Статья "Развитие творческой активности учащихся при изучении физики"
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ
“…Благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него”.
Альбрехт Дюрер, немецкий живописец XVв.
Современное общество повышает требования к информационной культуре человека. Действовать по определённому алгоритму приходится всё реже, чаще приходится принимать продуманные нестандартные решения.
Развитие внутренних сил человека – это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, который желает реализовать свой внутренний потенциал.
Не любая деятельность обладает развивающей функцией, а только та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую познавательную активность.
Для решения этой задачи наличие учебника и традиционного педагогического управления процессом обучения недостаточно. Необходимо научить обучающихся пользоваться разнообразными источниками информации, в том числе и компьютерными (базовая информация на серверах, разнообразные базы данных библиотек, музеев и т.д., содержащаяся в сети). Современные средства обучения позволяют поддерживать интерес к предмету и предоставляют возможность для всестороннего развития ребёнка. Задача педагога этими средствами вооружить будущего творца, учёного, врача, инженера. Для этого педагог должен иметь активную жизненную позицию, быть увлеченным детьми и их проблемами.
Творчество – необходимая составляющая учебно-воспитательного процесса. На каждом уроке должны присутствовать элементы творчества. Это повышает мотивацию к учению у детей, и стимулирует работу педагога. "Уча других - учишься сам" (Сенека). Учитель просто обязан быть творческой личностью. Только такой педагог способен воспитать творческую личность.
Активизировать познавательную деятельность можно на уроках различного типа и самым разнообразным содержанием материала, приемами и средствами преподавания и воспитания. Рассмотрим педагогических технологий, способствующие развитию творческих способностей учащихся при изучении физики.
Гуманно-личностная технология
Дари себя детям
Из «Заповедей» Ш.А.Амонашвили
Эту технологию можно применять на начальном этапе изучения физики в 7 классе. Ребятам предлагается войти в образ изучаемого объекта или явления и написать небольшую сказку (мини - рассказ, стихотворение и т.п.), куда необходимо "вплести" главную физическую информацию об изучаемом объекте или явлении.
Работа сопровождается иллюстрацией, так как она позволяет ребятам более объективно отразить то, что было ими написано, развивает образное мышление обучающихся. Перед написанием сказки ребятам нужно предложить вопросы по изучаемому объекту или явлению, которые необходимо отразить в своем произведении.
Сказки сопровождают нас с детства, они обладают большим воспитательным потенциалом. Герои сказок, знакомые с законами природы побеждают, а те, кто не знают, - терпят поражение. В процессе сочинения сказки развивается творческое воображение. Безликие физические явления приобретают образы.
Сказка про молекулу.
Есть такие города под названием молекулы, а в этих городах живут жители под названием атомы. Города вместе с их жителями образуют страну под названием вещество. Эти страны бывают разные: твердые, жидкие, газообразные. В зависимости от их состояния зависит и свойство городов. Есть страна под названием вода. Она текучая, а ее города находятся в постоянном движении. Страна- лед неподвижна и все города в ней степенны, малоподвижны. А страна под названием водяной пар очень хитрая и коварная. Она пытается распространиться на все большие пространства. Ее города пытаются пройти через города воздуха или другого газа через улицы(промежутки) других городов. Если в городах очень жарко, то улицы(промежутки) городов(молекул) начинают растягиваться и становятся больше. Когда же холодно, то улицы сжимаются. Есть такое свойство у городов во всех состояниях, если поставить две страны друг на друга, то они подружатся. Сначала их города начнут объединяться, а потом страны объявляют альянс(союз) между собой. Этот процесс называется диффузией. Какая интересная жизнь у молекул!
Проблемное обучение
Технология проблемного обучения сегодня предполагает создание учителем проблемных ситуаций, которые обучающиеся должны разрешить самостоятельно. Результатом является овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций. Организация работы: проблемная ситуация проблема поиск способов ее решения решение проблемы выводы.
Физика в этом плане дает широкие возможности. Практически каждый урок физики – проблемный урок. Изучение явления электромагнитной индукции можно начать с вопроса: «Известно, что возникновение электрического тока всегда сопровождается появлением магнитного поля. Можно ли получить обратное явление: вызвать электрический ток в проводнике с помощью магнитного поля?» Обсуждая разные варианты решения проблемы, ученики в результате обсуждения приходят к изучению известного опыта М. Фарадея, связанного с открытием явления электромагнитной индукции.
Например, при изучении в 7 классе архимедовой силы ученикам предлагается такой вопрос: «Есть два одинаковых сосуда, доверху заполненных водой. В одном из них плавает деревянный брусок. Какой из этих сосудов более тяжелый?» После обсуждения данной проблемы взвешиваем сосуды. Взвешивание сосудов показывает, что вес их одинаков. Почему? Решение этой проблемной задачи приводит к установлению закона плавания тел.
Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока, во время выполнения разнообразных заданий.
Примером проблемного обучения может быть составление физических задач. Роль задач в сознательном усвоении курса физики очень важна. Однако часто они служат только иллюстрацией правила, формулы или закона. При этом такая цель обучения, как развитие творческих способностей, теряется. Творческие способности можно развивать при выполнении нестандартно сформулированных заданий, которые вызывают эмоции и интерес у ребят. Вот один из них:
В городе N был открыт завод по производству косметики. Знаменитые крема пользовались особым спросом среди жительниц этого города. Но тайна их изготовления держалась в строжайшем секрете.
Состав крема очень хотели узнать конкуренты. На завод был заслан шпион. Им были добыты следующие сведения: для нагревания основного компонента крема массой 19 кг на 10оС расходуется 4800Дж энергии. Подумав, конкуренты решили, что если узнают, чему будет равна теплоемкость, то им станет известно, что это за вещество.
Выполняя задание, ученики учатся фантазировать в рамках строгих законов и теорий физики. Обучающиеся класса составляют свой "Задачник" из задач, которые сами же и придумывают. Работы оформляют на отдельных листах, используя свои рисунки и выполняя различные аппликации. Решение задач не из школьного учебника или физического сборника, а задач, составленных одноклассниками, вызывает больший интерес и инициативу у обучающихся.
Иногда при составлении своих задач обучающиеся допускают физические ошибки в условии задачи, ее решении или иллюстрации (рисунке, схеме, графике, чертеже, т.п.). Эти задачи под названием "Лови ошибку" также можно использовать на уроках. Работа с такими задачами (рисунками, схемами, решениями) заключается в поиске и объяснении сущности допущенной ошибки, а также в предложении нового варианта решения, уже не содержащего ошибку. Вот несколько примеров таких задач.
Найдите и устраните ошибку в строении электрической цепи
Согласны ли вы, что это:
Технология саморазвивающего обучения (метод проектов)
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Его можно сочетать с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. Исследовательскую деятельность можно организовать как на уроке, так и во внеурочное время. На уроках – это урок-исследование, урок-лаборатория, урок-рассказ об ученых, урок-защита исследовательского проекта и т.д. Например:
Возьмите стеклянный стакан и налейте в него до половины пепси или другой сильно газированный напиток. Затем опустите в стакан небольшую (не более 1 см в диаметре) виноградину. Понаблюдайте затем, что будет происходить с виноградиной, и объясните увиденное. (7 класс)
Возьмите стеклянный стакан, переверните его вверх дном и подержите одну-две минуты над газовой горелкой. Затем, не переворачивая, поставьте стакан на блюдце с водой. Опишите и объясните наблюдаемое явление. (8 класс)
Поставьте стопку из 10 монет на лист бумаги. Попробуйте осторожно вынуть бумагу из-под монет так, чтобы монеты не рассыпались. Удалось это сделать? Теперь, оставив всякую осторожность, попробуйте выдернуть бумагу из-под монет резким движением (рывком). Остались ли монеты на месте? Объясните опыт (9 класс).
В одном из двух одинаковых длинных “черных ящиках” находится постоянный магнит, а в другом – длинная катушка из медной проволоки, подключенная к источнику постоянного тока. Как, используя только эти ящики, определить, в каком из них находится постоянный магнит? Нельзя заглядывать внутрь ящиков, разбирать и разрушать их (10 кл).
Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.
Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании школьников.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чарикова Раиса Раисовна
→ Публикатор 16.04.2021 0 1148 19 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.