Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог"; 5 - 7 классы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 45
город Нижний Тагил
Принято педагогическим |
Утверждено приказом |
советом МБОУ СОШ № 45 |
№ ___ от ________.20___ г. |
|
|
протокол № __ от ________20___г. |
Директор МБОУ СОШ № 45 |
|
_____________Зарипова М.С. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Юный эколог» (34 часа)
Возраст учащихся 5- 7 класс
Составитель: Рышкова Т.В., учитель биологии
2018 – 2019 уч. год
Пояснительная записка.
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-7 классов.
Данный курс разработан для введения основ эколого- биологических процессов, терминов и понятий, с которыми учащиеся будут знакомиться на протяжении изучения курса «Биология» с 5 по 11 класс. Этот курс дополняет и расширяет знания по биологии иэкологии, включает в себя наиболее важные и интересные темы, с учетов возрастных особенностей. На занятиях будут рассмотрены темы: основной роли растений на Земле; экологические проблемы и возможности решения эти проблем, здоровья человека (правильное питание, занятие физическим спортом, закаливание и т.д.) и оказания первой помощи при различных травмах и повреждениях. Таким образом, данный курс включает в себя разнообразные и интересные темы и дает возможность учащемуся познакомиться с миром экологии. Программа курса «Юный эколог» для основной школы разработана с учетом новых требований к результатам основного общего образования, предоставленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В программу курса включены: личностные и метапредметные результаты освоения курса, содержание курса и календарно-тематическое планирование. Факультатив направлен на решение приоритетной задачи основного общего образования — формирование универсальных учебных действий .Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. Курс «Юный эколог» должен изучаться на доступном уровне, преимущественно в виде познавательных бесед, подкрепленных видео материалом и презентациями, учебных игр и практической деятельностью. Кроме того, он включает в себя дополнительные виды деятельности : практические задания, интеллектуальные квесты , , организация игр на развитие и концентрацию внимания, проведение опытов, концентрацию внимания, развитие воображения.
Цель: расширение знаний в области биологии и экологии, развитие творческих способностей учащихся и самостоятельности, воспитание бережного отношения к природе.
Задачи курса:
систематизация имеющихся представлений о живой и неживой природе;
формирование элементарных знаний о природе, человеке, окружающей среде обитания организмов
знакомство с методами изучения окружающей среды;
формирование основ экологии и решение экологических проблем; способности оценивать последствия деятельности человека в природе,
знакомство и систематизация знаний, о сохранении своего здоровья; освоение приёмов оказания первой помощи;
развитие мышления, любознательности, наблюдательности, творческих способностей;
развитие самостоятельности;
формирование умений сравнивать объекты, давать им качественную, грамотную оценку (устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать процессы, выявлять сходства и различия);
патриотическое и духовно-нравственное воспитание;
приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.).
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Личностные результаты |
|
УУД |
Регулятивные УУД |
4. Применять полученные знания для объяснения процессов и явлений природы. 5. Использовать некоторые научные методы исследования (наблюдение, эксеримент) |
Коммуникативные УУД |
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание. |
Познавательные УУД |
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ |
Содержание блока /модуля /темы/проекта |
Количество часов |
Формы организации занятий
|
Характеристика деятельности учащихся (основные виды внеурочной деятельности учащихся)
|
||
Всего |
Теория/ ауд |
Практика/внеауд |
||||
|
МОДУЛЬ I |
|
|
|
|
|
1 |
Введение.Мир живой природы и науки о ней. |
1 |
0,25 |
0,75 |
Лекция, демонстрация, игра- соревнование. |
|
2 |
Методы изучения живой природы. Работа с увеличительными приборами. |
1 |
0,25 |
0,75 |
Лекция, демонстрация |
|
3 |
Царство «ПРОСТЕЙШИЕ» |
1 |
0,25 |
0,75 |
проектная деятельность, работа в группах |
|
4 |
Царство « РАСТЕНИЯ» |
1 |
0,25 |
0,75 |
Лекция, демонстрация, работа в группах |
1) Познавательная деятельность 2) Проектная деятельность |
5 |
Царство «ЖИВОТНЫЕ» |
1 |
0,25 |
0,75 |
Лекция, демонстрация, работа в группах |
1) Познавательная деятельность 2) Проектная деятельность |
6 |
Царство «ГРИБЫ» |
1 |
0,25 |
0,75 |
Лекция, демонстрация, работа в группах |
1) Познавательная деятельность 2) Проектная деятельность |
7 |
Отношения организмов между собой и средой обитания |
1 |
0,25 |
0,75 |
Лекция, демонстрация, работа в группах |
1) Познавательная деятельность 2) Проектная деятельность |
8 |
История взаимоотношений человека и природы. |
1 |
0,25 |
0,75 |
Лекция, демонстрация, работа в группах |
1) Познавательная деятельность 2) Проектная деятельность |
9 |
Красная книга растений и животных Свердловской области. |
1 |
0,25 |
0,75 |
Лекция, демонстрация, работа в группах |
1) Познавательная деятельность 2) Проектная деятельность |
|
МОДУЛЬ II |
1 |
0,25 |
0,75 |
Лекция, демонстрация, работа в группах |
1) Познавательная деятельность 2) Проектная деятельность |
10 |
Подготовка работ для представления в городской природоохранной акции «Семечко» Практическая работа №1 «сбор семян». |
1 |
0,25 |
0,75 |
Лекция, беседы, демонстрация, работа в группах, сбор семян, изготовление коллекций |
1) Познавательная деятельность 2) Проектная деятельность |
11 |
Городская природоохранная акция «Семечко» |
1 |
|
1 |
работа в группах |
1) Познавательная деятельность 2) Проектная деятельность |
12-13 |
Подготовка работ для городского фестиваля юных натуралистов |
2 |
0,25 |
1,75 |
Лекция, демонстрация, работа в группах |
1) Познавательная деятельность 2) Проектная деятельность |
14-15 |
Городской фестиваль юных натуралистов
|
2 |
1 |
1 |
Лекция, демонстрация, работа в группах (квест), защита проекта |
1) Познавательная деятельность 2) Проектная деятельность |
16-17 |
Проведение Осенних субботников |
2 |
|
2 |
Лекция, демонстрация, работа в группах |
1) Познавательная деятельность 2) Проектная деятельность |
18-19 |
Подготовка работ для городской экологической акции « Остановим загрязнение города твердыми бытовыми отходами»: |
2 |
0,25 |
1,75 |
Лекция, демонстрация, работа в группах, постановка опыта |
1) Познавательная деятельность 2) Проектная деятельность |
20-21 |
Городская экологическая акция « Остановим загрязнение города твердыми бытовыми отходами»: 1.Конкурс социальной рекламы, пост 2.Конкурс по сбору вторичного сырья. 3.Конкурс скульптур малой формы, моделей одежды. |
2 |
|
2 |
Демонстрация работ , работа в группах(квест) |
1) Познавательная деятельность 2) Проектная деятельность |
22-23 |
Подготовка работ для представления в городской природоохранной операции «Елочка»
|
2 |
|
2 |
Лекция, демонстрация, работа в группах |
1) Познавательная деятельность 2) Проектная деятельность |
24 |
Городская природоохранная операция «Елочка» 1.Конкурс-Выставка новогодних композиций 2. Конкурс социальной рекламы |
1 |
|
1 |
Работа в группах |
1) Познавательная деятельность 2) Проектная деятельность |
25 |
Подготовка работ для представления в городской природоохранной акции «Кормушка» Практическая работа №2 «изготовление кормушек для птиц, листовок и плакатов в защиту птиц». |
1 |
0,25 |
0,75 |
Лекция, демонстрация, работа в группах |
1) Познавательная деятельность 2) Проектная деятельность |
26 |
Городская природоохранная акция «Кормушка» |
1 |
|
1 |
Лекция, демонстрация, работа в группах |
1) Познавательная деятельность 2) Проектная деятельность |
27 |
Проведение Весенних субботников |
1 |
|
1 |
Работа в группах |
1) Трудовая деятельность
|
28 |
Подготовка работ для представления в городской экологической акции « Марш парков» |
1 |
0,25 |
0,75 |
Лекция, демонстрация, работа в группах |
1) Познавательная деятельность 2) Проектная деятельность |
29 |
Городская экологическая акция « Марш парков» |
1 |
|
1 |
Работа в группах |
1) Познавательная деятельность 2) Проектная деятельность |
30-31 |
Подготовка работ для представления на городском слете юных экологов « Зеленая волна» |
2 |
1 |
1 |
Лекция, демонстрация, работа в группах |
1) Познавательная деятельность 2) Проектная деятельность |
32 |
Слет юных экологов «Зеленая волна» |
1 |
|
1 |
Командные задания, работа в группах |
1) Познавательная деятельность 2) Проектная деятельность |
33 |
Практическая работа №3 «выращивание рассады многолетников» |
1 |
0,25 |
0,75 |
Лекция, демонстрация, работа в группах |
1) Познавательная деятельность 2) Трудовая деятельность |
34 |
Практическая работа №4 «Создание клумбы и правил ухода за ней» |
1 |
|
1 |
Работа в группах |
1) Познавательная деятельность 2) Трудовая деятельность |
Календарно-тематическое планирование (2017 – 2018 уч. год)
№ ур. |
Раздел. Тема урока. |
Кол. час. |
Дата |
1 |
Введение. Мир живой природы и науки о ней. |
1 |
03.09 |
2-3 |
Подготовка работ для городского фестиваля юных натуралистов |
2 |
10.09-17.09 |
4-5 |
Городской фестиваль юных натуралистов
|
2 |
24.09-01.10 |
6-7 |
Проведение Осенних субботников |
2 |
08.10-15.10 |
8 |
Подготовка работ для представления в городской природоохранной акции «Семечко» Практическая работа №1 «сбор семян». |
1 |
22.10 |
9 |
Городская природоохранная акция «Семечко» |
1 |
29.10 |
10-11 |
Подготовка работ для городской экологической акции « Остановим загрязнение города твердыми бытовыми отходами» |
2 |
05.11-12.11 |
12-13 |
Городская экологическая акция « Остановим загрязнение города твердыми бытовыми отходами» |
2 |
26.11-03.12 |
14 |
Методы изучения живой природы. Работа с увеличительными приборами. |
1 |
10.12 |
15-16 |
Подготовка работ для представления в городской природоохранной операции «Елочка»
|
2 |
17.12-24.12 |
17 |
Городская природоохранная операция «Елочка»
|
1 |
14.01 |
18 |
Царство «ПРОСТЕЙШИЕ» |
1 |
21.01 |
19 |
Царство « РАСТЕНИЯ» |
1 |
28.01 |
20 |
Подготовка работ для представления в городской природоохранной акции «Кормушка» Практическая работа №2 «изготовление кормушек для птиц, листовок и плакатов в защиту птиц». |
1 |
04.02 |
21 |
Городская природоохранная акция «Кормушка» |
1 |
11.02 |
22 |
Царство «ЖИВОТНЫЕ» |
1 |
|
23 |
Царство «ГРИБЫ» |
1 |
04.03 |
24 |
Отношения организмов между собой и средой обитания |
1 |
11.03 |
25 |
Подготовка работ для представления в городской экологической акции « Марш парков» |
1 |
18.03 |
26 |
Городская экологическая акция « Марш парков» |
1 |
25.03 |
27 |
История взаимоотношений человека и природы. |
1 |
01.04 |
28 |
Красная книга растений и животных Свердловской области. |
1 |
15.04 |
29-30 |
Подготовка работ для представления на городском слете юных экологов « Зеленая волна» |
2 |
22.04-29.04 |
31 |
Слет юных экологов «Зеленая волна» |
1 |
06.05 |
32 |
Проведение Весенних субботников |
1 |
13.05 |
33 |
Практическая работа №3 «выращивание рассады многолетников» |
1 |
20.05 |
34 |
Практическая работа №4 «Создание клумбы и правил ухода за ней» |
1 |
27.05 |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рышкова Татьяна Владимировна
→ Публикатор 27.06.2020 0 6393 573 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.