Статья "Задачи военно-технического содержания на уроке физики"


К 75-летию Победы.

Задачи военно-технического содержания как средство воспитания школьников на уроке физики.

 

Учитель физики МБОУ СОШ № 71г.Пензы

Платонова И.П.

 

 

Получить первоначальные сведения о военной технике, усвоить физические термины и законы помогут школьникам, интересующимся военным делом, задачи по физике с военно - техническим содержанием.

Такие задачи можно составить самому школьнику в виде проектной работы. Данные для их условий можно найти в различных энциклопедиях, справочниках .Остановимся более подробно на вопросах методики подбора и составления задач с военно-техническим содержанием. Они должны быть тесно связаны с учебным материалом. Кроме того, для выполнения ими воспитательной функции необходимо соблюдение ряда требований:

 

  1. данные задачи должны быть реальными

  2. условия и ход решения задач должны раскрывать роль физики в военном деле

  3. в их условие следует включать исторические материалы.

 

Наибольший педагогический эффект достигается, когда такие задачи составляет сам ученик. Число задач зависит от многих факторов, оно варьируется от 2 до 6.Эту работу можно проводить, начиная с 7 класса. При изучении темы « Давление» можно дать задание; опираясь на изученный материал, сформулируйте вопрос о проходимости танков, бронетранспортеров и автомобилей болотистой местности.

Воспользовавшись решением задач на выталкивающую силу, составить подобную задачу, подобрав данные из области военного дела.

Существуют разные приемы составления физических задач:

  1. похожие на предыдущие ( с другими числовыми данными)

  2. по условию и числовым данным

  3. по неполному условию и вопросу

  4. по схеме-условию (описывается ситуация) и вопросу

  5. по плану решения

  6. по аналогии с решенной

  7. по заданному вопросу

  8. на указанную тему

  9. указанного вида

  10. по результатам эксперимента

Приведенная классификация отражает нарастание степени сложности, первые 6 типов рассматриваются в 7-9 классах, остальные - в старшем звене.

Ниже приведены примеры задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 класс

  1. Советские атомные подлодки в 1966г. Впервые в мире осуществили кругосветное плавание под водой и за 1,5 месяца ни разу не поднялись на поверхность океана, прошли около 40000 км. С какой средней скоростью они двигались?

  2. Пуля шрапнели 76-миллимитровой пушки имеет форму шарика объёмом1,15 куб. см.Изготавливаются из сурьмы и свинца .Определить массу всех пуль , если их 250 штук, плотность сплава 9,5 г/куб.см.

  3. Вес прославленного советского танка Т-34 -314000Н, длина гусеницы-3,5 м., ширина 50см. Вычислите давление танка на грунт и сравните его с тем, которое производите вы при ходьбе.( давление семиклассника при ходьбе-36000Па.

  4. Согласно воинским правилам солдат в полном снаряжении должен производить давление на почву не более 60000 Па .Какую наибольшую массу вместе со снаряжением он может иметь, если площадь опоры сапога 200 куб.см

  5. Бомбовые удары по военным и промышленным объектам г.Берлина впервые были нанесены в августе 1941г. самолетами-торпедоносцами ДБ-3.Максимальная скорость- 500км/ч.Продолжительность полета 7 ч, расстояние от аэродрома до цели 1600км. Могла ли быть совершена операция в течении одной ночи.

  6. Почему понтоны , заполненные пенопластом, практически не потопляемы?

8класс

  1. Зачем ствол автоматического оружия, например крупнокалиберного пулемета, делают ребристым?

  2. Артиллерийское оружие - « поршневая» тепловая машина. Мощность 203-миллимитрового орудия -5000000кВт и примерно равна мощности Братской ГЭС. Как можно это объяснить?

  3. Основная часть бездымного пороха - пироколлодий ( полученный Д.И.Менделеевым). Особенностью такого пороха является его полное сгорание. Определите КПД 203-миллимитровой гаубицы, если снаряд имеет кинетическую энергию 690000 Дж, а заряд массой 1 кг состоит из такого пороха.

  4. Почему воинам- радистам не рекомендуется в грозу работать с переносной радиостанцией при незаземленной антенне?

  5. Во время грозы в электровзрывной сети возникает ток, достаточный для зажигания детонатора. Для его защиты параллельно ему присоединяют грозозащитники .сколько их надо включить, если детонатор зажигается при силе тока о,9А, а сила тока, возникающая во время грозы-1,1А? Сопротивление каждого_10 Ом.

  6. Почему корпуса кораблей, танков, бронетранспортеров оказываются намагниченными?

9класс

  1. Во время Великой Отечественной войны колонна автомашин иногда уходила из зоны бомбардировки, резко увеличивая скорость движения, или останавливалась. Почему такой приём часто оказывался эффективным?

  2. Подкалиберный снаряд, состоящий из корпуса, сердечника из твердого сплава и баллистического наконечника из алюминия, не имеет взрывателя и взрывчатого вещества. Каким же образом он пробивает броню танка?

  3. Ствол модернизированного автомата Калашникова имеет длину 41,5 см.Скорость вылета пули из его дула 715м/с, его масса 7,9 г. А калибр 7,62 мм ,Определите средне давление пороховых газов в стволе во время выстрела.

  4. В документальных фильмах Великой Отечественной войны можно видеть, как самолеты заходят на бомбардировку в пике( падают вместе с грузом) С какой цель это делалось?

  5. В рекордно короткие сроки ( 40 суток) был спроектирован в дни Великой Отечественной войны и построен первый реактивный истребитель.15 мая 1942 г.этот самолет, пилотируемый Григорием Бахчиванджи, совершил первый полет. Сила тяги его двигателя 200000 Н, максимальная скорость 800км/ч.Сила тяги современных реактивных самолетов составляет 1000000Н, а скорость 3000км/ч. Во сколько раз возросла мощность двигателей ?

10 класс

  1. Цистерны главного балласта подводной лодки объёмом 5000л заполнены водой. К ним от компрессора подводится сжатый воздух, который может вытолкнуть из них через трубу за борт лодки за 2,5 мин.Какова мощность компрессора, если на глубине 100м вода из цистерн полностью выталкивается за борт ?

  2. Зачем огнеопасные объекты , например пороховые склады, иногда накрывают металлической сеткой, которая заземлена?

  3. Питание радиолокационной станции ( РЛС) , мощность которой при напряжении 115 В равна 1955Вт, осуществляется от генератора, находящегося на расстоянии 30м. Определите сечение медного провода этой линии, если падение напряжения на ней составляет5% от напряжения на зажимах?

  4. академик А.Ф.Иоффе во время Великой Отечественной войны сконструировал специальные солдатские котелки, дно которых состояло из термоэлементов .Вода наливалась в котелок, который нагревался на костре, и за счет разности температур термоэлементы вырабатывали энергию, которая использовалась для питания раций в партизанских отрядах. Какую разность температур нужно было создать , чтобы батарея из 50 железоконстановых элементов давала напряжение 12В ?

11 класс

  1. Миноискатель представляет собой генератор незатухающих электрических колебаний звуковой частоты, катушка которого изготовлена в виде проволочного кольца. При перемещении кольца вблизи поверхности земли и приближении его к мине в телефоне высокий тон звука сменяется низким .Объясните принцип работы миноискателя.

  2. Может ли снаряд, вылетая из орудия, опередить звук выстрела?

  3. Почему радиосвязь с ракетой, которая летит на высоте более 100км, может осуществляться только на коротких и ультракоротких волнах?

Подчеркну, что составление задач имеет еще одон важный аспект. Ведь жизнь не ставит перед человеком готовых задач для решения, она делает его лишь участником тех или иных ситуаций, из которых он должен сам «извлечь» и сформулировать задачу, которую ему предстоит решить. Поэтому, привлекая учащихся к составлению задач, мы готовим их к практической деятельности, готовим их к жизни.


Полный текст материала Статья "Задачи военно-технического содержания на уроке физики" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Платонова Инна Петровна  Публикатор
08.11.2019 0 3498 373

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК