Карточка "Строение лампы накаливания. Нагревательные приборы. Предохранители" 8 класс
Рапоткина Наталья Николаевна
Учитель физики
МОБУ «Основная общеобразовательная школа № 3» г. Оренбурга
Карточка по теме: «Строение и принцип работы электрической лампы. Электронагревательные приборы. Предохранители»
Краткая аннотация
Карточка рассчитана на учащихся 8 класса, обучающихся по программе Перышкина А. В. Материал подобран с учетом темы «Строение и принцип работы электрической лампы. Электронагревательные приборы. Предохранители». Вопросы и задания развивают у учащихся познавательную деятельность и нацелены на работу с текстовым материалом учебника. В карточке можно описывать строение электрической лампы и предохранителя, карточку можно вклеить в тетрадь, и учащийся работает индивидуально, а можно организовать работу в группах или парах.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«основная ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИКА»
Оренбург 2013-2014
Рабочая программа дисциплины «Физика» / сост.
Н.Н.Рапоткина – Оренбург: МОБУ «ООШ № 3» , 2013. - 15с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины в 7 классе основной школы.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012г. и зарегистрирован в Минюсте России «07» июня 2012г.
Составитель ___________________ Н.Н. Рапоткина
|
Рапоткина Н.Н., 2013 |
|
МОБУ «ООШ № 3», 2013 |
Содержание
1 |
Пояснительная записка |
с. 4 |
1.1 |
Цели изучения физики в средней (полной) школе………………………………………………..... ………………………………………. |
4 |
1.2 |
Место дисциплины в учебном плане.......…………………………….............................. |
4 |
1.3 |
Требования к результатам освоения содержания дисциплины....................................... |
4 |
2 |
Содержание и структура дисциплины ....………………………….................................. |
7 |
2.1 |
Содержание разделов дисциплины..................................................................................... |
7 |
2.2 |
Структура дисциплины........................................................................................................ |
10 |
2.3 2.4 |
Лабораторные работы………………………………………………………....................... Тематическое планирование………………………………………………………………. |
10 12 |
3 |
Образовательные технологии.............................................................................................. |
|
3.1 |
Интерактивные образовательные технологии, используемые в учебных занятиях…. |
|
4 4.1 4.2 |
Оценочные средства для текущего и итогового контроля успеваемости……………… Текущий контроль………………………………………………………………………… Итоговый контроль……………………………………………………………………….. |
|
5 |
Учебно-методическое обеспечение дисциплины ......................………………………… |
|
5.1 |
Основная литература…………………………………………………………..................... |
|
5.2 |
Дополнительная литература…………………………………………………..................... |
|
5.3 |
Периодические издания.....……………………………………….…………...................... |
|
5.4 |
Интернет-ресурсы.................................................................................................................. |
|
5.5 |
Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ...................................................................…………………………………..... |
|
6 |
Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………...................... |
|
7 |
Примерная программа внеурочной деятельности………………………………….. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Пояснительная записка
1.1 Цели изучения физики в средней (полной) школе
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных дисциплин, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Целями изучения физики в средней (полной) школе являются:
на ценностном уровне: формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, личностную значимость физического знания независимо от его профессиональной деятельности, а также ценность: научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
на метапредметном уровне: овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к эффективному решению различного рода жизненных задач;
на предметном уровне: овладение учащимися системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об освоенных физических законах и о способах их использования в практической жизни; освоение основных физических теорий, позволяющих описать явления в природе, и пределов применимости этих теорий для решения современных и перспективных технологических задач; формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в структуре естественнонаучного знания и культуры в целом, в создании современной научной картины мира; формирование умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания; понимание структурно-генетических оснований дисциплины.
1.2 Место дисциплины в учебном плане
Базисный учебный план на этапе основного общего образования выделяет 210 учебных часов обязательного изучения курса «Физика», из которых 189 ч. составляет инвариативная часть. Оставшиеся 21ч. авторы рабочих программ могут использовать в качестве резерва времени.
Тематическое планирование для обучения в 7 классе из расчета 2 учебных часа в неделю (общий уровень).
1.3 Требования к результатам освоения дисциплины
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности, научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.
мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.
Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД). К ним относятся:1) личностные; 2) регулятивные, включающие также действия саморегуляции; 3) познавательные, включающие логические, знаково-символические; 4) коммуникативные.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.
Общеучебные УУД включают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).
Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
знать и понимать смысл физических понятий, физических величин и физических законов;
описывать и объяснять физические явления;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений;
решать задачи на применение физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации в предметной области «Физика»;
использовать физические знания в практической деятельности и повседневной жизни.
2. Содержание и структура дисциплины
2.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела |
Наименование
|
Содержание раздела |
Форма
текущего |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Введение |
Физика – наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерение физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника. |
устный опрос; письменные задания; лабораторная работа; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание |
2 |
Первоначальные сведения о строении вещества. |
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых тела. Агрегатное состояние вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Взаимодействие частиц вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетического представления. |
устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание |
3 |
Взаимодействие тел. |
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. График зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Сила тяжести на других планетах. Равнодействующая двух сил. Сила трение. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. |
устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание
|
4 |
Давление твердых тел, газов, жидкостей. |
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание. |
устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание
|
5 |
Работа и мощность. Энергия. |
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия. |
устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание |
2.2 Структура дисциплины
Полугодие |
Примерные сроки |
Содержание программы |
Количество часов |
Количество лабораторных работ |
Количество контрольных работ |
1 |
|
Введение Первоначальное сведение о строение вещества Взаимодействие тел |
4
6 23 |
1
1 5 |
2 |
2 |
|
Давление твердых тел, жидкостей и газов Работа и мощность. Энергия Резерв учителя |
21 16
|
2 2
|
3 1 |
Итого |
01.09. 13 – 30.05.14 |
|
70 |
11 |
6 |
2.3 Лабораторные работы
№ ЛР |
№ раздела |
Наименование лабораторных работ |
Кол-во часов |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
1 |
«Определение цены деления шкалы измерительного прибора» |
1 |
2 |
2 |
«Измерение размеров малых тел» |
1 |
3 |
3 |
Измерение массы тела на рычажных весах». |
1 |
4 |
3 |
«Измерение объёма тела». |
1 |
5 |
3 |
«Определение плотности вещества твёрдого тела». |
1 |
6 |
3 |
«Градуирование пружины и измерение сил динамометром». |
1 |
7 |
3 |
«Измерение силы трения с помощью динамометра». |
1 |
8 |
4 |
«Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». |
1 |
9 |
4 |
«Выяснение условий плавания тела в жидкости». |
1 |
10 |
5 |
«Выяснение условия равновесия рычага». |
1 |
11 |
5 |
«Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости». |
1 |
3 Образовательные технологии
3.1 Интерактивные технологии, используемые в учебных занятиях
проблемное обучение (проблемные лекции, проблемные семинары);
проектное обучение;
мозговой штурм (письменный мозговой штурм, индивидуальный мозговой штурм);
технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
технология обучения смысловому чтению учебных естественнонаучных текстов;
технология проведения дискуссий;
технология «Дебаты»;
тренинговые технологии (когнитивные тренинги);
технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
4 Оценочные средства для текущего и итогового контроля успеваемости
4.1 Текущий контроль
1.Задание: Дополните денотатный граф учебного текста и составьте по нему устный (письменный) рассказ.
Задание 2. Составьте тематический конспект темы «Строение вещества», используя информацию из нескольких источников, включая научно-популярные.
Задание 4. Выпишите ключевые опоры из текста §18 и составьте письменный рассказ по теме «Инерция, инертность» с использованием выделенных ключевых опор.
Задание 5. Выпишите новые понятия из учебного текста и определите их значение из контекста. Сравните Ваши значения выделенных понятий со значениями, приведенными в физическом энциклопедическом словаре.
Задание 6. Запишите «облако мыслей» на тему «Условия плавания тел в жидкости».
Задание7. Дополните денотатный граф учебного текста и составьте по нему устный (письменный) рассказ.
Задание 8. Тренировочные задания с качественными, расчетными, экспериментальными и графическими заданиями (Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие. – с. 5-32).
Задание 9. Тесты для самоконтроля с выбором ответа для проведения оперативного поурочного, тематического контроля и самоконтроля знаний (Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие. – с.33-60).
Задание 10. Самостоятельные работы, рассчитанные на 20 минут, с дифференцированными заданиями (Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие. – с. 61-92).
4.2 Итоговый контроль
Тематические контрольные работы в четырех вариантах с блоками задач разных уровней сложности (Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие. – с.93-108).
5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
5.1 Основная литература
Гутник Е.М., Перышкин А.В. Физика для общеобразовательных учреждений. 7-11 классы ]/ Программа для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.- С. 108-111.
2. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений. – 5-е изд. – М.: Дрофа, 2008. – 191с.
Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.
Минькова Р.Д., Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике / Р.Д. Минькова, Г.Н. Степанова. – М.: Научно-исследовательский институт школ Министерства народного образования РСФСР, 1990. – 99с.
Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2208. – 125с.
Е.А. Марон Опорные конспекты и разноуровневые задания / Е.А. Марон – Санкт-Петербург,-2207. – 88с.
Кабардин О.Ф. Контрольные и проверочные работы по физике.7-11 класс.: Метод.пособие / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2000. – 192с.
5.2 Дополнительная литература
Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики [Текст]: в 3 т. Т. 1Механика. Молекулярная физика / Г.С. Ландсберг. - М.: Наука, 1975.
Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики [Текст]: в 3 т. Т. 2Электродинамика / Г.С. Ландсберг. - М.: Наука, 1975.
Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку / В.Н. Ланге - М.: Наука, 1979. – 125с.
Кабардин О.Ф., Орлов В.А. /О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов. - Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы. – М.: Вербум, 2001. – 208с.
Камин А.Л. Физика. Развивающее обучение / А.Л. Камин. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 352с.
5.3 Периодические издания
Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант»
5.4 Интернет-ресурсы
Название сайта или статьи |
Содержание |
Адрес |
Каталог ссылок на ресурсы о физике |
Энциклопедии, библилтеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др. |
http:www.ivanovo.ac.ru/phys |
Бесплатные обучающие программы по физике |
15 обучающих программ по различным разделам физики |
http:www.history.ru/freeph.htm |
Лабораторные работы по физике |
Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов. |
http:phdep.ifmo.ru |
Анимация физических процессов |
Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями. |
http:physics.nad.ru |
Физическая энциклопедия |
Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики. |
http://www.elmagn.chalmers.se/%7eigor |
5.5 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий
1. 1С. Школа. Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий. – Под редакцией Н.К. Ханнанова. – CD ROM. – Рег. номер 82848239.
2. 1 CD for Windows. Физика, 7-11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий.- CD ROM.
6 Материально-техническое обеспечение дисциплины
Комплект демонстрационного и лабораторного оборудования по (механике, молекулярной физике, электродинамике, оптике, атомной и ядерной физике) в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.
7 Примерная программа внеурочной деятельности
7.1 Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся (18ч)
Цель учебно-исследовательской деятельности школьников
Развитие:
личностное (интеллектуальное, нравственное, эмоционально-волевое, ценностно-вкусовое; Я-концепция)
предметное (понимание фундаментальных принципов, законов и закономерностей; деятельностный характер понимания; естественнонаучный образ мира)
метапредметное (понимание места и значения физического знания в системе наук; анализ смысложизненных ситуаций; прогноз развития физических систем).
Принципы учебно-исследовательской деятельности школьников
Сотрудничество учителя и ученика.
Межличностное взаимодействие и диалогическое общение субъектов образовательного процесса.
Педагогическое обеспечение личностного включения школьника в деятельность.
Последовательность и системность в деятельности.
Организационные формы учебно-исследовательской деятельности
Индивидуальная (или парная) форма.
Самостоятельная работа.
Дифференцированное обучение.
Индивидуальное консультирование.
База учебно-исследовательской деятельности школьников
Школьная учебная лаборатория.
Учебные лаборатории физического факультета ГОУ «Оренбургский государственный университет» (кафедра радиофизики и электроники).
Исследовательские лаборатории Центра лазерной и информационной биофизики Оренбургского государственного университета.
Тематическое планирование
-
Тема учебного занятия
Количество часов
1. Ознакомление с перечнем предлагаемой тематики и выбор темы в соответствии со своим интересом. Самостоятельный выбор темы. Обоснование выбора и обсуждение выбранной темы на индивидуальной консультации с руководителем.
1
2. Составление плана теоретической части работы
1
Работа с литературными источниками:
общее ознакомление;
внимательное чтение по главам и разделам;
выборочное чтение;
выписки из прочитанного;
сравнение и сопоставление прочитанного из разных источников;
критическая оценка прочитанного;
составление словаря новых понятий .
Коррекция плана теоретической части.
5
Обсуждение экспериментальных задач. Составление плана экспериментальной части работы.
1
Выполнение эксперимента (мысленного; домашнего; лабораторного).
6
Обсуждение результатов эксперимента. Оценка погрешности измерений. Формирование выводов и заключения работы.
1
Ретроспективная и прогностическая самооценка учебно-исследовательской деятельности. Рассмотрение вопроса о применении полученного знания
1
Оформление работы.
Подготовка тезисов.
Подготовка выступления
2
Всего:
18ч
Образовательный результат: Учебно-исследовательская работа учащегося
7.2 Примерные темы проектов
Легенды об Архимеде;
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рапоткина Наталья Николаевна
→ Prrepod 26.07.2013 0 4039 1313 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.