Рабочие программы по истории на 2013-2014 учебный год: 8, 9, 10 классы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 78
Ленинского района города Ростова-на-Дону
Рассмотрена и рекомендована к утверждению |
Рассмотрена и рекомендована к утверждению |
Утверждена |
на заседании МО учителей |
на заседании |
приказом № 297т 2808.2013 г. |
истории |
методического совета |
Директор |
протокол № 11от 26августа 2013 г. |
протокол № 13от 27августа 2013г. |
___________ |
Председатель МО |
Председатель МС |
О.Л. Садчикова |
___________ Босова О.И. |
___________ Маркина Л.В. |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет |
История |
Класс |
9 класс |
Учебный год |
2013-2014 |
Учитель |
Пенязева Г.В. |
г. Ростов – на – Дону
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы МБОУ СОШ № 78, примерной программы по истории общеобразовательных учреждений. М., Просвещение,2004 г. авторской программы Данилова А. А., Косулиной Л.Г. «История России»– М.: Просвещение, 2010г.,Л.Н.Алексашкина-«Новая история зарубежных стран»-М.-.«Дрофа» 2008 г.
Программа обеспечена учебниками: Данилов А. А., Косулина Л, Г. «История России. 9 кл.».-М. :Просвещение, 2006-2012г.,Л.Н.Алексашкина.Новая история зарубежных стран -9 класс.М.Дрофа.2007-2012.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Задачи программы.
Основными задачами исторического образования являются:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности, характеризовать основные особенности истории XX –XXI веков и истории отдельных периодов всеобщей истории;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
--формирование у учащихся исторического мышления;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина,
Цели обучения.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Место предмета «История» в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение истории в 9 классе в объеме 2 часа в неделю, 70 часов в год.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий на 2013-2014 учебный год на изучение истории отводится 2 часа в неделю, в 9 «А» - 66 часов, в 9-«Б» - 65 часов, 9-«В»- 65 часов.
Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Всеобщая история.
Введение. Мир в конце XIX- в первой половине XX века. Новейшая история как историческая эпоха. Общая характеристика политической карты на рубеже XIX-XX в.в., Государственные устройства, колониальные владения, индустриализация, монополии, борьба за «место под солнцем».
Раздел 1. Мир в первой половине XX века.
Страны Европы и США в начале XX века
Особенности экономического развития в ведущих ,индустриальных странах в начале XX века, внешняя политика, концентрация производства и капитала в ведущих индустриальных странах в начале XX века, борьба за «место под солнцем», забастовочное движение в Европе .Реформизм в начале XX века . Д.Л. Джордж, Т. Рузвельт.
Азия и Латинская Америка в начале XX века.
«Пробуждение Азии». Модернизация. Сунь Ятцен , Ф.Мадеро. Мексиканская революция.
Первая мировая война и ее уроки
- Первая мировая война Причины Первоймировой войны, соотношение сил. Тройственный союз, Антанта.- Итоги I Мировой войны. Уроки I Мировой войны.- Версальско-Вашингтонская система.
Послевоенная Европа и Америка: от революции к
экономическому кризису ( 1918-1929 ). Понимать сущность процессов восстановления после Первой мировой войны. «Процветание» по–американски. План Дауэса.- Стабилизация 1920-х гг.в ведущих странах Запада.-Тестовый контроль по теме «Особенности стабилизации 20-х годов в Европе».
Страны Европы и США в 30-е г.г.
- Мировой экономический кризис 1929-1933г.г.«Новый курс» Рузвельта, борьба за «жизненное пространство .Гражданская война в Испании 1936-1939, фашизм, Ф.Франко, интернациональные бригады.
Страны Востока в период между мировыми войнами.-Турция- кемалистическая революция. Мустафа Кемаль Ататюрк. Освободительные движения в Китае, Чан Кайши.Мао Цзэдун. Практическое занятие Индия .Освободительное движение.
Международные отношения между двумя мировыми войнами. Крах Версальско-Вашингтонской системы. Политика умиротворения агрессора и невмешательство, нейтралитет. «Эра пацифизма»
Вторая мировая война. Современные версии и трактовки Второй мировой войны. Причины и характер II Мировой войны. Периодизация II Мировой войны, фронты. Итоги Второй мировой войны. Последствия II мировой войны.- Лабораторная работа (конференции в годы II Мировой войны). Современные версии и трактовки Второй мировой войны.
Раздел 2.Мир во второй половине XX века
Особенности экономического и политического развития в странах Европы и Северной Америки
Время перемен. США во 2 половине XX века- нач.XXI века. Демократы и республиканцы. Г.Трумэн, Д. Эйзенхауэр, Дж.Кеннеди, Л.Джонсон, Р.Никсон, Дж.Форд, Р.Рейган, Дж.Буш, У.Клинтон, Дж.Буш -младший.Страны Западной Европы : послевоенное устройство. Стабилизация.» «Эконогмическое чудо». Шарль де Голль, Кондар Аденауэр, Маргарет Тэтчер. Бурные 60-е, неоконсерватизм, Страны Восточной Европы. Противоречия и кризисы 1950-х, большие перемены. Иосиф Броз Тито, Лех Валенса, Вацлав Гавел.
Страны Азии и Африки в современном мире. Крушение колониальных империй. Деколонизация. Освобождение и выбор пути развития. Иран, Ливия, Япония, Китай, Вьетнам, Корея, Индия, Египет, Ирак. Дэн Сяопин, Дж.Неру,Курс Неру, Афганский эксперимент. Талибы. Ближневосточный конфликт.
Страны Латинской Америки в современном мире
Реформы и революции. Латифундии, олигархическая власть, Импортзамещающая индустриализация. Тестовый контроль. Реформы и революции.
Культура второй половины XX. Презентация по теме «Культура второй половины XX»
Международные отношения после Второй мировой войны. «Холодная война».
1августа 1975г.совещание по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки. Стратегическая оборонительная инициатива Р.Рейгана. Политика нового мышления. М.С.Горбачёв. Из XX в XXI век.
Раздел 2. История России.
Введение
Тема 1.Россия в начале XX века
Российская империя на рубеже веков и ее место в мире.
Территориальная структура Российской империи, ее геостратегическое положение. Количественная и качественная (этническая) характеристика населения Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала 20 века.
Политическое развитие России в начале 20 века.
Характеристика политической системы Российской империи начала 20 века;
необходимость ее реформирования.
Личность Николая II, его политические воззрения.
Либеральная (земская) программа политических преобразований.
Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований.
С.Ю. Витте. В.К. Плеве. П.Д. Святополк-Мирский.
Национальная и конфессиональная политика Николая II.
Экономическое развитие России в начале 20 века.
Особенности развития российской экономики начала 20 века. Роль государства в экономике России. Иностранный капитал: причины его широкого проникновения в страну, роль в развитии российской экономики. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономике. Финансовый капитал. Государственно-монополистический капитализм.
Кустарная Россия; удельный вес и производственные формы кустарного производства. Сельское хозяйство: оскудение центра. Сельская община. Аграрное перенаселение.
Социальная структура Российской империи начала 20 века.
Особенности социальной структуры российского общества начала 20 века. Поместное дворянство, его экономическое положение и политическая роль в государстве. Характеристика русской буржуазии, ее неоднородность. Специфика русского “небуржуазного” массового сознания.
Крестьянство: экономическая дифференциация, влияние общины, социальная психология. Количественная и качественная характеристика российского пролетариата, условия его труда и быта. Социальная психология. Чиновничество. Духовенство. Интеллигенция.
Внешняя политика Николая II.
Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая II.
Миротворческая инициатива русского императора. Международная конференция в Гааге.
“Большая азиатская программа” русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904-1905 гг. Ход военных действий на суше и на море. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне.
Общественно политические движения в начале 20 века.
Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Классификация политических партий.
Российская социал-демократия. II Съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В.И. Ленин. Ю.О.Мартов.
Партия социалистов-революционеров. Особенности программных и тактических установок. В.М.Чернов. Деятельность боевой организации. Е.Ф. Азеф.
Радикализация либерального движения. Влияние русско-японской войны на внутриполитическую ситуацию.
Первая русская революция.
Антиправительственное движение в 1901-1904 годах. “Зубатовский социализм”: суть, перспективы, причины провала. Кровавое воскресенье. Причины революции. Основные революционные события. “Верхи” в условиях революции. Манифест 17 октября 1905 года. Создание первого предправительственного органа власти – Государственной думы. Формирование либеральных и консервативных политических партий.
Конституционно-демократическая партия и “союз 17 октября”: политические доктрины, решение аграрного и национального вопросов, социальный состав, численность. П.Н.Милюков. А.И.Гучков.
Традиционалистские (монархические) партии и организации: программные лозунги, социальный состав, численность. Черносотенное движение. В.М.Пуришкевич.
Итоги революции.
Реформы П.А.Столыпина.
Альтернативы общественного развития России в 1906 году. Деятельность первой государственной думы, ее аграрные проекты. Правительственная программа П.А.Столыпина. Аграрная реформа, ее экономический, социальный и политический смысл. Переселенческая политика. Вторая государственная дума. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги столыпинской аграрной реформы. Развитие кооперативного движения. Убийство П.А.Столыпина.
III Государственная дума. Общественное и политическое развитие России в 1912-1914 годах. Свертывание курса на политическое и социальное реформаторство.
Россия в Первой мировой войне.
Русская внешняя политика после окончания русско-японской войны. Создание двух военно-политических блоков в Европе. Обострение русско-германских противоречий. Начало Первой мировой войны, ее причины, цели и планы воюющих сторон. Военные действия на восточном фронте в 1914-1916 годах. Итоги военной кампании 1914-1916 гг. психологический перелом в армейских настроениях.
Обострение внутриполитической ситуации.
Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние общества. Отношение политических партий к войне. “Верхи” в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. “Распутинщина”. IV государственная дума. Прогрессивный блок. Нарастание революционного движения.
Серебряный век русской культуры. Духовное состояние русского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Русская идея. Печать и журналистика. Просвещение. Литература: традиции реализма и новые направления. Серебряный век русской поэзии. Декаданс, Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. “Мир искусства”, “Голубая роза”, “Бубновый валет”. Архитектура. Скульптура.
Драматический
театр: традиции и новаторство. Музыка
и исполнительское искусство. Русский
балет. “Русские сезоны” С. Дягилева.
Рождение кинематографа.
Повторение
и
обобщение
. Россия
и ожидании перемен.
Тема2 .Россия 1917-1927г.г.
От Февраля к Октябрю. Начало Февральской революции. Объективные и субъективные причины революции. Двоевластие: суть и причины его появления. Отреченье Николая II.Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Демократизация русскогообщества. Социально-экономическая политика. Рождение новой власти на местах. Альтернативы развития страны после Февраля. Возвращение из эмиграции В. И.Ленина. Апрельские тезисы. Выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б).Апрельский кризис Временного правительства. Образование первого коалиционного правительства, его внутренняя и внешняя политика. Июльские события в Петрограде. Переход РСДРП(б) на нелегальное положение. Выступление генерала Корнилова и его последствия. Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. Л.Д. Троцкий, Октябрьский переворот в Петрограде. Крах право-либеральной альтернативы.
Становление советской власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти. Создание коалиционного советского правительства. Судьба Учредительного собрания. Крах лево-демократической альтернативы. III Всероссийский съезд Советов. Формирование советской государственности. Отношение большевиков к продолжающейся мировой войне. Доктрина мировой революции и революционной войны. Борьба в РСДРП(б) по вопросу о сепаратном мире. Брест-Литовский мирный договор; его условия, экономические и политические последствия их принятия.
Эволюция экономической политики советской власти. “Военный коммунизм”. Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация товарно-денежных отношений.
Гражданская война. Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка противоборствующих сил. Первые вспышки Гражданской войны: поход генерала П. Н. Краснова на Петроград, вооруженное сопротивление в Москве, “мятеж” генерала Н.Я.Духонина, выступления атаманов А. М. Каледина, А. И.Дутова, Г. С. Семенова. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, районы оккупации. Выступление чехословацкого корпуса. Формирование Восточного фронта. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале. в Сибири и на Дальнем Востоке. Создание региональных правительств. Уфимская директория. Мятеж” адмирала А. В. Колчака. Политическая и социально-экономическая программа колчаковского правительства. Эволюция тактической линии меньшевиков и эсеров во время Гражданской войны. Военные действия на Восточном фронте. Конец колчаковского режима. Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на Дону. Всевеликое Войско Донское атамана П. Л. Краснова. Добровольческая армия генерала А. И. Деникина. Характер белогвардейской власти на юге. Политические декларации и социально-экономическая политика. Белый террор. Движение зеленых. Н, И, Махно. Программа и тактика махновского движения. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина.Северный фронт. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петроград. Антибольшевистские выступления красноармейцев в фортах Красная Горка, Серая Лошадь, Обручев. Переход Красной Армии в контрнаступление. Падение Белого режима на севере.2Белый Крым. Социально-экономическая программа П. Н. Врангеля. Разгром Врангеля. Гражданская война на национальных окраинах. Война с Польшей, ее классово-политический смысл и итоги. Окончание Гражданской войны. Причины победы красных.“Малая гражданская война”. Крестьянские выступления в 1920—1921 гг. Кронштадтское восстание.
Новая экономическая политика. Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа и его экономические итоги. Социальная структура и социальная психология в 20-е гг. Кризис нэпа, его причины. Альтернативные варианты преодоления кризисных явлений.
Развитие политического процесса в 20-е гг. Отношение к нэпу в различных слоях населения и в партии. Эволюция взглядов В. И. Ленина на нэп. Главное противоречие нэпа. Формирование однопартийной системы. Превращение РКП(б) в главное звено государственной структуры. Образование СССН .Борьба за власть в политическом руководстве после смерти В. И. Ленина. Усиление И. В. Сталина.
Внешняя политика в 20-е гг. Международная обстановка во время и после окончания Гражданской войны. Внешнеполитические аспекты причин победы большевиков в Гражданской войне. Идея мировой революции и учреждение Коммунистического Интернационала. II конгресс Коминтерна. Эволюция взглядов В. И. Ленина на идею мировой революции. Перенесение акцента на нормализацию отношений с мировыми державами и широкое привлечение иностранных капиталов в страну. Прорыв мировой изоляции советской страны. Генуэзская конференция. Рацалльский договор. Новый курс Коминтерна. Международное признание СССР. Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Германии. Американские фирмы на советском рынке. Усиление международной напряженности в конце 20-х гг.: причины, факты, последствия для внутреннего положения в стране.
Духовная жизнь. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создания “новой интеллигенции”. Большевистские приоритеты в науке. Положение научно-технической интеллигенции. Творцы Серебряного века в советской России. Первая волна эмиграции, “Философский пароход”. Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало “нового искусства”. Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. “Окна сатиры РОСТА”. Кинематограф. Начало партийного наступления на культуру..Жизнь, быт и психология людей в 20-е гг.
Тема 3.СССР в 1928-38гг
Экономическое развитие. Хлебозаготовительный кризис 1927г.(причины, проявления, меры к преодолению. Оформление двух то-1чек зрения на причины и пути выхода из кризиса: И, В. Сталин против Н. И. Бухарина.. Социально-психологические предпосылки победы сталинской линии. Социально-политическая подготовка “великого перелома”. Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилетки, их итоги. Коллективизация. Раскулачивание. Форсированная индустриализация и насильственная коллективизация — неразрывная связь. Результаты форсирования развития и его цена. Политическая система. Определение и основные черты тоталитарного режима и тоталитарного государства. Партия — ядро тоталитарной системы. Огосударствление партийного аппарата. Ликвидация остатков внутрипартийной демократии. Идеологизация общественной жизни. Контроль за средствами массовой информации. “Партийное влияние” на науку и культуру. Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя .Система массовых организаций. Унификация общественной жизни. Репрессии. Принятие Конституции 1936 г. Попытки сопротивления тоталитарному режиму. Социальная система. Изменение социальной структуры общества. Конституция 1936 г, о социальной структуре советского общества. Рабочий класс. Источники пополнения. Производственные навыки. Жизнь и быт. Стахановское движение. Социальная дифференциация. Ужесточение трудового законодательства. Крестьянство. Социальные последствия коллективизации и раскулачивания. Жизнь и быт колхозной деревни. Изменения в социальной психологии крестьян. Ограничение административных и гражданских прав. Интеллигенция. Истребление старых кадров. Формирование пролетарской интеллигенции.
“Спецконтингент”. ГУЛАГ как структурное подразделение советской экономики. Номенклатура — верхний слой советской социальной системы. Состав. Иерархия. Психология. Система льгот и привилегий.
Внешняя политика. Новый курс советской дипломатии. Отход от прогерманской ориентации. Поиски союза с демократическими странами. Принятие СССР в Лигу Наций. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности. Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. СССР и война в Испании. Мюнхенское соглашение и советская дипломатия. Дальневосточная политика СССР.
Духовная жизнь. Идеологическое наступление на культуру. Школа и семья. Советская наука. Достижения советской физической школы. Успехи советских химиков. Достижения в биологии. От свободы творчества к творческим союзам. М. Горький. Социально-психологический феномен социалистического реализма. Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Песенное искусство. Живопись. Литература. Культурная революция и ее итоги. Жизнь и быт людей в 30-е гг. Психологическое состояние общества.
Тема 4.ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
СССР накануне войны. Советско-германские отношения. Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договоры 1939 г. Реализация СССР
секретных протоколов. Война с Финляндией и ее итоги. Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты .Подготовка Германии к нападению на СССР.
Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой—летом 1942 г. Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Периодизация военных действий. Оборонительные сражения летом—осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Нацистский “новый порядок” на оккупированной территории, массовое уничтожение людей. Приказ № 270. Битва под Москвой. Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги. Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражения па Кавказе. Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция.
Тыл в годы войны. Морально-психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск. Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага; партизанское движение. Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г. Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 I1. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма. Открытие второго фронта.
Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских войск летом 1944 г. Операция “Багратион”. Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Крымская конференция. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги и цена победы. Итоги и уроки великой войны.
Повторительно- обобщающий урок.
Тема 5. СССР В 1945—1952 гг.
Послевоенное
восстановление хозяйства. Состояние
эконо-|мики страны после окончания
войны. Экономические дискуссии 11945—1946
гг. Восстановление и развитие
промышленности. Трудности и проблемы
сельского хозяйства. Жизнь и быт людей.
Политическое
развитие страны. “Демократический
импульс” войны. Изменения в структурах
власти. Система ГУЛАГа в послевоенные
годы. Национальная политика. Правящая
партия и общественные организации
впервые послевоенные годы.
Идеология
и культура. Идеологические
кампании 40-х гг. Эволюция официальной
идеологии. Образование. Противоречия
в развитии литературы, театра, кино,
музыки. Научные дискуссии.
Внешняя
политика, СССР
в системе послевоенных международных
отношений.
Формирование двух военно-политических
блоков государств. Начало “холодной
войны”. Роль Советского Союза в
установлении коммунистических режимов
в странах Восточной Европы и Азии. СССР
в корейской войне.
Тема 6. СССР В 1953 — СЕРЕДИНЕ 60-х гг.
Изменения политической системы. Смерть Сталина и борьба за власть. Г. М. Маленков. Л. П. Берня. Н. С, Хрущев. XX съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС (1961 г.).Разработка новой Конституции СССР. Экономическое и социальное3 развитие. Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политикаХрущева. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР. Особенности социальной политики. Жилищное строительство. Развитие науки и образования. Научно-техническая революция в СССР Запуск первого искусственного спутника Земли (1957 г.). Первый пилотируемый полет в космос Ю.Л.Гагарина 12 апреля 961 г. Открытия советских ученых в важнейших областях науки. С.П.Королев. М.В.Келдыш. И.В.Курчатов. А.Д.Сахаров. Реформа школы 958г. Духовная жизнь.Зарождение обновленческого направления в советской литературе. И. Эренбург. В. Панова. А. Твардовский. Д.Гранин. В.Дудшщев. Р. Рождественский. Е.Евтушенко. А. Вознесенский. А. Солженицын. слабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Внешняя политика. Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения. Берлинский кризис 1961г.Карибский кризис1962 г. Поиски новых подходов в отношениях со странами социализма. КПСС и международное коммунистическое и рабочее движение. Отношения СССР со странами “третьего мира”.
Повторение.
Тема 7.СССР В СЕРЕДИНЕ 60-х —СЕРЕДИНЕ 80-хгг.
Политическое развитие. Отстранение Н. С. Хрущева от власти в октябре 1964 г. Л. И. Брежнев. А. Н. Косыгин. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Курс на “стабильность кадров”. XXIII съезд КПСС и проведение “контрреформ” в политической сфере. Укрепление роли армии и органов безопасности. Реформирование КГБ. Конституция СССР 1977 г.Экономика “развитого социализма”. Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР а научно-технической сфере. Особенности социальной политики. Общественная жизнь. Развитие художественной культуры. Концепция “развитого социализма”. Теория “обострения идеологической борьбы”. Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Литература в борьбе с идеологией застоя. В.Аксенов. А. Солженицын. В. Максимов. В. Некрасов. В. Войнович. В.Гроссман. И.Бродский. Ф.Абрамов. В.Астафьев. В. Шукшин. В. Распутин. Ю. Трифонов. Советский театр. Г Товстоногов. Ю. Любимов, А. Эфрос. М. Захаров. О. Ефремов. Г, Волчек. “Магнитофонная революция”. В. Высоцкий. А. Галич. Ю. Визбор. Ю. Ким. Б. Окуджава. Движение диссидентов. Советская музыка. Г.Свиридов. А.Шнитке. Э.Денисов. Балет. М.Плисецкая. Н.Бессмертнова. А.Годунов. М. Барышников. Р. Нуреев. М. Лиепа. Оперное искусство. И. Архипова. Е. Образцова. Г. Вишневская. М. Биешу. Кинематограф. Г. Козинцев. С. Ростоцкий. С. Бондарчук. Л. Гайдай. Э. Рязанов. М. Хуциев. Внешняя политика. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток—Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки. Отношения СССР со странами социализма. Доктрина Брежнева. Страны “третьего мира” во внешней политике советского руководства.
Тема 8. ПЕРЕСТРОЙКА В СССР. 1985—1991 гг.
Реформа политической системы. Смерть Л. И. Брежнева.
Ю.В.Андропов. М.С.Горбачев. “Кадровая революция”. Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы1988 г. Проведение выборов народных депутатов СССР 1989г.Возрождение российской многопартийности. Либеральные, социалистические, национальные партии и общественно-политические движения. Национальная политика и межнациональные отношения. Власть и церковь в годы перестройки. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. Роспуск КПСС, Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ .Экономические реформы 1985—1991 гг. Состояние экономики СССР в середине 80-х гг. Стратегия “ускорения социально-экономического развития”. Экономическая реформа 1987 г. и причины ее незавершенности. Программа “500 дней”. Экономическая политика союзных республик в условиях “парада суверенитетов” 1990—1991 гг, и ее последствия. Общественная жизнь. Пересмотр партийной идеологии. Новая редакции программы КПСС (1986 г.). Политика гласности. Утрата КПСС контроля над средствами массовой информации. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности. Динамика общественных настроений. Кризис социалистической идеологии и политики. Внешняя политика. Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом, Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Восточной Европы, Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского Договора. Итоги и последствия политики нового мышления
Тема 9. НОВАЯ РОССИЯ. 1991—2006 гг.
Российская экономика на пути к рынку. Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики страны в 90-е гг, Политическая жизнь. Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990 г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин, Разработка новой Конституции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993г. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы1996г..Духовная жизнь. Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Традиционные религии в современной России, Национальная политика и межнациональные отношения. Народы и регионы России накануне и после распада СССР Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строительства в 90-е гг.Геополитическое положение и внешняя политика России. Положение России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия — СНГ. Результаты внешней политики страны в 90-е гг. Страны СНГ и Балтии в 90-е гг. Русское зарубежье в 90-е гг.Россия на пороге XXI в. Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии. Федеративный договор и его значение. Декларация о суверенитете.. Конституция РС(Я) 1992. Реформа органов государственной власти. Повторительно-обобщающий урок
Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. “Русские сезоны” С. Дягилева. Рождение кинематографа.
Итоговое занятие.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Разделы учебной программы и основные содержательные линии |
Количество часов |
В том числе |
||
контрольных работ |
практических работ |
лабораторных работ |
|||
|
Всеобщая История |
|
|
|
|
1 |
Контроль знаний за 8 класс. |
1 |
1 |
|
|
2 |
Введение |
1 |
|
|
|
3 |
Тема 1. Мир в первой половине XX века |
15 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Тема 2.Мир во второй половине XX века |
12 |
1 |
3 |
1 |
|
История России |
|
|
|
|
5 |
Введение . Россия в XX- начале XXI в. |
1 |
|
|
|
6 |
Тема 1.Россия в 1900-1917г.г. |
9 |
1 |
1 |
|
7 |
Тема 2. Россия 1917-1927 гг. |
8 |
1 |
1 |
|
8 |
Тема3.СССР в 1928-1938г.г. |
4 |
1 |
1 |
|
9 |
Тема 4.Великая Отечественная война |
5 |
1 |
1 |
|
10 |
Тема 5. СССР в 1945-53 г.г. |
2 |
|
|
|
11 |
Тема 6. СССР в 1953 - середине 60-х годов XX в |
2 |
|
|
1 |
12 |
Тема 7. СССР середине 60-х – середине 80-х годов. |
2 |
|
1 |
|
13 |
Тема 8. Советское общество в 1985-1991 гг. |
2 |
|
1 |
|
14 |
Тема 9. Новая Россия. На рубеже XX-XXI в.в |
1 |
1 |
|
1 |
15 |
Контрольное тестирование за курс истории 9 класс. |
1 |
|
|
|
16 |
Итоговое занятие. |
1 |
1 |
|
|
|
ИТОГО ЗА ГОД |
66 |
9 |
10 |
4 |
Виды и формы контроля
устный опрос;
индивидуальное задание;
групповой;
фронтальный;
беседа;
экспресс-опрос;
практические работы;
самостоятельная работа
беседа;
тестирование;
творческие письменные работы;
создание презентаций;
Виды контроля:
Предварительный,
Текущий,
Тематический,
Контрольная работа.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней;
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Нормы оценки знаний по истории
Критерии и нормы устного ответа
Оценка «5» ставится, если ученик показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки, работы с чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится,
если ученик показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится,
если ученик усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
Полностью не усвоил материал.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
Оценка «5» ставится, если ученик:
Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Правильно выполняет не менее половины работы.
Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Правильно выполняет менее половины письменной работы.
Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится в случае:
Нет ответа.
Примечание - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Оценка «5» ставится, если:
Правильной самостоятельно определяет цель данных работ.
Самостоятельно, проводит данные работы
Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы
Оценка «4» ставится, если ученик:
выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт;
при оформлении работ допускает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы;
допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении.
Оценка "2" ставится, если ученик:
не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя выполнить работу.
допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога.
Оценка «1» ставится в случае:
Нет ответа.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, общепринятых символов,;
неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником,
К негрубым относятся ошибки:
неточность формулировок, понятий, законов, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 — 3 из этих признаков второстепенными;
ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
нерациональный метод выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной литературой;
Недочётам и являются:
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
орфографические и пунктуационные ошибки.
Требования к написанию школьного реферата.
Зашита реферата — одна из форм проверки знаний учащихся. Она предполагает предварительный выбор интересующей его проблемы, ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов.
Термин «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «докладываю, сообщаю». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников. Требования к написанию реферата:
1. Тема реферата и ее выбор
Основные требования к этой части реферата:
тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения
в названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими
следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.
2. Требования к оформлению титульного листа
В правом верхнем углу указывается название учебного заведения, в центре -тема реферата, ниже темы справа — Ф.И.О. учащегося, класс. Ф.И.О. руководителя, внизу – населенный пункт и год написания.
3. Оглавление
Следующим после титульного листа должно идти оглавление. Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.
4. Основные требования к введению
Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с проблемностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений.
Очень важно, чтобы школьник умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один параграф реферата.
5. Требования к основной части реферата
Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблемы. Не стоит требовать от школьников очень объемных рефератов, превращая их труд в механическое переписывание из различных источников первого попавшегося материала. Средний объем основной части реферата — 10 страниц. Учителю при рецензии, а ученику при написании необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения.
Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.
6. Требования к заключению
Заключение — часть реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Очень часто ученики (да и учителя) путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал, продолжающий изложение проблемы. Объем заключения 2-3 страницы.
7. Основные требования к списку изученной литературы
Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательства, год издания.
8. Основные требования к написанию реферата
Основные требования к написанию реферата следующие:
должна соблюдаться определенная форма (титульный лист, оглавление и т.д.);
выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной школьному уровню по объему и степени научности;
не следует требовать написания очень объемных по количеству страниц рефератов;
введение и заключение должны быть осмыслением основной части реферата.
9. Выставление оценки за реферат
В итоге оценка складывается из ряда моментов:
соблюдения формальных требований к реферату.
грамотного раскрытия темы:
умения четко рассказать о представленном реферате
способности понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия.
№ |
Авторы |
Название |
Год издания |
Издательство |
1 |
Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брант М.Ю. |
История России.XX – начало XXI века. |
2009-2011 |
Просвещение |
2 |
Данилов А.А., Косулина Л.Г., |
Поурочные разработки к учебнику |
2009 |
Просвещение |
3 |
Арасланова О.В., Поздеев А.В. |
Поурочные разработки по история России.XX – начало XXI века. |
2006 |
Экзамен |
4 |
Клокова Г.В. |
Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории России XX века. 9 класс. |
2006 |
Сфер |
5 |
Л.Н. Алексашкина, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина |
Россия и мир в 20 – начале 21 века. - М.: Просвещение.
|
2012 |
М.: Просвещение,
|
6 |
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт |
Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2007
|
2007 |
М.: Просвещение
|
2.Экранно-звуковые пособия:
ВОВ.:
http://www.tvzavr.ru/Vtoraya-mirovaya-voina-Kurskaya-duga
http://www.back2ussr.ru/video/kino/muzej-panorama-stalingradskaja-bitva.html
http://video.yandex.ru/search?clid=1923017&text=Перестройка в СССР.
http://www.tvzavr.ru/Velikaya-voina-HD-Seriya-16-Bitva-za-Germaniyu
http://www.tvzavr.ru/Velikaya-voina-Seriya-8-Bitva-za-Kavkaz
http://www.tvzavr.ru/Velikaya-voina-Seriya-4-Bitva-za-Moskvu
Серебряный век русской культуры : http://video.mail.ru/mail/sosedovaelizaveta/1912/1922.html
Российская империя:
http://www.youtube.com/watch?v=me2Ekg6f34w
Первая мировая война :
http://video.mail.ru/bk/bristol77707/3828/88248.html
http://video.yandex.ru/users/pro-anima/view/1/
Русско – японская война :
http://www.youtube.com/watch?v=ITktDU3M-jY
http://video.mail.ru/mail/refineann/2220/2350.html
3.Технические средства обучения (средства ИКТ).
Интерактивный комплекс
Телевизор
Видеомагнитофон и DVD-плеер
4. Цифровые и электронные образовательные ресурсы.
Данилов А.А. История России истории http://www.bookomania.ru/knigi/staren-koe/2154-uchebnik-onlain-po-istorii-dlj-9-klassa-danilov.html
Интернет ресурсы http://www.hrono.ru – исторический портал
-5. Демонстрационные и наглядные пособия
таблицы по истории по разделам курса 9 класса,
Схемы по истории (отражающие причинно-следственные связи, системность социальных объектов, явлений. процессов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока |
Класс |
Дата проведения урока |
Тема урока |
Основные виды учебной деятельности |
Виды контроля |
||||
план |
факт |
||||||||
Всеобщая история |
|||||||||
1 |
9 а 9 б 9 в |
3.09 4.09 5.09 |
|
Контроль знаний за 8 класс
|
Написание тестов |
Тест |
|||
2 |
9 а 9 б 9 в |
4.09 5.09 7.09 |
|
Введение. Мир в конце XIX- в первой половине XX века |
|
|
|||
Раздел 1. Мир в первой половине XX века.( 15 часов ) |
|||||||||
3 |
9 а 9 б 9 в |
10.09 11.09 12.09 |
|
В начале века.
|
Давать характеристику положения в Европе и США периода нач. 20 века Просмотр учебных фильмов. |
беседа творческие письменные работы |
|||
4 |
9 а 9 б 9 в |
11.09 12.09 14.09 |
|
Страны Европы и США в начале XX века (2) |
|
||||
5 |
9 а 9 б 9 в |
17.09 18.09 19.09 |
|
Страны Европы и США в начале XX века (2) |
|
|
|||
6 |
9 а 9 б 9 в |
18.09 19.09 21.09 |
|
Страны Азии и Латинской Америки в начале XX века |
|
|
|||
7 |
9 а 9 б 9 в |
24.09 25.09 26.09 |
|
Первая мировая война . |
Называть основные причины, предпосылки первой мировой войны. Основные битвы Первой мировой войны. |
семинар |
|||
8 |
9 а 9 б 9 в |
25.09 26.09 28.09 |
|
Новая карта Европы. Версальская система. |
Характеризовать Версальскую систему, её недостатки. |
индивидуальное задание письменные работы создание презентаций |
|||
9 |
9 а 9 б 9 в |
1.10 2.10 3.10 |
|
Революционные события 1918- начала 1920 годов в Европе. |
|
устный опрос индивидуальное задание |
|||
10 |
9 а 9 б 9 в |
2.10 3.10 5.10 |
|
Зарождение фашизма и нацизма.. |
Называть причины зарождения фашизма в Германии и Италии. |
Семинар устный опрос Фронтальный опрос. беседа тематический контроль |
|||
11. |
9 а 9 б 9 в |
8.10 9.10 10.10 |
|
Страны Европы и США в 1924-1939 годах |
Анализировать и сравнивать развитие стран Европы, США и стран Азии в период 20-30 годов 20 века. |
|
|||
12 |
9 а 9 б 9 в |
9.10 10.10 12.10 |
|
Страны Азии в 1918-1939 годах. |
индивидуальное задание творческие письменные работы |
||||
13 |
9 а 9 б 9 в |
15.10 16.10 17.10 |
|
Развитие культуры в 1920-1930-е годы. |
|
самостоятельная работа |
|||
14 |
9 а 9 б 9 в |
16.10 17.10 19.10 |
|
Международные отношения в 1920-1930-е годы. |
Давать характеристику международному положению 20-30 г.г.(мир накануне войны) |
Практ.занятие. |
|||
15 |
9 а 9 б 9 в |
22.10 23.10 24.10 |
|
Вторая мировая война(2) |
|
|
|||
16 |
9 а 9 б 9 в |
23.10 24.10 26.10 |
|
Вторая мировая война(2) |
|
|
|||
17 |
9 а 9 б 9 в |
29.10 30.10 31.10 |
|
Тест по 1 разделу. Мир в пер.пол.XX века. |
Написание тестов |
Тест. |
|||
Раздел 2.Мир во второй половине XX века( 12) |
|||||||||
18 |
9 а 9 б 9 в |
30.10 31.10 2.11 |
|
Время перемен. |
Характеризовать период 2 половины 20 века. Называть основные направления внутренней политики США и Европы.
Давать определение понятиям: План Маршалла, «Холодная война», «Железный занавес». |
|
|||
19 |
9 а 9 б 9 в |
12.11 13.11 2.12 |
|
Соединённые Штаты Америки во второй половине половине XX-начале XXI века. |
устный опрос. творческие письменные работы |
||||
20 |
9 а 9 б 9 в |
13.11 14.11 14.11 |
|
Страны Западной Европы: послевоенное устройство. |
практическое занятие |
||||
21 |
9 а 9 б 9 в |
19.11 20.11 16.11 |
|
Западная Европа : ответы на вызовы времени. |
|
||||
22 |
9 а 9 б 9 в |
20.11 21.11 21.11 |
|
Страны Восточной Европы в 1945 -1970- годы. |
|
||||
23 |
9 а 9 б 9 в |
26.11 27.11 23.11 |
|
Новая ситуация в Восточной Европе. |
беседа
|
||||
24 |
9 а 9 б 9 в |
27.11 28.11 28.11 |
|
Страны Азии и Африки : освобождение и выбор путей развития. |
Работа с докум. |
Лабораторная работа |
|||
25 |
9 а 9 б 9 в |
3.12 4.12 5.12
|
|
Страны Латинской Америки во 2 половине XX- нач. XXI века: реформы и революции. |
Характеризовать особенности реформ в Латинск.. Америке. |
Практическое занятие |
|||
26 |
9 а 9 б 9 в |
4.12 5.12 7.12 |
|
Развитие культуры во второй половине XX-нач. XXI века. |
Давать характеристику развития культупы
|
|
|||
27 |
9 а 9 б 9 в |
10.12 11.12 12.12 |
|
Международные отношения во второй половине XX- начале XXI века. |
|
Практическое занятие |
|||
28 |
9 а 9 б 9 в |
11.12 12.12 14.12 |
|
Из XX в XXI век. |
Систематизир. исторический материал по истории России 20 - 21 в. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России |
самостоятельная работа |
|||
29 |
9 а 9 б 9 в |
17.12 18.12 19.12 |
|
Мир во второй половине XX века. |
Тест |
ИСТОРИЯ РОССИИ |
||||||
|
9 а 9 б 9 в |
18.12 19.12 21.12 |
|
Введение. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире |
|
|
Тема 1.Россмя в 1900-1917 г.г. ( 9 часов) |
||||||
3 |
9 а 9 б 9 в |
24.12 25.12 26.12 |
|
Политическое развитие России в начале 20 века.
|
Анализировать политическое и экономическое развитие России в начале 20 века. |
|
3 |
9 а 9 б 9 в |
25.12 26.12 28.12 |
|
Экономическое развитие России в начале 20 века. |
|
|
3 |
9 а 9 б 9 в |
14.12 15.12 11.01 |
|
Социальная структура Российской империи начала 20 века.
|
Давать характеристику соц. структуре Российской империи |
|
3 |
9 а 9 б 9 в |
15.01 16.01 16.01 |
|
Практическое занятие. Внешняя политика Николая II.
|
работа с документом |
Практическая работа |
3 |
9 а 9 б 9 в |
21.01 22.01 18.01 |
|
Первая русская революция. Реформы П.А.Столыпина.
|
Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Давать характеристику личности П.А Столыпина . Давать и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности .П.А.Столыпина I. Участвовать в дискуссии о значении деятельности СтолыпинаI. |
|
3 |
9 а 9 б 9 в |
22.01 23.01 23.01 |
|
Россия в Первой мировой войне.
|
|
|
3 |
9 а 9 б 9 в |
28.01 29.01 25.01 |
|
Обострение внутриполитической ситуации.
|
|
|
3 |
9 а 9 б 9 в |
29.01 30.01 30.01 |
|
Серебряный век русской культуры. |
Выполнять тестовые контрольные задания по периоду правления Петра I по образцу ГИА (в упрощённом варианте) |
|
3 |
9 а 9 б 9 в |
4.02 5.02 1.02 |
|
Тест. Россия в ожидании перемен. Повторение и обобщение. |
Систематизировать знания по разделу истории. |
Т.Тест |
Тема 2. Россия 1917-1927 гг. ( 8 часов ) |
||||||
|
9 а 9 б 9 в |
5.02 6.02 6.02 |
|
От Февраля к Октябрю. Становление советской власти. |
Давать характеристику развития России в 1917-1927 г.г. Анализировать графики, таблицы, схемы.
|
беседа экспресс-опрос |
4 |
9 а 9 б 9 в |
11.02 12.02 8.02 |
|
Эволюция экономической политики советской власти. “Военный коммунизм”. |
|
|
4 |
9 а 9 б 9 в |
12.02 13.02 13.02
|
|
Гражданская война. |
|
|
4 |
9 а 9 б 9 в |
18.02 19.02 15.02 |
|
Новая экономическая политика. |
Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации. |
|
4 |
9 а 9 б 9 в |
19.02 20.02 20.02 |
|
Развитие политического процесса в 20-е гг |
Характеризовать особенности развития 20 г.г. России Проводить поиск информации для сообщений о деятелях культуры 20 в |
|
4 |
9 а 9 б 9 в |
25.02 26.02 22.02 |
|
Практическая работа. Внешняя политика в 20-е гг. |
Практическая работа |
|
4 |
9 а 9 б 9 в |
26.02 27.02 27.02 |
|
Духовная жизнь, быт и психология людей в 20-е гг. |
|
|
4 |
9 а 9 б 9 в |
4.03 5.03 1.03 |
|
Тест Повторение и обобщение. Россия на крутом переломе. |
Тест |
Тема 3. СССР 1928-1938 г.г.( 4 часа ) |
||||||
4 |
9 а 9 б 9 в |
5.03 6.03 6.03 |
|
Экономическое развитие. |
|
|
5 |
9 а 9 б 9 в |
11.03 12.03 13.03 |
|
Практическая работа Политическая система. “Спецконтингент”.
|
Написание рефератов, работа с несколькими источниками |
Практическая работа |
5 |
9 а 9 б 9 в |
12.03 13.03 15.03 |
|
Внешняя политика. Духовная жизнь. |
решение познавательных и практических задач |
|
5 |
9 а 9 б 9 в |
18.03 2.04 3.04 |
|
Повторение и обобщение. Накануне суровых испытания. |
Работа в группах |
|
Тема 4. Великая Отечественная война ( 5 часов ) |
||||||
5 |
9 а 9 б 9 в |
1.04 3.04 5.04 |
|
СССР накануне войны. Советско-германские отношения.
|
Называть причины ВОВ, периодизацию ВОВ,
Анализировать причины поражения СССР на начальном этапе ВОВ.
|
устный опрос индивидуальное задание
|
5 |
9 а 9 б 9 в |
2.04 9.04 10.04 |
|
Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой—летом 1942 г. |
Информационно-аналитические сообщения |
|
5 |
9 а 9 б 9 в |
8.04 10.04 12.04 |
|
Практ. работа Тыл во время войны.. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. |
|
Практ. работа |
5 |
9 а 9 б 9 в |
9.04 16.04 17.04 |
|
Завершающий период Великой Отечественной войны. Разгром японских войск в Маньчжурии. |
|
устный опрос индивидуальное задание
|
5 |
9 а 9 б 9 в |
15.04 17.04 19.04 |
|
Тест Повторительно- обобщающий урок. Итоги и уроки великой войны. |
Систематизация учебного материала |
тест |
Тема 5. СССР в 1945-52 г.г.( 2 часа) |
||||||
5 |
9 а 9 б 9 в |
16.04 23.04 24.04 |
|
Послевоенное восстановление хозяйства. Политическое развитие страны. |
Систематизация учебного материала |
|
6 |
9 а 9 б 9 в |
22.04 24.04 26.04 |
|
Идеология и культура. Внешняя политика СССР . |
Характеризовать основные преобразо-вания в сфере образования и науки, культуры и быта. Давать характеристику основных направлений внешней политики СССР на данном этапе. |
|
Тема 6. СССР в 1953 - середине 60-х годов XX в. ( 2 часа ) |
||||||
6 |
9 а 9 б 9 в |
23.04 30.04 3.05 |
|
Изменения политической системы. Экономическое и социальное развитие. |
Давать характеристику экономическому и социально-политическому состоянию страны. |
|
6 |
9 а 9 б 9 в |
29.04 7.05 8.05 |
|
Развитие науки и образования. Духовная жизнь. Лабораторная работа. |
Систематизация учебного материала |
Лаб.раб |
Тема 7. СССР середине 60-х – середине 80-х годов. ( 2 часа) |
||||||
6 |
9 а 9 б 9 в |
30.04 8.05 10.05 |
30.04 8.05 10.05 |
Практическая работа Политическое развитие. Экономика “развитого социализма”. |
Работа с источниками |
Практическая работа |
6 |
9 а 9 б 9 в |
7.05 15.05 17.05 |
6.05 14.05 15.05 |
Общественная жизнь. Внешняя политика. |
Выполнение заданий по разграничению понятий. |
|
Тема 8. Советское общество в 1985-1991 гг. Перестройка. (1час) |
||||||
6 |
9 а 9 б 9 в |
7.05 15.05 17.05 |
|
Практическая работа Реформа политической системы. .Экономические реформы. |
работа с несколькими источниками |
Практическая работа
|
6 |
9 а 9 б 9 в |
13.05 21.05 22.05 |
|
. Итоговое тестирование за курс 9 класса.
|
|
Тест |
Тема 9 .Новая Россия. На рубеже XX-XXI в.в.(1час) |
||||||
|
9 а 9 б 9 в |
14.05 22.05 24.05 |
|
Российская Федерация начало XXI в.в. |
|
|
6 |
9 а 9 б 9 в |
20.05 -
- |
|
Итоговое занятие. |
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пенязева Галина Валентиновна
→ belay 02.10.2013 1 7933 1593 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.