Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология человека"


Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся старших классов "Экология человека". Включает теоретический и практический блоки.

Пояснительная записка

Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с миром (абиотические и биотические факторы природы человек; общество и его историческое развитие человек; человек техника; человек культура; человек и общество Земля и космос).

В системе тех или иных связей человек изучается то как продукт биологической эволюции - вид Ноmо sарiеns, то как субъект и объект исторического процесса - личность, то как естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости. Исключительно важное значение имеет исследование человека как основной производительной силы общества, субъекта труда и ведущего звена в системе "человек - машина", как субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета воспитания и т. д.

В программе «Экология человека» собран большой материал по современным экологическим знаниям.

В связи с отсутствием в программе школьного курса «Экологии», данная программа позволяет развивать учащихся в данной области, расширить их кругозор по вопросам экологической направленности и дать ответы на такие вопросы как: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой. Данная программа может быть использована как учителями-предметниками, так и классными руководителями.

Основной целью программы является воспитание здоровых, неравнодушных и ответственных граждан, привитие бережного отношения и любви к своей Родине, чувства духовности, признательности и уважения к труду, понимания проблемы - «Будущее у молодёжи», укрепление основ дружбы, взаимопонимания,  товарищества.

Задачи программы состоят в следующем:

  • Пробудить интерес учащихся к предметам естественно - научного цикла.
  • Познакомить учащихся с основными экологическими проблемами и предложить пути их решения.
  • Составить проекты экологической направленности.

Данная программа отличается новизной, так как подобных программ составлено мало. Представленная программа всегда остаётся актуальной, так как воспитательный процесс в жизни учащихся всегда занимает первое место.

Программа разработана для учащихся 9 классов. Она расширяет знания учащихся во многих областях человеческой деятельности: науки, технологии, культуры и т.д.

В программе рассмотрены принципы системного подхода к решению практических задач, а также задач, требующих нестандартных решений.

Вместе с тем, в ней отражается современный уровень развития науки, междисциплинарные взаимоотношения, системный подход к анализу проблемных ситуаций и интерпретации наиболее существенных явлений, процессов и состояний.   

В ходе реализации программы распространяется опыт различных видов деятельности и проведения досуга с интенсивной интеллектуальной направленностью, ведётся борьба с косностью мышления в целях воспитания и стимулирования нестандартных подходов к поставленным проблемам и создания навыков творческого подхода к их практическому решению, создаются условия, направленные на всестороннее развитие подрастающего поколения.

Курс включает в себя, теоретические и практические занятия и рассчитан на 33 академических часа, 1 час в неделю.

Курс внеурочной деятельности предполагает достижения следующих
результатов:
1) Личностных:

  • формирование познавательной мотивации - готовности к обучению и познанию, выбору ценностно-смысловых установок, индивидуальной образовательной траектории;
  • развитие способности к самостоятельности. саморазвитию( постановки целей и их достижению) и самоопределению ( построению жизненных планов, ориентировке в мире профессий и профессиональных предпочтений);
  • воспитание эмоционально-ценностного и эстетического отношения к живой природе, патриотизма и уважения к Отечеству, ответственности и долга перед Родиной, толерантности и миролюбия в условиях многонационального российского общества.

2) Метапредметных:

  • формирование познавательных учебных действий: способности к поиску и выделению информации, применению методов и технологий информационного поиска;
  • приобретение опыта проектной и исследовательской деятельности, овладение способами интеллектуальной деятельности (анализом, сравнением, обобщением, установление взаимосвязей, прогнозированием):
  • овладение коммуникативными учебными действиями:
  • способностью слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем,
  • строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителями; формирование регулятивных учебных действий:
  • приобретения опыта контроля и оценки процесса и результата познавательной деятельности,
  • рефлексии способов и условий учебно -исследовательской и проектной деятельности.

Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно полезной работе относится изготовление оборудования для проведения уроков биологии, выполнение исследовательских работ, по изучению природы родного края, проведение акций: «Кормушка», «Елочка» и др. Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как
раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности.

В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • расширение и углубление содержания экологического и биологического образования.
  • расширение и углубление знаний учащихся о разнообразии мира животной природы.
  • овладение учащимися навыками организации и проведения исследовательских работ в области биологии и экологии
  • профессиональная ориентация учащихся проявивших интерес и способности к работе эколого-биологической направленности.

Учащиеся должны проявлять духовно-нравственные качества, воспринимать себя, как человека и гражданина интегрированного в современное ему общество и наделенного на совершенствование этого общества

Содержание программы «Экология человека».
Тема 1. Экология человека как междисциплинарная область знания.
Предмет и объект исследования. Природопользовательская деятельность человека в связи с современным экологическим кризисом.

Тема 2. Функциональные аспекты экологического сознания.
Типология экологического сознания. Параметры рационального и нерационального природопользования..

Тема 3. Функции гармоничного взаимодействия человека и природы.
Калужская область: её экологические проблемы, пути решения проблем

Тема 4. Развитие общественного экологического сознания в процессе антропогенеза.
Технические революции. Определение чистоты водных объектов на территории мкрн Терепец, определение загрязнённости воздуха в районе шк.48

Тема 5. Принципы экологического воспитания личности.
Агитационная деятельность как фактор экологического просвещения. Экологические акции

Тема 6. Социальная  экология.Человек – биосоциальный вид.
Социально-экологические взаимосвязи. Система «природа-общество»

Тема 7. Экология питания.
Основные направления и проблемы экологии питания.
Пищевые добавки, их применение и использование. ГМО-польза или вред. Пестициды , нитраты и нитриты их влияние на организм. Калории, калорийность пищи, норма еды
Правила по организации правильного и экологического питания
Гигиенические основы рационального питания.

Тема 8. Экология одежды.
Основные проблемы экологии одежды
Натуральные и искусственные материалы
Мода и здоровье

Тема 9. Экология жилища.
Основные принципы поддержания жилища в порядке
Виды загрязнений дома человека: световое, шумовое, химическое, электромагнитное
Экологически опасные стройматериалы
Растения и животные в доме.
Составление экопроектов.
Защита экопроектов.

Формы организации и виды деятельности кружка.
Программа предусматривает работу в группах, парах, индивидуальную работу.
Занятия включают проведение наблюдений, экскурсий, викторины, встречи с интересными людьми.

Внеурочная деятельность предусматривает поиск информации в энциклопедиях, справочниках, на электронных носителях, в интернете и т.д.

В процессе деятельности используются следующие формы:

  • практические работы,
  • групповые исследования,
  • конференции,
  • творческие проекты

И виды деятельности:

  • решение проблемных вопросов
  • просмотр и обсуждение презентаций,
  • творческая работа,
  • развивающие игры, конкурсы,
  • выполнение практических заданий,
  • решение экологических задач.

Месяц

Проводимые мероприятия

Сентябрь

  1. Организация группы экскурсоводов;
  2. Составление плана работы;
  3. Знакомство с экологией как наукой;
  4. Оформление экологических стендов.

Октябрь

  1. Участие в конкурсе «Золотая осень»;
  2. Экскурсия на реку Терепец;

3.Подготовка к олимпиаде по экологии;

4. Проведение исследования и подготовка к научным чтениям.

Ноябрь

1.Проведение исследования и подготовка к научным чтениям.

2. Работа группы эксурсоводов.

3. Знакомство учащихся лицея с Национальным парком «Угра»

4. Редкие и исчезающие растения Калужской области (экскурсия)

декабрь

  1. Редкие и исчезающие животные Калужской области (экскурсия)
  2. Творческая работа учащихся «Биогеоценозы»
  3. Учебно - исследовательские работы учащихся

Январь

  1. Просмотр фильма Л. Бессона «Дом-свидание с планетой»
  2. «Родники Калуги и Калужской области»-знакомство учащихся с экологической обстановкой в водной системе г. Калуги

Февраль

1.Изучение радиационного фона в Калужской области за последние 5 лет

2.Знакомство с государственным природным заповедником Калужские засеки

Март

1.Мероприятие по экологии в рамках предметной недели биологии «Деревья тоже воевали»-литературно-музыкальная композиция

2.Создание экологической библиотеки

Апрель

  1. Экология помещений (школа, класс, квартира)
  2. День птиц. Изготовление кормушек

Май

1.Экскурсия на место усадьбы Яновских

2.Составление презентаций учащихся

Литература

  1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  2. Анохин П. К. От Декарта до Павлова. М., Медгиз, 1945.
  3. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
  4. Бердяев Н. А. Человек и машина. М, 1994.
  5. Варфоломеев С. А. Экология психологической деятельности человека в современном мире. Соц. Конфликт, №4, 2002.
  6. Волович В. Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М., Мысль, 1983.
  7. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., Пронресс, 1988.
  8. Горелов А. А. Экология. М., 2002.
  9. Грант В. Эволюция организмов. М., Мир, 1980.
  10. Дре Ф. Экология. М., 1976.
  11. Дружинин Н. И. Что такое человек? М., Мысль, 1983.
  12. Зайцев А. К. Философия космического сознания. Калуга, 2001.
  13. Казначеев В. П. Учение о биосфере. Этюды о научном творчестве В. И. Вернадского (1863-1945). М., 1985.
  14. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980.
  15. Камшилов М. М. Эволюция биосферы. М., Наука, 1979.
  16. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.
  17. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.
  18. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
  19. Общая психология. М., 2002. Под редакцией А. В. Карпова.
  20. Одум Ю. Основы экологии. М., 1975.
  21. Рассел Б. Человеческое познание: его сферы и границы. М., 1957.
  22. Северцов А. Н. Эволюция и психика. М., 1922.
  23. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., Прогресс, 1965.
  24. Флоринский В. М. Усовершенствование и вырождение человеческого рода. Томск: Изд-во Томского университета, 1995.
  25. Ярвилехто Т. Мозг и психика. М., Прогресс, 1981.

Дополнительная литература:

  • Блюм Ф., А. Лейзерсон, Л. Хофстентер. Мозг, разум и поведение. Изд. Мир, 1988.
  • Бунак В. В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., Наука, 1980.
  • Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
  • Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности. М., Изд.-во МГУ, 1986.
  • Лешли К. С. Мозг и интеллект. М.-Л., Соцэкиз, 1993.
  • Смит Р. Л. Наш дом планета Земля. М., 1982, 188 с.  

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  • Типовые задания школы
  • Компьютер, принтер, сканер
  • Стенды для выставок
  • Лабораторное оборудование
  • Расходные материалы

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Стенд с правилами поведения в кабинете биологии (беседа по ТБ с использованием стенда)


Полный текст материала Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология человека" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ивкина Эмилия Марковна  Публикатор
15.02.2018 0 6317 295

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК