Рабочая программа по природоведению; 5 класс
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
г. ДОЛГОПРУДНОГО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
УТВЕРЖДАЮ
Директор АОУ школы № 9
_____________В.Н.Фатеева
1 сентября 201_4_ года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
(базовый уровень)
5в, 5г, 5д классы
Составитель: Будникова Екатерина Тимуровна,
учитель географии
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по природоведению 5 класса базового уровня составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897)
- Авторской программы «Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы», Москва «Дрофа» 2010 год , авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Рабочая программа конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение часов по разделам курса.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Минобразования РФ.
- Учебного плана АОУ школы № 9 на 2014-2015 учебный год
На изучение природоведения в 5 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Практическая часть |
Дата урока |
Корректировка даты
|
|||||
5 В |
5 Г |
5 Д |
5 В |
5 Г |
5 Д |
||||
|
Тема 1. Изучение природы — 5 ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Природоведение – комплекс наук о природе |
|
2.09 |
1.09 |
2.09 |
|
|
|
|
2. |
Науки о природе |
|
5.09 |
4.09 |
4.09 |
|
|
|
|
3. |
Методы изучения природы |
|
9..09 |
8.09 |
11.09 |
|
|
|
|
4. |
Оборудование для научных исследований |
Пр.р.№1: Знакомство с оборудованием для научного исследования |
12.09 |
11.09 |
16.09 |
|
|
|
|
5. |
Великие естествоиспытатели |
|
16.09 |
15.09 |
18.09 |
|
|
|
|
|
Тема 2. Вселенная — 15 ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Что такое вселенная? Как древние люди представляли себе Вселенную |
|
19.09 |
18.09 |
23.09 |
|
|
|
|
7. |
Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею |
|
23.09 |
22.09 |
25.09 |
|
|
|
|
8. |
Н. Коперник, его модель Вселенной |
|
26.09 |
25.09 |
30.09 |
|
|
|
|
9. |
Д. Бруно и Г.Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника |
|
30.09 |
29.09 |
2.10 |
|
|
|
|
10. |
Солнечная система, её состав. Планеты земной группы |
|
3.10 |
2.10 |
7.10 |
|
|
|
|
11. |
Планета Земля и ее соседи |
|
7.10 |
6.10 |
9.10 |
|
|
|
|
12. |
Планеты-гиганты и маленький Плутон |
|
10.10 |
9.10 |
14.10 |
|
|
|
|
13. |
Небесные тела: астероиды и кометы |
|
14.10 |
13.10 |
16.10 |
|
|
|
|
14. |
Метеоры и метеориты |
|
17.10 |
16.10 |
21.10 |
|
|
|
|
15. |
Солнце - ближайшая к нам звезда |
|
21.10 |
20.10 |
23.10 |
|
|
|
|
16. |
Многообразие звезд |
Пр. р. №2: Изучение суточного движения Солнца и звезд |
24.10 |
23.10 |
28.10 |
|
|
|
|
17. |
Созвездия |
Пр.р. №3: Нахождение созвездий |
28.10 |
27.10 |
6.11 |
|
|
|
|
18. |
Галактики. Световой год |
|
7.11 |
6.11 |
11.11 |
|
|
|
|
19. |
Далекие миры. Многообразие галактик |
|
11.11 |
10.11 |
13.11 |
|
|
|
|
20. |
Обобщение: Что мы узнали о Вселенной |
|
14.11 |
13.11 |
18.11 |
|
|
|
|
|
Тема 3. Земля — 18 ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
21. |
Представления людей о возникновении Земли |
|
18.11 |
17.11 |
20.11 |
|
|
|
|
22. |
Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы |
|
21.11 |
20.11 |
25.11 |
|
|
|
|
23. |
Внутренне строение Земли |
|
25.11 |
24.11 |
27.11 |
|
|
|
|
24. |
Горные породы, минералы, полезные ископаемые |
Пр.р. №4: Ознакомление со свойствами г.п. и минералов |
28.11 |
27.11 |
2.12 |
|
|
|
|
25. |
Вещества и явления в окружающем мире |
|
2.12 |
1.12 |
4.12 |
|
|
|
|
26. |
Природные явления: Землетрясения |
|
5.12 |
4.12 |
9.12 |
|
|
|
|
27. |
Природные явления: Вулканы и гейзеры |
|
9.12 |
8.12 |
11.12 |
|
|
|
|
28. |
Обобщение: Строение Земли. Природные явления |
|
12.12 |
11.12 |
16.12 |
|
|
|
|
29. |
Суша планеты. Материки, острова |
|
16.12 |
15.12 |
18.12 |
|
|
|
|
30. |
Характеристика природных условий материков |
|
19.12 |
18.12 |
23.12 |
|
|
|
|
31. |
Особенности материков планеты Земля |
|
23.12 |
22.12 |
25.12 |
|
|
|
|
32. |
Атмосфера Земли |
|
26.12 |
25.12 |
30.12 |
|
|
|
|
33. |
Погода. Климат |
Пр.р. №5: Описание погоды одного дня |
30.12 |
29.12 |
15.01 |
|
|
|
|
34. |
Ураганы. Смерчи |
|
16.01 |
15.01 |
20.01 |
|
|
|
|
35. |
Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан |
|
20.01 |
19.01 |
22.01 |
|
|
|
|
36. |
Воды суши |
|
23.01 |
22.01 |
27.01 |
|
|
|
|
37. |
Планета Земля как среда обитания живых организмов |
Пр.р. №6: Оценка влияния погодных условий на самочувствие человека |
27.01 |
26.01 |
29.01 |
|
|
|
|
38. |
Уникальность планеты Земля |
|
30.01 |
29.01 |
3.02 |
|
|
|
|
|
Тема 4. Жизнь на Земле — 16 ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
39. |
Развитие жизни на Земле |
|
3.02 |
2.02 |
5.02 |
|
|
|
|
40. |
Животные прошлого |
|
6.02 |
5.02 |
10.02 |
|
|
|
|
41. |
Живые клетки. Методы их изучения |
Пр.р. №7: Изучение строения клетки растения с помощью микроскопа |
10.02 |
9.02 |
12.02 |
|
|
|
|
42. |
Большой мир маленькой клетки |
Пр.р. №8: Рассматривание готовых микропрепаратов клеток |
13.02 |
12.02 |
17.02 |
|
|
|
|
43. |
Разнообразие живого на Земле |
|
17.02 |
16.02 |
19.02 |
|
|
|
|
44. |
Одноклеточные организмы |
|
20.02 |
19.02 |
24.02 |
|
|
|
|
45. |
Многоклеточные организмы. Грибы. Растения |
Пр.р. №9: Рассматривание различных групп растений |
24.02 |
24.02 |
26.02 |
|
|
|
|
46. |
Беспозвоночные и позвоночные животные |
|
27.02 |
26.02 |
3.03 |
|
|
|
|
47. |
Среда обитания организмов: наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к ней |
|
3.03 |
2.03 |
5.03 |
|
|
|
|
48. |
Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве |
|
6.03 |
5.03 |
10.03 |
|
|
|
|
49. |
Жизнь на разных материках |
|
10.03 |
10.03 |
12.03 |
|
|
|
|
50. |
Природные зоны Земли |
|
13.03 |
12.03 |
17.03 |
|
|
|
|
51. |
Природные зоны Земли |
|
17.03 |
16.03 |
19.03 |
|
|
|
|
52. |
Растения различных природных зон |
Пр.р. №10. Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов |
20.03 |
19.03 |
31.03 |
|
|
|
|
53. |
Жизнь в морях и океанах |
|
31.03 |
30.03 |
2.04 |
|
|
|
|
54. |
Обобщение: Жизнь на Земле |
Пр.р. №11. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. |
3.04 |
2.04 |
7.04 |
|
|
|
|
|
Тема 5. Человек на Земле — 13 ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
55. |
Происхождение человека. Древние предки человека |
|
7.04 |
6.04 |
9.04 |
|
|
|
|
56. |
Первые люди. Жизнь наших предков |
|
10.04 |
9.04 |
14.04 |
|
|
|
|
57. |
Обобщение: Происхождение человека |
|
14.04 |
13.04 |
16.04 |
|
|
|
|
58. |
История географических открытий. Открытие Америки |
|
17.04 |
16.04 |
21.04 |
|
|
|
|
59. |
Открытие Австралии и Антарктиды |
|
21.04 |
20.04 |
23.04 |
|
|
|
|
60. |
Великие путешественники – первооткрыватели новых земель |
|
24.04 |
23.04 |
28.04 |
|
|
|
|
61. |
Как человек изменил Землю |
|
28.04 |
27.04 |
30.04 |
|
|
|
|
62. |
Три «подарка» человека самому себе и своей планете |
|
5.05 |
30.04 |
5.05 |
|
|
|
|
63. |
Жизнь под угрозой |
|
8.05 |
5.05 |
7.05 |
|
|
|
|
64. |
Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания |
|
12.05 |
7.05 |
12.05 |
|
|
|
|
65. |
Здоровье человека и безопасность жизни |
Пр.р. №12: Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания доврачебной помощи |
15.05 |
14.05 |
14.05 |
|
|
|
|
66. |
Обобщение: Человек на Земле |
|
19.05 |
18.05 |
19.05 |
|
|
|
|
67. |
Повторение |
|
22.05 |
21.05 |
21.05 |
|
|
|
|
68. |
Повторение по разделу: «Жизнь на Земле». |
|
26.05 |
25.05 |
26.05 |
|
|
|
|
69 |
Обобщение за курс природоведения 5 класс |
|
28.05 |
28.05 |
28.05 |
|
|
|
|
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Планирование результатов изучаемой программы:
Знать/ понимать
- многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли ( перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
Уметь
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Пути достижения результатов обучающихся осуществляются в классно-урочной системе с использованием образовательных технологий:
- коммуникативно-деятельностной
- игровой
- проектной
- проблемного обучения
- ИКТ-технологий
- подготовка рефератов
- выполнение практических работ.
Формы промежуточного контроля
- Срезовые и итоговые тестовые самостоятельные работы;
- Фронтальный и индивидуальный опрос;
- Отчеты по практическим работам;
- Творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов)
- Презентация творческих и исследовательских работ с использованием информационных технологий.
Материально-техническое обеспечение
- ноутбук
- мультимедийный проектор
- ксерокс
- макеты, таблицы, плакаты, схемы
- классная доска (магниты)
- стол учительский с тумбами
- двухместные ученические столы (15 штук), демонстрационные шкафы.
Методическое обеспечение
- плакаты по изучению нового материала
- раздаточный материал (самостоятельные работы)
- тематические презентации
- дидактические материалы по 5-9 классам
- подборки материалов по внеклассной работе
Учебная и методическая литературы для обучающихся и учителя
Учебник «Природоведение», 5 класс А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, - М.: Дрофа, 2011
Дидактические карточки-задания. Природоведение. 5 класс. Н.И. Сонин, К.П. Казарян, - М.: Дрофа, 2009.
Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение» 5 класс. Авторы В.Н. Кирилленкова, В.И. Сивоглазов — М.: Дрофа, 2011.
Программы для общеобразовательных учреждений. «Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс» - М.: Дрофа, 2010.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО
от «___»______________2014 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
___________________
Еланская С.А.
«__»_____________ 2014 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Будникова Екатерина Тимуровна
→ dlsogo 23.09.2014 0 4373 742 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.