Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя начальных классов
Самоанализ результатов профессиональной деятельности
За время работы в школе у меня сложилось своё педагогическое кредо:
«Чтобы учить других, нужно учиться самому, чтобы воспитывать других, нужно начинать с себя, чтобы развивать других – нужно самому постоянно развиваться».
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Учащийся в начальной школе учится не только читать, писать, считать, но и обязан овладеть двумя группами новых умений. Речь идёт об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. А так же о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических последовательных действий (сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификация). Поэтому, в своей работе учителя начальных классов считаю одной из важнейших задач - развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, а так же самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большей степени это реализовать.
По программе «Школа России» я работаю второй год. Работая над методической темой «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики и внеурочной деятельности» применяю в своей практике специальные задачи и задания, направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Использую дополнительные задания развивающего, логического характера, требующие применения знаний в новых условиях.
Главная моя задача – научить детей учиться, самостоятельно добывать знания, необходимые в повседневной жизни и дальнейшем обучении, помочь раскрыться маленькой личности.
Научить ребенка логически мыслить, учиться — значит обеспечить его успехи вплоть до окончания школы. Это и есть моя основная цель.
Данная цель реализуется мною через решение следующих задач:
- развитие интереса учащихся к учебной деятельности;
- развитие творческой личности;
- обучение учащихся умению высказывать свою точку зрения, обосновывать ответы на вопросы;
- воспитание интереса к процессу познания, поиску новых источников информации, развитие познавательной активности через использование новых образовательных технологий, активных форм обучения.
Моя задача — показать, что учение становится главным, ведущим видом деятельности в жизни ребенка. Развивая познавательный аспект, я формирую предпосылки для развития мотивационной сферы.
Для достижения поставленной цели в своей педагогической деятельности решаю задачи индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентирова- нного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; информационно-коммуникационных технологий обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и является одним из условий достижения нового качества общего образования.
В своей педагогической практике я применяю ряд приёмов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся, которые используются мною на уроках в зависимости от возрастных особенностей, изучаемого материала, темы и особенности класса. Обучение в 1-2 классах немыслимо без игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. В игре расширяется кругозор, формируются умения и навыки, необходимые в практической деятельности. А по мере взросления, в 3-4 классах все чаще привлекаю ребят к исследователь- ской деятельности. Использование ИКТ способствует повышению интереса к учению, помогает систематизировать материал, разнообразить формы контроля. Я использую компьютерные обучающие игры и программы, электронные учебники, тренажеры, презентации. Так же использую проблемные методы обучения, т.к. создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению способствует творческому овладению материалом, развиваются мыслительные способности. В практике моей работы значительное место занимают нетрадиционные уроки: урок-сказка, урок-игра, интегрированный урок, урок-исследование, урок-путешествие.
Пройдя в целях самообразования курс обучения по скорочтению, взяла для себя много полезного материала и упражнений, которые применяю на практике. Благодаря регулярным ментальным, мнемоническим упражнениям идёт полноценное развитие нейронных связей, которые важны как для психического и физического здоровья, так и для личностного и профессионального роста. Чем крепче и обширнее связи между нейронами, тем успешнее мы учимся новому, адаптируемся к переменам. Также нейронные связи отвечают за речь, память и пространственное мышление, способствуют эффективному развитию логического мышления у младших школьников, а также повышению уровня усвоенности учебного материала. Считаю, что всё же стоит предоставлять большое внимание вырабатыванию памяти. Данному содействует введение мною во внеурочных занятиях так называемых «запоминательных» упражнений, которые организовывают рвение ребенка к размышлению и поиску, активизируют у него ощущение уверенности в своих силах, в способностях своего интеллекта.
Для развития познавательного интереса обучающихся большую роль играет внеурочная работа, которую я сочетаю с учебной работой. В программы внеурочной деятельности для начальной школы включаются некоторые элементы логики. Во внеклассной работе, которая создает условия для более полной реализации потенциала, формирования творческих и практических умений обучающихся, я применяю занятия-викторины, конкурсы, соревнования, на которых использую материалы сборников упражнений и тестов; интернет-ресурсы; веб-сайты: http://www.nachalka.com , http://www.it-n.ru , http://scool-collection.edu.ru и многие другие.
Второй год учащиеся моего класса являются активными участниками на образовательной онлайн-платформе для школьников «Учи.ру». Выполняя творческие задания марафонов, задания учителя, участвуя во Всероссийских онлайн-олимпиадах в течении всего 2023-2024 учебного года наш класс ежемесячно занимал 1 место среди начальных классов нашей школы, что подтверждается дипломами и почетными грамотами за активную работу.
Я никогда не останавливаюсь на достигнутом. Повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации. Знакомлюсь с новыми формами, методами и приёмами работы по развитию логического мышления учащихся на уроках, принимаю активное участие в методической работе ШМО учителей начальных классов нашей образовательной организации, посещаю уроки коллег по школе, изучаю и внедряю различные педагогические технологии. Делюсь с коллегами своим педагогическим опытом, провожу открытые уроки, выступаю с докладами и сообщениями перед коллегами. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, приобретаю методическую литературу. Приняла участие во Всероссийской педагогической конференции "Применение инновационных технологий в образовательном процессе общеобразовательной организации", второй Всероссийской конференции «Скорочтение и детское развитие. Современные методики преподавания».
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся.
1. Уровень успеваемости обучающихся за последние два года:
Предмет |
2022-2023 |
2023-2024 |
Математика |
100% |
100% |
Русский язык |
100% |
100% |
Литературное чтение |
100% |
100% |
2. Результаты качества знаний учащихся за последние два года:
Учебный год |
Количество учащихся |
2 класс |
3 класс |
2022-2023 |
21 |
85,7 % |
|
2023-2024 |
26 |
|
76,9 % |
Широко использую ИКТ для подготовки как к урокам, так и к мероприятиям. Постоянно работаю над созданием тестовой базы для выявления качества знаний, разноуровневых дидактических материалов, позволяющих усваивать знания слабоуспевающим учащимся, а интеграция мультимедийных продуктов в преподавании способствует лучшему усвоению учебного материала, позволяет осуществить дифференцированный подход к каждому ребенку.
Диаграмма качества знаний и успеваемости за последние два года
Поддержкой, опорой и первыми помощниками являются для меня родители моих учеников. В их лице я нашла единомышленников. Вся работа и жизнь класса планируется и проводится в тесном контакте с родителями, их мнение, запросы, пожелания и замечания учитываются как в плане воспитания, так и в вопросах успеваемости детей. Информация об учебных успехах и трудностях детей доводится до родителей через личную беседу и дневник ученика. Формы работы использую самые разнообразные: родительские собрания, беседы и консультации, лекции, совместные воспитательные мероприятия, тематические классные часы, экскурсии.
Таким образом, успех в обучении во многом зависит от личности учителя, от его желания сделать свою работу наиболее эффективной. Я убедилась в том, что педагогическая деятельность требует от учителя каждодневного кропотливого труда и определенного опыта. А результатом работы будут знания моих учеников, их желание учиться, быть самостоятельными.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шишкарёва Елена Борисовна
→ Публикатор 16.07.2024 0 193 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.