Слайд 1
МОУ «Галёнковская средняя общеобразовательная школа
Октябрьского района» Приморского края
Учитель физики Никулина О.И.
Решение задач
по теме:
«Статика». 10
класс.
Конспект урока с презентацией 10 класс.
Автор Никулина Оксана Ивановна.
Место работы МОУ «Галёнковская средняя общеобразовательная школа Октябрьского района»
Должность: учитель физики
Источники материалов:
Физика. Справочные материалы / О.Ф. Кабардин. – М. : Просвещение, 1991.
http://www.teoretmeh.ru/statika2.htm
Учебник Физика 10 класс Буховцев Б.Б., Мякишев Г.Я., М.:Просвещение, 2009.
Решение задач по теме: «Статика». (Слайд 1)
Эпиграф к уроку: «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле».
Аристотель. (Слайд 2)
Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Статика»;
Вспомнить условия равновесия тел;
Углубить знания учащихся по данной теме;
Показать значимость данной темы в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательная:
Систематизировать знания по теме «Статика»;
Продолжать формировать умения синтезировать и обобщать знания;
Применять полученные знания на уроках физики при решении задач, а также в повседневной жизни.
Развивающая:
Развивать интерес к решению задач по статике, через взаимосвязь физики с математикой;
Развивать способности учащихся анализировать различные ситуации на наличие или отсутствие поступательного и вращательного движения;
Продолжить формирование общих интеллектуальных умений, обращая внимание на выражение мыслей;
Формирование умений работать с дополнительной литературой и физическими приборами.
Воспитывающая:
Формирование интереса к предмету;
Развитие познавательной активности, любознательности;
Воспитание аккуратности, целеустремлённости;
Формирование трудовых и учебных навыков;
Воспитание уважительного отношения к товарищам;
Умение работать в группах.
Оборудование: компьютер с проектором, неваляшка, таблица, раздаточный материал, набор брусков, динамометр, измерительная лента, деревянные линейки, презентация.
Ход урока.
Учащиеся вместе с учителем формируют цели и задачи урока. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся показать значимость данной темы в повседневной жизни. В течение урока вы будете анализировать различные ситуации. Продемонстрируете свои умения обобщать и делать выводы на основе эксперимента. (Слайд 3)
Фронтальный опрос. (Слайд 4).
Какой раздел в механике называется статикой?
Что такое абсолютно твёрдое тело?
Что такое плечо силы?
Дано твердое тело, которое может вращаться относительно неподвижной точки О. В точке А к нему приложена сила F. Определите плечо силы F относительно точки О.
Что называется моментом силы?
При каких условиях момент силы берётся со знаком + ,-?
Первое условие равновесия твёрдого тела
Второе условие равновесия твёрдого тела.
Что такое r ?
Центром тяжести каждого тела является некоторая расположенная внутри его точка – такая, что если за неё мысленно подвесить тело, то оно остаётся в покое и сохраняет первоначальное положение. (Слайд 6).
У каждого предмета есть центр тяжести. Изучение этого свойства тел необходимо для понимания понятия равновесия тел, при решении конструкторских задач, расчёте устойчивости сооружений. В своём труде «О равновесии плоских тел» Архимед употреблял понятие центра тяжести. Прошло 17 веков, и Леонардо да Винчи сумел найти центр тяжести тетраэдра.
«Люди, как известно, твари прямоходящие, а посему их центр масс при стоянии занимает наивысшее положение». Центр тяжести человека расположен в нижней части живота, т.к. вес ног составляет около половины веса тела. Устойчивость тела зависит от положения центра тяжести и от величины площади опоры: чем ниже центр тяжести и больше площадь опоры, тем тело устойчивее. (Слайд 7). Посмотрите на примеры и мысленно проведите вертикаль через центр тяжести человека к плоскости, на которую он опирается. Лежит ли проекция центра тяжести в пощади опоры человека? Стоя или при ходьбе проекция центра тяжести лежит в площади , ограниченной опорой и равновесие сохраняется без труда. (Слайд 8). Увеличение площади опоры за счёт дополнительной опоры (одной или двух палок) помогает сохранить устойчивость и равновесие. При падении центр тяжести находится в стороне от точек опоры. В результате человек теряет равновесие и падает.
Большинство тел покоятся на опорах.
Задание:(Слайд 9).
1 ряд: попробуйте встать со стула, не наклоняясь вперед;
2 ряд: попробуйте встать со стула, наклоняясь вперед,
3 ряд: попробуйте встать со стула, широко расставив ноги.
Сделайте соответствующие выводы.
Учащиеся делают вывод (Слайд 10).
Возьмём призму на шарнирах с отвесом в центре тяжести её.
Пока стоит. Ещё держится! Ой, падает!
Равновесие остается устойчивым , пока линия отвеса проходит через площадь опоры.
А теперь обратимся к областям нашей жизни, где нам необходимо учитывать положение центра тяжести тела. При различных видах спорта, в цирке, при строительстве различных сооружений: зданий, мостов, башен и т.д. цирковые артисты, например, при ходьбе по канату сохраняют равновесие, изменяя положение своего центра тяжести. Одним из примеров изменения положения центра тяжести является неваляшка. (Слайд 11). Сообщение учащихся (на 3 мин) о неваляшках.
Оборудование: картонные окружности, квадраты, тела неправильной формы.
Задание: определите экспериментально центр тяжести данных тел.
Ряд- квадрата.
Ряд-круга.
Ряд-тела неправильной формы.
Один ученик с каждого ряда даёт анализ решения экспериментального задания.
Решение экспериментальных задач. (Слайд 12).
Оборудование: линейка, деревянные бруски, динамометр, спичечные коробки с отвесами.
Задание 1 ряду: С помощью кубика определите вес линейки. Результат проверить экспериментально.
Решение: линейку помещают на стол, на конец линейки кладут брусок и уравновешивают ее. Второе условие равновесия ΣМi=0, F2·АО - F1·ОВ=0; вес линейки F2= F1 ВО/АО.
Задание 2 ряду: Имея три бруска, определите наибольшие длины выступающих частей брусков, при которых бруски ещё будут находиться в равновесии без скрепления. (рис)
Решение: т.к бруски однородны, то точка приложения силы тяжести каждого из брусков будет лежать посредине его длины. Следовательно, первый верхний брусок ещё будет в равновесии по отношению ко второму бруску, когда центр тяжести его будет расположен на продолжении линии среза второго бруска. Следовательно, наибольшая длина свободного конца первого бруска будет L/2. Центр тяжести первого и второго бруска, взятых вместе будет расположен от края второго бруска на расстоянии L/4.
Задание 3 ряду: Деревянную линейку установите под углом к горизонту и поставьте на неё спичечный коробок, снабжённый отвесом, как показано на рис. Увеличьте угол наклона. При каком условии коробок опрокинется. Записать условие равновесия коробка.
Решение: на коробок действует сила тяжести и сила реакции опоры. Коробок будет в равновесии, если ΣМi=0, т.е. F· L1 - N· L2 =0. Пока отвес не выходит за площадь опоры, коробок не опрокидывается.
Совместное решение экспериментальных задач.
О пределите силу, приложенную к правому концу рычага, и силу давления опоры, если вес одного груза 1Н, а вес линейки 2,5 Н. (Собрать установку и проверить правильность полученных результатов решения задачи). F6 (Слайды 13,14).
0,3 0,2 0,1 0 0,1 0,2 0,3
?
F2 F3 F4
F5
Решение: Первое правило равновесия твёрдого тела: если твёрдое тело находится в равновесии то геометрическая сумма внешних сил, приложенных к телу равна 0. Второе правило: сумма моментов всех внешних сил, действующих на твёрдое тело относительно любой оси равна 0. ΣМi=0, ΣF=0. Запишем со знаком (+) все моменты сил вращающих рычаг по часовой стрелки относительно точки О, а затем момент сил вращающий рычаг против часовой стрелки со знаком (-). F3 L3 +F4 L4+F5 L5-F1 L1-F2 L2-F6 L6=0
2Н·0,1 м+2Н·0,15м+3Н·0,2м-1Н·0,2м-3Н·0,1м=F6 L6
0,2Н м+0,3Н м+0,6Н м-0,2Н м-0,3Н м=F6 0,3м; F6=2Н.
Сняв экран, убеждаемся в правильности полученного ответа.
ΣF=0, F7 +F6- F1 –F2 –F3- F4- F5 =0; F7 =-F6 +F1 +F2 +F3 +F4 +F5+ Р F7 = 11,5Н.
В гладком цилиндрическом стакане лежит стержень массой 0,1 кг. Определите силы реакции опор, если угол между стержнем и дном стакана равен 450. Длина стержня L. (Слайд 15,16).
N1 -? N2 -?
Рис слайд 16.
α=450
L На стержень со стороны стакана действуют три неизвестные силы: N1 ,N2 ,N3.
Уравнение равновесия: ΣМА=0, ΣF=0; ΣFх=0, ΣFу=0.
m= 0,1 кг ОХ: N1 -N3=0; ОУ: N2-mg=0 N2=mg
Момент сил проецируем на направления перпендикулярные радиусам-векторам
mgL/2cosα - N1Lsinα=0, N2=mg=1Н
N1= mgL/2cosα/ Lsinα=0,5Н.
Тележка массой m = 350 г имеет расстояние между осями колёс
х = 15 см и длину l = 20 см. Какой минимальной силой можно приподнять тележку за один конец? (Слайд 17,18).
Два человека одинаково роста держат за концы в горизонтальном положении трубу длинной l = 2 м и массой m1 = 10 кг. На расстоянии d = 0,5 м от первого человека к трубе подвешен груз m2 = 100 кг. Определите силы, с которыми труба давит на плечи первого и второго человека. (Слайд 19,20)
Итог урока. Рефлексия учащихся.
Д/з (Слайд 21)
Автор: Никулина О.И., Самойлова Л.И.
→ ксенья2012 07.01.2012 2 16704 2544 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.