Конспект и презентация к уроку литературы "Басни И.А.Крылова"; 5 класс
М
Конспект урока литературы в 5 классе
Тема:
И.А.Крылов – великий русский баснописец. Басня как литературный жанр.
Цель: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова;
показать особенности басни как жанра.
Личностные:
-
воспитание интереса к классической литературе.
Предметные:
-
дать представление о басне как жанре литературы.
-
познакомить с творчеством И.А. Крылова,
-
познакомить с понятиями: мораль, аллегория, иносказание.
-
развивать навыки выразительного чтения.
Метапредметные:
-
развитие речи и творческого мышления обучающихся;
-
формирование коммуникативной компетентности
-
формирование умения строить собственное устное высказывание и делать выводы.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Используемые образовательные технологии: Технология развития критического мышления путём чтения и письма
Оборудование: портрет Крылова кисти К. Брюллова, фотография памятника И. А. Крылову. Основные даты жизни. Книжная выставка.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД
|
I.Оргмомент |
Снова прозвенел звонок, Все собрались на урок? (да) Будем к знаниям стремиться? (да) Обещаем не лениться? (да) - Ребята, вы хотите стать богатыми людьми? (недоумение) - Я не обещаю вам материального богатства, но сегодня вы откроете для себя что-то новое, обогатите себя новыми знаниями. Согласны? |
|
II.Стадия вызова
Работа с текстом. Открытие новых знаний.
Формулирование темы урока Формулирование цели урока
III.Осмысление содержания
Межпредметные связи
Формулирование проблемного вопроса
Работа с текстом
Работа с понятиями, открытие новых знаний
Работа с текстом
Работа с понятием
Компьютерная презентация
|
В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник скульптора Клодта. Слайд 1. Возле него всегда много детей. Они с интересом рассматривают фигуру сидящего человека. У него доброе, умное лицо. Немного ниже кресла на памятнике разместились различные животные: здесь выглядывает лисица, там – мартышка вертит в руках очки, а это злой волк взирает на беззащитного ягнёнка… Догадались, кому поставлен памятник? (Крылову И.А.) - Какова тема нашего урока? (творчество И.А.Крылова) Слайд 2. - Верно, сегодня мы начнём знакомство с жизнью и творчеством И.А.Крылова и не только… - Что вы знаете об этом человеке? (на доске рисую кластер, все ответы дети пишут сами) Может возникнуть ситуация, когда ребята ничего не знают о писателе, тогда обращаю внимание на годы жизни, век, одежду, какие произведения он написал и др. - Когда произносят его имя, сразу перед глазами возникает грузная фигура с седыми волосами. «Дедушка Крылов», как его называли друзья. Он прожил 75 лет. На его глазах совершались великие события в России. - 1812 год… какое событие произошло в этом году? (вспоминают, думают, говорят) Крылов И.А. стал свидетелем Отечественной войны 1812 года, - 1825 год…восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге. - При нём родились, жили и погибли великие поэты … а какие? (вспоминают) Пушкин и Лермонтов. А басни Крылова всегда оставались злободневными и остроумными. - Знают Крылова и сейчас. Он так популярен, а почему? (интересно читать басни, они не похожи на другие произведения) потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле. (подготовленный ученик или учитель читают): Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. Исаковский М. - Что это за «бессмертные творения Крылова», о которых идёт речь в стихотворении? (басни) - Какой вопрос возникает? (Так что же такое басня?) Давайте откроем басни И.А.Крылова и попробуем сами дать определение этому литературному жанру. (стр. 63 – 65 учебника Коровиной В.Я. Литература 5 класс. На примере басни «Ворона и лисица») Пишу на доске: БАСНЯ – это … - Давайте послушаем басню «Ворона и Лисица» (читает учитель или фонохрестоматия) - Сравните басню «Ворона и Лисица» со сказкой «Журавль и цапля» на стр. 40 учебника. Что заметили? (оба произведения о животных и птицах, небольшие по объёму; но написаны по-разному: сказка прозой, а басня похожа на стихотворение, герои разговаривают) Делаем выводы: басня – небольшое произведение, в котором героями являются животные, но сказка написана прозой, а басня похожа на стихотворение. - Сравните эту же басню и стихотворение А. Майкова «Ласточки»? (чтение стихотворения учителем) Что заметили? (у басни есть рифма, как у стихотворения и оно разделено на строфы, а басня нет. Басню легко пересказать, а стихотворение нет) Делаем выводы: у басни есть рифма, её можно пересказать, но она не разделена на строфы.
- Можно ли басню назвать стихотворным рассказом? (можно) - Что же такое басня? Постепенно на доске появляется запись: БАСНЯ – это… небольшой рассказ в стихах… - Кто является героями басен? (животные) - Верно. Часто в баснях животные, птицы, насекомые и даже предметы разговаривают, думают, чувствуют. А могут ли истории, рассказанные Крыловым И.А, произойти с людьми? (могут, лисица – это как хитрый человек, обманувший другого)
- Если мы с вами перенесём характеры животных на людей, то Волк – это какой человек? (злой, жестокий) - Ягнёнок – (беззащитный) Медведь – (неповоротливый, глуповатый) Заяц – (трусливый) - В литературе изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет называется иносказанием или аллегорией. Дополните определение басни: БАСНЯ – это… небольшой рассказ в стихах…имеющий иносказательный смысл… - Посмотрите внимательно на текст басни «Ворона и Лисица», что ещё заметили? (в начале басни несколько строк отделены чёрточкой) - Как вы думаете, почему? Читаем ещё раз начало басни. (Это вступление к басне, это самое главное в ней, то, что автор хотел нам сказать) - Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова – лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, “что такое хорошо и что такое плохо”.
- Давайте посмотрим, а в других баснях автор тоже специально выделяет строки? (смотрят другие басни по сборнику, называют строки в начале или в конце басни, зачитываем несколько на выбор: «Волк и ягнёнок», «Квартет», «Лебедь, щука и рак» и др.) - Крылов И.А. специально выделяет в басне одну или несколько строк, которые имеют нравоучительный смысл. Это называется мораль. Дополняем наше определение басни: БАСНЯ – это… небольшой рассказ в стихах… имеющий иносказательный смысл…и специально выделенную автором мораль. - Откройте учебник на стр. 57 , сравните своё определение басни с определением в учебнике. (радость от того, что сами сформулировали определение басни) - Жанр басни предполагает историю поучительного характера, рассказанную с использованием животных, растений или предметов, не указывающую напрямую, но подразумевающую реальную жизненную ситуацию; осмеивающую человеческие слабости и пороки с чётким выводом в начале или в конце – моралью. - Басня – очень трудная форма поэзии. Баснописцы – редкое явление в литературе. Какой вопрос напрашивается? (А ещё кроме Крылова были баснописцы?) Просмотр презентации: Слайд 3. В Древней Греции прославился баснописец Эзоп, писавший в прозе, в Риме – Федр. На Западе, например во Франции – Лафонтен. Слайд 4. В России же создателем русской классической басни, конечно же, является Крылов, хотя и до него были поэты, писавшие в этом жанре. После Крылова на протяжении 100 лет не было в России басен, как стихотворного жанра. Возродил русскую басню поэт Демьян Бедный. А еще примечательны, остроумны, современны басни, написанные Сергеем Михалковым, о которых мы будем говорить на следующих уроках. Слайд 5. Но вернемся к творчеству Крылова. Им написано более 200 басен, объединенных в 9 книг. Первая публикация басен Крылова состоялась в 1805 году. Это были переводы из Лафонтена. А в 1809 году вышла первая книга его басен. Написаны басни замечательным русским языком. Многие выражения Крылова стали пословицами: «кто в лес, кто по дрова…», «а ларчик просто открывался…», «рыльце в пуху»… В обиходной речи стали употребляться названия басен, отдельные образы: «Тришкин кафтан», «Хлопот полон рот», «Дело в шляпе». В 1812 году выходят в свет басни «Кот и повар», «Волк на псарне», «Ворона и курица», «Обоз», посвященные Отечественной войне с Наполеоном. В них воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства автора в час грозных испытаний. Слайд 6. Талант Крылова был оценен. Он был признан при дворе: в 1812 г. ему была назначена пожизненная пенсия, и хотя у него не было университетского образования, писателю был присвоен чин статского советника. Награжден Крылов орденами св. Владимира IV степени и Станислава II степени. Но лучший подарок и награда это празднование его 70-летия и 50-летие его литературной деятельности 3 февраля 1838 года. В этот день поэт Вяземский в стихотворении «Песнь в день юбилея И. А. Крылова» назвал его «дедушка Крылов». Слайд 7. По определению Н. В. Гоголя, басни Крылова – «книга мудрости самого народа». А поэт Батюшков писал о Крылове: «Это человек – загадка, и великая!». Великий критик Белинский высоко ценил творчество писателя и говорил, что Крылова будет читать весь русский народ. «Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского». По завещанию Крылова его друзья после его смерти получили извещение о похоронах и экземпляр новой книги басен. Слайд 8. В 1855 году в Летнем саду Петербурга, где Крылов так любил бывать, воздвигнут памятник работы скульптора Клодта. Скульптор изобразил поэта сидящим в окружении героев его басен. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира. Дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире. Крылов – народный поэт, потому что учил в своих баснях уважать тех, кто трудиться, высмеивал тех, кто обижает слабых.
|
Регулятивные УУД 1.актуализация имеющихся знаний; 2. пробуждение интереса к получению новой информации; 3. Самостоятельное формулирование темы, проблемы и цели урока.
Познавательные УУД 1. Пользоваться приёмами изучающего чтения.
2. Извлекать и представлять информацию в разных формах (таблица, схема).
3. Пользоваться знаниями, полученными из других источников.
4. Излагать содержание текста
5. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.
6. Осуществлять анализ и синтез. 7. Устанавливать причинно-следственные связи. 8. Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.
|
IV. Рефлексия |
- Ребята, дополните наш кластер новыми знаниями. (подходят к доске и дополняют кластер, комментируя свою точку зрения - Можно ли сказать, что вы сегодня стали чуточку богаче? Закончить урок хочется словами П.А.Вяземского: - Забавой он людей исправил,
|
|
IV. Домашнее задание |
Прочитать дома все басни И.А. Крылова (учебник, с. 60 - 69). Выполнить задания № 26 и 27 в рабочей тетради на с. 16 - 17.) |
Беляева Т.В. Урок литературы по теме И.А.Крылов – великий русский баснописец.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Беляева Татьяна Владимировна
→ Публикатор 05.11.2019 0 12186 450 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы