Презентация "Обучение учащихся решению задач по физике"


«Обучение учащихся решению задач»

Назначение программы данной презентации – обучение учащихся самостоятельному поиску плана решения задач по физике методом «Смысловых опор» (данный подход может быть использован при обучении другим школьным предметам).

В основу предполагаемой программы положена концепция психолога Брушлинского А.В. рассматривать в условии задачи три составные части: условие (что дано), вопрос задачи (что необходимо найти) и присутствует теоретическая часть – учебный материал, которым владеет ученик данного класса (что задано).

Метод «Смысловые опоры» используется в психологии для решения различных педагогических ситуаций. Этот метод был применён (СНС Московского института психологии Вайзер Г.А., профессор кафедры физики УлГПУ Зиновьев А.А.) для обучения учащихся решению задач по физике.

При анализе условия задачи необходимо обратить тщательное внимание ученика на каждое слово или сочетание слов, что оно даёт нам для поиска плана решения задачи, научить мыслить, рассуждать.

Инструкция по использованию презентации:

Слайды 3-7: В условии задачи жирно выделена смысловая опора для поиска решения. Необходимо раскрыть физический смысл данной опоры. Для этого при щелчке мышью появляется подсказка, которую нужно дополнить. Проверить полноту своего ответа можно кликнув гиперссылку.

Слайды 9-13: Возврат к предыдущему слайду осуществляется при нажатии на кнопку.

Слайд 8: Необходимо кликнуть гиперссылку.

Слайд 1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.Н. УЛЬЯНОВА» Кафедра физики Физика «Обучение учащихся решению задач по физике» Автор: Аленова Алена Николаевна студентка 5 курса УлГПУ им.И.Н. Ульянова Научный руководитель: Зиновьев Анатолий Алексеевич к.п.н, профессор кафедры
Слайд 2
Два свинцовых шара одинаковой массы движутся со скоростями V и 2V навстречу друг другу. Определить повышение температуры Δt шаров в результате неупругого удара.
Слайд 3
Шаг 1. Два свинцовых шара одинаковой массы движутся со скоростями V и 2V навстречу друг другу. Определить повышение температуры Δt шаров в результате неупругого удара. 1. А какова причина изменения температуры шаров? Вероятно … .
Слайд 4
Шаг 2. Два свинцовых шара одинаковой массы движутся со скоростями V и 2V навстречу друг другу. Определить повышение температуры Δt шаров в результате неупругого удара. 2. А за счёт чего изменяется температура шаров? Движущиеся шары обладают … .
Слайд 5
Шаг 3. Два свинцовых шара одинаковой массы движутся со скоростями V и 2V навстречу друг другу. Определить повышение температуры Δt шаров в результате неупругого удара. 3. Как определить их энергию и изменение энергии? Имеются расчётные формулы … .
Слайд 6
Шаг 4. Два свинцовых шара одинаковой массы движутся со скоростями V и 2V навстречу друг другу. Определить повышение температуры Δt шаров в результате неупругого удара. 4. Заданы скорости шаров до удара, известно, что массы их одинаковы. А как определить их скорости после удара? При неупругом ударе тела «слипаются» и движутся … .
Слайд 7
Шаг 5. Два свинцовых шара одинаковой массы движутся со скоростями V и 2V навстречу друг другу. Определить повышение температуры Δt шаров в результате неупругого удара. 5. Наметили путь вычисления изменения кинетической энергии шаров. А как это связано с изменением их температуры, как ответить на вопрос задачи? При неупругом ударе механическая энергия шаров переходит … .
Слайд 8
После пошагового анализа условия задачи, используя выводы (Гиперссылки), реализуйте полученный план решения задачи. Запишите условия задачи в краткой форме, сделайте чертеж. Самостоятельно оформите решение задачи. Проверьте решение задачи.
Слайд 9
Гиперссылка 1. А какова причина изменения температуры шаров? Вероятно это следствие неупругого удара шаров. При неупругом ударе шары деформируются, деформация сохраняется, шары «слипаются» как единое тело.
Слайд 10
Гиперссылка 2. А за счёт чего изменяется температура шаров? Движущиеся шары обладают кинетической энергией. При неупругом ударе движения шаров изменяется, изменяется и их энергия.
Слайд 11
Гиперссылка 3. Как определить их энергию и изменение энергии? Имеются расчётные формулы для определения кинетической энергии тел Ек=mV2/2. Сравнивая энергии шаров до и после удара, получим изменение их энергий ΔEк=Ек-Eк`.
Слайд 12
Гиперссылка 4. Заданы скорости шаров до удара, известно, что массы их одинаковы. А как определить их скорости после удара? При неупругом ударе тела «слипаются» и движутся c одинаковой скоростью, которую можно определить из закона сохранения импульса ∑mV = Const.
Слайд 13
Гиперссылка 5. Наметили путь вычисления изменения кинетической энергии шаров. А как это связано с изменением их температуры, как ответить на вопрос задачи? При неупругом ударе механическая энергия шаров переходит во внутреннюю тепловую, которая расходуется на нагревание шаров. Получаемая теплота определяется по формуле Q=cmΔt. Сопоставляя её с изменением кинетической энергии шаров ΔEк=Q,
Слайд 14
Решение задачи 1. А какова причина изменения температуры шаров? Вероятно это следствие неупругого удара шаров. При неупругом ударе шары деформируются, деформация сохраняется, шары «слипаются» как единое тело. 2. А за счёт чего изменяется температура шаров? Движущиеся шары обладают кинетической энергией. При неупругом ударе движения шаров изменяется, изменяется и их энергия. 3. Как определить их энергию и изменение энергии? Имеются расчётные формулы для определения кинетической энергии тел Ек=mV2/2. Сравнивая энергии шаров до и после удара, получим изменение их энергий ΔEк=Ек-Eк`.
Слайд 15
4. Заданы скорости шаров до удара, известно, что массы их одинаковы. А как определить их скорости после удара? При неупругом ударе тела «слипаются» и движутся c одинаковой скоростью, которую можно определить из закона сохранения импульса ∑mV = Const. 5. Наметили путь вычисления изменения кинетической энергии шаров. А как это связано с изменением их температуры, как ответить на вопрос задачи? При неупругом ударе механическая энергия шаров переходит во внутреннюю тепловую, которая расходуется на нагревание шаров. Получаемая теплота определяется по формуле Q=cmΔt. Сопоставляя её с
Слайд 16
Дано: Решение: V1=V V2=2V V V x m1=m2 Δt=? Используя Гиперссылку 3, можно записать Ек=mV2/2 и ΔEк=Ек-Eк` или ΔEк=Ек-Eк`=(Ек,1+Ек,2)-(Ек,1`+Ек,2`) V2=2V С учётом условия нашей задачи это уравнение можем представить в виде: ΔEк=(m1V12/2+m2V22/2)-(m1V`12/2+m2V`22/2)=5mV2/2mV`2 (1). А для определения скорости системы шаров 1 2 `
Слайд 17
Для условия нашей задачи: m1V1+m2V2=(m1+m2)V`. После проекции на ось х получим m1V1m2V2=(m1+m2)V` или с учётом условия задачи -mV=2mV`, откуда получим V`=-V/2 (знак минус означает, что система шаров после удара движется в обратном направлении относительно оси х). Полученное выражение V` подставим в уравнение (1) и найдём изменение энергии шаров ΔEк=(9/4) mV2 (2). Для ответа на вопрос задачи воспользуемся выводом: Гиперссылка 5 ΔEк=Q и Q=cm Δt (3). С учётом условия нашей задачи приравняем правые части уравнений (2) и (3), получим (9/4) 2
Слайд 18
о н ч и л От
Слайд 19
Список источников основного содержания Алёнова А.Н. Решение задач по физике методом смысловых опор с помощью компьютера. // Формирование учебных умений: Материалы 2-ой Международной научно-практической конференции 26-27 октября 2012 г. 2012. С. 92-94. Вайзер Г.А., Зиновьев А.А. Интеллектуальное развитие учащихся при решении физических задач./ Интеллектуальное развитие в процессе обучения физике: материалы Международной научно-практической конференции. – Самара: ПГСГА, 2010. – 245 с. Зиновьев А.А. Обучение учащихся решению задач с помощью компьютера. //Информатика: проблемы, методология, технологии: материалы всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 61 - 66. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы./ А.П. Рымкевич – М.: Просвещение, 1987. – 191 с.
Слайд 20
Список источников иллюстраций http:// rylik.ru/clipart/rastr/people/6306-shkolnyj-klipa rt.html - Мальчик у доски http://www.picgifs.com/graphics/einstein/ Изображения Эйнштейна

Полный текст материала Презентация "Обучение учащихся решению задач по физике" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зиновьев А.А., Аленова А.Н.  Lenchik8164
23.10.2013 0 4823 730

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК