Рабочая программа по физике; 7 класс
7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов:
-Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ от 5 марта 2004года №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»).
примерной программы основного общего образования по физике в 7-9 кл., авторы: В.А.Орлов,О.Ф.Кабардин,В.А.Коровин,Н.С.Пурышева,В.Е.Фрадкин.(Физика.Астрономия. Программы для общеобразовательных учреждений. М.Дрофа.2010)) и скорректирована с учетом программы «Физика 7-9» (авторов Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской ).
Рабочая программа уточняет состав предметных тем педагогического стандарта, предоставляет распределение часов обучения по разделам курса и порядок преподавания разделов физики, учитывая межпредметные и внутрипредметные связи, смысловую связь процесса обучения, возрастных отличий учеников, задаёт минимальное количество и качество опытов, которые в дальнейшем демонстрирует преподаватель на уроке, во время лабораторной или практической работы, которые выполняет ученик.
Место предмета в учебном плане
Физика как наука о самых разнообразных законах окружающего мира, преподаваемая в качестве образовательного предмета в школе, привносит заметный вклад в базу знаний о законах природы. Она показывает роль науки в материальном и духовном развитии общества, формирует современное научное мировоззрение. Модернизация образования предусматривает повышение физической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с физикой
Гуманитарным весом физики как заметной частицы общего образовании является то, что она знакомит школьника с научными методами познания, позволяющими осмысленно воспринимать окружающий мир и явления, происходящие в нём. Знание физики требуется для познания таких предметов как химия, биология, физическая география, технология, ОБЖ.
Цели обучения
Изучение
физики в 7 классе направлено на достижение
следующих целей:
освоение знаний о механических, величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная
деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно- ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения физики в VII классе 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю. В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 4 часов. Количество часов по учебному плану- (2 часа в неделю) с учетом праздничных дней .
Из них:
Контрольных работ – 8 часов:
«Равномерное и равноускоренное движение»-1ч, «Плотность и масса тела» -1 ч
«Сила» - 1ч, "Работа. Мощность» - 1ч, «Простые механизмы. КПД» - 1ч, «Звуковые явления» - 1ч, "Световые явления»-1ч,итоговая контрольная работа – 1ч.
Лабораторных работ - 15 часов:
«Измерение длины, объема и температуры тела» - 1ч, «Измерение размеров малых тел» - 1ч, «Измерение времени» - 1ч, «Изучение равномерного движения» - 1ч, «Измерение массы тела на рычажных весах» - 1ч, «Измерение плотности вещества твердого тела» - 1ч, «Градуирование динамометра и измерение сил» - 1ч, «Измерение силы трения скольжения» - 1ч, «Измерение коэффициента трения скольжения» - 1ч, «Изучение условия равновесия рычага» - 1ч, "Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» - 1ч, «Наблюдение прямолинейного распространения света» - 1ч, «Изучение явления отражения света» - 1ч, «Изучение явления преломления света» - 1ч, «Изучение изображения, даваемого линзой» - 1ч.
Учебно – методический комплект
Программа курса физики для 7—9 классов общеобразовательных учреждений (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская).
Физика. 7 класс. Учебник (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская).
Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская).
Пурышева Н.С., Важевская Н.Е. Физика – 7: Тематическое и поурочное планирование. – М.: Дрофа, 2007
Физика. Контрольные и проверочные работы. 7 класс. (авторы Н. С. Пурышева, О. В. Лебедева).
Сборник задач по физике. 7-9 кл. / составитель В.И. Лукашик.
Электронное приложение к учебнику.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и физических диктантов (по 10-15 мин) в конце логических законченных блоков учебного материала итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой контрольной работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
Название темы или раздела |
Кол-во |
Количество
контрольных |
Количество лабораторных работ |
1 |
Введение |
6 |
- |
3 |
2 |
Механические явления |
38 |
5 |
8 |
3 |
Звуковые явления |
6 |
1 |
- |
4 |
Световые явления |
16 |
1 |
4 |
5 |
Повторение. Итоговая контрольная работа |
4 |
1 |
- |
|
ИТОГО |
70 |
8 |
15 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 часов)
Введение (6 часов)
I уровень
Что и как изучают физика и астрономия.
Физические явления. Наблюдения и эксперимент. Гипотеза. Физические величины. Единицы величин. Измерение физических величин. Физические приборы. Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности. Уменьшение погрешности измерений. Измерение малых величин.
Физические законы и границы их применимости.
Физика и техника.
II уровень
Относительная погрешность. Физическая теория.
Структурные уровни материи: микромир, макромир, мегамир.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
Измерение размеров тела с помощью линейки, объема жидкости с помощью мензурки, температуры жидкости с помощью термометра.
Измерение времени.
Измерение размеров малых тел.
II уровень
Измерение малых величин.
Движение и взаимодействие тел (38 часов)
I уровень
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.
Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Свободное падение. Ускорение свободного падения.
Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы при помощи весов. Плотность вещества.
Сила. Графическое изображение сил. Измерение сил. Динамометр. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила.
Международная система единиц.
Сила упругости. Закон Гука. Сила тяжести. Центр тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Давление. Сила трения. Виды сил трения.
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Золотое правило механики. Применение простых механизмов. КПД механизмов.
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Энергия рек и ветра.
II уровень
Мгновенная скорость.
Путь, пройденный телом при равноускоренном движении. Сложение сил, направленных под углом друг к другу. Законы Ньютона.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
Изучение равномерного движения.
Измерение массы тела.
Измерение плотности вещества.
Градуировка динамометра и измерение сил.
Измерение коэффициента трения скольжения.
Изучение условия равновесия рычага.
Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
II уровень
Измерение средней скорости.
Изучение равноускоренного движения.
Звуковые явления (6 часов)
I уровень
Механические колебания и их характеристики: амплитуда, период, частота колебаний. Источники звука.
Механические волны. Длина волны. Звуковые волны. Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. Отражение звука. Эхо.
II уровень
Математический маятник. Период колебаний математического и пружинного маятников. Тембр.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
Наблюдение колебаний звучащих тел.
Исследование зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити.
Наблюдение зависимости громкости звука от амплитуды колебаний.
II уровень
Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от ускорения свободного падения.
Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
Световые явления (16 часов)
I уровень
Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Световые пучки и световые лучи. Образование тени и полутени. Солнечные затмения.
Отражение света. Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Перископ.
Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображения, даваемого линзой. Увеличение линзы.
Оптические приборы: проекционный аппарат, фотоаппарат. Глаз как оптическая система. Нормальное зрение, близорукость, дальнозоркость. Очки. Лупа.
Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвета тел.
II уровень
Лунные затмения.
Зеркальное и диффузное отражение. Многократное отражение. Вогнутое зеркало. Применение вогнутых зеркал.
Закон преломления света. Волоконная оптика. Формула тонкой линзы.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
Наблюдение прямолинейного распространения света.
Наблюдение образования тени и полутени.
Изучение явления отражения света.
Получение и исследование изображения в плоском зеркале
Изучение явления преломления света, зависимости угла преломления от угла падения.
Изучение изображения, даваемого линзой.
Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы.
II уровень
Изготовление перископа.
Получение
и исследование изображения, даваемого
вогнутым
зеркалом.
Изучение закона преломления света.
Сборка оптических приборов.
Резерв времени (4ч)
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
7 КЛАССА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ
В
результате изучения физики обучающийся
7 класса должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, волна;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения механической энергии, сохранения энергии, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, звуковых, световых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, бытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире.
Проверка знаний учащихся
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и
недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4. Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
1.Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
2.Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3.Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5.Орфографические и пунктуационные ошибки.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Учебно-методический комплект:
Физика. 7 класс. Учебник (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, В. М. Чаругин).М.Дрофа.2008г.
Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, В. М. Чаругин).М.Дрофа.20012г.
3. Пурышева Н.С., Важевская Н.Е. Физика – 7: Тематическое и поурочное планирование. – М.: Дрофа, 2007
4.Физика. Контрольные и проверочные работы. 7 класс. (авторы Н. С. Пурышева, О. В. Лебедева).
5. Электронное приложение к учебнику.
Дополнительная литература:
Кирик Л.А. Самостоятельные и контрольные работы по физике для 7 класса. М: Илекса, 2010.
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 - 11 класс. М: Дрофа, 2008.
3. Сборник задач по физике . 7-9 кл./ Составитель В. И. Лукашик. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
4.Марон А.Е.Марон Е.А. Физика. 7 класс. Учебно-методическое пособие. М: Дрофа, 2005.
Цифровые образовательные ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru.)
«Вестник образования» (www.vestnik.edu.ru)
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)
«Открытый класс» http://www.openclass.ru
«Классная физика» (http://class-fizika.narod.ru)
Физика в картинках. Обучающие рисунки по физике (http://www.all-fizika.com)
Программное обеспечение:
Федеральное собрание образовательных материалов. Полная версия. Содержание и методики.
Программа курса физики для 7—9 классов общеобразовательных учреждений (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская)
2 часа в неделю, всего 70 часов.
№ п/п |
Дата по плану;
|
Тема учебного занятия |
Тип учебного занятия |
Метод обучения |
Ученик должен |
Организация самостоятельной деятельности |
Демонстрация |
Образовательный продукт |
Элементы содержания |
Домашнее задание
|
||||||||
Фактически
|
||||||||||||||||||
знать |
уметь |
|
|
|
|
|||||||||||||
Тема № 1 «Введение» - 6 часов
|
||||||||||||||||||
1/1 |
|
Вводное занятие.Инструктаж по ТБ. Что и как изучают физика и астрономия |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Репродуктивный, проблемно-поисковый |
Физ.смысл понятий: тело, вещество, гипотеза; методы изучения физических явлений. Что изучает физика и астрономия. |
Приводить примеры физических и астрономических явлений, свойств тел и веществ, приборов; взаимосвязи физики и астрономии; объяснять роль и место эксперимента в процессе познания |
Оформление конспекта, составление плана |
Движение шарика по наклонной плоскости, разряд между кондукторами электрофорной машины, работа электрической лампочки. |
ОК, план, творческ. задания |
Что и как изучает физика и астрономия. Физические явления. Наблюдение и описание физических явлений. Гипотеза |
§1,2 Задание№1 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
2/2 |
|
Физические величины. Единицы физических величин. |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Репродуктивный, проблемно-поисковый |
Условные обозначения величин: длина, температура, время, масса; единицы физических величин |
Переводить единицы физических величин |
Диктант, ответы на вопросы, сообщения учащихся оформление конспекта |
|
ОК, таблица, диктант |
Физические величины Единицы физических величин Международная система единиц (СИ) Физические приборы
|
§3 №2 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
3/3 |
|
Измерение физических величин. Точность измерений. |
закрепление знаний и способов деятельности |
Комбинир. |
Определения понятий: измерение физ.величины цена деления, шкала измерительного прибора, погрешность |
Определять цену деления шкалы физических приборов; измерять длину; вычислять погрешность измерений; записывать результат измерений с учётом погрешности |
Работа с учебником, тестирование |
Демонстрацион-ные приборы: метр, мензурка, термометр, секундомер; таблица «Нахождение цены деления» |
ОК, тест |
Понятие о точности измерений Абсолютная погрешность Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности |
§4,5 №3(3),4 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
4/4 |
|
Лабораторная работа № 1 «Измерение длины, объёма и температуры тела» |
закрепление знаний и способов деятельности |
Практичес-кий |
Правила пользования линейкой, мензуркой, термометром |
Применять полученные знания для практических измерений величин; записывать результат измерений с учётом погрешности измерений |
Выполнение лабораторной работы |
Оборудование: деревянный брусок, линейка с мм делениями, измерительный цилиндр, термометр, стакан с водой |
Лабор. работа |
Физические приборы Абсолютная погрешность Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности |
№3(4,5) |
|||||||
|
||||||||||||||||||
5/5 |
|
Лабораторная работа №3 «Измерение времени» |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Практичес-кий |
Способы уменьшения погрешностей правило пользования секундомером |
Измерять размеры малых тел, время движения шарика с помощью секундомера |
Выполнение лабораторной работы |
Оборудование: линейка, 10-20 горошин; секундомер, шарик, штатив, шарик на нити |
Лабор. работа |
Измерение малых величин.Роль математики в развитии физикиФиз эксперимент
Физ теория
|
№5,6 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
6/6 |
|
Связи между физическими величинами. Физика и техника. Физика и окружающий нас мир. |
Обобщения и систематизации знаний и способов деятельности |
Исследова-тельский |
Связь между физическими величинами; понятия: физ.закон, теория; взаимосвязь физики и техники |
Объяснять существование связей и закономерностей между физ. величинами; обобщать полученные знания, пред-ставлять их в структуриро-ванном виде |
Творческие задания – сообщения учащихся. |
Связь между временем движения и пройденным путём. Зависимость объёма газа от его темпера туры. Технические устройства: модель ДВС, модель ракеты, осциллограф. |
Твочрес-кие задания. |
Физика и техника Физика и развитие представлений о материальном мире. Структурные уровни материи, микромир, макромир, мегамир
|
Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел». П.6-8 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
Тема № 2 «Механические явления» - 38 часов
|
||||||||||||||||||
7/1 |
|
Механическое движение и его виды. Относитель-ность механического движения |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Информационно-познавательный |
Физ.смысл понятий: механическое движение, тело отсчёта |
Приводить примеры поступательного движения, вращательного движения, ко-лебательного; объяснять от-носительность механического движения |
Лекция, оформление конспекта, решение задач на смекалку |
Относительность движения (с помощью тележки, детской заводной машинки и флажков-указателей) |
ОК, задачи. |
Механическое движение и его виды Относительность движения Траектория Путь |
§9,10 №7(1-3) |
|||||||
|
||||||||||||||||||
8/2 |
|
Траектории. Путь. Равномерное движение. |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Информа-ционно-познавательный |
Физ.смысл понятий: траектория, пройденный путь, единица пути, равномерное движение |
Приводить примеры равномерного движения |
Ответы на вопросы, выполнение самост. работы, оформление конспекта |
Траектории движения шарика на нити, кусочка мела на доске; равномерное движение пузырька воздуха в стеклянной трубке с водой. |
Самост. работа, ОК |
Прямолинейное равномерное движение |
§11,12 (п.1)№7(4)
|
|||||||
|
||||||||||||||||||
9/3 |
|
Скорость равномерного движения |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Информа-ционно-познавательный |
Физ.смысл понятий: скорость равномерного движения; формулу для расчёта скорости, единицы скорости, прибор для измерения скорости |
Понимать векторный характер скорости; воспроизво-дить график зависимости V(t) и S(t) равномерного движения |
Ответы на вопросы, решение нестандарт. задач, построение графика звисимости V(t) и S(t) равномерного движения. |
Определение скорости движения пузырька воздуха в стеклянной трубке с водой |
Примеры решения задач, графики |
Скорость прямолинейного равномерного движения |
§12 №8(1,2,6) |
|||||||
|
||||||||||||||||||
10/4 |
|
Лабораторная работа № 4 «Изучение равномерного движения». Решение задач. |
закрепление знаний и способов деятельности |
Практиче-ский |
Построение и анализ графиков зависимости пути и скорости движения тела от времени |
По графику S(t) находить скорость равномерного движения; строить графики |
Выполнение лаборатор. работы, решение задач. |
|
Лаборт. работа, задачи. |
Методы измерения расстояния, времени и скорости
|
№8(4,5,7*-по желанию)§12 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
11/5 |
|
Неравномерное движение. Средняя скорость |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Информа-ционно-познавательный |
Физ.смысл понятий: неравномерное движение, средняя скорость; формулу для расчёта средней скорости |
Определять неизвестные величины, входящие в формулу средней скорости; решать задачи: Л.№133,135, 137 |
Оформление конспекта, пример решения задач |
Движение шарика по наклонной плоскости |
ОК, задачи |
Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость |
§13 №9 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
12/6 |
|
Равноускоренное движение. Ускорение. |
комбинированный урок |
Частично-поисковый |
Физ.смысл понятий: равноускорен-ное движение, ускорение; формулу для вычисления ускорения; единицу ускорения; формулу для расчёта скорости равноускоренного движения |
Объяснять векторный характер ускорения, рассчитывать скорость равноускорен-ного движения |
Оформление конспекта, решение задач на смекалку |
|
ОК, задачи |
Равноускоренное движение. Ускорение
|
§14 №10(1-3) |
|||||||
|
||||||||||||||||||
13/7 |
|
Решение задач. Инерция. |
закрепление знаний и способов деятельности
|
Частично-поисковый |
Формулы равноускоренного движения |
Решать графические задачи |
Оформление конспекта, решение задач. |
|
ОК, домаш-ний опыт. |
Путь, пройденный телом при равноускоренном движении |
§15,16 №10(4,5) |
|||||||
|
||||||||||||||||||
14/8 |
|
Решение задач. Кратковременная контрольная работа № 1 «Равномерное и равноускоренное движение. Скорость». |
закрепление знаний и способов деятельности |
Метод контроля |
Материал по кинематике; причину изменения скорости тел; смысл явления инерции; закон инерции |
Решать расчётные и графические задачи; объяснять явление инерции |
Решение индивидуальных заданий по карточкам |
Изменение скорости тела при действии на него другого тела |
Задания по карточ-кам. |
|
§16 Р.т.№,83,84 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
15/9 |
|
Работа над ошибками Масса. Измерение массы.
|
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Частично-поисковый |
Физ.смысл массы тела, инертности, устройство и принцип действия рычажных весов |
Объяснять явление взаимодейст-вия тел; понимать массу как меру инертности тел |
Решение самост. Работы по карточкам, оформление конспекта, решение задач |
Взаимодействие тележек, нагруженных различными грузами; движение тел разной массы |
СР, ОК, задачи |
Взаимодействие тел Инерция. Масса |
§17,18 №12(1-4,5-по желанию) |
|||||||
|
||||||||||||||||||
16/10 |
|
Лабораторная работа № 5 «Измерение массы тела на рычажных весах» |
закрепление знаний и способов деятельности |
Исследова-тельский |
правила взвешивания |
Измерять массу твёрдых тел с помощью рычажных весов |
Выполнение лабораторной работы |
Оборудование: весы, разновес, тела |
Лабор. работа |
Измерение массы и плотности
|
Повторить п.18 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
17/11 |
|
Плотность вещества. |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
|
Частично-поисковый |
Физ.смысл плотности вещества; формулу для вычисления; единицы плотности |
По таблицам №7-9 называть значения плотностей твёрдых, жидких и газообразных веществ |
Решение самост. Работы по карточкам, оформление конспекта, решение задач |
Сравнение плотностей различных веществ |
СР, ОК, задачи, домашн. опыт. |
Плотность
|
§19 №13(2,3,5) |
|||||||
|
||||||||||||||||||
18/12 |
|
Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности вещества твёрдого тела» |
закрепление знаний и способов деятельности |
Исследова-тельский |
Формулу для расчёта плотности вещества и единицы измерения; правила взвешивания |
Измерять плотность вещества при помощи весов и мензурки |
Выполнение лабораторной работы |
Оборудование: весы, разновес, мензурка, твёрдое тело на нити |
Лабор. работа |
Измерение объема, массы, плотности
|
§17-19 №13(6) |
|||||||
|
||||||||||||||||||
19|13 |
|
Решение задач. |
комплексного применения знаний и способов деятельности |
Репродук-тивный, исследова-тельский |
Формулы для расчёта массы, объёма и плотности тела |
Решать задачи |
Выполнение самост. работы по индивид. картчокам, решение задач |
|
СР, задачи |
Основные законы, понятия, физические величины, эксперименты
|
Повторить п.17-19 р. т. №102,103 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
20/14 |
|
Контрольная работа№2 по теме «Плотность и масса тела». |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Частично-поисковый |
Физ.смысл силы; зависимость ускорения от массы и действующей на него силы; формулу F=mа |
Понимать силу как меру взаимодействия тел, причину возникновения ускорения; решать задачи |
Ответы на вопросы, оформление конспекта, разгадывание кроссворда |
Опыты по рисунку 54 и 45 учебника |
ОК, крос-сворд |
|
§17-19 №14(4-6) |
|||||||
|
||||||||||||||||||
21/15 |
|
Работа над ошибками. Сила.Измерение силы. Международная система единиц. |
закрепление знаний и способов деятельности |
Частично-поисковый |
Физ.смысл понятий: деформация, упругая деформация; устройство и принцип действия динамометра |
Измерять силу с помощью динамометра; выражать единицы величин через основные единицы |
Ответы на вопросы, оформление конспекта |
Взаимодействие двух тележек. Динамометр |
конспект |
Работа над ошибками о Сила. Единицы силы. Сила как мера взаимодействия тел. Сила – физическая величина. Зависимость ускорения тела от его массы и действующей на него силы. |
§20-22 №14(1-4) р.т.№104,114 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
22/16 |
|
Сложение сил |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Частично-поисковый |
Физ.смысл равнодействующей силы; правила сложения двух сил, направленных вдоль одной прямой и под углом 900 |
Графически изображать силы; объяснять сложение сил, действующих на тело; решать задачи Л.№365,366 |
Оформление конспекта |
Действие сил, приложенных в одном направлении; в противоположных направлениях |
конспект |
Сложение сил. Равнодействующая и составляющие силы. |
§23 №121, 127-р.т. |
|||||||
|
||||||||||||||||||
23/17 |
|
Сила упругости |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Репродук-тивный, исследова-тельский |
Физ.смысл понятий: сила упругости, жёсткость пружины; закон Гука; формулу силы упругости |
Строить график зависимости силы упругости от деформации; по графику определять значения соответствующих величин |
Оформление конспекта, решение задач |
Деформация линейки под действием груза; упругая деформация пружин с разной жесткостью |
ОК, задачи |
Сила упругости. Зависимость силы упругости от удлинения тела. Жёсткость пружины. Закон Гука. |
§24 №16(1-3) |
|||||||
|
||||||||||||||||||
24/18 |
|
Сила тяжести |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Репродук-тивный, исследова-тельский |
Физ.смысл понятий: сила тяжести, ускорение свободного падения; формулу силы тяжести; зависимость g от географической широты |
Определять неизвестные величины, входящие в формулу силы тяжести; приводить примеры g на других планетах Солнечной системы |
Оформление конспекта, решение задач |
Падение тел на землю; движение тела, брошенного горизонтально и под углом к горизонту |
ОК, задачи |
Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела. Ускорение свободного падения.
|
§25 №17 Р.т.№138 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
25/19 |
|
Закон всемирного тяготения. |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Репродук-тивный, исследова-тельский |
Физ.смысл закона всемирного тяготения, гравитацион-ной постоянной. Опыт Кавендиша |
Решать задачи на расчёт сил упругости и тяжести; объяснять роль опыта Кавендиша в истории физики |
Решение задач, , выступление учащихся с докладом, оформление конспекта |
|
Задачи, задачи на смекалку, ОК |
Сила всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Закон всемирного тяготения. |
§26 №18(2,4,5) Р.т.№143 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
26/20 |
|
Вес тела. Невесомость. |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Репродук-тивный, исследова-тельский |
Физ.смысл понятий: вес тела, невесомость; изменение веса тела при ускоренном движении вверх и вниз |
Графически изображать вес тела; отличать вес тела от силы тяжести |
Оформление конспекта, решение задач |
Падение тела, прикрепленного к упругой пружине; опыт с динамометром и грузом |
ОК, задачи |
Вес тела. Невесомость
|
§27 №19 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
27/21 |
|
Лабораторная работа № 7 «Градуирова-ние динамометра и измерение сил». |
комплексного применения знаний и способов деятельности |
Исследова-тельский |
Правила нахождения цены деления |
Градуировать пружину с заданной ценой деления и с ее помощью измерять силы |
Выполнение ЛР |
Оборудование: набор грузов, динамометр, штатив с лапкой, цилиндры-3шт., линейка |
ЛР |
Градуировка динамометра и измерение сил.Сила
|
§21-27 Повт. |
|||||||
|
||||||||||||||||||
28/22 |
|
|
Закрепление знаний и способов деятельности |
Метод контроля |
Материал по динамике. |
Решать расчётные и графические задачи. |
Выполнение заданий по индивид. картчокам |
|
Индивид. задания |
Давление. Формула давления. Единицы давления. Давление в природе и технике. |
§28 №20(3-5) |
|||||||
|
||||||||||||||||||
29/23 |
|
Давление, её единицу |
комбинированный урок |
Частично-поисковый |
Физ.смысл давления; формулу давления, её единицу |
Решать задачи по теме «Сила»; приводить примеры давления в природе и технике
|
Оформление конспекта, решение задач на смекалку |
Давление твёрдого тела на опору |
ОК, задачи |
Сила трения. Виды трения. Сила нормального давления. Коэффициент трения скольжения |
§29(п1-5) №21(2,3,5)
|
|||||||
|
||||||||||||||||||
30/24 |
|
Сила трения, трение покоя, трение качения, трение |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Частично-поисковый |
Физ.смысл понятий: сила трения, трение покоя, трение качения, трение скольжение, коэффициент трения; формулу силы трения |
Графически изображать силу трения; называть способы уменьшения и увеличения силы трения; сравнивать силу трения скольжения и силу трения качения |
Оформление конспекта, выступление учащихся с докладом |
Измерение силы трения; способы уменьшения и увеличения силы трения; сравнение сил трения скольжение и качения |
ОК, доклад |
Сила трения. Виды трения. Сила нормального давления. |
§29(п.6-7), №21(1,6,7*) Повт. П.24-28,29 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
31/25 |
|
Лабораторная работа № 9 «Измерение коэффициента трения скольжения». Обобщение пройденного материала. |
закрепление знаний и способов деятельности |
Практичес-кий |
Зависимость силы трения от силы нормального давления |
Измерять силу трения скольжения; приводить примеры влияния трения на процессы, происходящие в природе и технике |
Выполнение ЛР, выступление учащихся с докладом |
Оборудование: деревянный брусок, набор грузов, динамометр, линейка |
ЛР, доклад |
Коэффициент трения скольжения.
|
§30 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
32/26 |
|
Механическая работа. |
комплексного применения знаний и способов деятельности |
Практичес-кий |
Зависимость силы трения от силы нормального давления; материал §24-29 |
Измерять коэффициент трения скольжения; обобщать материал по теме «Силы» |
Выполнение ЛР, решение задач, тестирование |
Оборудование: деревянный брусок, набор грузов, динамометр, линейка |
ЛР, тест. |
Механическая работа. Формула работы. Единицы работы. |
§31 №24(1) №194,196-р.т. |
|||||||
|
||||||||||||||||||
33/27 |
|
Мощность |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Информа-ционно-познава-тельный |
Физ.смысл механической работы; единицы работы; формулу работы |
Решать качественные и расчётные задачи по нахождению работы при подъёме груза и перемеще-нии его по горизонталь-ной пов-ти |
Оформление конспекта |
Измерение работы при подъёме груза и перемещении его по горизонтальн. поверхности |
ОК |
Мощность. Формула мощности. Единицы мощности.
|
§32 №24(2-4) |
|||||||
|
||||||||||||||||||
34/28 |
|
Решение задач. |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Информа-ционно-познава-тельный |
Физ.смысл мощности; единицы мощности; формулу мощности |
Решать задачи на расчёт мощности Л.№706,707, 710,717 |
Оформление конспекта |
|
ОК |
Решение задач.Основные законы, понятия, физические величины, эксперименты
|
Повт. §31,32 №23(4) Р.т.№192,195 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
35/29 |
|
Контрольная работа №4 «Работа. Мощность».
|
комбинированный урок |
Практиче-ский |
Понятия: простые механизмы; виды простых механизмов |
Решать задачи на расчёт механической работы и мощности |
Тестирование, решение задач |
Различные простые механизмы |
Тест, задачи |
|
§33 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
36/30 |
|
Работа над ошибками. Простые механизмы. Правило равновесия рычага. |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Частично-поисковый |
Понятия: рычаг, плечо силы; правило равновесия рычага; формула равновесия рычага |
Называть применение рычагов в природе, технике, быту |
Выполнение СР, оформление конспекта. |
Равновесие сил на рычаге |
СР, ОК, домаш-ний опытт |
Простые механизмы. Виды простых механизмов. Рычаг. Правило равновесия рычага.
|
§34 №25(1-3) |
|||||||
|
||||||||||||||||||
37/31 |
|
Лабораторная работа № 10 «Изучение условия равновесия рычага»
|
закрепление знаний и способов деятельности |
Практиче-ский |
Правило равновесия рычага |
Проверять на опыте правило равновесия рычага |
Выполнение ЛР |
Оборудование: рычаг, штатив, набор грузов, динамометр, линейка |
ЛР |
Изучение условия равновесия рычага
|
№25 (4,5,6*) |
|||||||
|
||||||||||||||||||
38/32 |
|
Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Информа-ционно-познава-тельный |
Понятия: блок, подвижный и неподвижный блоки, «золотое» правило механики |
Объяснять: назначение подвижного и неподвижного блоков, равенство работ при использовании простых механизмов |
Оформление конспекта |
Изменение направления силы с помощью неподвижного блока; действие подвижного блока (выигрыш в силе и проигрыш в расстоянии) |
ОК |
Блок. Виды блоков. «Золотое правило» механики.
|
§35 №26(1-3,6) |
|||||||
|
||||||||||||||||||
39/33 |
|
Коэффициент полезного действия |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Частично-поисковый |
Понятия: полезная работа, полная работа, коэффициент полезного действия; формулу КПД |
Решать задачи на расчёт КПД механизмов: Л.№788,792, 797 |
Сообщения учащихся, оформление конспекта, решение задач |
|
Сообщения, ОК, задачи. |
Полезная работа. Полная работа. КПД.
|
§36 №27(2) Р.т.198,210,212,213. |
|||||||
|
||||||||||||||||||
40/34 |
|
Лабораторная работа № 11 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости» |
закрепление знаний и способов деятельности |
Практичес-кий |
Алгоритм расчета КПД наклонной плоскости |
Измерять КПД при подъёме тела по наклонной плоскости |
Выполнение ЛР |
Оборудование: брусок, динамометр, доска, штатив, измерительная лента |
ЛР |
Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.
|
Подготовиться к контрольной работе |
|||||||
|
||||||||||||||||||
41/35 |
|
Контрольная работа № 5 «Простые механизмы. КПД» |
проверка и оценка знаний и способов деятельности |
Информа-ционно-познава-тельный |
Материал темы «Простые механизмы. КПД»п |
Решать задачи на правило равновесия рычага и расчёт КПД |
Оформление конспекта |
|
ОК |
|
Составить тест |
|||||||
|
||||||||||||||||||
42/36 |
|
Энергия, кинетическая, потенциальная энергии; единицу энергии |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Информа-ционно-познава-тельный |
Физ.смысл понятий: энергия, кинетическая, потенциальная энергии; единицу энергии; формулы для расчёта Ек и Еп |
Понимать энергию как характеристику способности тела совершать работу |
Оформление конспекта, сообщения учащихся |
Изменение энергии тела при выполнении работы; Еп поднятого над землёй тела и деформированной пружины; Ек шарика, скатывающегося по наклонной плоскости с разной высоты |
ОК, сообще-ния |
Энергия. Единицы энергии.
Кинетическая и потенциальная энергия |
§37,38 №28(1,2,5,6) |
|||||||
|
||||||||||||||||||
43/37 |
|
Закон сохранения энергии в механике |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Комбини-рованный, репродук-тивный |
Физ.смысл закона сохранения энергии в механикеО |
Понимать значение закона сохранения энергии в механике; объяснять превращение Еп и Ек из одного вида в другой |
Выполнение СР |
Превращение энергии при колебаниях маятника, груза на пружине. Маятник Максвелла |
СР |
Закон сохранения энергии в механике. Превращение энергии.
|
§39 №29 Повторить весь материал с п.9 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
44/38 |
|
Решение задач |
урок-соревнование |
Метод контроля |
Основные законы, понятия, величины и эксперименты, изученные в теме «Механические явления» |
Применять знания при ответах в конкурсах |
Выполнение заданий по индив. карточкам |
|
Задания по индив. карточ-кам |
Основные законы, понятия, физические величины, эксперименты
|
Итоги главы 1 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
Тема № 3 «Звуковые явления» - 6 часов
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
45/1 |
|
Колебательное движение. Период колебаний маятника*. |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Частично-поисковый |
Физ.смысл понятий: колебательное движение, смещение, амплитуда, период, частота, математический маятник; условные обозначения, единицы измерения величин; формулы частоты, периода математичес-кого и пружинного маятника |
Приводить примеры колебательного движения; понимать характер зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити; объяснять процесс установления колебаний груза, подвешенного на нити, и пружинного маятника |
Оформление конспекта |
Различные колебательные движения |
ОК |
Механические колебания и их характеристики: амплитуда, период, частота колебаний
|
§40,41 №30(1,2), №31(6) |
|||||||
|
||||||||||||||||||
46/2 |
|
Звук. Источники звука. |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Частично-поисковый |
Источник звука; прибор для изучения звуковых явлений; строение голосового аппарата человека; частоту звуковых колебаний |
Приводить примеры различных звуков; понимать, что источником звука является колеблющееся тело |
Оформление конспекта |
Звучание колеблющейся металлической линейки; звучание натянутой струны, камертона |
ОК |
Источники звука. Механические волны.
|
§42 №32 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
47/3 |
|
Волновое движение, поперечная и продольная волны, длина волны, скорость волны |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Частично-поисковый |
Физ.смысл понятий: волновое движение, поперечная и продольная волны, длина волны, скорость волны; формулы |
Называть условия возникновения и распрост-ранения волн; объяснять процесс образования поперечной и продольной волны |
Оформление конспекта, ответы на вопросы |
Волны на поверхности воды; волны в шнуре и пружине; прибор «Волновая машина» |
ОК |
Длина волны. Звуковые волны
|
§43,44 №33 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
48/4 |
|
Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука. |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Информа-ционно-познава-тельный |
Особенности распространения звуковых волн в различных средах; значение скорости звука в воздухе |
доказывать, что звук распространяется в твердых, жидких и газообразных телах |
Оформление конспекта, заполнение таблицы |
Электрический звонок под колоколом воздушного насоса |
ОК, таблицв |
Скорость звука.
|
§45,46 №34,35 Р.т.№256,257 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
49/5 |
|
Громкость и высота звука.Отражение звука. Решение задач. |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Частично-поисковый |
Характеристики звука: громкость, высота, тембр; |
объяснять особенности поведения звуковых волн на границе раздела двух сред; условия образования эхо; решать задачи |
Оформление конспекта, график |
Зависимость высоты тона от частоты колебаний; зависимость громкости звука от амплитуды колебаний |
ОК, график |
Громкость звука. Высота тона. Отражение звука. Эхо
|
§47,48 №36,37 Повторить п.40-46 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
50/6 |
|
Контрольная работа №6 «Звуковые явления» |
проверка и оценка знаний и способов деятельности |
Комбиниро-ванный |
Материал темы «Звуковые явления» |
Применять знания при решении задач |
Оформление конспекта |
|
ОК |
|
Итоги главы 2 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
Тема № 4 «Световые явления» - 16 часов
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
51/1 |
|
Работа над ошибками.Источники света |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Информа-ционно-познава-тельный |
Физ.смысл источников света; естественные и искусственные источники света |
Распознавать естественные и искусственные источники света |
Оформление конспекта, заполнение таблицы |
Различные источники света: лампа накаливания, лампа дневного света, свеча |
ОК, таблица |
Источники света. Закон прямолинейного распространения света
|
§49 №38(1,2) |
|||||||
|
||||||||||||||||||
52/2 |
|
Прямолиней-ное распрост-ранение света. Лабораторная работа № 12 «Наблюдение прямолиней-ного распрост-ранения света» |
закрепление знаний и способов деятельности |
Практический |
Как распространяется свет в однородной прозрачной среде |
Делать выводы о прямолиней-ном распрост-ранении света; называть условия применимости закона прямолиней-ного распрост-ранения света |
Выполнение ЛР |
Явление прямолинейного распространения света с помощью источника света, экранов с отверстиями и непрозрачного экрана |
|
Световые пучки и световые -лучи. Образование тени и полутени. Солнечные затмения
|
§50 №39 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
53/3 |
|
Световой пучок и световой луч. Образование тени и полутени. |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Частично-поисковый |
Физ.смысл понятий: световой пучок, световой луч, точечный источник, тень, полутень; |
Объяснять явления образования тени и полутени, солнечные и лунные затмения; понимать разницу между световым пучком и световым лучом; изображать на чертеже световые пучки с помощью световых лучей |
Оформление конспекта, выступление учащихся с сообщением. |
Световые пучки разной формы; изменение формы светового пучка с помощью диафрагм; образование тени и полутени; модели солнечного и лунного затмений |
ОК, сообще-ния |
Световые пучки и световые -лучи. Образование тени и полутени. Солнечные затменияЛунные затмения
|
§51,52 №40,41(1,4,5) |
|||||||
|
||||||||||||||||||
54/4 |
|
Отражение света. Лабораторная работа № 13 «Изучение явления отражения света» |
изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности |
Практичес-кий |
Физ.смысл понятий: отражение света, зеркальное и рассеянное отражение, угол падения, угол отражения; закон отражения света |
Распознавать лучи падающий и отраженный; угол падения и угол отражения; зеркальное и диффузное отражение |
оформление конспекта. Выполнение ЛР |
Явление отражения света с помощью оптической шайбы; модельный эксперимент по изучению закона отражения света «Открытая физика. Часть 1»
|
ОК, ЛР |
Отражение света. Закон отражения светаПерископ
|
§53 №42 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
55/5 |
|
Изображение предмета в плоском зеркале |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Частично-поисковый |
Понятия: плоское зеркало, мнимое изображение; устройство и назначение перископа |
Описывать особенности изображения предмета в плоском зеркале |
Оформление конспекта |
Получение изображения свечи с помощью стеклянной пластины |
ОК |
Построение изображения предмета в плоском зеркале |
§54 №43(3,4,по желанию 1,2) |
|||||||
|
||||||||||||||||||
56/6 |
|
Решение задач. Вогнутое зеркало*. |
закрепление знаний и способов деятельности |
Комбиниро-ванный |
Материал §49-54 |
Решать задачи типа Л.№1538-1539, 1547-1549
|
Оформление конспекта |
|
ОК |
|
§55,56 №46 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
57/7 |
|
Преломление света. Лабораторная работа № 14 «Изучение явления преломления света» |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Частчно-поисковый, репродук-тивный |
Физ.смысл: явления преломления света, прелом-лённый луч, оп-тическая плот-ность среды, яв-ление полного внутреннего от-ражения, пре-дельный угол полного отра-жения; соот-ношение между углами падения и преломления |
Распознавать лучи падающий и преломлённый, угол падения и угол прелом-ления; строить примерный ход прелом-лённого луча при переходе света из одной среды в дру-гую; строить ход лучей в призме |
Выполнение ЛР, оформление конспекта |
Преломление света с помощью стакана с водой и линейки, с помощью оптической шайбы; модельный эксперимент CD «Открытая физика. Часть1» |
ЛР, ОК |
Преломление света
|
§57 №47(1,2) |
|||||||
|
||||||||||||||||||
58/8 |
|
Полное внутреннее отражение. |
комбинированный урок |
Информа-ционно-познава-тельный |
Примерный ход преломлённого луча на границе раздела двух сред, ход лучей в призме. |
Строить ход лучей в призмах |
Оформление конспекта |
|
ОК |
Полное внутреннее отражение.
|
§58,59 №48(2,3) |
|||||||
|
||||||||||||||||||
59/9 |
|
Линза, ход лучей в линзе. Решение задач на построение изображений, полученных при помощи линз |
закрепление знаний и способов деятельности |
Информа-ционно-познава-тельный |
Понятия: линза, главный фокус линзы, фокусное расстояние, оптическая сила линзы Ход лучей в линзах, формулу оптической силы линзы, единицу оптической силы |
Строить изображения предметов, даваемых линзой; вычислять оптическую силу линзы по известному фокусному расстоянию, и наоборот. Рабочая тетрадь №316 |
Оформление конспекта |
Различные виды линз, получение изображений с помощью линз |
ОК |
Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы Построение изображений, даваемых линзой Увеличение линзы |
§61 Повторить п.60 Р.т.№317, №50 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
60/10 |
|
Лабораторная работа № 15 «Изучение изображения, даваемого линзой» |
закрепление знаний и способов деятельности |
Практичес-кий |
построение изображения предмета в собирающих и рассеивающих линзах |
получать изображения, даваемые линзой, определять фокусное расстояние и оптическую силу линзы |
Выполнение ЛР |
оборудование: собирающая линза, свеча, измерительная лента экран |
ЛР |
|
№51(1-2) Р.т.№311,315 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
61/11 |
|
Фотоаппарат. Проекционный аппарат |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Частично-поисковый |
Устройство фотоаппарата и проекционного аппарата, ход лучей в них |
Характери-зовать изоб-ражение, по-лученное на плёнке фото-аппарата; объ-яснять ход лучей в фото-аппарате и проекционном аппарате и их устройство |
Оформление конспекта |
Модели фотоаппарата и проекционного аппарата с помощью набора по оптике |
ОК |
Устройство фотоаппарата и проекционного аппарата, ход лучей в них
|
§62 №53(1-3) |
|||||||
|
||||||||||||||||||
62/12 |
|
Глаз как оптическая система. |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Частично-поисковый |
Строение глаза человека и его оптическую систему. Понятия: аккомодация глаза, угол зрения, расстояние наилучшего видения |
Объяснять оптическую систему глаза; устанавливать аналогию между строением глаза и устройством фотоаппарата |
Оформление конспекта, выполнение практич.заданий. |
Модель глаза |
ОК, задание |
Строение глаза человека и его оптическую систему. Понятия: аккомодация глаза, угол зрения, расстояние наилучшего видения
|
§63 №54 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
63/13 |
|
Очки, лупа |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Частично-поисковый |
Недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость. Правила гигиены зрения. |
Объяснять причины близорукости и дальнозоркости и роль очков в их коррекции; увеличение угла зрения с помощью лупы; строить ход лучей в приборах, вооружающих глаз (очки, лупа) |
Оформление конспекта, выполнение практич. заданий. |
Принцип коррекции близорукости и дальнозоркости с помощью оптической шайбы.; получение изображения с помощью лупы |
ОК, задание |
Принцип коррекции близорукости и дальнозоркости с помощью оптической шайбы.; получение изображения с помощью лупы
|
§64 №55 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
64/14 |
|
Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов.Цвета тел. |
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
|
Состав белого света; дополни-тельные и основные цвета; образование радуги; сложение спектральных цветов |
Объяснять происхождение радуги; понимать причину разложения белого света в спектр |
Оформление конспекта, проведение опыта |
Разложение белого света в спектр с помощью призмы прямого зрения; сложение спектральных цветов с помощью линзы; «Физика в картинках» |
ОК, опыт |
Состав белого света; дополнительные и основные цвета; образование радуги; сложение спектральных цветов
|
§65,66 №56 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
65/15 |
|
Обобщение темы «Световые явления» |
обобщение и систематизация знаний |
Репродук-тивный |
Поглощение света средой; рассеивание света; смешение красок; насыщенность цвета.
|
Распознавать сложение цветов и смешение красок; |
Выполнение СР по индив. картчокам |
Презентация «Дисперсия света» |
СР |
Поглощение света средой; рассеивание света; смешение красок; насыщенность цвета.
|
§67 №58 Повт.п.49-67 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
66/16 |
|
Контрольная работа № 7 «Световые явления» |
проверка и оценка знаний и способов деятельности.
|
Метод контроля |
Материал темы «Световые явления» |
Решать графические и расчётные задачи |
Выполнение индивид. аданий по карточкам |
|
Индивид. задания |
Решать графические и расчётные задачи
|
Итоги главы 3 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
Повторение – 2 часа
|
||||||||||||||||||
67 |
|
Итоговая Контрольная работа |
проверка и оценка знаний и способов деятельности
|
Метод контроля |
Материал за весь учебный год |
Применять знания при решении задач |
Решение задач по индивид. карточкам |
|
Индивидуальные задания |
Решать графические и расчётные задачи
|
Обобщающая таблица глав1-3 |
|||||||
|
||||||||||||||||||
68 |
|
Повторение |
повторение и обобщение знаний |
Урок-игра |
|
Решать графические и расчётные задачи |
Решение кроссворда, выполнение практич. Заданий, составление формул |
|
Крос-сворд, практич. задания, формулы. |
|
|
|||||||
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мадиванова Светлана Петровна
→ sveta1963 03.12.2013 0 2313 354 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы