Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология человека"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся старших классов "Экология человека". Включает теоретический и практический блоки.
Пояснительная записка
Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с миром (абиотические и биотические факторы природы человек; общество и его историческое развитие человек; человек техника; человек культура; человек и общество Земля и космос).
В системе тех или иных связей человек изучается то как продукт биологической эволюции - вид Ноmо sарiеns, то как субъект и объект исторического процесса - личность, то как естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости. Исключительно важное значение имеет исследование человека как основной производительной силы общества, субъекта труда и ведущего звена в системе "человек - машина", как субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета воспитания и т. д.
В программе «Экология человека» собран большой материал по современным экологическим знаниям.
В связи с отсутствием в программе школьного курса «Экологии», данная программа позволяет развивать учащихся в данной области, расширить их кругозор по вопросам экологической направленности и дать ответы на такие вопросы как: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой. Данная программа может быть использована как учителями-предметниками, так и классными руководителями.
Основной целью программы является воспитание здоровых, неравнодушных и ответственных граждан, привитие бережного отношения и любви к своей Родине, чувства духовности, признательности и уважения к труду, понимания проблемы - «Будущее у молодёжи», укрепление основ дружбы, взаимопонимания, товарищества.
Задачи программы состоят в следующем:
- Пробудить интерес учащихся к предметам естественно - научного цикла.
- Познакомить учащихся с основными экологическими проблемами и предложить пути их решения.
- Составить проекты экологической направленности.
Данная программа отличается новизной, так как подобных программ составлено мало. Представленная программа всегда остаётся актуальной, так как воспитательный процесс в жизни учащихся всегда занимает первое место.
Программа разработана для учащихся 9 классов. Она расширяет знания учащихся во многих областях человеческой деятельности: науки, технологии, культуры и т.д.
В программе рассмотрены принципы системного подхода к решению практических задач, а также задач, требующих нестандартных решений.
Вместе с тем, в ней отражается современный уровень развития науки, междисциплинарные взаимоотношения, системный подход к анализу проблемных ситуаций и интерпретации наиболее существенных явлений, процессов и состояний.
В ходе реализации программы распространяется опыт различных видов деятельности и проведения досуга с интенсивной интеллектуальной направленностью, ведётся борьба с косностью мышления в целях воспитания и стимулирования нестандартных подходов к поставленным проблемам и создания навыков творческого подхода к их практическому решению, создаются условия, направленные на всестороннее развитие подрастающего поколения.
Курс включает в себя, теоретические и практические занятия и рассчитан на 33 академических часа, 1 час в неделю.
Курс внеурочной деятельности предполагает достижения следующих
результатов:
1) Личностных:
- формирование познавательной мотивации - готовности к обучению и познанию, выбору ценностно-смысловых установок, индивидуальной образовательной траектории;
- развитие способности к самостоятельности. саморазвитию( постановки целей и их достижению) и самоопределению ( построению жизненных планов, ориентировке в мире профессий и профессиональных предпочтений);
- воспитание эмоционально-ценностного и эстетического отношения к живой природе, патриотизма и уважения к Отечеству, ответственности и долга перед Родиной, толерантности и миролюбия в условиях многонационального российского общества.
2) Метапредметных:
- формирование познавательных учебных действий: способности к поиску и выделению информации, применению методов и технологий информационного поиска;
- приобретение опыта проектной и исследовательской деятельности, овладение способами интеллектуальной деятельности (анализом, сравнением, обобщением, установление взаимосвязей, прогнозированием):
- овладение коммуникативными учебными действиями:
- способностью слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем,
- строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителями; формирование регулятивных учебных действий:
- приобретения опыта контроля и оценки процесса и результата познавательной деятельности,
- рефлексии способов и условий учебно -исследовательской и проектной деятельности.
Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно полезной работе относится изготовление оборудования для проведения уроков биологии, выполнение исследовательских работ, по изучению природы родного края, проведение акций: «Кормушка», «Елочка» и др. Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как
раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности.
В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- расширение и углубление содержания экологического и биологического образования.
- расширение и углубление знаний учащихся о разнообразии мира животной природы.
- овладение учащимися навыками организации и проведения исследовательских работ в области биологии и экологии
- профессиональная ориентация учащихся проявивших интерес и способности к работе эколого-биологической направленности.
Учащиеся должны проявлять духовно-нравственные качества, воспринимать себя, как человека и гражданина интегрированного в современное ему общество и наделенного на совершенствование этого общества
Содержание программы «Экология человека».
Тема 1. Экология человека как междисциплинарная область знания.
Предмет и объект исследования. Природопользовательская деятельность человека в связи с современным экологическим кризисом.
Тема 2. Функциональные аспекты экологического сознания.
Типология экологического сознания. Параметры рационального и нерационального природопользования..
Тема 3. Функции гармоничного взаимодействия человека и природы.
Калужская область: её экологические проблемы, пути решения проблем
Тема 4. Развитие общественного экологического сознания в процессе антропогенеза.
Технические революции. Определение чистоты водных объектов на территории мкрн Терепец, определение загрязнённости воздуха в районе шк.48
Тема 5. Принципы экологического воспитания личности.
Агитационная деятельность как фактор экологического просвещения. Экологические акции
Тема 6. Социальная экология.Человек – биосоциальный вид.
Социально-экологические взаимосвязи. Система «природа-общество»
Тема 7. Экология питания.
Основные направления и проблемы экологии питания.
Пищевые добавки, их применение и использование. ГМО-польза или вред. Пестициды , нитраты и нитриты их влияние на организм. Калории, калорийность пищи, норма еды
Правила по организации правильного и экологического питания
Гигиенические основы рационального питания.
Тема 8. Экология одежды.
Основные проблемы экологии одежды
Натуральные и искусственные материалы
Мода и здоровье
Тема 9. Экология жилища.
Основные принципы поддержания жилища в порядке
Виды загрязнений дома человека: световое, шумовое, химическое, электромагнитное
Экологически опасные стройматериалы
Растения и животные в доме.
Составление экопроектов.
Защита экопроектов.
Формы организации и виды деятельности кружка.
Программа предусматривает работу в группах, парах, индивидуальную работу.
Занятия включают проведение наблюдений, экскурсий, викторины, встречи с интересными людьми.
Внеурочная деятельность предусматривает поиск информации в энциклопедиях, справочниках, на электронных носителях, в интернете и т.д.
В процессе деятельности используются следующие формы:
- практические работы,
- групповые исследования,
- конференции,
- творческие проекты
И виды деятельности:
- решение проблемных вопросов
- просмотр и обсуждение презентаций,
- творческая работа,
- развивающие игры, конкурсы,
- выполнение практических заданий,
- решение экологических задач.
Месяц |
Проводимые мероприятия |
Сентябрь |
|
Октябрь |
3.Подготовка к олимпиаде по экологии; 4. Проведение исследования и подготовка к научным чтениям. |
Ноябрь |
1.Проведение исследования и подготовка к научным чтениям. 2. Работа группы эксурсоводов. 3. Знакомство учащихся лицея с Национальным парком «Угра» 4. Редкие и исчезающие растения Калужской области (экскурсия) |
декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
1.Изучение радиационного фона в Калужской области за последние 5 лет 2.Знакомство с государственным природным заповедником Калужские засеки |
Март |
1.Мероприятие по экологии в рамках предметной недели биологии «Деревья тоже воевали»-литературно-музыкальная композиция 2.Создание экологической библиотеки |
Апрель |
|
Май |
1.Экскурсия на место усадьбы Яновских 2.Составление презентаций учащихся |
Литература
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
- Анохин П. К. От Декарта до Павлова. М., Медгиз, 1945.
- Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
- Бердяев Н. А. Человек и машина. М, 1994.
- Варфоломеев С. А. Экология психологической деятельности человека в современном мире. Соц. Конфликт, №4, 2002.
- Волович В. Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М., Мысль, 1983.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., Пронресс, 1988.
- Горелов А. А. Экология. М., 2002.
- Грант В. Эволюция организмов. М., Мир, 1980.
- Дре Ф. Экология. М., 1976.
- Дружинин Н. И. Что такое человек? М., Мысль, 1983.
- Зайцев А. К. Философия космического сознания. Калуга, 2001.
- Казначеев В. П. Учение о биосфере. Этюды о научном творчестве В. И. Вернадского (1863-1945). М., 1985.
- Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980.
- Камшилов М. М. Эволюция биосферы. М., Наука, 1979.
- Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.
- Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
- Общая психология. М., 2002. Под редакцией А. В. Карпова.
- Одум Ю. Основы экологии. М., 1975.
- Рассел Б. Человеческое познание: его сферы и границы. М., 1957.
- Северцов А. Н. Эволюция и психика. М., 1922.
- Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., Прогресс, 1965.
- Флоринский В. М. Усовершенствование и вырождение человеческого рода. Томск: Изд-во Томского университета, 1995.
- Ярвилехто Т. Мозг и психика. М., Прогресс, 1981.
Дополнительная литература:
- Блюм Ф., А. Лейзерсон, Л. Хофстентер. Мозг, разум и поведение. Изд. Мир, 1988.
- Бунак В. В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., Наука, 1980.
- Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
- Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности. М., Изд.-во МГУ, 1986.
- Лешли К. С. Мозг и интеллект. М.-Л., Соцэкиз, 1993.
- Смит Р. Л. Наш дом планета Земля. М., 1982, 188 с.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Типовые задания школы
- Компьютер, принтер, сканер
- Стенды для выставок
- Лабораторное оборудование
- Расходные материалы
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Стенд с правилами поведения в кабинете биологии (беседа по ТБ с использованием стенда)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ивкина Эмилия Марковна
→ Публикатор 15.02.2018 0 6336 295 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.