Конспект урока физики «Зависимость выталкивающей силы от объёма тела и плотности жидкости"; 7 класс
Это первый урок, на котором выполняется деятельность по «открытию» закона. Учащиеся умеют давать определения с помощью логического правила Аристотеля и умеют снимать показания приборов с учетом погрешностей. На предшествующих уроках было дано определение понятий: давление жидкостей и газов, сообщающиеся сосуды, атмосферное давление, изучен закон Паскаля, введены физические величины – давление, выталкивающая сила.
Действия (объяснения, вопросы, выводы) учителя |
Действия (ответы) учащихся |
1 |
2 |
Актуализация знаний и действий (5 мин) |
|
Чем мы занимались на прошлом уроке? О какой силе мы говорили? |
- Мы говорили о выталкивающей силе |
На прошлом уроке мы установили существование силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Теперь необходимо выяснить от каких физических величин зависит эта сила. Каков вид зависимости этой силы от плотности жидкости? Каков вид зависимости этой силы от объема тела? Таким образом наша задача «открыть» закон. |
Обсуждают. Формулируют ПЗ.
|
Организация деятельности учащихся по планированию эксперимента (10 мин) |
|
ПЗ -1 Зависит ли выталкивающая сила от объема погруженной части тела? ПЗ-2 Зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости? Какие опыты мы должны сделать? |
-Надо погрузить в воду грузик сначала на ¼ объема, затем на 1\2 объема, затем –полностью. Измерить вес тела в жидкости и рассчитать выталкивающую силу. -Надо взять жидкости разной плотности. |
Как мы будем учитывать глубину погружения груза? |
-На грузике необходимо поставить метки 1\4 объема и 1\2 объема. |
Какое оборудование для этого необходимо? |
Обсуждают, перечисляют: -Стаканы с чистой водой и соленой водой, грузик, динамометр. |
Организация деятельности по выполнению эксперимента (15 мин) |
|
Учитель раздает комплекты оборудования. |
Учащиеся в тетради оформляют таблицу из лабораторной работы. |
Проведем первую серию опытов. Укрепляем динамометр на штативе. Подвешиваем к нему грузик. Измеряем вес грузика. |
Учащиеся записывают результат измерения в таблицу. |
Погружаем груз в воду на ¼ и на 1/2 объема, затем –полностью, измеряем вес тела в воде. |
Учащиеся записывают результат измерения в таблицу, рассчитывают выталкивающую силу и тоже записывают результат в таблицу. |
Закончив первую серию опытов, проанализируем есть ли зависимость между выталкивающей силой и объемом грузика. |
-Чем больше объем, тем больше выталкивающая сила. -Выталкивающая сила пропорциональна объему тела. Fвыт. ~ V |
1 |
2 |
А теперь проверим зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости |
Погружают груз полностью сначала в стакан с чистой водой и измеряют вес груза, затем погружают груз в стакан с насыщенным раствором соли и измеряют вес груза. Вычисляют значение выталкивающей силы, записывают результаты в таблицу. |
Проанализируйте результаты эксперимента и сделайте вывод |
Обсуждают. - В соленой воде выталкивающая сила больше. |
Организационная деятельность по построению графика зависимости выталкивающей силы от объема погруженной части тела (10 мин) |
|
Итак, мы обнаружили зависимость выталкивающей силы от объема погруженной части тела и от плотности жидкости. Попытаемся «увидеть» эту зависимость графически. Как это сделать? |
Размышляют. - Может быть построить график или диаграмму. |
Давайте вместе построим график зависимости выталкивающей силы от объема по точкам используя таблицу. Выберем масштаб на осях, он различен для силы и объема. |
Строят график. Называют оси, вертикальную и горизонтальную, единицы измерения величин, выбирают масштаб. Ставят точки в соответствии с табличными данными. |
Учитель помогает ставить первые точки. Соединяем точки линией. Видим что линия соответствует прямой пропорциональности. |
Сила пропорциональна объему тела и зависит от плотности жидкости Fвыт. ~ V |
Подведение итогов урока, формулирование домашнего задания (5 мин) |
|
Итак, мы сегодня поставили перед собой цель: выяснить зависит ли выталкивающая сила от объема тела и плотности жидкости. Мы провели эксперимент, подтверждающий эту зависимость, построили график Fвыт.(V), т.е. «открыли» закон Fвыт. ~ V. Выяснили, что выталкивающая сила зависит от плотности жидкости. Дома следует повторить §50,51. |
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Грекалова Галина Николаевна
→ Ga5957 21.10.2018 0 2367 63 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.