Статья "Классная задача"
Классная задача.
Откройте книгу С.С. Хилькевича «Физика вокруг нас» (40 выпуск, стр. 115) и вы найдете: «Нахождение скорости и роста толщины льда является трудной проблемой. Она рассматривается в курсе математической физики и называется задачей Стефана. Из-за математических трудностей ход решения этой задачи, к сожалению, невозможно перевести на понятный школьный язык. На рис. 52 (стр. 144) дается экспериментальный график для α и Т (α – параметр, зависящий от температуры воздуха на поверхности льда, но не зависящий от толщины льда (хорошо сразу об этом договориться, но α тогда обретает дополнительное содержание)). Т – температура.
Догадка позволяет перепрыгивать через пропасти (это утверждение мы нашли в одной из книг по черчению). Чутьё – ваш поводырь (это из Библии). Предположим, что на графике - положенная на бок парабола (ее кусок). Уж очень похоже! Подтверждающий аргумент: намерзая, лед тонет с ускорением, незаметным для наблюдателя.
Очевидно, что h=α√Т. Так как Q=cmТ – теплота отводимая из толщи воды, то h=(kQ/cТ)gt2/2. к – «утопляющий» коэффициент.
Находим: α√Т=(кQ/cТ)gt2/2=(Q/cТ)h. Т=(Q/cαТ)2h2.
Положим t= γТ (еще один логический прыжок). Тогда t=γ(kQ/cαT)2h2.
Обозначим β=(kQ/cαT)2.
t= γβh2.
Последнее выражение определяет положенную на бок параболу (ее ветвь).
Классу: Проделайте работу над ошибками. Все ли правильно?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ведерников Анатолий Иванович
→ anatolyi 10.05.2018 0 2209 55 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.