Планирование по курсу экологии "Биосфера и человечество"; 9 класс
Программа экологического курса «Биосфера и человечество» 9 класс
учителя географии, биологии и экологии
МОУ лицея №12 г. Люберцы
Ерошкиной И.В.
Планирование составлено на основе:
программы «Биосфера и человечество» 9 класс (34 часа, 1 час в неделю),
автора И.М. Швец, соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 г), и опубликованной изд. центром «Вентана-Граф», М. 2009;
учебного пособия «Биосфера и человечество» 9 класс, авторов И.М. Швец,
Н.А. Добротина, изд. Центр «Вентана-Граф» 2012 год.
Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных школ и направлена на дополнение, расширение, базовых знаний по биологии. Главные цели курса – формирование экологического мировоззрения, развитие разносторонних способностей, воспитание экологической культуры школьников.
Программа «Биосфера и человечество» развивает основные экологические понятия, рассмотренные в 8 классе в курсе «Экология человека». Здесь вводятся новые понятия, характеризующие человечество на популяционном уровне. Рассматриваются взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы. Раскрывается ретроспектива воздействия человечества на внешнюю среду и причины возникновения экологических кризисов. Рассматривается значение устойчивого развития природы и человечества. Показывается, что способность людей находить компромиссные решения в социальной сфере и в отношениях с окружающей средой является основой гармоничных отношений человечества и биосферы и залогом благополучия всего человечества.
Содержание программы.
Тема программы | Количество часов |
1. Введение. | 1 |
2. Влияние экологических факторов на развитие человечества | 3 |
3. Воздействие человечества на биосферу | 9 |
4. Взаимосвязи между людьми | 6 |
5. Договор как фактор развития человечества | 3 |
6. Устойчивое развитие общества и природы | 2 |
7. Человечество и информация о мире | 4 |
8. Познание мира и экологическое образование | 6 |
Учебно-тематический план:
всего – 34 часа, из расчёта 1 час в неделю; практических работ – 9.
Практические работы в 9 классе организуются с целью выявления культурной значимости изучаемого экологического содержания, поэтому они проводятся в виде имитационных и ролевых игр, дискуссий и дебатов.
Резерв – 1час.
Требования к знаниям и умениям школьников.
Узнавать и различать научные и паранаучные тексты о влиянии различных экологических факторов и их совокупности на человека и его здоровье.
Описывать основные экологические проблемы своего региона и всего человечества.
Уметь находить в различных источниках информации научные доказательства для объяснения экологических проблем.
Различать научный, социальный и культурный контекст в описании экологических проблем человечества.
Выделять случайные и закономерные характеристики во взаимоотношениях человечества с окружающим миром.
Объяснять значение устойчивого развития природы и человечества.
Прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества.
Проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем.
Проявлять активность в организации и проведении экологических акций.
Сопоставлять взаимоотношения человека с окружающим миром в различных культурах с возможностью определения наиболее оптимальных для целей устойчивого развития биосферы.
Уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы
одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.
6. Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Практические работы | Формы контроля знаний | Дата проведения. |
Введение (1 ч) | ||||
1 | Глобальные проблемы взаимодействия человечества с природой. Биосфера. | Фронтальный контроль | 1 неделя сентября | |
Влияние экологических факторов на развитие человечества (3ч) | ||||
2 | Важнейшие показатели взаимодействия природы и человечества | Фронтальный контроль | 2 неделя сентября | |
3 | Возможности человека и человечества к адаптации. | Индивидуальный контроль | 3 неделя сентября | |
4 | Человечество и лес (игра) | Практическая работа №1 | Групповой контроль | 4 неделя сентября |
Воздействие человечества на биосферу (9 ч) | ||||
5 | Потребность человечества в питании и её влияние на биосферу | Фронтальный контроль | 1 неделя октября | |
6 | Потребность человечества в дыхании и её влияние на биосферу | Фронтальный контроль | 2 неделя октября | |
7 | Потребность человечества в размножении и её влияние на биосферу | Индивидуальный контроль | 3 неделя октября | |
8 | Значение информации для развития человечества | Индивидуальный контроль | 4 неделя октября | |
9 | Экологическое и технологическое воздействия на биосферу. | Фронтальный контроль | 2 неделя ноября | |
10 | Альтернативные источники энергии (игра) | Практическая работа №2 | Групповой контроль | 3 неделя ноября |
11 | Влияние человечества на эволюцию биосферы. История экологических кризисов. | Индивидуальный контроль | 4 неделя ноября | |
12 | Современный масштаб деятельности человечества | Фронтальный контроль | 5 неделя ноября | |
13 | Мировая торговля (игра) | Практическая работа №3 | Групповой контроль | 1 неделя декабря |
Взаимосвязи между людьми (6 ч) | ||||
14 | Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества | Фронтальный контроль | 2 неделя декабря | |
15 | Социальное разнообразие – условие устойчивости человеческого общества (игра) | Практическая работа №4 | Групповой контроль | 3 неделя декабря |
16 | Потребности человека и взаимодействие людей друг с другом | Индивидуальный контроль | 4 неделя декабря | |
17 | Я в классе, я в мире (игра) | Практическая работа №5 | Групповой контроль и индивидуальный | 3 неделя января |
18 | Зарождение новых взаимоотношений в человечестве. Биоэтика. | Групповой контроль | 4 неделя января | |
19 | Социальные факторы: их влияние на человечество и биосферу. | Фронтальный контроль | 1 неделя февраля | |
Договор как фактор развития человечества (3 ч) | ||||
20 | Договор как фактор развития человечества | Фронтальный контроль | 2 неделя февраля | |
21 | Составление договора «О правах природы» (игра) | Практическая работа №6 | Групповой контроль | 3 неделя февраля |
22 | Умение людей договариваться как основной фактор разрешения социальных и экологических конфликтов (обобщение) | Фронтальный и индивидуальный контроль | 4 неделя февраля | |
Устойчивое развитие общества и природы (2 ч) | ||||
23 | Перспективы устойчивого развития природы и общества. Концепция устойчивого развития. | Фронтальный контроль | 1 неделя марта | |
24 | План устойчивого развития в XXI веке (игра) | Практическая работа №7 | Групповой контроль | 2 неделя марта |
Человечество и информация о мире (4 ч) | ||||
25 | Разум и развитие взаимоотношений человека с окружающим миром | Фронтальный контроль | 3 неделя марта | |
26 | Первичное производство и вторичная переработка (дискуссия) | Практическая работа №8 | Групповой контроль | 4 неделя марта |
27 | Развитие представлений человечества о мире. | Индивидуальный контроль | 1 неделя апреля | |
28 | Картины мира. | Взаимоконтроль | 2 неделя апреля | |
Познание мира и экологическое образование (6 ч) | ||||
29 | Научно-технический прогресс. | Фронтальный контроль | 3 неделя апреля | |
30 | Культура отношения человечества к природе | Индивидуальный контроль | 4 неделя апреля | |
31 | Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ноосфера. | Индивидуальный контроль | 1 неделя мая | |
32 | Экологическое сознание. | Фронтальный и индивидуальный | 2 неделя мая | |
33 | Экологическое образование должно стать обязательным во всех школах (дебаты) | Практическая работа №9 | Групповой контроль | 3 неделя мая |
34 | Экоцентрическая позиция как необходимое условие выживания и будущего развития человечества и биосферы в целом (обобщение) | Индивидуальный контроль | 4 неделя мая | |
Резерв – 1 час. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ерошкина Ирина Васильевна
→ oktibrina 31.10.2014 0 4634 453 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.