Конспект урока физики "Превращения энергии при гармонических колебаниях"; 11 класс


C.Г Калинина

учитель физики

МОБУ «Волховская СОШ№5»

 

УРОК ФИЗИКИ НА ТЕМУ

«Превращение энергии при гармонических колебаниях»

(11 КЛАСС)

Цели урока:

  1. Деятельностная: формирование универсальных учебных действий при изучении гармонических колебаний

  • Предметно-дидактическая: формирование знаний о гармонических колебаниях и умений описывать процессы превращения энергии при гармонических колебаниях.

  1. Планируемые результаты урока:

Предметные:

  • знают основные понятия характеризующие гармонические колебания;

  • умеют использовать производную тригонометрических функций для написания уравнений механических колебаний;

  •  применяют полученные знания для описания превращений энергии при гармонических колебаниях.

Метапредметные:

  • участвуют в выявлении, постановке и решении учебной проблемы;

  • совершенствуют навык самоконтроля;

  • развивают умение применять знания в новой нестандартной ситуации, анализировать, делать выводы.

Личностные:

  • овладевают системой ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу .

Тип урока:

  • по ведущей дидактической цели урок комплексного применения знаний и умений

  • по способу организации: синтетический;

  • по ведущему методу обучения: проблемный.

Методы обучения:

  • основной: проблемный;

  • дополнительные: беседа, объяснение, самостоятельная работа и др.

Средства обучения:

  • физика: 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций (базовый и углубленный уровень) / Л.Э.Генденштейн, Ю.И. Дик; под ред. В.А. Орлова.- М.: Мнемозина. 2014

  • физика: 11 класс: задачник для учащихся общеобразовательных организаций (базовый и углубленный уровень)/ Л.Э.Генденштейн, А.В. Кошкина, Г.И. Левиев.- М.: Мнемозина. 2014

  • Раздаточные материалы с задачами.

  • Мультимедийная техника.

Ход урока (представлен в таблице).

 

 

Ход урока:

Этапы урока

Методы обучения

Учебно-познавательные задачи урока

Формируемые УУД

Методы оценки/само-оценки

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орга-низационный.

 

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

Настраиваются на учебную деятельность.

Отрабатывают навыки самоорганизации.

 

2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учашихся. Актуализация знаний.

 

2.1.Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

 

2.2Воспроизведение и коррекция опорных знаний учашихся. Актуализация знаний.

 

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерактивный

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод опорных конспектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует взаимопроверку домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает учащимся создать на доске опорный конспект по теме. Задание выполняется в очень быстром темпе.

 

 

 

 

 

 

Вопрос учителя

-Достаточно ли у вас знаний для того, чтобы перейти к решению задач?

-Прочитайте тему урока. Какие задачи вы можете поставить перед собой?

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся помогают друг другу устранить ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выходят к доске один за другим и записывают только по одной формуле. Комментируют свой выбор.

 

 

 

 

 

Формулируют учебную задачу:

-Применить полученные знания к решению задач, проанализировать процесс превращения энергии при гармонических колебаниях.

 

.

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные. Учатся взаимодействовать друг с другом, грамотно отстаивать свою точку зрения.

 

Общеучебные, коммуникативные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учатся формулировать для себя задачи в познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместное обсуждение, сравнение с эталоном.

 

 

 

 

 

 

Совместное обсуждение

 

 

 

 

 

 

 

4.Применение знаний в знакомой ситуации.

4.1.Решение заданий.

 

 

 

 

 

 

 

4.2.Проверка выполнения заданий.

 

 

5.Применение знаний в новой ситуации.

5.1Создание проблемной ситуации.

 

5.2. Формулировка проблемной задачи.

 

 

 

 

5.3.Решение учебной проблемы.

 

 

 

 

Самостоятельная работа.

 

 

 

 

 

 

Самопроверка по эталону.

 

 

 

Демонстрация пружинного маятника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

Организует работу учащихся по карточкам

 

 

 

 

 

 

 

Организует самопроверку выполненных заданий.

 

 

 

 

Задает вопросы

-При каких положениях груза потенциальная энергия деформированной пружины максимальна? Чему она равна?

-При каких положениях груза его кинетическая энергия максимальна.

 

 

- Сохраняется ли полная механическая энергия системы при колебаниях, если трением можно пренебречь?

-Как доказать?

 

 

Организует деятельность учащихся по решению поставленной задачи

 

 

 

 

 

Выполняют самостоятельную работу.

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают свое решение с предложенным

 

 

 

 

Учащиеся записывают формулы в тетрадь, отвечают на вопросы.

Делают вывод: Максимальные значения кинетической и потенциальной энергии системы «груз + пружина» одинаковы.

 

 

Воспринимают учебную проблему. Формулируют гипотезу «Полная механическая энергия системы при колебаниях сохраняется, если трением можно пренебречь»

Решают задачу.

 

 

 

 

 

Общеучебные,

Развивают умение самостоятельно принимать решение

 

 

 

Развивают умение оценивать свои достижения.

 

 

Общеучебные, знаково-символические, логические, межпредметные

 

 

 

 

 

 

Развивают умение выражать свои мысли.

 

 

 

 

Общеучебные, знаково-символические, логические, межпредметные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение с эталоном. Совместное обсуждение

 

 

Совместное обсуждение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместное обсуждение

 

 

 

 

 

 

Совместное обсуждение полученных результатов.

  1. 5

 

 

 

 

 

 

6. Под-ведение итогов, рефлек-сия.

 

 

 

 

7. Выбор домашнего задания

Беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Объяснение

Организует деятельность по анализу работы на уроке по следующим вопросам:

-Достиг ли вы поставленных задач урока?

- Где вы испытывали затруднения?

- Как вы оценили бы свою работу на уроке?

Формулирует и поясняет выполнение домашнего задания

Решить задачи п10 №17,18

Создать интелект-карту по теме«Гармонические колебания»

Принципы и алгоритм создания

Главное правило: «НИКАКИХ ПРАВИЛ»

Максимально свободно выражайте свои идеи.

Будьте творческими, яркими, выразительными.

Чем меньше вы будете себя ограничивать, тем лучше Правила оформления интеллект-карт

  • Лист необходимо расположить горизонтально.

  • В центре располагается образ всей проблемы, задачи, области знания.

  • От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви

  • Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие

  • Использовать желательно печатные буквы

  • Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки

 

 

Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, анализируют, делают выводы.

Регулятивные, коммуникативные.

Совместное обсуждение.

 


 


 


Полный текст материала Конспект урока физики "Превращения энергии при гармонических колебаниях"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Калинина Светлана Георгиевна  Публикатор
09.02.2020 0 3454 340

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК