Статья "Реализация ФГОС ООО в формировании метапредметных результатов учебной деятельности"
Реализация ФГОС ООО в формировании
метапредметных результатов учебной деятельности
Головко И.В. - учитель физики МБОУ "Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени А.М. Рудого", п. Борисовка
Установленные стандартом новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования.
Первым и наиболее известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древне-греческого метафизика означает «то, что после физики», и это название ввёл не сам Аристотель, а Андроник Родосский, который собрал труды учёного.
Занимательно, что первоначально слово «Метафизика» использовалось им для обозначения тех философских книг мыслителя с рассуждениями о первопричинах бытия, которые буквально располагались после Аристотелевой «Физики».
С тех пор смысл термина сильно изменился и под метафизикой стали понимать учение о началах всего сущего.
В современной педагогической науке к основным идеям метапредметного подхода относят:
Знания, в структуре познания играют роль знаков психики для ориентации в окружающем мире, являясь единицей метазнания;
Метазнания, выступающие как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития, интегрируя образное и теоретическое;
Метапредметность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний и “дидактических дрессировок”;
Мониторинг призван отслеживать индивидуальный уровень развития теоретического мышления.”
Метапредметные технологии – педагогические способы работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием и рефлексией учащихся.
Метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, преобразуют сами учебные предметы и педагогический стиль. Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, значимые для молодежи. Метапредметное обучение – технология, позволяющая реально повышать качество образовательного процесса через работу со способностями учащегося. Метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Он впервые делает возможным освоение в предметных областях того, что в принципе недоступно и невозможно. «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению» В.Г. Белинский.
Хотя термин «впервые» не совсем уместен. Многие пункты метапредметных требований уже были описаны в концепциях психологов и педагогов. Так, в работах Л.В. Занкова акцентировалось внимание на углубленное изучение материала и формирование рефлексивной способности у учащихся. Развитие деятельностного подхода исследовалось Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. Результаты проблемного обучения отражены в работах С.Л. Рубинштейна. Идея развития мыслительных операций и высших психических функций в процессе обучения, была развита Л.С. Выготским.
В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко. В основе метапредмета лежит мыследеятельностная педагогика – учение о процессах познания, которая является продолжением теории развивающего обучения В.В.Давыдова. Суть метода заключается в изучении учащимися процессов познания, освоении самой структуры знания, независимо от его предметной специфики.
При работе с любым предметным материалом учащимся передаются общие приемы, методы, схемы, техники. Ими школьников учат выстраивать схемы собственного познания, мышления, понимания, знания, воображения. На метапредметах учащиеся осваивают универсальные умения, которые понадобятся им при запоминании любого материала, решении любой проблемы независимо от сферы деятельности [9]. Изучая, подобного рода технику мышления, учащемуся в дальнейшем легче запоминать предметный материал. На метапредметах он учится не запоминать понятие в словесной форме, а понимать его, изучать его суть, выявлять общие свойства, присущие этому понятию или явлению, следовательно, в дальнейшем, он сможет им «управлять», оперировать им, сможет дать ему универсальное определение.
Использование метапредметных технологий способствует повышению интеллекта. Речь идет о том, чтобы повысить качество предметной работы и сделать ее реально содержательной. С другой стороны, не забить головы набором ненужных сведений из предметов, но найти те центральные единицы содержания, которые были бы связаны и с действием, и с живой работой мышления, и с коммуникацией и потому вокруг них, уже в их логике развертывания, а не в логике развертывания учебных тем можно заново группировать учебный материал.
Какие же методы, приемы и варианты реализации используются на уроках физики?
В физике к примерам метапредметных категорий (метатемы) можно отнести:
1. Определение и понятие.
2. Рисунок и схема.
3. Знание и информация.
4. Цель и задача.
5. Роль и позиция.
6. Модель и способ.
7. Содержание и форма.
8. Порядок и хаос.
9. Знание и незнание.
В 7-х классах работу по формированию метапредметных результатов начинаю с умения читать рисунки и схемы. Это способствует развитию умению наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы и говорить – излагать свою мысль. Как подсчитал В.Ф. Шаталов, учащиеся разговаривают в течение школьного дня в среднем две минуты (!). Для того чтобы овладеть любым учебным предметом, в том числе и физикой, необходимо овладеть языком этого предмета. Лишь только ответы на вопросы учителя или краткие высказывания недостаточны для формирования и развития у учащихся языка физики. Надо школьников учить «говорить» связно. Для этого предлагаю детям алгоритм, например, для анализа физического опыта:
рассмотрите рисунок (схему)
укажите, какие физические приборы изображены
какие физические величины они измеряют
каковы показания этих приборов
какие изменения произведены в изображаемом опыте, явлении.
в чем это проявляется
как эти изменения отразились на показаниях приборов, явлений
сделайте вывод.
Часто задаю домашнее задание: подготовить рассказ, объясняющий результаты опыта изображенного на рисунке в учебнике.
Аналогичную работу провожу при демонстрации фронтальных опытов. Обязательно устанавливаем:
- какими приборами пользуемся,
- для каких целей они предназначены,
- какие произведены преобразования и к чему они привели.
Далее, учимся предполагать: если мы проведем такие изменения – к чему это может привести, а затем проверяем на опыте свою гипотезу. Такая работа приводит к пониманию различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Формируются умения проводить наблюдения и описывать их, задавать вопросы и находить ответы на них опытным путем, т.е. планировать проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы на основе наблюдений, находить простейшие закономерности в протекании явлений и сознательно использовать их в повседневной жизни, соблюдая разумные правила техники безопасности и приблизительно прогнозируя последствия неправильных действий.
При этом, проводя классификацию, рисуя схемы, выделяя категории, которые стоят за этими схемами, школьник получает универсальный способ работы и видит, как устроен предмет. Это необходимо ему в освоении данного предмета, а также применимо в других областях. Таким образом, он осваивает метапредметную технологию. Аналогичные задания в большом ассортименте содержатся в ГИА. Особенно «опасны» задания, когда ответ очевиден, «Сила Архимеда зависит от плотности жидкости», но важно, что в условиях данного опыта это не проверялось. Зачастую именно здесь допускаются ошибки.
Следующий шаг – работа с информацией. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Школьник должен научиться умению самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Но в тоже время эта информация должна быть ему интересна и полезна. Поэтому часто разрабатываю задания типа: прочитай текст и выполни задание к нему. В 9-х классах по теме «Звуковая волна» предлагаю текст «Как выбрать наушники»
Оказывается, что выбрать наушники, которые удовлетворят ваши запросы, это целая наука! Чтобы выполнить эту задачу, необходимо подобрать наушники по следующим параметрам. Во-первых, частотная характеристика. У хороших наушников этот диапазон составляет 16 Гц – 20 кГц. Чем диапазон уже, тем большая часть частот “исчезнет” из композиции. Как правило, особо важную роль играет нижний предел частотного диапазона. Басы находятся именно на нижней планке частот. Если вы особо ревностно относитесь к качеству звука, то лучше выбрать наушники с повышенным качеством звучания – модель с большим диаметром мембраны. Несмотря ни на что, почти никакие наушники – “вкладыши” с размером мембраны 9 – 12 мм не способны состязаться в чистоте звука с накладными наушниками, имеющими диаметр мембраны 30 мм и выше, что позволяет им значительно расширить частотный диапазон и улучшить качество звучания. Во-вторых, это чувствительность, влияющая на громкость звука в наушниках. Хорошо, чтобы наушники обеспечивали чувствительность не ниже 100 – 120 дБ. Третья характеристика – импеданс (сопротивление). Чем ниже сопротивление проводника, тем больший ток будет протекать через ваши наушники, тем громче они звучат. Для музыкального плеера либо мобильного телефона нужно выбрать наушники с импедансом 16 – 64 Ом. Есть еще ряд характеристик, которые имеют отношение к уже дизайну: форма, тип дужки, цвет. Наушники могут быть проводными и беспроводными. Выбор остается за только вами!
И задания к нему
1. Заполните таблицу.
|
Свойства звука |
Характеристики наушников |
Значение |
1 |
Высота звука |
|
|
2 |
Громкость звука |
|
|
|
|
|
2. Наушники, с каким размером диаметра мембраны способны дать более качественный звук? Почему? Какой вид наушников нравится именно вам? Почему?
3. Как вы думаете, стоит ли покупать наушники с верхним пределом частотной характеристики 25 кГц? Почему?
4.Перед вами витрина магазина. Оцените товар, выберите для себя наушники. Выбор обоснуйте с физической точки зрения.
По теме «Виды излучения» в 9 классе в вопросах к параграфу есть вопрос №6 «Приведите примеры положительного и отрицательного влияния излучения». Но в тексте учебника приведены не все возможные виды излучения, поэтому подготовлен текст со всеми видами излучения и их влияния. Задание: заполните таблицу, указав «+» и «-», расположив виды излучения в порядке увеличения их частоты. Такая работа учит находить нужную информацию, классифицировать и структурировать информацию. Аналогичные задания – работа с текстом, содержится в ГИА.
При работе с текстом учебника особое внимание уделяю осознанному чтению. Очень часто учащиеся пренебрегают таким важным моментом как чтение названия параграфа. Поэтому обязательно обращаю внимание на название параграфа, название темы самостоятельной работы, название темы лабораторной работы. В зависимости от цели урока ставлю вопросы: все ли слова в названии вам известны; о чем будет идти речь в параграфе; что нового мы узнаем из этого параграфа и т.д.
При работе с текстом учебника возможны различные способы организации деятельности.
Найти ответ на поставленный проблемный вопрос, подкрепив его словами текста.
составить простой, а затем сложный план текста.
составить схему (ментальную карту) параграфа.
дополнить текст параграфа – дописать текст.
Так в 9 классе по теме виды спектров, учащиеся от учителя получают информацию о том какие виды спектров бывают, рассматривают их фотографии и получают задание: изучив параграф - заполнить таблицу: происхождение спектра и внешнее описание спектра. Но, прочитав текст учебника они таблицу заполнить не могут, так как информации о полосатых спектрах там просто нет. Проблема – как выполнить задание. Решение – обратиться к иным источникам информации. Предлагаю на выбор: энциклопедию, хрестоматии, учебник физики другого автора (Пинский, 10 -11 кл) и интернет. Результат – таблица заполнена.
Например, в 9 классе при изучении реактивного движения мы составляли ментальную карту. Предварительно ознакомились с текстом параграфа, выделили ключевые моменты, рассмотрели примеры реактивного движения в растительном и животном мире, в технике; определили закон реактивного движения – закон сохранения импульса. Далее учащимся предлагается изобразить эту информацию в виде схемы – ментальной карты. Вариантов очень много, но наиболее удачный – в виде дерева. Корни – это закон сохранения импульса, ствол – это реактивное движение, а ветви – это примеры реактивного движения.
При изучении видимого излучения в 9 классе мы работаем вначале по такому же алгоритму:
ознакомиться с текстом
выделить ключевые моменты. После обсуждения приходим к выводу, что это волновая теория, корпускулярная теория и корпускулярно – волновой дуализм.
Составить сложный план.
И здесь приходит понимание, что в плане много будет вопросов. Причина – в учебнике есть строки «многие теоретические и экспериментальные факты расходятся», а какие это факты? Появляется домашнее задание – дописать текст параграфа, исключив возникшие вопросы. Так учащиеся находят понятие об «ультрафиолетовой катастрофе», находят новые явления «дисперсия», «интерференция» и т.д. Некоторые из них – дисперсию, мы изучаем уже на следующем уроке, а некоторые будем изучать в перспективе, когда вы придете в 10 класс.
Такая работа способствует формированию таких умений как:
умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Таким образом, учащиеся учатся не просто принимать информацию, а осознавать ее, критически осмысливать и дополнять, а так же доказывать свою точку зрения. Такая система работы способствует пониманию учебного материала, решению проблемы независимо от сферы деятельности. Ученик учится не запоминать материал в словесной форме, а понимать его, изучать его суть, выявлять общие свойства, в дальнейшем управлять, оперировать знаниями.
Таким образом, физика как стержневой представитель системы естественно-научного знания обладает огромным потенциалом по формированию метапредметных результатов обучения.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования и одно из главных направлений деятельности учителя.
Список литературы:
Методические рекомендации в помощь слушателям курсов в номинации “Лучший учитель” краевого этапа Всероссийского конкурса “Учитель года России-2011” по физики Коваленко Л.Г., ст. преподаватель кафедры математики и физики СКИПКРО.
В.Г.Разумовский, В.А.Орлов, Ю. И.Дик “Методика обучения физике. 7 класс”.
Стандарты второго поколения. Примерная программа по физике. (Основная школа).
А.В.Федотова. “Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования”.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Головко Ирина Васильевна
→ Публикатор 25.10.2019 0 1690 25 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.