Отчет по теме образования "Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 г. Тайшета
План самообразования
учителя начальных классов
Романенко Марины Васильевны
Тема самообразования:
«Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения»
Цель: развитие интереса к учебной деятельности школьников с помощью нестандартных форм уроков для успешного и плодотворного обучения в начальной школе.
Причина выбора:
В связи с тем, что происходят изменения в обществе, повышаются требования к школьным системам, появляется необходимость подготовки творчески активных личностей. Целью образования является не просто получение знаний, умений и навыков, а развитие умственных сил, способностей и склонностей учащихся.
Проблема развития познавательных способностей всегда была в центре внимания. Педагогической наукой доказана крайняя необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её на практике обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Тяга к творчеству, которая является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания, эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
Актуальность нетрадиционных форм в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, компьютерные сети обрушивают на учащихся огромный объем информации. Важной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, являются нетрадиционные формы, способствующие практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Теоретическая значимость: обоснованы принципы построения, содержательного наполнения и использования нестандартных форм организации обучения, направленных на развитие творческих способностей у младших школьников.
Практическая значимость состоит: в разработке программы диагностики творческих способностей, системы и методики развития способностей у младших школьников, выводы и результаты дипломной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Научная новизна: состоит в том, что уточнен понятийно-терминологический аппарат, описывающий процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста через использование нестандартных форм организации обучения.
Тема работы школы:
«Формирование ценностного отношения к Человеку, Отечеству, Знаниям»
Методическая тема:
«Личностно-ориентированный подход к образованию в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
Тема МО:
Воспитательная и учебная система школы и класса, как пространство для самовыражения обучающихся в условиях внедрения ФГОС.
Цель:
раскрыть сущность нестандартных форм организации обучения как средства развития творческих способностей при изучении нового материла на уроках в начальных классах.
Задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую теорию и методическую литературу по данной проблеме;
- определить подходы к проблеме;
- раскрыть сущность нестандартных форм организации обучения, уточнить понятия «урок», «нестандартные формы организации», «способности», «творческие способности», «развитие»;
- определить критерии, показатели и уровни творческих способностей;
- разработать методические и практические рекомендации по развитию творческих способностей на нестандартных уроках.
Этапы работы над темой
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
Практическая деятельность |
Диагности- ческий |
Изучение и анализ психолого-педагогической теории и методической литературы.
Осмысление теоретико-методологических аспектов, выявление состояния проблем усвоения нового материала младшими школьниками, определение ведущей позиции (объект, предмет, цель, задачи) |
2016-2017 учебный год |
Изучение ФГОС начального общего образования.
Курсы повышения квалификации.
Изучение психолого-педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. «От действия к мысли» (под редакцией А.Г.Асмолова). «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений»
|
Прогнасти-ческий |
Уточнение задач, гипотез, выявление специфики развития творческих способностей, дидактических условий развития для эффективного усвоения нового материала.
|
2017-2018 учебный год |
Подобрать психологические диагностики (1-4 классы) по оценке уровня сформирован- ности познавательных УУД. |
Практичес-кий |
Апробация и внедрение результатов исследования.
Обсуждение на заседаниях метод объединения учителей начальных классов.
Разработка и проведение открытых уроков.
|
2018-2019 учебный год |
Участие в конкурсах, олимпиадах учителей.
Создание рабочих программ по предметам в соответствии ФГОС НОО.
|
Обобщаю-щий |
Экспериментальная работа, итоговая обработка результатов, формулировка выводов и оформление работы.
|
2019-2020 учебный год |
Участие в муниципаль- ных, региональных и всероссийских конкур- сах и олимпиадах.
Консультативная помощь учителям и учащимся.
Публикации материалов на сайтах для обмена опыта. |
Предполагаемые результаты самообразования.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на ШМО и педсоветах.
- Создать комплекты педагогических разработок.
- Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку.
- Обобщить опыт работы по исследуемой теме.
Обобщение опыта.
Когда |
Уровень |
Тема |
2017г. |
Районный методический семинар «Организация внеурочной деятельности на I ступени обучения», |
Доклад по теме: «Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов», сертификат за участие. |
2017г. |
Районный мастер-класс по использованию учебно-лабораторного оборудования для начальной школы.
|
Мастер-класс «Применение лабораторного диска как средства развития познавательной активности школьников», сертификат участника. |
2017г. |
Педагогический совет школы «Особенности управления качеством образования на разных уровнях обучения». |
Обобщение опыта работы по теме: «Технология разработки современного урока в условиях ФГОС» |
2018г. |
Заседание школьного методического объединения учителей начальных классов. |
Выступление по теме: «Современные инновационные технологии в учебном процессе». |
2018г. |
Районный фестиваль педагогических идей по теме «Формирование познавательных УУД на уроках в условиях реализации ФГОС НОО». |
Мастер-класс «Химия в начальной школе», сертификат. |
2018г. |
Педагогические чтения «Формы, приемы и методы работы с одаренными детьми». |
Защита проекта «Виды работ с одаренными детьми в условиях общеобразовательных школ», диплом |
2018г. |
Районный фестиваль уроков и мероприятий по профориентационной работе. |
Занятие кружка «Хочу все знать» по теме: «Поговорим о снеге», сертификат. |
2019г. |
Районный методический семинар «Развитие духовно-нравственных ценностей через урочную и внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОС». |
Открытый урок окружающего мира по теме «Путешествие Колобка», сертификат. |
2019г. |
Школьный методический день «Использование продуктивных технологий в учебной деятельности». |
Мастер-класс: «Продуктивная технология на уроках окружающего мира — усиление роли практики» |
2019г. |
Заседание школьного методического объединения учителей начальных классов. |
Выступление по теме: «Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС», сертификат. |
2019г. |
Заседание школьного методического объединения учителей начальных классов. |
Мастер-класс: «Использование продуктивных технологий в учебной деятельности». |
Список используемой литературы:
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. Москва, 1998.
2. Азаров Ю.Л. Искусство воспитывать. Москва,1985.
3. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993.
4. Андреева Г.Н. Социальная педагогика. Москва, 1996.
5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Москва, 1995.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Москва, 1995.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998.
8. Арасланова Е.В., Селиванова О.Г. Образовательный проект «Способный ребёнок». Развитие познавательных способностей младших школьников. Теоретический аспект. – Киров, 2006.
9.Электронный ресурс http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романенко Марина Васильевна
→ Публикатор 10.06.2021 0 4965 287 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы