Конспект урока с презентацией "Решение задач по теме "Статика"; 10 класс


Конспект урока с презентацией 10 класс.

Автор Никулина Оксана Ивановна.

Место работы МОУ «Галёнковская средняя общеобразовательная школа Октябрьского района»

Должность: учитель физики

Источники материалов:

  1. Физика. Справочные материалы / О.Ф. Кабардин. – М. : Просвещение, 1991.

  2. www.wallpaperworld.com

  3. http://igrudom.ru/

  4. http://www.teoretmeh.ru/statika2.htm

  5. http://www.physics.ru/courses/op25part1/content/chapter1/section/paragraph14/theory.htmlhttp://class-fizika.narod.ru/van19.htm

  6. Учебник Физика 10 класс Буховцев Б.Б., Мякишев Г.Я., М.:Просвещение, 2009.


Решение задач по теме: «Статика». (Слайд 1)

Эпиграф к уроку: «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле».

Аристотель. (Слайд 2)

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Статика»;

  2. Вспомнить условия равновесия тел;

  3. Углубить знания учащихся по данной теме;

  4. Показать значимость данной темы в повседневной жизни.

Задачи:

  1. Образовательная:

  • Систематизировать знания по теме «Статика»;

  • Продолжать формировать умения синтезировать и обобщать знания;

  • Применять полученные знания на уроках физики при решении задач, а также в повседневной жизни.

  1. Развивающая:

  • Развивать интерес к решению задач по статике, через взаимосвязь физики с математикой;

  • Развивать способности учащихся анализировать различные ситуации на наличие или отсутствие поступательного и вращательного движения;

  • Продолжить формирование общих интеллектуальных умений, обращая внимание на выражение мыслей;

  • Формирование умений работать с дополнительной литературой и физическими приборами.

  1. Воспитывающая:

  • Формирование интереса к предмету;

  • Развитие познавательной активности, любознательности;

  • Воспитание аккуратности, целеустремлённости;

  • Формирование трудовых и учебных навыков;

  • Воспитание уважительного отношения к товарищам;

  • Умение работать в группах.

Оборудование: компьютер с проектором, неваляшка, таблица, раздаточный материал, набор брусков, динамометр, измерительная лента, деревянные линейки, презентация.

Ход урока.

Учащиеся вместе с учителем формируют цели и задачи урока. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся показать значимость данной темы в повседневной жизни. В течение урока вы будете анализировать различные ситуации. Продемонстрируете свои умения обобщать и делать выводы на основе эксперимента. (Слайд 3)

  1. Фронтальный опрос. (Слайд 4).

  1. Какой раздел в механике называется статикой?

  2. Что такое абсолютно твёрдое тело?

  3. Что такое плечо силы?

  4. Дано твердое тело, которое может вращаться относительно неподвижной точки О. В точке А к нему приложена сила F. Определите плечо силы F относительно точки О.

  5. Что называется моментом силы?

  6. При каких условиях момент силы берётся со знаком + ,-?

  7. Первое условие равновесия твёрдого тела

  8. Второе условие равновесия твёрдого тела.

  9. Что такое r ?

Центром тяжести каждого тела является некоторая расположенная внутри его точка – такая, что если за неё мысленно подвесить тело, то оно остаётся в покое и сохраняет первоначальное положение. (Слайд 6).

У каждого предмета есть центр тяжести. Изучение этого свойства тел необходимо для понимания понятия равновесия тел, при решении конструкторских задач, расчёте устойчивости сооружений. В своём труде «О равновесии плоских тел» Архимед употреблял понятие центра тяжести. Прошло 17 веков, и Леонардо да Винчи сумел найти центр тяжести тетраэдра.

«Люди, как известно, твари прямоходящие, а посему их центр масс при стоянии занимает наивысшее положение». Центр тяжести человека расположен в нижней части живота, т.к. вес ног составляет около половины веса тела. Устойчивость тела зависит от положения центра тяжести и от величины площади опоры: чем ниже центр тяжести и больше площадь опоры, тем тело устойчивее. (Слайд 7). Посмотрите на примеры и мысленно проведите вертикаль через центр тяжести человека к плоскости, на которую он опирается. Лежит ли проекция центра тяжести в пощади опоры человека? Стоя или при ходьбе проекция центра тяжести лежит в площади , ограниченной опорой и равновесие сохраняется без труда. (Слайд 8). Увеличение площади опоры за счёт дополнительной опоры (одной или двух палок) помогает сохранить устойчивость и равновесие. При падении центр тяжести находится в стороне от точек опоры. В результате человек теряет равновесие и падает.

Большинство тел покоятся на опорах.

Задание:(Слайд 9).

1 ряд: попробуйте встать со стула, не наклоняясь вперед;

2 ряд: попробуйте встать со стула, наклоняясь вперед,

3 ряд: попробуйте встать со стула, широко расставив ноги.

Сделайте соответствующие выводы.

Учащиеся делают вывод (Слайд 10).

Возьмём призму на шарнирах с отвесом в центре тяжести её.












Пока стоит. Ещё держится! Ой, падает!

Равновесие остается устойчивым , пока линия отвеса проходит через площадь опоры.

А теперь обратимся к областям нашей жизни, где нам необходимо учитывать положение центра тяжести тела. При различных видах спорта, в цирке, при строительстве различных сооружений: зданий, мостов, башен и т.д. цирковые артисты, например, при ходьбе по канату сохраняют равновесие, изменяя положение своего центра тяжести. Одним из примеров изменения положения центра тяжести является неваляшка. (Слайд 11). Сообщение учащихся (на 3 мин) о неваляшках.

Экспериментальное задание.

Оборудование: картонные окружности, квадраты, тела неправильной формы.

Задание: определите экспериментально центр тяжести данных тел.

  1. Ряд- квадрата.

  2. Ряд-круга.

  3. Ряд-тела неправильной формы.

Один ученик с каждого ряда даёт анализ решения экспериментального задания.

Решение экспериментальных задач. (Слайд 12).

Оборудование: линейка, деревянные бруски, динамометр, спичечные коробки с отвесами.

Задание 1 ряду: С помощью кубика определите вес линейки. Результат проверить экспериментально.

Решение: линейку помещают на стол, на конец линейки кладут брусок и уравновешивают ее. Второе условие равновесия ΣМi=0, F2·АО - F1·ОВ=0; вес линейки F2= F1 ВО/АО.

Задание 2 ряду: Имея три бруска, определите наибольшие длины выступающих частей брусков, при которых бруски ещё будут находиться в равновесии без скрепления. (рис)







Решение: т.к бруски однородны, то точка приложения силы тяжести каждого из брусков будет лежать посредине его длины. Следовательно, первый верхний брусок ещё будет в равновесии по отношению ко второму бруску, когда центр тяжести его будет расположен на продолжении линии среза второго бруска. Следовательно, наибольшая длина свободного конца первого бруска будет L/2. Центр тяжести первого и второго бруска, взятых вместе будет расположен от края второго бруска на расстоянии L/4.

Задание 3 ряду: Деревянную линейку установите под углом к горизонту и поставьте на неё спичечный коробок, снабжённый отвесом, как показано на рис. Увеличьте угол наклона. При каком условии коробок опрокинется. Записать условие равновесия коробка.



Решение: на коробок действует сила тяжести и сила реакции опоры. Коробок будет в равновесии, если ΣМi=0, т.е. F· L1 - N· L2 =0. Пока отвес не выходит за площадь опоры, коробок не опрокидывается.

Совместное решение экспериментальных задач.

  1. О пределите силу, приложенную к правому концу рычага, и силу давления опоры, если вес одного груза 1Н, а вес линейки 2,5 Н. (Собрать установку и проверить правильность полученных результатов решения задачи). F6 (Слайды 13,14).

0,3 0,2 0,1 0 0,1 0,2 0,3

F7







?





F1

F2 F3 F4

F5

Решение: Первое правило равновесия твёрдого тела: если твёрдое тело находится в равновесии то геометрическая сумма внешних сил, приложенных к телу равна 0. Второе правило: сумма моментов всех внешних сил, действующих на твёрдое тело относительно любой оси равна 0. ΣМi=0, ΣF=0. Запишем со знаком (+) все моменты сил вращающих рычаг по часовой стрелки относительно точки О, а затем момент сил вращающий рычаг против часовой стрелки со знаком (-). F3 L3 +F4 L4+F5 L5-F1 L1-F2 L2-F6 L6=0

2Н·0,1 м+2Н·0,15м+3Н·0,2м-1Н·0,2м-3Н·0,1м=F6 L6

0,2Н м+0,3Н м+0,6Н м-0,2Н м-0,3Н м=F6 0,3м; F6=2Н.

Сняв экран, убеждаемся в правильности полученного ответа.

ΣF=0, F7 +F6- F1F2F3- F4- F5 =0; F7 =-F6 +F1 +F2 +F3 +F4 +F5+ Р F7 = 11,5Н.


  1. В гладком цилиндрическом стакане лежит стержень массой 0,1 кг. Определите силы реакции опор, если угол между стержнем и дном стакана равен 450. Длина стержня L. (Слайд 15,16).

N1 -? N2 -?

Рис слайд 16.

α=450

L На стержень со стороны стакана действуют три неизвестные силы: N1 ,N2 ,N3.

Уравнение равновесия: ΣМА=0, ΣF=0; ΣFх=0, ΣFу=0.

m= 0,1 кг ОХ: N1 -N3=0; ОУ: N2-mg=0 N2=mg

Момент сил проецируем на направления перпендикулярные радиусам-векторам

mgL/2cosα - N1Lsinα=0, N2=mg=1Н

N1= mgL/2cosα/ Lsinα=0,5Н.


  1. Тележка массой m = 350 г имеет расстояние между осями колёс

х = 15 см и длину l = 20 см. Какой минимальной силой можно приподнять тележку за один конец? (Слайд 17,18).


  1. Два человека одинаково роста держат за концы в горизонтальном положении трубу длинной l = 2 м и массой m1 = 10 кг. На расстоянии d = 0,5 м от первого человека к трубе подвешен груз m2 = 100 кг. Определите силы, с которыми труба давит на плечи первого и второго человека. (Слайд 19,20)


Итог урока. Рефлексия учащихся.

Д/з (Слайд 21)

Слайд 1
МОУ «Галёнковская средняя общеобразовательная школа Октябрьского района» Приморского края Учитель физики Никулина О.И. Решение задач по теме: «Статика». 10 класс.
Слайд 2
Эпиграф к уроку. «Ум заключается не только в Знании, но и в умении применять знания на деле». Аристотель.
Слайд 3
Цели и задачи нашего урока: 1. Применить теоретические знания данной темы, в повседневной жизни, при решении экспериментальных и расчётных задач разного уровня сложности (уровень А,В,С). 2. Продолжить формировать умения обобщать и делать выводы на основе эксперимента.
Слайд 4
1. Фронтальный опрос. Какой раздел в механике называется статикой? 2. Что называется абсолютно твёрдым телом? 3. Что называется плечом силы? 4. На рисунке показано твёрдое тело, которое может вращаться, относительно неподвижной точки О. В точке А к телу приложена сила F. Определите плечо силы F относительно точки О.
Слайд 5
Фронтальный опрос 5. Что называется моментом силы? 6. Определите по рисунку момент силы F относительно точки О. 7. Как читается и записывается первое условие равновесия твёрдого тела? 8. Как читается и записывается второе условие равновесия твёрдого тела? 9. Что такое r ?
Слайд 6
Центр тяжести Центром тяжести каждого тела является некоторая расположенная внутри него точка такая, что если за неё мысленно подвесить тело, то оно остается в покое и сохраняет первоначальное положение». ( Архимед) Экспериментальное задание: 1 ряд. Определите центр тяжести картонного прямоугольника. 2 ряд. Определите центр тяжести картонного тела неправильной формы. 3 ряд. Определите центр тяжести картонного кольца.
Слайд 7
Вывод.  Центр тяжести тела может находиться на теле и вне тела Бублик.
Слайд 8
Человек и равновесие. Человек – это "тело на опоре". Центр тяжести человека расположен в нижней части живота, т.к. вес ног составляет около половины веса тела.
Слайд 9
Примеры равновесия человека Посмотрите на примеры и мысленно проведите вертикаль через центр тяжести человека к плоскости, на которую он опирается. Лежит ли проекция центра тяжести в площади опоры человека?
Слайд 10
Экспериментальное задание. 1 ряд: попробуйте встать со стула не наклоняясь вперед; 2 ряд: попробуйте встать со стула наклоняясь вперед, 3 ряд: попробуйте встать со стула широко расставив ноги. Сделайте соответствующие выводы.
Слайд 11
Вывод. Для того чтобы встать со стула необходимо, чтобы отвесная линия пересекала площадь опоры человека.
Слайд 12
Устройство и принцип действия неваляшки У неваляшки внутреннее устройство таково, что создает смещенный вниз центр тяжести.
Слайд 13
Экспериментальные задачи. 1 ряд. С помощью кубика определите вес линейки. Результат проверить экспериментально. (Оборудование: линейка, кубик, динамометр). 2 ряд. Имея три бруска, определите наибольшие длины выступающих частей брусков, при которых бруски ещё будут находиться в равновесии без скрепления. (рис) 3 ряд. Деревянную линейку установите под углом к горизонту и поставьте на неё спичечный коробок, снабжённый отвесом, как показано на рис. Увеличьте угол наклона. При каком условии коробок опрокинется. Записать условие равновесия коробка.
Слайд 14
Экспериментальная задача №1. Определите силу приложенную к Определите силу приложенную к правому правомуконцу концурычага, рычага,иисилу силу давления давленияопоры, опоры,если есливес весодного одного груза груза11Н, Н,аавес веслинейки линейки2,5 2,5НН 30 20 10 0 10 20 30
Слайд 15
       20 20 10 10 FF77 0 0 10 10 20 20 РР    F1 F1 FF22 FF33 FF44 FF55 FF66 30 30
Слайд 16
Задача № 2. В гладком цилиндрическом стакане лежит стержень массой m = 0,1 кг. Определите силы реакции опор, если угол между стержнем и дном стакана равен α = 450. Длина стержня L .
Слайд 17
Рисунок к задаче. YY N N11 N N22 N N33 mg mg А X X
Слайд 18
 Задача № 3. Тележка массой m = 350 г имеет расстояние между осями колёс х = 15 см и длину l = 20 см. Какой минимальной силой можно приподнять тележку за один конец?
Слайд 19
Пояснительный рисунок к задаче. 90° 90° оо mg mg FF
Слайд 20
Задача №4 Два человека одинаково роста держат за концы в горизонтальном положении трубу длинной l = 2 м и массой m1 = 10 кг. На расстоянии d = 0,5 м от первого человека к трубе подвешен груз m2 = 100 кг. Определите силы, с которыми труба давит на плечи первого и второго человека.
Слайд 21
Рисунок .
Слайд 22
Домашнее задание. А. Выполнить разноуровневый тест. В. Изготовьте проект по данной теме ( модель неваляшки, перевертыш и т.д.)

Полный текст материала Конспект урока с презентацией "Решение задач по теме "Статика"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Никулина О.И., Самойлова Л.И.  ксенья2012
07.01.2012 2 16740 2544

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК