Урок физики по теме "Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел." для 8 класса
Автор: Крылов Вячеслав Анатольевич
Место работы: МОУ Ковалевская СОШ с. Жутово-1
Должность: учитель физики и математики
Урок на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
Цели урока :
Образовательные - ученик сможет описать способ сообщения электрического заряда, назвать род зарядов, объяснить, как взаимодействуют заряженные тела.
Развивающие – ученик сможет проанализировать проблему и аргументировать свой ответ.
Воспитательные – ученик сможет задуматься о роли электризации.
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Оборудование для учителя: стеклянная и эбонитовая палочки, шерсть, шелк.
для учащихся: полоски из полиэтилена и бумаги
План урока
1. Организационный момент (1 мин)
2. Подготовка к усвоению нового материала (5 мин)
3. Освоение нового материала (20 мин)
4. Первичная проверка понимания и закрепление знаний (11 мин)
5. Подведение итогов урока (рефлексия) (3 мин)
Ход урока
Организационный момент
Подготовка к усвоению нового материала
а) Мотивация
Ребята, сегодня к нам пришли представители разных профессий. У них есть вопросы к нам и просьба ответить на них.
- Дети, я домохозяйка, недавно купила шубу, очень красивый мех, синтетический. Не успела ее одеть, а она уже серая , грязная какая-то. Не знаю почему?
- А , я, шофер. Хотел в полиэтиленовую канистру бензин набрать на заправке. А мне не разрешили. Почему?
-Я работаю в типографии. При печати книг и газет бумага в печатных машинах трется друг о друга и закручивается, рвется и портится; много ее идет вследствие этого в брак. Что происходит с бумагой?
-А у меня беда. Шло испытание нового заправочного агрегата для самолетов. Он представлял собой облегченную конструкцию с трубами из синтетических материалов. Во время заправки горючим агрегат и самолет взорвались. Что же было причиной этого взрыва?
б) Формулировка темы урока
Сегодня мы будем изучать явление, которое поможет объяснить процессы, о которых мы услышали в рассказах и ответить на поставленные вопросы в конце урока.
Начнем изучать это явление с примеров из нашего повседневного опыта.
-Кто гладил кошку? А против шерсти? А ночью?
-Кто сдергивал синтетическое покрывало с постели или снимал футболку из синтетики через голову? А в темной комнате? Что вы слышали? А что вы видели? Искра- маленькая молния-это что такое? Какое это явление?
Начиная с этого урока, мы начнем изучать электрические явления. Запишите тему урока.(тема записана на закрытой доске)
в) Постановка цели урока
Рассказы и приведенные примеры являются фактами того, что электрические явления и в частности электризация тел, широко представлены в природе и в быту. В конце урока мы объясним эти факты, изучив явление электризации тел. Тогда какова цель нашего урока?
- Изучить явление электризации тел.
Освоение нового материала.
а) Экспериментальная работа в парах.
Вначале проводим фронтальный опыт, используя полоски из бумаги и полиэтиленовой пленки. Взяв их за концы, учащиеся сближают полоски. Затем, потерев их дуг о друга, размещают их на прежнее расстояние и наблюдают притяжение . Результат зарисовывают.
ДО ПОСЛЕ
СОПРИКОСНОВЕНИЯ
Б П Б П
Подводим итоги опытов:
-В результате чего изменились свойства полосок?(Соприкосновения)
Какими свойствами стали обладать полоски в результате их соприкосновения? (Способностью притягиваться)
Греческий философ Фалес Милетский (из города Милета), живший в 640-550 гг до н.э., открыл, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойство притягивать к себе мелкие предметы. Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово « электричество» (греч. Elektron-янтарь) Рождение учения о электрических явлениях связано с именем английского ученого Уильяма Гильберта(1544-1603), который показал, что при соприкосновении , способностью притягивать, обладает не только янтарь, но и многие другие вещества . Эти явления в начале 17 века были названы электрическими. Стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщили электрический заряд.
Итак, ребята, после услышанного , как бы вы ответили на вопрос?
Какими свойствами стали обладать полоски в результате их соприкосновения? (полоски наэлектризованы или заряжены.)
. Потом сближают одинаковые полоски из полиэтилена и наблюдают отталкивание, и из бумаги и наблюдают отталкивание. Результат зарисовывают в тетрадь.
Б Б П П
-Какая из полосок получила заряд? (обе)
-Как взаимодействуют наэлектризованные тела?(притягиваются или отталкиваются)
Чем же может быть вызвано такое различие во взаимодействии наэлектризованных тел?
-Почему они отталкиваются? Какой заряд у бумажных полосок (у двух полиэтиленовых) одинаковый или разный?(одинаковый)
-Какой заряд у бумажной и полиэтиленовой полоски?(разный)
И действительно, тщательное изучение этих явлений подтверждает наличие разного рода зарядов
Электрический заряд, полученный на стеклянной палочке , потертой о шелк, условились называть положительный , а заряд эбонитовой палочки, потертой о мех,- отрицательным. Одни тела электризуются так, как стеклянная палочка, т. е. положительно. Другие, как эбонитовая палочка, -отрицательно. Положительные заряды обозначают знаком «+» , отрицательные- знаком - «-«.(Потому что так назвал американец В.Франклин(1706-1790)
Нет заряда заряжено
+ - + + - -
Проделанные нами опыты что показывают? (Что тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.
Первичная проверка понимания и закрепление знаний
Изучив явление электризации давайте ответим на вопросы, которые прозвучали в начале урока.
-почему синтетическая шуба быстро загрязняется?
-почему нельзя набирать легко воспламеняющиеся вещества в полиэтиленовые канистры?
-что происходит с бумагой в печатных машинах?
-почему произошел взрыв?
-1169,1171,1172,1178,1180,1181-Лукашик
Подведение итогов урока (рефлексия)
Какую проблему мы поставили в начале урока? Удалось ли нам ее решить? К какому выводу мы пришли?
Какой новый опыт приобрели и чему научились?
Достигли ли цели урока?
Д\з п.25,26. 1179,1182-Л.
Источники материалов
1. журнал «Физика в школе» №6 за 1991 год стр.34
2. журнал «Физика в школе» №1-2 за 1992год стр.15
3. журнал «Физика в школе» №6 за 1997 год стр.58
На странице приведен фрагмент.
Автор: Крылов Вячеслав Анатольевич
→ цимла 22.03.2011 3 8261 1283 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.