Планирование по курсу экологии "Биосфера и человечество"; 9 класс


Программа экологического курса «Биосфера и человечество» 9 класс

учителя географии, биологии и экологии

МОУ лицея №12 г. Люберцы

Ерошкиной И.В.


  1. Пояснительная записка.

Планирование составлено на основе:

  • программы «Биосфера и человечество» 9 класс (34 часа, 1 час в неделю),

автора И.М. Швец, соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 г), и опубликованной изд. центром «Вентана-Граф», М. 2009;

  • учебного пособия «Биосфера и человечество» 9 класс, авторов И.М. Швец,

Н.А. Добротина, изд. Центр «Вентана-Граф» 2012 год.

Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных школ и направлена на дополнение, расширение, базовых знаний по биологии. Главные цели курса – формирование экологического мировоззрения, развитие разносторонних способностей, воспитание экологической культуры школьников.

Программа «Биосфера и человечество» развивает основные экологические понятия, рассмотренные в 8 классе в курсе «Экология человека». Здесь вводятся новые понятия, характеризующие человечество на популяционном уровне. Рассматриваются взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы. Раскрывается ретроспектива воздействия человечества на внешнюю среду и причины возникновения экологических кризисов. Рассматривается значение устойчивого развития природы и человечества. Показывается, что способность людей находить компромиссные решения в социальной сфере и в отношениях с окружающей средой является основой гармоничных отношений человечества и биосферы и залогом благополучия всего человечества.


  1. Содержание программы.

Тема программы

Количество часов

1. Введение.


1

2. Влияние экологических факторов на развитие человечества


3

3. Воздействие человечества на биосферу


9

4. Взаимосвязи между людьми


6

5. Договор как фактор развития человечества


3

6. Устойчивое развитие общества и природы


2

7. Человечество и информация о мире


4

8. Познание мира и экологическое образование


6



  1. Учебно-тематический план:

всего – 34 часа, из расчёта 1 час в неделю; практических работ – 9.

Практические работы в 9 классе организуются с целью выявления культурной значимости изучаемого экологического содержания, поэтому они проводятся в виде имитационных и ролевых игр, дискуссий и дебатов.

Резерв – 1час.


  1. Требования к знаниям и умениям школьников.



  • Узнавать и различать научные и паранаучные тексты о влиянии различных экологических факторов и их совокупности на человека и его здоровье.



  • Описывать основные экологические проблемы своего региона и всего человечества.


  • Уметь находить в различных источниках информации научные доказательства для объяснения экологических проблем.



  • Различать научный, социальный и культурный контекст в описании экологических проблем человечества.

  • Выделять случайные и закономерные характеристики во взаимоотношениях человечества с окружающим миром.



  • Объяснять значение устойчивого развития природы и человечества.



  • Прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества.



  • Проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем.


  • Проявлять активность в организации и проведении экологических акций.



  • Сопоставлять взаимоотношения человека с окружающим миром в различных культурах с возможностью определения наиболее оптимальных для целей устойчивого развития биосферы.


  • Уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы

одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.

6. Календарно-тематическое планирование.


урока

Тема урока

Практические работы

Формы контроля знаний

Дата проведения.

Введение (1 ч)

1

Глобальные проблемы взаимодействия человечества с природой. Биосфера.


Фронтальный контроль

1 неделя

сентября

Влияние экологических факторов на развитие человечества (3ч)

2

Важнейшие показатели взаимодействия природы и человечества


Фронтальный контроль

2 неделя

сентября

3

Возможности человека и человечества к адаптации.


Индивидуальный контроль

3 неделя

сентября

4


Человечество и лес (игра)

Практическая работа №1

Групповой контроль

4 неделя

сентября

Воздействие человечества на биосферу (9 ч)

5

Потребность человечества в питании и

её влияние на биосферу



Фронтальный контроль

1 неделя

октября

6


Потребность человечества в дыхании и

её влияние на биосферу


Фронтальный контроль

2 неделя

октября

7

Потребность человечества в размножении и её влияние на биосферу


Индивидуальный контроль

3 неделя

октября

8

Значение информации для развития человечества


Индивидуальный контроль

4 неделя

октября

9

Экологическое и технологическое воздействия на биосферу.


Фронтальный контроль

2 неделя

ноября

10

Альтернативные источники энергии (игра)

Практическая работа №2

Групповой контроль

3 неделя

ноября

11


Влияние человечества на эволюцию биосферы. История экологических кризисов.


Индивидуальный контроль

4 неделя

ноября

12

Современный масштаб деятельности человечества


Фронтальный контроль

5 неделя

ноября

13

Мировая торговля (игра)

Практическая работа №3

Групповой контроль

1 неделя

декабря

Взаимосвязи между людьми (6 ч)

14

Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества


Фронтальный контроль

2 неделя

декабря

15


Социальное разнообразие – условие устойчивости человеческого общества (игра)

Практическая работа №4

Групповой контроль

3 неделя

декабря

16


Потребности человека и взаимодействие людей друг с другом


Индивидуальный контроль

4 неделя

декабря

17


Я в классе, я в мире (игра)

Практическая работа №5

Групповой контроль и индивидуальный

3 неделя

января

18


Зарождение новых взаимоотношений в человечестве. Биоэтика.


Групповой контроль

4 неделя

января

19


Социальные факторы: их влияние на человечество и биосферу.


Фронтальный контроль

1 неделя

февраля

Договор как фактор развития человечества (3 ч)

20


Договор как фактор развития человечества


Фронтальный контроль

2 неделя

февраля

21


Составление договора «О правах природы» (игра)

Практическая работа №6

Групповой контроль

3 неделя

февраля

22


Умение людей договариваться как основной фактор разрешения социальных и экологических конфликтов (обобщение)


Фронтальный и индивидуальный контроль

4 неделя

февраля

Устойчивое развитие общества и природы (2 ч)

23


Перспективы устойчивого развития природы и общества. Концепция устойчивого развития.


Фронтальный контроль


1 неделя

марта

24


План устойчивого развития в XXI веке (игра)

Практическая работа №7

Групповой контроль

2 неделя

марта

Человечество и информация о мире (4 ч)

25


Разум и развитие взаимоотношений человека

с окружающим миром


Фронтальный контроль

3 неделя

марта

26

Первичное производство и вторичная переработка

(дискуссия)

Практическая работа №8

Групповой контроль

4 неделя

марта

27

Развитие представлений человечества о мире.



Индивидуальный контроль

1 неделя

апреля

28


Картины мира.


Взаимоконтроль

2 неделя

апреля

Познание мира и экологическое образование (6 ч)

29


Научно-технический прогресс.


Фронтальный контроль

3 неделя

апреля

30


Культура отношения человечества к природе


Индивидуальный контроль

4 неделя

апреля

31


Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ноосфера.


Индивидуальный контроль

1 неделя

мая

32


Экологическое сознание.


Фронтальный и индивидуальный

2 неделя

мая

33


Экологическое образование должно стать обязательным во всех школах (дебаты)

Практическая работа №9

Групповой контроль

3 неделя

мая

34


Экоцентрическая позиция как необходимое условие выживания и будущего развития человечества и биосферы в целом (обобщение)


Индивидуальный контроль

4 неделя

мая


Резерв – 1 час.



Полный текст материала Планирование по курсу экологии "Биосфера и человечество"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ерошкина Ирина Васильевна  oktibrina
31.10.2014 0 4606 453

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК