Конспект и презентация к уроку русского языка "Орфограммы корня"; 7 класс
Цели урока:
Дидактическая цель: закрепление знаний об орфограммах в корне.
Планируемые результаты:
Личностные:
- уважительное отношения к мнению другого человека;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности;
Метапредметные:
- регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно формулировать цели урока; иметь способность к целеполаганию.
- познавательные УУД: систематизация материала, полученного на предыдущих уроках; выполнение разных по уровню заданий;
- коммуникативные УУД: владение умением аргументировать свою точку зрения, убеждать и уступать; умением договариваться, находить общее решение; владение монологической и диалогической формами речи; умением слушать и слышать других.
Предметные результаты:
- умение различать вид орфограмм в корне;
- умение находить орфограммы корня в тексте и объяснять их.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Синтаксическая разминка.
IV. Актуализация ранее полученных знаний
Слово учителя: Когда имеешь дело с корнями, самое трудное – записать безударный гласный. Если бы все корни подчинялись одной и той же команде, было бы, конечно, проще.
Но так просто бывает далеко не всегда. Оказывается, у разных корней бывают разные командиры. Одними корнями командует «главное» правило. Таких коней больше всего.
Вспомните правило, приведите примеры.
V. Работа по теме урока
- Кто же командует остальными корнями?
- Как мы называем такие корни?
I группа – полногласные и неполногласные сочетания.
- Найдите похожие слова в предложении: Вратарь замер в воротах, готовясь отбить мяч.
- Вы, конечно, догадались: похожие слова – вратарь и ворота. И в то же время они немножко разные: в одном буквосочетание – ра -, в другом – оро -. Первое называется неполногласным, второе – полногласным.
Откуда взялись в русском языке такие полногласные и неполногласные пары? Они выросли из старинной дружбы русского языка с другим славянским языком. Тысячу лет назад на русской земле появились первые книги, переведенные с греческого языка на язык, который теперь называют старославянским. Он был понятен русским людям. В этом языке встречалось много слов с неполногласными сочетаниями: глава, глас, град, врата. Они "прижились" в нашем языке и "построились в пары" с нашими словами: голова, голос, город, ворота. Так появились в нашей речи полногласные и неполногласные сочетания.
Вот они:
II группа – корнем командует суффикс - а
Задание: посмотрите на данные слова, вставьте пропущенные буквы, выделите корни, кто ими командует.
Наб…рал – наб…ру
выт…рать – выт…реть
отп…рать – отп…реть
зад…рает – зад…рет
образуйте слова с сочетание – ира - от следующих слов:
вымерли, заберу, придерется, протер, запер, замерли.
Задание: что влияет на выбор гласной корня в следующих словах:
блистать – блестеть; расстилать – расстелить; разжигать – разжег; почитать – почет.
встречаются корни, в которых нет сочетания букв – ир -, однако суффикс
-а- все-таки требует, чтобы в корне было и.
Практические задания на карточке.
III группа – корнем командует ударение.
Рубрика «Наблюдаем, размышляем»
Задание: выделите корни, определите, кто ими командует.
1. Загорелый, угореть, несгораемый, загар, угар.
(Под ударением пишется – а, без ударения – о)
2. Поклонение, поклоняться, склониться, кланяться, поклон.
(Под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о).
3. Творить, затворять, сотворить.
(Под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о. Исключение: утварь).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ватагина Ирина Александровна
→ Публикатор 31.08.2015 0 12951 1461 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы