Урок - игра по физике и математике "Брейн - ринг" для 9 класса



Автор: Косарева Тамара Дмитриевна

Место работы: МБОУ «Лицей №35» г. Нижнекамск

Должность: Учитель физики



















Урок – игра «Брейн – ринг»

ОПИСАНИЕ УРОКА

Сценарий внеклассного мероприятия.

Интерактивный урок – игра «Брейн - ринг» по физике и математике предназначен для учащихся 9 класса.

Урок способствует развитию наблюдательности, внимательности, творческому воображению, совершенствует мышление, воспитывает чувство коллективизма.



Брейн – ринг для 9 классов

Цели мероприятия:

  • Используя межпредметные связи, в увлекательной форме расширить знания, полученные на уроках;

  • Побудить к самостоятельному творческому мышлению, к дальнейшему совершенствованию своих знаний по физике и математике;

  • Развитие способностей и возможностей учащихся, развитие речи учащихся и познавательного интереса;

  • Воспитание устойчивого интереса к предмету, умение критически оценивать свой результат;

  • Закрепить навыки работы в группе, умение применять прием разделения труда и оказывать взаимопомощь.

Форма проведения: интеллектуальная игра – «Брейн-ринг».

Оборудование: портреты ученых, музыкальное сопровождение, плакаты с изречениями великих ученых, мультимедийный аппарат, песочные часы на 30 секунд, две погремушки, карточки с заданиями.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя.

Практика рождается из тесного соединения физики и математики.

Бэкон Ф

свет Солнца И снега лавины… Природа сложна!.. Но природа одна: Законы Природы – едины.

Добрый день уважаемы игроки, гости, болельщики. Сегодня мы вместе с вами будем считать, познавать, решать, утверждать на интеллектуальной игре «Брейн – ринг».

Девиз игры:”В путь с физикой, в суть с математикой”.

Правила игры:

Игра пройдет в несколько туров по олимпийской системе. Жеребьевка поможет определить, кто за кем будет играть. Команда набравшая в первом туре 3 очка – остается за игровым столом, проигравшая команда уступает место третьему участнику игры, по результатам второго тура, проигравшая команда уступает место четвертому участнику игры. Таким образом выигрывает команда которая последняя останется за игровым столом. Пред началом игры команды должны выбрать капитана. Капитан – личность неординарная, поэтому должен проявить себя не только как хороший ученик, но и находчивый и сообразительный человек. Капитан – начальник и старший тренер команды, он выбирает игрока, который будет отвечать за поставленный вопрос или отвечает сам. Время на обдумывание каждого вопроса 30 секунд. Отвечать можно только после сигнала «Время пошло». Команда, не дождавшаяся условного сигнала, лишается права на ответ и ход переходит к другой команде. О готовности ответить на вопрос капитан сигнализирует погремушкой. За каждый верный ответ команде засчитывается один балл. Команда быстрее набравшая три балла считается победившей в туре. Удачи и везения вам в этой увлекательной, познавательной игре.


I тур.

За игровые столы приглашаются команды, которым по жребию выпали номера 1 и 2. Представление команд – название девиз.

1) Вопрос первого тура связан с учеными математиками. Перед Вами портреты величайших звезд математики (Рене Декарт, Пифагор Самосский, Франсуа Виет). Ваша задача ответить, что придумали эти математики ?

Рене Декарт (1596-1650)


Декарт долго колебался в выборе состояния; иногда он склонялся к авторству, но – странное дело – оно оказалось ему неприличным благородству его семейства. Наконец независимость показалась ему высшим благом; он вступил в качестве волонтера в армию Морица Нассауского. Находясь в гарнизоне Бреды, в один день он подошёл к толпе, читавшей объявление на фламандском языке; в объявлении был вызов на решение одной геометрической задачи. В толпе находился профессор математики Бекман, который по просьбе Рене перевёл объявление. На другой день молодой волонтер явился к проыесору со своим решением задачи. Вот начало дружеской связи между Бекманом и Декаром.

Декарт учился медицине и хвалился что сделал такие успехи в этой науке, что может продлить свою жизнь на сто лет. Однако, откликнувшись на приглашение ко двору королевы Христины (Швеция), которая хотела, чтобы Декарт посещал её в пять часов утра для разговоров о предмете учёности, заболел воспаление в груди и умер в возрасте 53 лет. Климат недолго позволил исполнять ему эту трудную обязанность.

Декарту мы обязаны основанием аналитической геометрии и алгебры, он первым ввёл в математику знаки плюс и минус для обозначения положительных и отрицательных величин, обозначения степени х ² и знак ∞ для обозначения бесконечности большой величины. В физике Декарт открыл законы отражения и деформации волн и объяснил причины появления радуги. При этом он известен больше как великий философ, а не как математик.





Пифагор(ок. 570-500 до н.э.)

- основатель пифагорейской школы, предложившей свою модель математизированного плана строения вселенной. Величайшее достижение Пифагора в том, что он ввёл математику доказательство.


Родился Пифагор на острове Самос. Нет сведений о том каким он в детстве рос.


Плоды его трудов научных Касались многих областей.

Он был политик и философ Не чужд людских страстей.


Он греческий великий математик. И множество легенд о нём знал свет.

Пифагорейской школы основатель, Он о себе оставил в жизни след.


Познанье мира бесконечно И жажду знаний нам не утолить. Задачу их о квадратуре круга Пока никто не смог решить.



Он утверждал, что космос ограничен, Создал основы от теории числа, И предложил задачу непростую –

Задачу о «трисекции угла».


Он много путешествовал по свету,

Но не пришлось ему увидеть русский дуб.

Его вопрос всегда терзал планету:

А можно ли удвоить куб?

(Воронцова Т.В., г.Калуга)



Франсуа Виет (1540 – 1603)

Виет был по образованию и специальности юристом, он отличался любовью к точным наукам и способностями к математике. Будучи совсем молодым офицером, он путём математических рассуждений нашёл ключ к шифру, которым пользовался испанский король Филипп ӀӀ при переписке. Благодаря этому французы могли расшифровать все секретные испанские документы. Шифр состоял из 500 символов, и король Филипп ӀӀ был совершенно уверен, что никто в мире не сумеет расшифровать все секретные испанские документы Когда он узнал , что французы читают его переписку, обратился к римскому папе с жалобой на то, что французы прибегают к колдовству в борьбе с ним.


2) Задача на логику: Может ли дробь, в которой числитель меньше знаменателя, быть равной дроби, в которой числитель больше знаменателя? (Может, например,  )

3

1

) В скором времени нас ожидает ЕГЭ, поэтому третий вопрос первого тура, непосредственно связан с предстоящим тестированием по физике. В электрическую цепь включены четыре электрические лампы. Какие из них включены параллельно?

4


111

2


3





  1. Только лампы 2 и 3.

Б. Только лампы 1 и 4.

  1. Только лампы 1, 2 и 3.

Г. Параллельно включенных ламп нет.

Ответ А 2 и 3



Запасные задачи для 1 тура.

  1. Петр 1 издал указ: «Учить всех дворянских детей «цифири и геометрии», а тем, кто не усваивал этих премудростей он запрещал…» (жениться)

  2. Знаете ли вы, кому принадлежит самый долговечный учебник математики? (Эвклиду. Свою систему геометрии он создал 300 лет до нашей эры. Но выводы и теоремы Эвклида изучаются в школах и по сей день. «Что и требовалось доказать» - этими словами кончается каждое математическое рассуждение великого греческого математика в его учебнике).

  3. Отряд солдат подходит к реке, через которую необходимо переправиться. Но мост сломан, а река глубока. Как быть? Вдруг командир замечает двух мальчиков которые катаются на лодке недалеко от берега. Но лодка так мала, что на ней может переправиться только один солдат или только двое мальчиков – не больше! Однако все солдаты переправились через реку именно на этой лодке. Как это было сделано? (Дети переехали реку. Один из мальчиков остался на берегу, а другой пригнал лодку к солдатам и вылез. Тогда сел солдат и переправился на другой берег. Мальчик, оставшийся там, пригнал обратно лодку к солдатам и взял своего товарища, отвез на другой берег и сова доставил лодку обратно, после чего вылез, а в нее сел солдат и переправился. Таким образом – после каждых двух перегонов лодки через реку и обратно – переправлялся один солдат. Так повторялось столько раз, сколько было солдат.)

  4. При покупке стиральной машины стоимостью 6500р. покупатель предъявил вырезанную из газеты рекламу, дающую право на 5% скидку. Сколько он заплатил за машину? (6500 – 6500 . 5% = 6175)

  5. Как называется единица измерения силы тока? (Ампер)

II тур.

За игровой стол приглашается команда, которой по жребию выпал номер 3. Представление команды – название и девиз.

  1. 15 март 1696 года он получил официальное извещение о назначении его хранителем монетного двора. В 1705 году королева Анна возвела его в рыцарское достоинство. В королевском обществе он пользовался огромным авторитетом. Кто это был? (И.Ньютон)

  2. Имеются два бруска льда одинаковой массы, взятых в разных температурах, равных соответственно 0о С и -25о С. У какого бруска самый больший объем?



  1. Известно, что a и b – положительные числа и a > b. Сравните 1/a и 1/b. (Если a > b, то 1/a < 1/b.)



Запасные задачи для II тура.

  1. Назовите любимую фразу Евклида, которую вы часто произносите на уроках геометрии. (что и требовалось доказать)

  2. Какой цвет получится, если сложить все цвета? (Белый. Это наглядно доказал в 1666г Исаак Ньютон, направив тонкий пучок солнечного света на стеклянную призму.)

  3. Три в квадрате равно девяти, четыре в квадрате равно шестнадцати. А чему равен угол в квадрате? (90)

  4. Масса Луны равна 7,35 . 1022 кг. Выразите массу Луны в миллионах тонн. (1 млн. т = 109 кг. 7,35 . 1022 кг = 7,35 . 1022 : 109 кг = 7,35 . 1013 млн.т)

  5. Космонавт, перемещаясь по кабине космического корабля, сделал неосторожное движение и стукнулся о предмет. Испытает ли он боль?



III тур.

За игровой стол приглашается команда, которой по жребию выпал номер 4. Представление команды – название и девиз.

  1. Кто из математиков (С.В.Ковалевская, Н.И.Лобачевский, А.Н.Колмогорев, И.Р.Петровский) учился и преподавал в Казанском университете? (Н.И. Лобачевский.С 14 лет жизни Н.И.Лобачевского связана с Казанским Университетом. С1814 г он преподает в университете, с 1827г ректор университета).

  2. Записать четыре тремя пятёрками.  

  3. На рисунке представлены сечения трех стеклянных линз. Какие из них являются рассеивающими.





1\\\

3\\\

2\\\





А)Только 1

Б)Только 2

В)Только 3

Г)1,2,3

Запасные задачи III тура.



  1. В III веке до нашей эры древнегреческий учённый написал книгу под названием «Начала». В ней он подытожил накопленные к тому времени геометрические знания и попытался дать закономерное аксиоматическое изложение этой науки. Написана она была настолько хорошо, что в течении двух тысячелетий преподавание геометрии велось либо по переводам, либо по незначительным переработкам этой книги. До наших времен дошли сведения, что учёный работал в Александрии, столице царя Поломея I, начинавшей превращаться в один из центров научной жизни. Он был последователем Платона и преподавал, вероятно, четыре науки: арифметику, геометрию, теорию гармонии и Астрономию. (Евклид. III в. до н.э.)

  2. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (без дроби)

  3. Какая из прямых пересекает график функции   в двух точках?

  1. у = - 3х 2) у = 2х 3) у = - 5 4) х = 4

(2) у =2х)

4) Плата за коммунальные услуги составляют 800 р. Сколько придётся платить за коммунальные услуги после их подорожания на 6 %? (800+800*6%=848 руб)

5) Каким способом осуществляется передача энергии от Солнца к Земле?

А. Теплопроводностью

Б. Излучением

В. Конвекцией

Г. Работой.



VI. Подведение итогов конкурса, Награждение победителей.

В нашей игре выявился безусловный победитель, которого, мы награждаем грамотой.





Источники материалов.

  1. Издательство «Учитель». « Нетрадиционные уроки». Автор – составитель С.В. Боборова. Волгоград 2005 г. 10 класс.



  1. Издательство «Учитель». « Нетрадиционные уроки». Автор – составитель С.В. Боборова. Волгоград: Учитель, 2003г. 7-9 классы.



  1. Уроки математики с применением информационных технологий. 5-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением (Л.И. Горохова и др.- М.: Издательство «Глобус». 2009. – 266с.) – (Современная школа).









Автор: Косарева Тамара Дмитриевна

Место работы: МБОУ «Лицей №35» г. Нижнекамск

Должность: Учитель физики




Полный текст материала Урок - игра по физике и математике "Брейн - ринг" для 9 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Косарева Тамара Дмитриевна  ТамараДмитриевна
01.12.2011 1 8643 1585

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК