Методические разработки "Уроки изучения нового материала без предварительной подготовки учащихся"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 п. КАТАСОН БУДЁННОВСКОГО РАЙОНА»
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ)
Подготовила учитель физики
Кудрявцева Татьяна Викторовна
2011 г
«Нет ни одного ребёнка не способного, бездарного.
Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали
основой успехов в учении, чтобы ни один ученик
не учился ниже своих возможностей»
В. А. Сухомлинский.
В связи с ростом развития науки и производства, внедрением новых технологий, требования к современной школе возрастают. Школа должна преобразовать традиционную систему обучения в качественно новую. Перед школой ставится задача воспитания грамотного, адаптированного к новым условиям жизни в обществе, масштабно мыслящего человека. Решение этой задачи заложено в новом подходе к современному уроку. Пути повышения эффективности обучения молодого поколения главная задача педагогов всего мира. Преподаватели ищут новые педагогические технологии, изучают их и внедряют в практику своей работы.
Повышению мыслительной активности школьников способствуют качественные задачи, сформулированные в виде проблемы. Школьниками лучше осознаётся цель решения задачи, они более активно участвуют в обсуждении способов её решения, если при формулировке задачи создана проблемная ситуация и выделена практическая значимость проблемы. Проблемная формулировка качественной задачи перед изучением нового позволяет школьникам в ходе её решения выдвигать гипотезы, приводить примеры из повседневных наблюдений, проводить сравнения, вести теоретические рассуждения, делать выводы, приобретать новые знания. При формировании информационных умений значительную роль играет самостоятельная работа школьников с учебником. Учебник состоит из текста, иллюстраций, вопросов к текстам, задач, практических заданий, лабораторных работ, дополнительного материала. На любом этапе урока можно использовать все эти компоненты. Работать с учебником школьники должны как на уроке, так и дома. В классе можно проводить уроки – коллективной работы по созданию банка данных, круглые столы, уроки – путешествия. Такие уроки основаны на коллективной и групповой деятельности учащихся. Если у учащихся есть первоначальные сведения по данной теме, работая с источниками информации – литературой они пополняют и углубляют эти сведения.
Многие школьники проявляют заинтересованность в исследовательской деятельности, они с удовольствием погружаются в атмосферу творческого поиска. И именно физика, как никакой другой школьный предмет, позволяет использовать исследовательские методы, как на уроке, так и во внеурочной деятельности ребят. Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Поэтому работоспособность школьников выше на уроках, основанных на базе наблюдений и экспериментов. Такие уроки как: урок-наблюдение, урок-исследование, урок решения цепочки экспериментальных задач, урок сотрудничества и экспериментов, урок - лабораторная работа позволяют развивать умение самостоятельно проводить эксперименты, анализировать полученные результаты, делать обобщение и формулировать выводы. Элементы исследования можно проводить на различных этапах урока: при изучении нового материала, при закреплении материала и на этапе контроля знаний.
Урок на базе наблюдений и экспериментов.
Урок физики в 7 классе по теме «Строение вещества».
Цели:
Образовательная: обучение умениям проводить наблюдения за явлениями; описывать, сравнивать и формулировать выводы по результатам наблюдений.
Развивающая: способствовать развитию общеучебных умений и навыков совместной деятельности при приобретении новых знаний; познавательных интересов; речи, мышления.
Воспитательная: формирование убеждённости в возможности познания природы.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма проведения: Урок – исследование.
Оборудование: Блюдце с водой, керосин, карандаш , воздушный шарик, ручной велосипедный насос, медный шарик, штатив с муфтой и кольцом, спиртовка, пузырёк с медным купоросом, 3 пробирки с чистой водой, ватные тампоны, пузырьки со спиртом.
Ход урока.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Сегодня будем мы опять
Природы тайны познавать.
Мотивационный этап.
Учитель: На первом уроке физики вы узнали, что физика – наука о природе. Начиналась физика из повседневных наблюдений. Учёные Древнего Востока накопили много знаний о природе, наблюдая за различными природными явлениями. Было установлено, что все физические тела состоят из вещества. Вещество может быть одно и то же, а тела разные. Возьмём для примера лёд, воду комнатной температуры в стакане, пар над горячей водой в стакане. Назовите вещество, из которого состоят эти тела.
Учащиеся: Это вода.
Учитель: Вещество одно – вода, а одинаковы ли тела?
Учащиеся: Тела не одинаковы; Лёд твёрдый, вода жидкая, пар это газ.
Учитель: Почему одно и то же вещество может иметь разные свойства. И тогда учёные задали вопрос: из чего состоят вещества? Ответив на этот вопрос, учёные научились создавать новые вещества с нужными свойствами. Как вы думаете, ребята чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Учащиеся: Будем изучать строение вещества.
Учитель: Верно. Запишем тему урока «Строение вещества» в тетради.
Получение новых знаний.
Учитель: Ребята, что остаётся на доске, после того как я проведу мелом?
Учащиеся: След.
Учитель: А почему этот след образовался, что происходит с мелом. Можем ли мы заглянуть внутрь мела?
Учащиеся: Нет этого мы сделать не можем.
Учитель: Греческий философ Демокрит ещё 2500 лет назад обдумывал этот вопрос. Сначала он выдвинул предположение – гипотезу, что должно находиться внутри вещества, а затем проверил его опытными фактами. И мы сегодня с вами поступим также. Вы выступите в роли экспериментаторов. Вначале урока вы уже разделились на группы. В каждой группе вам необходимо выбрать руководителя. Руководители получают оборудование, листы – инструкции с заданиями. Проводите опыты, затем все вместе обсуждаете полученные результаты и готовитесь к выступлению. На выполнение задания отводиться 10 мин.
Лист – инструкция 1.
Оборудование: медный шар, штатив с муфтой и кольцом.
Ход работы:
Проверьте, проходит ли шар сквозь кольцо.
Возьмите шар и с разрешения учителя нагрейте его в пламени спиртовки. Проходит ли теперь шар сквозь кольцо?
Повторите попытку, после того как шар остынет.
Ответьте на вопросы:
- Что менялось? Как это объяснить?
Лист – инструкция 2.
Оборудование: пузырёк с медным купоросом, 3 пробирки с чистой водой, стеклянная палочка.
Ход работы:
Растворите в пробирке с водой несколько крупинок медного купороса.
С помощью стеклянной палочки перелейте несколько капель раствора медного купороса в пробирку с чистой водой. Размешайте раствор палочкой.
Из второй пробирки несколько капель раствора перелейте в пробирку с чистой водой. Размешайте раствор палочкой.
Ответьте на вопросы:
- Сохранялся ли цвет раствора при уменьшении его концентрации?
- Что вы можете сказать о количестве частиц медного купороса в начале и в конце эксперимента?
- Что вы можете сказать о размерах мельчайших частиц вещества?
Лист - инструкция 3.
Оборудование: Воздушный шарик, ручной велосипедный насос.
Хор работы:
Надуйте немного воздушный шарик и завяжите его. Сожмите шар руками.
Возьмите насос, закройте пальцем отверстие и попытайтесь сжать воздух в нём.
Ответьте на вопросы:
- Изменился ли объём воздуха в шарике после сжатия?
- На какую часть своего объёма сжался воздух в насосе?
- Объясните причину наблюдаемого явления.
Лист – инструкция 4.
Оборудование: пузырёк с керосином, блюдце с водой, стеклянная палочка.
Ход работы:
Осторожно с помощью стеклянной палочки капните каплю керосина в блюдце с водой.
Ответьте на вопросы:
- Скатывается ли капля керосина в шарик на поверхности воды?
- Чем объяснить наблюдаемое явление?
Лист – инструкция 5.
Оборудование: лист бумаги, мягкий карандаш.
Ход работы:
Проведите карандашом по листу бумаги.
Ответьте на вопросы:
- Что вы наблюдаете?
- Что можете сказать о размерах частиц, из которых состоит карандаш?
4.Обсуждение результатов опытов.
Учитель: Ребята сейчас каждая группа доложит нам результаты своих опытов. Мы вместе постараемся дать правильное объяснение наблюдаемым явлениям.
Представитель первой группа: Когда шарик был холодным он проходил в кольцо, а после нагревания не прошёл в кольцо. Результат опыта мы объясняем тем, что шарик при нагревании увеличился в объёме.
Учитель: Почему тела при нагревании изменяют свои размеры? Какие изменения происходят внутри тела?
Учащиеся: (высказывают свои предположения)
Тела состоят из отдельных частиц и при нагревании они размножаются, увеличивая тем самым размеры тела.
Тела состоят из отдельных частиц, которые при нагревании увеличиваются.
Либо тела состоят из частиц разделённых промежутками, при нагревании промежутки увеличиваются.
Учитель: Запишем эти предположения. Первое предположение приводит нас к тому, что все тела при нагревании должны неограниченно увеличиваться в размерах. Это противоречит вашим повседневным наблюдениям за окружающими нас телами. Несостоятельность второго предположения нам помогут объяснить результаты опытов второй группы.
Представители второй группы: Когда мы сжали шарик рукой, объём воздуха в нём уменьшился. Зажав отверстие насоса, мы сжали воздух в нём примерно на третью часть. Мы пришли к выводу, что воздух состоит из частиц, которые могут смещаться относительно друг друга.
Учитель: Теперь мы можем утверждать, что сами частицы при нагревании не изменяют своих размеров. Ведь воздух в шарике не нагревали, не охлаждали, а сжали. Объём воздуха в шарике уменьшился. Осталось третье предположение: тела состоят из мельчайших частиц, разделённых промежутками. Сделать вывод о размерах частиц нам помогут результаты опытов третьей, четвёртой и пятой группы.
Представители третьей группы: Когда мы растворили несколько крупинок медного купороса в воде, получился голубоватый цвет раствора. После того как мы отлили часть этого раствора во вторую пробирку с чистой водой, цвет раствора во второй пробирке стал светлее. Когда часть раствора из второй пробирки перелили в третью, то цвет раствора стал ещё светлее. Мы пришли к выводу, что в последней пробирке содержится меньше частичек медного купороса, чем в первой, поэтому цвет раствора стал очень светлым.
Представители четвёртой группы: Когда мы каплю керосина поместили на поверхность воды она не скатывается в шарик, а растекается по поверхности воды, тонким слоем. Значит, частицы, из которых состоят тела имеют очень маленькие размеры.
Представители пятой группы: После того как мы провели карандашом по листу бумаги, на нём остался след. Мы решили, что на листке остались частички стержня карандаша. Значит, тела могут распадаться на части, так как они состоят из отдельных частиц.
Учитель: Теперь вы знаете, что все тела, окружающие нас состоят из отдельных частиц разделённых промежутками. Эти частички очень маленьких размеров. Вспомните, как называли их в курсе природоведения.
Учащиеся: Мельчайшая частица вещества – молекула данного вещества.
Учитель: Запишем определение в тетрадях. Проведём ещё опыт, подтверждающий, наше предположение о размерах частиц, из которых состоят тела. На столах у вас находятся ватные тампоны и пузырьки со спиртом. Смочите тампоны спиртом и потрите руки. Что вы заметили через некоторое время?
Учащиеся: В том месте, где потёрли спиртом, чувствуется прохлада. Пятна на руках высохли.
Учитель: Куда исчез спирт? Видели вы как спирт исчезал с ваших рук? Какой вывод можно отсюда сделать?
Учащиеся: Этот опыт показывает, что все вещества состоят из частиц, разделённых промежутками. Эти частицы могут двигаться.
Учитель: Приведите пример явления подтверждающего наше утверждение.
Учащиеся: Можно раскрошить кусочек льда, запах от цветов распространяется на некоторое расстояние.
Учитель: Из всего сказанного можно сделать вывод: что все тела кажущиеся на вид сплошными состоят из отдельных частиц, очень маленьких размеров.
Английский учёный Роберт Рэлей определил линейный размер молекулы оливкового масла. Каплю оливкового масла объёмом 0,0009 см3 он поместил на поверхность воды в широком сосуде. Капля растекалась по поверхности воды, но постепенно растекание прекратилось и площадь плёнки, образованной маслом перестала изменяться. Роберт предположил, что площадь перестала увеличиваться, потому что молекулы масла расположились в один ряд. Толщина плёнки равна размеру одной молекулы. Измерив, площадь пятна, Роберт рассчитал толщину плёнки, а она ровна размеру молекулы:
D = V/S = 0,0009 см3/5500 см2 = 0,00000016 см.
Эти результаты подтверждают наши предположения. Опыты многих учёных показали, что разные вещества состоят из молекул разных размеров. В учебнике на стр. 19 есть фотография молекул белка. Фотография получена при помощи специального прибора – электронного микроскопа. Молекулы, в свою очередь, состоят из более мелких частиц, которые называются – атомы.
Скажите сколько атомов может входить в состав молекулы, от чего это зависит?
Учащиеся: Если молекулы различных веществ отличаются размерами, значит число атомов, входящих в них будет разное.
Учитель: Например, молекула воды состоит из трёх атомов: одного атома кислорода и двух атомов водорода (на доске изображает механическую модель молекулы воды).
5.Закрепление материала.
Самостоятельная работа, с последующей взаимопроверкой.
Учащимся раздаются листочки, на которых записан ряд утверждений. Если утверждение верное, то ученики рядом записывают «да», если утверждение неверное то записывают «нет».
Тела состоят из веществ.
Атомы состоят из молекул.
При нагревании вещества размеры молекул увеличиваются.
Плёнка масла, растекающаяся по поверхности воды, может занимать любую площадь.
При сжатии воздуха в шаре, промежутки между молекулами уменьшаются.
Молекулы воды отличаются от молекулы льда.
Учитель: Ребята поменяйтесь листочками и проверьте ответы друг друга. Оценку можно выставить карандашом.
6.Заключительный этап.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Мне хотелось, чтобы та искорка пытливости, любознательности, которую сегодня я видела в ваших глазах сохранилась надолго. Вы сегодня разгадали одну из тайн природы. Что же это за тайна?
Учащиеся: Вещества состоят из частиц, разделённых промежутками. Размеры частиц очень малы. Частицы могут двигаться.
Учитель: Спасибо всем за работу. Запишите домашнее задание. Стр. 16-20.
Экспериментальное задание. Растворите кусочек сахара в холодной воде и в горячей воде. Сравните результат. Видны ли частички сахара в воде?
Урок физики в 7 классе по теме «Диффузия»
Цели:
Образовательная: формирование понятия диффузии; научить объяснять явление диффузии в жидкостях, твёрдых телах и газах, зависимость скорости протекания диффузии от температуры тела.
Развивающая: способствовать развитию умения наблюдать, сравнивать изучаемые явления, находить общие признаки.
Воспитательная: формирование у учащихся навыков совместной деятельности.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма проведения: Урок решения цепочки экспериментальных познавательных задач.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Учитель: Ребята на прошлом уроке мы постигали тайны природы. Сегодня на уроке вы снова выступите в роли исследователей природы. Но прежде вспомним, что мы узнали на прошлом уроке. (Фронтальный опрос)
Для чего нужно знать строение вещества?
Какие явления подтверждают, что все вещества состоят из частиц, разделённых промежутками?
Как называются частицы, из которых состоят вещества?
Из каких наблюдений следует вывод о размерах частиц вещества?
Как изменится объём тела при увеличении и уменьшении промежутков между молекулами?
Что вы знаете о молекулах различных веществ?
Из каких атомов состоит молекула воды?
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым явлением, которое играет очень важную роль в процессах жизнедеятельности человека, растений и животных. С этим явлением мы с вами встречаемся почти на каждом шагу, не задумываясь об этом. Для этого мы проведем опыты, в ходе которых как я уже сказала в начале урока вы выступите в качестве ученых - исследователей. Изучение нового материала разбито на несколько этапов. Перед каждым этапом я буду ставить вопрос, а вы выдвигаете свои гипотезы, которые затем проверяете экспериментально. К выводу приходим в процессе обсуждения полученных результатов. Работаем по группам.
Получение новых знаний.
Учитель: На прошлом уроке ребята второй группы при проведении эксперимента пришли к выводу, что вещества состоят из частиц и эти частицы движутся относительно друг друга. Вы приводили пример распространения запаха цветов на некоторое расстояние. Как это можно объяснить?
Учащиеся: Запах – это молекулы вещества, распространяющиеся в воздухе, а воздух тоже состоит из частиц. Частицы перемешиваются между собой. В результате столкновений частицы разлетаются в разные стороны, поэтому запах распространяется на некоторое расстояние в разных направлениях..
Учитель: Верно. Наблюдаемое явление называется диффузия. Это явление является доказательством того, что все тела состоят из молекул, а они находятся в беспорядочном непрерывном движении. Запишем в тетради тему урока «Диффузия». Рассмотренный пример показывает, что диффузия может происходить в газах. Выясним, в каких ещё веществах может протекать диффузия. Проведём эксперимент и ответим на вопросы. У вас на столах есть кусочки сахара и йод. Капните с помощью пипетки на кусочек сахара каплю йода. Что вы наблюдаете и какую гипотезу можно выдвинуть?
Учащиеся: Почти весь кусочек сахара окрасился в коричневый цвет. Молекулы йода перемешались с молекулами сахара.
Учитель: Правильно. Этот опыт указывает на возможность молекул различных веществ в результате непрерывного и беспорядочного движения перемешиваться между собой. Как называется это явление?
Учащиеся: Это явление называется диффузия.
Учитель: В стакан с водой я брошу несколько кристалликов марганцовокислого калия. Наблюдаем за происходящим явлением и выдвигаем свои гипотезы.
Учащиеся: Мы наблюдаем, как постепенно вода в стакане окрашивается в малиновый цвет. Значит, молекулы марганцовокислого калия проникают между молекулами воды. Происходит диффузия.
Учитель: Молодцы! Можете ли вы объяснить причину диффузии.
Учащиеся: Видимо причина диффузии – беспорядочное движение молекул.
Учитель: Сейчас у доски я распылю духи. Как только вы почувствуете запах поднимайте руку. (Через несколько минут почти все учащиеся подняли руки)
Объясните причину наблюдаемого явления.
Учащиеся: Духи, находясь в жидком состоянии, превращаются в пар. Молекулы пара движутся и проникают в промежутки между молекулами газов, из которых состоит воздух в классной комнате. Вещества перемешиваются по причине своего беспорядочного движения.
Учитель: Ребята, на основе наблюдаемых явлений сделайте вывод о том в каких веществах может происходить диффузия?
Учащиеся: Молекулы во всех веществах движутся беспорядочно, значит, диффузия может происходить во всех веществах.
Учитель: Попробуйте сами дать определение диффузии, опираясь на все полученные результаты.
Учащиеся: Самопроизвольное перемешивание веществ называется диффузией.
Учитель: Молодцы, ребята. Вы уже пришли к выводу, что диффузия может протекать во всех веществах. Теперь ответьте на вопрос «Одинаково ли протекает диффузия в газах, жидкостях, твёрдых телах?»
Учащиеся: Мы наблюдали диффузию в газах и жидкостях. Скорость протекания диффузии зависит от того в каком состоянии находится вещество.
Учитель: Обоснуйте своё предположение.
Учащиеся: В газах диффузия протекала быстрее, чем в жидкостях. Молекулы газа движутся быстрее, чем молекулы жидкости.
Учитель: Диффузия может протекать и в твёрдых телах. В учебнике на стр. 22 описан опыт, показывающий диффузию в твёрдых телах. (Учащиеся читают самостоятельно) Медленно или быстро протекает диффузия в твёрдых телах?
Учащиеся: В твёрдых телах диффузия протекает очень медленно.
Учитель: Теперь мы можем составить сравнительную таблицу скоростей диффузии. Начертите в тетрадях таблицу, которая изображена на доске.
Газы |
Жидкости |
Твёрдые тела |
Минуты, часы |
Часы, дни, недели |
Годы |
Сформулируем вывод и запишем в тетрадях.
Учащиеся: Скорость протекания диффузии зависит от агрегатного состояния вещества. В газах диффузия протекает быстро, медленнее в жидкостях и очень медленно в твёрдых телах.
Учитель: Дома вы проводили небольшой эксперимент. Расскажите более подробно.
Учащиеся: Мы растворяли одинаковые кусочки сахара в стакане с холодной водой и в стакане с горячей водой. Сахар растворился быстрее в стакане с горячей водой.
Учитель: Какую гипотезу можно выдвинуть.
Учащиеся: Молекулы движутся быстрее в телах с более высокой температурой, а значит и диффузия протекает быстрее.
Учитель: Проверим нашу гипотезу экспериментом. В два одинаковых сосуда нальём одинаковое количество воды разной температуры. На дно сосуда помещаем по капле раствора марганцовокислого калия. Что вы наблюдаете?
Учащиеся: В стакане с горячей водой окрашивание воды происходит быстрее. Потому что молекулы движутся быстрее.
Учитель: Какой вывод о зависимости скорости протекания диффузии от температуры вещества можно сформулировать?
Учащиеся: С повышением температуры вещества скорость движения молекул увеличивается, а значит, и диффузия протекает быстрее.
Учитель: Запишите этот вывод в тетрадь.
Закрепление материала.
Учитель: Ребята в начале урока я говорила, что диффузия играет очень важную роль в процессах жизнедеятельности человека, растений и животных. Давайте решим несколько задач. Объясните следующие ситуации, используя полученные на уроке знания. Почему?
Огурцы засолятся быстрее, если их залить горячим рассолом.
Фрукты высыхают быстрее на солнце, чем в тени.
Мокрое разноцветное бельё, оставленное вместе, через некоторое время окрасилось.
Волосы при использовании фена высыхают тем быстрее, чем выше температура.
Кислород из лёгких проникает в кровь, а из крови – в ткани.
Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Через некоторое время равновесие нарушилось.
Подведение итогов.
Учитель:
С каким явлением мы сегодня познакомились?
Какие выводы записали в тетрадях?
Что интересного запомнилось вам на уроке?
Что оказалось для вас полезным?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание. п. 9, стр. 20-22
Экспериментальное задание: Явление диффузии можно наблюдать дома, имея крепко заваренный чай и два стакана с водой разной температуры.
Использованная литература:
В.А.Волков «Поурочные разработки по физике 7 класс». М. «Вако» 2004 г.
Л.В. Байбородова «Обучение физики в средней школе», «Владос»
2007 г.
А.В. Пёрышкин Физика 7 класс, «Дрофа» 2009 г.
Физика в школе №7 2005 г, №1 1983 г
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кудрявцева Татьяна Викторовна
→ Kudryavtseva 08.08.2011 4 4826 993 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.