Планирование по курсу экологии "Биосфера и человечество"; 9 класс
Программа экологического курса «Биосфера и человечество» 9 класс
учителя географии, биологии и экологии
МОУ лицея №12 г. Люберцы
Ерошкиной И.В.
Планирование составлено на основе:
программы «Биосфера и человечество» 9 класс (34 часа, 1 час в неделю),
автора И.М. Швец, соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 г), и опубликованной изд. центром «Вентана-Граф», М. 2009;
учебного пособия «Биосфера и человечество» 9 класс, авторов И.М. Швец,
Н.А. Добротина, изд. Центр «Вентана-Граф» 2012 год.
Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных школ и направлена на дополнение, расширение, базовых знаний по биологии. Главные цели курса – формирование экологического мировоззрения, развитие разносторонних способностей, воспитание экологической культуры школьников.
Программа «Биосфера и человечество» развивает основные экологические понятия, рассмотренные в 8 классе в курсе «Экология человека». Здесь вводятся новые понятия, характеризующие человечество на популяционном уровне. Рассматриваются взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы. Раскрывается ретроспектива воздействия человечества на внешнюю среду и причины возникновения экологических кризисов. Рассматривается значение устойчивого развития природы и человечества. Показывается, что способность людей находить компромиссные решения в социальной сфере и в отношениях с окружающей средой является основой гармоничных отношений человечества и биосферы и залогом благополучия всего человечества.
Содержание программы.
Тема программы |
Количество часов |
1. Введение.
|
1 |
2. Влияние экологических факторов на развитие человечества
|
3 |
3. Воздействие человечества на биосферу
|
9 |
4. Взаимосвязи между людьми
|
6 |
5. Договор как фактор развития человечества
|
3 |
6. Устойчивое развитие общества и природы
|
2 |
7. Человечество и информация о мире
|
4 |
8. Познание мира и экологическое образование
|
6 |
Учебно-тематический план:
всего – 34 часа, из расчёта 1 час в неделю; практических работ – 9.
Практические работы в 9 классе организуются с целью выявления культурной значимости изучаемого экологического содержания, поэтому они проводятся в виде имитационных и ролевых игр, дискуссий и дебатов.
Резерв – 1час.
Требования к знаниям и умениям школьников.
Узнавать и различать научные и паранаучные тексты о влиянии различных экологических факторов и их совокупности на человека и его здоровье.
Описывать основные экологические проблемы своего региона и всего человечества.
Уметь находить в различных источниках информации научные доказательства для объяснения экологических проблем.
Различать научный, социальный и культурный контекст в описании экологических проблем человечества.
Выделять случайные и закономерные характеристики во взаимоотношениях человечества с окружающим миром.
Объяснять значение устойчивого развития природы и человечества.
Прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества.
Проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем.
Проявлять активность в организации и проведении экологических акций.
Сопоставлять взаимоотношения человека с окружающим миром в различных культурах с возможностью определения наиболее оптимальных для целей устойчивого развития биосферы.
Уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы
одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.
6. Календарно-тематическое планирование.
№ урока |
Тема урока |
Практические работы |
Формы контроля знаний |
Дата проведения. |
Введение (1 ч) |
||||
1 |
Глобальные проблемы взаимодействия человечества с природой. Биосфера. |
|
Фронтальный контроль |
1 неделя сентября |
Влияние экологических факторов на развитие человечества (3ч) |
||||
2 |
Важнейшие показатели взаимодействия природы и человечества |
|
Фронтальный контроль |
2 неделя сентября |
3 |
Возможности человека и человечества к адаптации. |
|
Индивидуальный контроль |
3 неделя сентября |
4
|
Человечество и лес (игра) |
Практическая работа №1 |
Групповой контроль |
4 неделя сентября |
Воздействие человечества на биосферу (9 ч) |
||||
5 |
Потребность человечества в питании и её влияние на биосферу |
|
Фронтальный контроль |
1 неделя октября |
6
|
Потребность человечества в дыхании и её влияние на биосферу |
|
Фронтальный контроль |
2 неделя октября |
7 |
Потребность человечества в размножении и её влияние на биосферу |
|
Индивидуальный контроль |
3 неделя октября |
8 |
Значение информации для развития человечества |
|
Индивидуальный контроль |
4 неделя октября |
9 |
Экологическое и технологическое воздействия на биосферу. |
|
Фронтальный контроль |
2 неделя ноября |
10 |
Альтернативные источники энергии (игра) |
Практическая работа №2 |
Групповой контроль |
3 неделя ноября |
11
|
Влияние человечества на эволюцию биосферы. История экологических кризисов. |
|
Индивидуальный контроль |
4 неделя ноября |
12 |
Современный масштаб деятельности человечества |
|
Фронтальный контроль |
5 неделя ноября |
13 |
Мировая торговля (игра) |
Практическая работа №3 |
Групповой контроль |
1 неделя декабря |
Взаимосвязи между людьми (6 ч) |
||||
14 |
Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества |
|
Фронтальный контроль |
2 неделя декабря |
15
|
Социальное разнообразие – условие устойчивости человеческого общества (игра) |
Практическая работа №4 |
Групповой контроль |
3 неделя декабря |
16
|
Потребности человека и взаимодействие людей друг с другом |
|
Индивидуальный контроль |
4 неделя декабря |
17
|
Я в классе, я в мире (игра) |
Практическая работа №5 |
Групповой контроль и индивидуальный |
3 неделя января |
18
|
Зарождение новых взаимоотношений в человечестве. Биоэтика. |
|
Групповой контроль |
4 неделя января |
19
|
Социальные факторы: их влияние на человечество и биосферу. |
|
Фронтальный контроль |
1 неделя февраля |
Договор как фактор развития человечества (3 ч) |
||||
20
|
Договор как фактор развития человечества |
|
Фронтальный контроль |
2 неделя февраля |
21
|
Составление договора «О правах природы» (игра) |
Практическая работа №6 |
Групповой контроль |
3 неделя февраля |
22
|
Умение людей договариваться как основной фактор разрешения социальных и экологических конфликтов (обобщение) |
|
Фронтальный и индивидуальный контроль |
4 неделя февраля |
Устойчивое развитие общества и природы (2 ч) |
||||
23
|
Перспективы устойчивого развития природы и общества. Концепция устойчивого развития. |
|
Фронтальный контроль
|
1 неделя марта |
24
|
План устойчивого развития в XXI веке (игра) |
Практическая работа №7 |
Групповой контроль |
2 неделя марта |
Человечество и информация о мире (4 ч) |
||||
25
|
Разум и развитие взаимоотношений человека с окружающим миром |
|
Фронтальный контроль |
3 неделя марта |
26 |
Первичное производство и вторичная переработка (дискуссия) |
Практическая работа №8 |
Групповой контроль |
4 неделя марта |
27 |
Развитие представлений человечества о мире.
|
|
Индивидуальный контроль |
1 неделя апреля |
28
|
Картины мира. |
|
Взаимоконтроль |
2 неделя апреля |
Познание мира и экологическое образование (6 ч) |
||||
29
|
Научно-технический прогресс. |
|
Фронтальный контроль |
3 неделя апреля |
30
|
Культура отношения человечества к природе |
|
Индивидуальный контроль |
4 неделя апреля |
31
|
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ноосфера. |
|
Индивидуальный контроль |
1 неделя мая |
32
|
Экологическое сознание. |
|
Фронтальный и индивидуальный |
2 неделя мая |
33
|
Экологическое образование должно стать обязательным во всех школах (дебаты) |
Практическая работа №9 |
Групповой контроль |
3 неделя мая |
34
|
Экоцентрическая позиция как необходимое условие выживания и будущего развития человечества и биосферы в целом (обобщение) |
|
Индивидуальный контроль |
4 неделя мая |
Резерв – 1 час. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ерошкина Ирина Васильевна
→ oktibrina 31.10.2014 0 4601 453 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.