Статья "Формирование основ финансовой грамотности на уроках физики"
Не достаточная подготовленность населения к рыночным отношениям, их низкий уровень финансовой грамотности, отсутствие навыков экономической деятельности и чувства ответственности за социально-экономическое развития страны породили потребность в формировании экономической культуры всего населения и конечно же у обучающихся. Необходимость формирования финансовой грамотности подрастающего поколения, оказали существенное влияние на систему российского школьного образования, за счет этого расширились функции предмета «Физика»
Воспитание у учащихся финансовой культуры - важная задача школы. Мы стремимся к ее реализации как на урочных, так и внеурочных занятиях и применяем с этой целью различные методы обучения: беседы, решение задач и др.
Рассмотрим конкретные примеры заданий, способствующих формированию финансовой грамотности.
Пример беседы в 7 классе на уроке, посвященном строению вещества. Обращается внимание класса на то, что некоторые вещества встречаются в природе в ограниченном количестве. Предлагаем учащимся привести примеры таких веществ. Перечисляя их, семиклассники называют и воду. Сообщаем школьникам, что воду с давних времен считали благом природы. Наши предки, поселяясь на берегах полноводных рек, чистых озер и не нуждаясь в большом количестве воды, не ощущали трудностей ни с доставкой ее, ни с очисткой. Со временем рост городов, развитие производства привели к тому, что доставка и очистка воды стали крупной проблемой, требующей больших затрат, которые увеличиваются с каждым годом. Ставим перед классом вопрос: «Можно ли считать, что запасы воды неисчерпаемы?» Выслушав ответ, сообщаем, что запасы пресной воды у нас в стране велики: на душу населения ее приходится вдвое больше, чем в среднем по всему миру. Но и расходы ее весьма внушительны, особенно в сельском хозяйстве и промышленности (третья часть годового расхода), а на коммунально-бытовые нужды идет около десятой части годового расхода. Предлагаем школьникам высказать свои соображения по экономии пресной воды.
Вопрос об экономии воды затрагиваем и при изучении сообщающихся сосудов. Учащиеся узнают, что если из неисправного водопроводного крана вода только лишь капает, то за сутки ее утечет 60 л.
Задача №1. Пользуясь секундомером и стаканом, объем которого 250 см3, определить утечку воды за сутки, если она из крана тянется струйкой толщиной в спичку.
Приведя еще ряд примеров, связанных с неразумным расходованием воды в быту, делаем соответствующие выводы по ее экономии.
Задачи по темам «Масса тела», «Плотность вещества»:
Задача №2. Бригада механизированной колонны за один рабочий день переместила 275 м3 мокрого грунта, плотность которого 2000 кг/м3, сэкономив при этом 5 л бензина. Вычислить массу перемещенного грунта и массу сэкономленного бензина.
Задача №3. Благодаря добросовестному труду каждого механизатора бригада ежегодно экономит -1500 л бензина. В тресте 50 таких бригад. Вычислить массу сэкономленного горючего всеми бригадами треста за пятилетие. Сколько необходимо для него цистерн объемом 10 м3?
В 8 классе беседы содержат больше информационного материала. Так, изучая теплоту сгорания топлива, знакомим учащихся с понятием вторичных энергетических ресурсов - теплоты, получаемой в ходе основных технологических процессов, которую можно использовать повторно на производственные нужды: отопление помещений, теплиц и других целей.
Рассматривая испарение жидкостей, показываем необходимость учета этого явления для экономии топлива на качественных задачах.
Задача №4. Из резервуара темного цвета емкостью в 5-10 м3 за год может испариться более 200 кг горючего, как уменьшить этот показатель.
Задача №5. Из цистерны с негерметичной крышкой за год может испариться примерно 2,5 т нефтепродуктов, как избежать потерь.
В связи с работой сельскохозяйственных машин приводим примеры, подчёркивающие необходимость беречь топливо:
1 ч холостой работы двигателя трактора К-701 - это потеря более 4 кг горючего, если при работе автомобиля теряется всего лишь одна капля бензина в секунду, то за срок службы автомашины потеря топлива составит 15 тонн. Обсуждаем данные факты с учащимися и обсуждаем вопрос уменьшения потерь горючего на транспорте. Обращаем внимание на то, что экономия топлива зависит как от квалификации работника, так и от его добросовестного отношения к делу. Перед началом работы на любом виде транспорта необходимо проводить осмотры топливной системы, убедиться, нет ли где утечки топлива, масла. Двигатель должен быть чистым, топливная аппаратура - исправной. Следует выбирать наиболее экономичный режим работы двигателя, знать профиль пути и выдерживать оптимальную скорость движения. Особо нужно подчеркнуть, что одна из самых эффективных мер экономии топлива - использование явления инерции.
Далее обращаем внимание восьми классиков на то, что большие резервы для экономии электроэнергии имеются в каждом доме, в каждой школе. Если зря будет гореть только одна лампочка мощностью в 100 Вт в течение 10 ч, то будет израсходовано впустую 1 кВт/ч энергии. Такого количества энергии хватило бы, чтобы выплавить 104 кг чугуна или выпечь 120 кг хлеба.
Задача №6. Вычислите количество и стоимость электроэнергии, расходуемой зря в нашей школе, если считать, что в каждом учебном кабинете одна лампочка в 100 Вт горит хотя бы 1 ч без пользы.
Задача №7. Рассчитайте, сколько лишней электроэнергии расходуется в вашей квартире в течение недели, если лампочка мощностью в 100 Вт без необходимости будет гореть ежедневно по 10 мин? Вычислите возможную месячную экономию электрической энергии и сделайте соответствующие выводы.
Систематическое воспитание у учащихся бережного отношения к народной собственности формирует у них чувство ответственности за свой дом, город и т. д. и делает их бережливыми, аккуратными и дисциплинированными, а это и есть основы финансовой грамотности.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ерохина Софья Владимировна
→ Публикатор 23.08.2022 0 1385 125 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.