трудового обучения и воспитания;
формирование здорового образа жизни;
содействие укреплению здоровья, снятие утомляемости и повышение умственной и физической трудоспособности;
развитие жизненных навыков и привычки повседневно заботиться о своем здоровье;
формирование и развитие двигательных умений и навыков, необходимых в быту, труде и экстремальных ситуациях.
Особенности применения
Трудовое обучение в школе оказывает большое влияние на физическое развитие учащихся. Учебный труд составляет значительную часть учебного времени, а обучение в мастерских и общественно-полезная деятельность охвачена учащимися начиная с 4 класса. В связи с этим предъявляются определенные требования к гигиене труда, при выполнении которых труд положительно влияет на состояние здоровья и физическое развитие учащихся.
Мастерская - это большое светлое помещение, в котором сосредоточена основная материально-техническая база для трудового обучения и воспитания учащихся. Поэтому правильное и рациональное размещение оборудования и инструментов на ее площади имеет большое приоритетное значение в гарантированном обеспечении безопасных условий труда.
Приоритетное обеспечение мастерской:
1. наличие разрешающих актов по использованию мастерских и оборудования в учебно-трудовой деятельности учащихся;
2. обеспечение средствами пожаротушения и свободного входа и выхода из мастерской;
3. соответствие ручного инструмента необходимым нормам и требованиям;
4. обеспечение плакатами и материалами по инструктажу учащихся;
5. обеспечение каждого работающего учащегося рабочей площадью не менее 4м2 с установленным защитным ограждением;
6. оптимальная температура воздуха 18 С◦;
7. наличие в мастерской принудительной вытяжки и циркуляции воздуха;
8. шумность не превышающая 75Дб;
9. обеспечение водой (питьевой не ниже +8 С◦ и не выше + 20 С◦.);
10. освещение в пределах: 300 лк. при люминицентных лампах, 150 лк. при лампах накаливания;
11. санитарная аптечка и средства гигиены.
Порядок использования методики и требования к уроку с позиции здоровьесбережения.
Изначально учащиеся знакомятся с учебной мастерской (ее тип и назначение), изучают ее содержание и расположение имеющегося оборудование. Учитель проводит инструктаж, где информирует учащихся о режиме работы мастерской, правилах поведения при выполнении учебно-трудовых заданий, о значении и необходимости соблюдения правил охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и гигиене труда, приводит ряд конкретных примеров, дает понять учащимся, что человек является частью природы, где существует только один закон – это здоровый образ жизни и ежедневная работа по ее сбережению, который способствует общечеловеческому развитию.
На теоретических и практических занятиях с позиции здоровъесбережения применяется не менее 4-5 видов учебной деятельности (опрос и т.д.), т.к. однообразие урока способствует утомляемости, а количество методов обучения (словесный, наглядный, самостоятельный, аудиовизуальный и т.д.) ограничено, не более 3-4 методов по 10-15 мин., т.к. их частая смена приведет к недостаточному усвоению изучаемого материала.
На занятиях большое внимание уделяется качеству применяемых наглядных пособий (плакаты, информация на доске и т.д.) с целью исключения негативного воздействия на зрение учащихся, выбору методов, способствующих активизации творческого самовыражения ребят.
При изучении нового материала или отработки навыков по обработке различных материалов как ручным так и механическим способами особое место уделяется инструктажу по правилам безопасности труда. Инструктаж является совокупностью различных методов обучения, сопровождающийся изучением последовательности приемов и выполнения трудового задания, технологических процессов, которые предстоит освоить учащимся. Объяснение трудовых приемов сопровождается демонстрацией таких учебно-наглядных пособий как таблицы, изображающие отдельные основные элементы трудового приема, рисунки и схемы, показывающие рабочие позы и движения, последовательность операций во всем трудовом процессе, технические требования и правила безопасности труда. Немаловажное значение уделяется контролю за позой учащихся и их чередованием в соответствии с видом работ. В процессе учебной трудовой практики через каждые 45 минут работы предусмотрены 15-ти. минутные перерывы на отдых, оздоровительные физические упражнения. При этом каждое занятие организовывается таким образом, чтобы оно соответствовало возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, также предполагало обязательное соблюдение правил гигиены, безопасности труда и выполнению требований к режиму.
Результат использования технологии:
В процессе отработки навыков и приемов выполнения операций трудовых заданий на учебно-практических занятиях у учащихся совершенствуется координация движений, укрепляется костная система и развивается мышечная сила;
общественно-полезный труд и работы на школьном огороде, проходящие на свежем воздухе положительно влияют на общее физическое состояние учащихся: улучшается работа дыхательной и сердечнососудистой системы, повышается работоспособность, совершенствуется физическое развитие детей;
каждая сфера трудовой деятельности учащихся начинается с проведения инструктажа по технике безопасности и изучению безопасных условий труда, что способствует отсутствию травматизма.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сафоклиди Иван Пантелеевич
→ Safoklidy 14.03.2013 0 2833 470 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.