Конспект и презентация к уроку русского языка "Буквы з, с на конце приставок"; 5 класс
Урок русского языка в 5 классе.
Тема урока: «Буквы з, с на конце приставок».
Цель урока: познакомить с орфограммой буквы з, с на конце приставок.
Задачи:
1. сообщить способ
действия при выборе з,с на конце
приставок;
отрабатывать навык
определения согласных по звонкости –
глухости, навык выделения приставки
слова.
2. развивать умение самостоятельно
находить в словах изучаемую орфограмму,
обозначать её графически, объяснять
правописание;
развивать внимание,
орфографическую зоркость, зрительную,
слуховую и моторную память.
3.
воспитывать интерес к самостоятельной
исследовательской деятельности.
Оборудование: карточки, ноутбук, мультимедиапроектор, оценочные листы.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Вступительное слово учителя.
Прозвенел для нас звонок –
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
- У нас много гостей. Чтобы вы настроились на работу, начнем с нескольких организующих строк:
Ну-ка, юный мой дружок!
Ты готов начать урок?
Все в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы получить знания,
Нам нужны старания!
- Я надеюсь, что вы будете стараться, и наше сотрудничество будет успешным. Слайд 1.
3.Фронтальный опрос по пройденному материалу в разделе «Морфемика»
- Какой раздел науки о языке мы изучаем?
- Почему он так называется?
- Что такое морфема?
- Какие морфемы вы знаете?
- Что такое приставка?
- Послушайте высказывание К.Чуковского. Слайд 2.
- Согласны ли вы с автором?
- Что вы узнали об их правописании на прошлом уроке? Слайд чёрный 3.
4.Запись в тетрадях числа.
5.Буквенный диктант с последующей взаимопроверкой. Слайд 4. Слайд чёрный 5.
6.Изучение нового материала.
Решите лингвистическую задачу. Полученные ответы запишите в 2 столбика. Отступите строчку.
Лингвистическая задача. Работаем в парах.
1) Из слова разжечь возьмите приставку.
2) Из слова метить – корень.
3) Из слова упаковка – суффикс.
4) И окончание – из слова справка.
1) Из слова бескрайний возьмите приставку.
2)Из слова покой - корень
3) Из слова богатство - суффикс
4) Из слова облако - окончание
Раз+мет+к+а Бес+покой+ств+о
- Какие слова получились?
- Какая приставка пишется в слове разгадка?
- Выделите её.
- А какая в слове
беспокойство?
- Выделите.
- Запишите их в 2 столбика
- Чтобы быть уверенными послушаем «Грамматическую сказку о приставках».
В некотором царстве орфографическом государстве. (Слайд 6.) Жили – были согласные, звонкие и глухие. (Слайд 7.) Дружно жили не тужили…Однажды заспорили звонкий – з и глухой – с. Кто главней? Кому стоять на конце этих приставок? (Слайд 8).
З- кричал, что звучит сильнее, С- убеждал, что без него тоже не обойтись. Дело чуть не дошло до драки… А ведь не будет добра, коли меж своими вражда! (Слайд9).
Решили буквы сходить к мудрецу. (Слайд 10) Повелел мудрец звонкому стоять перед звонкими согласными, а глухому перед глухими согласными. Тогда снова наступил мир и лад в государстве.
Послушали совета жители государства и поныне живут дружно, беспрекословно следуют правилу, безмерно рады друзьям и бесконечно счастливы. (Слайд 11).
- Продолжите фразу: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок!»
- Сделаем вывод, правильно ли у нас написаны приставки?
- Почему? Слайд чёрный 12.
6. Работа с учебником.
- Проверьте себя. Откройте учебник и прочитайте правило.
- Встаньте, повернитесь лицом друг к другу и негромко расскажите поочерёдно соседу напротив правило, с которым познакомились.
- Запишем тему урока. Правописание приставок на З и С. Слайд 13.
- Определим цель.
Цель урока: познакомиться с правилом правописания приставок, оканчивающихся на –з и –с.
Задачи урока:
научиться определять условия выбора букв –з, -с на конце приставок;
научиться правильно писать слова с изученной орфограммой;
научиться графически обозначать условия выбора написания приставок. Слайд чёрный14.
7. Закрепление изученного.
- Дополните свои столбики примерами из упражнения.
- Упражнение № 440 на стр.30.
8. Физкультминутка.
Музыка Барбарики («Есть друзья») Слайд 15.
9. Игра «Прятки с приставками».
В учебнике даны слова в рамочке на с. 176
Объясните их правописание.
- Сделайте вывод.
Приставки З не бывает. Есть только приставка С. Слайд 16. Слайд чёрный 17.
10. Диктант на замену (лексический)
Замените слово с предлогом близким по значению прилагательным.
Ночь без сна -
Бессонная ночь
Труд без пользы -
Бесполезный труд
Небо без звёзд -
Беззвёздное небо
Зима без снега -
Бесснежная зима
Мотор без шума -
Бесшумный мотор
Образуется из пара
- Испарение воды.
12. Игра «Пятое лишнее». (Слайд 18, 19)
1. Разжать, безграничный, бесценный, изготовить, безжизненный.
2. Бесцветный, распороть, воспарить, исследовать, безрадостный.
3.Бесшовный, сделать, бестолковый, распробовать, рассказ.
Подведём итоги. Слайд 20
- Что узнали на уроке?
- В какой последовательности будем действовать, чтобы правильно написать слова с приставкой на З и С? Слайд 21.
Выдели в слове приставку.
Посмотри на букву согласного после приставки.
Глухой согласный – пишем С.
Звонкий согласный – пишем З.
13.Творческая работа. (Работа в группах).
Учитель: «Ребята, а какой ещё урок извлекли из сказки?»
(Надо жить в мире, чтобы быть счастливыми.)
Задание. Со словами «Лишними» из предыдущего задания придумать текст из 3-5 предложений, связанных одной темой «Дружба – это чудо». Слайд22.
- Какой тип речи будет использован? ( рассуждение)
- В каком стиле речи он чаще всего используется? (публицистический). Слайд чёрный 23.
- Послушаем ваши тексты.
14. Домашнее задание. Слайд 24
П. 83 правило, упр. 432.
15. Тест.
16. Взаимопроверка. Оценивание.
17. Рефлексия.
- Я задаю вопрос. Вы отвечаете аплодисментами. Если ответ да - хлопаете 3 раза в ладоши, если нет – сидите тихо.
- Понравился вам урок?
- Помогали вы друг другу?
- Настроение приподнятое?
- Я вам желаю, чтобы вы всегда жили дружно и никогда не ссорились. Слайд 25.
Тест
1.Закончите предложение. В приставках на –з (-с) перед звонкими согласными пишется…
а) з б) с
2.Закончите предложение. В приставках на –з (-с) перед глухими согласными пишется…
а) з б) с
3. Выберите приставку. Несколько дней стреляли бе..прерывно.
а) бес- б) без-
4. Выберите приставку. Наутро решили ра..бить крепость..
а) раз- б) рас-
5. Выберите приставку. Только стена оказалась во..становлена, даже будто новее стала.
а) воз- б) вос-
6. Если за приставками без-, воз-, раз-, низ-, через-, из- следуют буквы р, н, м, л, то в приставках…
а) пишется буква с б) пишется буква з
7. Перед согласными ч, щ, ц, в приставках бес-, вос-, ис-, нис-, рас- и других всегда пишется…
а) пишется буква с б) пишется буква з
8. В каком слове на конце приставки пишется буква С?
а) бе..вредный в) ра..жалобить
б) бе..злобный г) и..целять
9. В каком слове на конце приставки пишется буква З?
а) ра..писание в) и..вестить
б) бе..козырка г) ра..чертить
10. Выберите пропущенную букву в словах.
Во..сиять, ..чистить, ..гинуть, ..делать.
а) з б) с
Ключ к тесту.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а б а а б б а г в б
Критерии оценивания
баллы оценка
10-9 5
7-8 4
5-6 3
0-4 2
На странице приведен фрагмент.
Автор: Казьмина Наталья Алексеевна
→ Публикатор 22.01.2019 0 11945 1036 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы