Конспект и презентация к уроку русского языка "Буквы з, с на конце приставок"; 5 класс

Конспект и презентация к уроку русского языка "Буквы з, с на конце приставок"; 5 класс

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: «Буквы з, с на конце приставок».

Цель урока: познакомить с орфограммой буквы з, с на конце приставок.

Задачи:

1. сообщить способ действия при выборе з,с на конце приставок;
отрабатывать навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова.
2. развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память.
3. воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Оборудование: карточки, ноутбук, мультимедиапроектор, оценочные листы.

Ход урока.

1.Орг. момент.


2.Вступительное слово учителя.


Прозвенел для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись.


- У нас много гостей. Чтобы вы настроились на работу, начнем с нескольких организующих строк:


Ну-ка, юный мой дружок!

Ты готов начать урок?

Все в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы получить знания,

Нам нужны старания!


- Я надеюсь, что вы будете стараться, и наше сотрудничество будет успешным. Слайд 1.


3.Фронтальный опрос по пройденному материалу в разделе «Морфемика»

- Какой раздел науки о языке мы изучаем?

- Почему он так называется?

- Что такое морфема?

- Какие морфемы вы знаете?

- Что такое приставка?

- Послушайте высказывание К.Чуковского. Слайд 2.

- Согласны ли вы с автором?

- Что вы узнали об их правописании на прошлом уроке? Слайд чёрный 3.

4.Запись в тетрадях числа.

5.Буквенный диктант с последующей взаимопроверкой. Слайд 4. Слайд чёрный 5.

6.Изучение нового материала.

Решите лингвистическую задачу. Полученные ответы запишите в 2 столбика. Отступите строчку.

Лингвистическая задача. Работаем в парах.

1) Из слова разжечь возьмите приставку.

2) Из слова метить – корень.

3) Из слова упаковка – суффикс.

4) И окончание – из слова справка.

1) Из слова бескрайний возьмите приставку.

2)Из слова покой - корень

3) Из слова богатство - суффикс

4) Из слова облако - окончание

Раз+мет+к+а Бес+покой+ств+о

- Какие слова получились?

- Какая приставка пишется в слове разгадка?

- Выделите её.

- А какая в слове беспокойство?
- Выделите.

- Запишите их в 2 столбика

- Чтобы быть уверенными послушаем «Грамматическую сказку о приставках».

В некотором царстве орфографическом государстве. (Слайд 6.) Жили – были согласные, звонкие и глухие. (Слайд 7.) Дружно жили не тужили…Однажды заспорили звонкий – з и глухой – с. Кто главней? Кому стоять на конце этих приставок? (Слайд 8).

З- кричал, что звучит сильнее, С- убеждал, что без него тоже не обойтись. Дело чуть не дошло до драки… А ведь не будет добра, коли меж своими вражда! (Слайд9).

Решили буквы сходить к мудрецу. (Слайд 10) Повелел мудрец звонкому стоять перед звонкими согласными, а глухому перед глухими согласными. Тогда снова наступил мир и лад в государстве.

Послушали совета жители государства и поныне живут дружно, беспрекословно следуют правилу, безмерно рады друзьям и бесконечно счастливы. (Слайд 11).

- Продолжите фразу: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок!»

- Сделаем вывод, правильно ли у нас написаны приставки?

- Почему? Слайд чёрный 12.

6. Работа с учебником.

- Проверьте себя. Откройте учебник и прочитайте правило.

- Встаньте, повернитесь лицом друг к другу и негромко расскажите поочерёдно соседу напротив правило, с которым познакомились.

- Запишем тему урока. Правописание приставок на З и С. Слайд 13.

- Определим цель.

Цель урока: познакомиться с правилом правописания приставок, оканчивающихся на –з и –с.

Задачи урока:

научиться определять условия выбора букв –з, -с на конце приставок;

научиться правильно писать слова с изученной орфограммой;

научиться графически обозначать условия выбора написания приставок. Слайд чёрный14.

7. Закрепление изученного.

- Дополните свои столбики примерами из упражнения.

- Упражнение № 440 на стр.30.

8. Физкультминутка.

Музыка Барбарики («Есть друзья») Слайд 15.

9. Игра «Прятки с приставками».

В учебнике даны слова в рамочке на с. 176

Объясните их правописание.

- Сделайте вывод.

Приставки З не бывает. Есть только приставка С. Слайд 16. Слайд чёрный 17.


10. Диктант на замену (лексический)

Замените слово с предлогом близким по значению прилагательным.

Ночь без сна - Бессонная ночь
Труд без пользы - Бесполезный труд
Небо без звёзд - Беззвёздное небо
Зима без снега - Бесснежная зима
Мотор без шума - Бесшумный мотор
Образуется из пара - Испарение воды.

12. Игра «Пятое лишнее». (Слайд 18, 19)

1. Разжать, безграничный, бесценный, изготовить, безжизненный.

2. Бесцветный, распороть, воспарить, исследовать, безрадостный.

3.Бесшовный, сделать, бестолковый, распробовать, рассказ.

Подведём итоги. Слайд 20

- Что узнали на уроке?

- В какой последовательности будем действовать, чтобы правильно написать слова с приставкой на З и С? Слайд 21.

  1. Выдели в слове приставку.

  2. Посмотри на букву согласного после приставки.

  3. Глухой согласный – пишем С.

  4. Звонкий согласный – пишем З.

13.Творческая работа. (Работа в группах).

Учитель: «Ребята, а какой ещё урок извлекли из сказки?»

(Надо жить в мире, чтобы быть счастливыми.)

Задание. Со словами «Лишними» из предыдущего задания придумать текст из 3-5 предложений, связанных одной темой «Дружба – это чудо». Слайд22.

- Какой тип речи будет использован? ( рассуждение)

- В каком стиле речи он чаще всего используется? (публицистический). Слайд чёрный 23.

- Послушаем ваши тексты.

14. Домашнее задание. Слайд 24

П. 83 правило, упр. 432.

15. Тест.

16. Взаимопроверка. Оценивание.

17. Рефлексия.

- Я задаю вопрос. Вы отвечаете аплодисментами. Если ответ да - хлопаете 3 раза в ладоши, если нет – сидите тихо.

- Понравился вам урок?

- Помогали вы друг другу?

- Настроение приподнятое?


- Я вам желаю, чтобы вы всегда жили дружно и никогда не ссорились. Слайд 25.


Тест

1.Закончите предложение. В приставках на –з (-с) перед звонкими согласными пишется…

а) з б) с

2.Закончите предложение. В приставках на –з (-с) перед глухими согласными пишется…

а) з б) с

3. Выберите приставку. Несколько дней стреляли бе..прерывно.

а) бес- б) без-

4. Выберите приставку. Наутро решили ра..бить крепость..

а) раз- б) рас-

5. Выберите приставку. Только стена оказалась во..становлена, даже будто новее стала.

а) воз- б) вос-

6. Если за приставками без-, воз-, раз-, низ-, через-, из- следуют буквы р, н, м, л, то в приставках…

а) пишется буква с б) пишется буква з

7. Перед согласными ч, щ, ц, в приставках бес-, вос-, ис-, нис-, рас- и других всегда пишется…

а) пишется буква с б) пишется буква з

8. В каком слове на конце приставки пишется буква С?

а) бе..вредный в) ра..жалобить

б) бе..злобный г) и..целять

9. В каком слове на конце приставки пишется буква З?

а) ра..писание в) и..вестить

б) бе..козырка г) ра..чертить

10. Выберите пропущенную букву в словах.

Во..сиять, ..чистить, ..гинуть, ..делать.

а) з б) с



Ключ к тесту.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

а б а а б б а г в б




Критерии оценивания

баллы оценка

10-9 5

7-8 4

5-6 3

0-4 2































Полный текст материала Конспект и презентация к уроку русского языка "Буквы з, с на конце приставок"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Казьмина Наталья Алексеевна  Публикатор
22.01.2019 0 11945 1036

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК