Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог"; 5 - 7 классы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45

город Нижний Тагил


 

Принято педагогическим

Утверждено приказом

советом МБОУ СОШ № 45

___ от ________.20___ г.

 

 

протокол № __ от ________20___г.

Директор МБОУ СОШ № 45

 

_____________Зарипова М.С.

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Юный эколог» (34 часа)

Возраст учащихся 5- 7 класс

Составитель: Рышкова Т.В., учитель биологии


 


 

2018 – 2019 уч. год


 

Пояснительная записка.

Программа рассчитана на 1 год, 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-7 классов.

Данный курс разработан для введения основ эколого- биологических процессов, терминов и понятий, с которыми учащиеся будут знакомиться на протяжении изучения курса «Биология» с 5 по 11 класс. Этот курс дополняет и расширяет знания по биологии иэкологии, включает в себя наиболее важные и интересные темы, с учетов возрастных особенностей. На занятиях будут рассмотрены темы: основной роли растений на Земле; экологические проблемы и возможности решения эти проблем, здоровья человека (правильное питание, занятие физическим спортом, закаливание и т.д.) и оказания первой помощи при различных травмах и повреждениях. Таким образом, данный курс включает в себя разнообразные и интересные темы и дает возможность учащемуся познакомиться с миром экологии. Программа курса «Юный эколог» для основной школы разработана с учетом новых требований к результатам основного общего образования, предоставленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В программу курса включены: личностные и метапредметные результаты освоения курса, содержание курса и календарно-тематическое планирование. Факультатив направлен на решение приоритетной задачи основного общего образования — формирование универсальных учебных действий .Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. Курс «Юный эколог» должен изучаться на доступном уровне, преимущественно в виде познавательных бесед, подкрепленных видео материалом и презентациями, учебных игр и практической деятельностью. Кроме того, он включает в себя дополнительные виды деятельности : практические задания, интеллектуальные квесты , , организация игр на развитие и концентрацию внимания, проведение опытов, концентрацию внимания, развитие воображения.


 


 


 


 


 

Цель: расширение знаний в области биологии и экологии, развитие творческих способностей учащихся и самостоятельности, воспитание бережного отношения к природе.


 

Задачи курса:

систематизация имеющихся представлений о живой и неживой природе;

формирование элементарных знаний о природе, человеке, окружающей среде обитания организмов

знакомство с методами изучения окружающей среды;

формирование основ экологии и решение экологических проблем; способности оценивать последствия деятельности человека в природе,

знакомство и систематизация знаний, о сохранении своего здоровья; освоение приёмов оказания первой помощи;

развитие мышления, любознательности, наблюдательности, творческих способностей;

развитие самостоятельности;

формирование умений сравнивать объекты, давать им качественную, грамотную оценку (устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать процессы, выявлять сходства и различия);

патриотическое и духовно-нравственное воспитание;

приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.).

 

 

 

 


 

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.

Личностные результаты

  1. Принимать новые базовые ценности науки и научного мировоззрения

  2. Понимать смысл и цели саморазвития, самообразования.

  3. Принимать позитивное ценностное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

УУД

Регулятивные УУД

  1. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

  2.  При планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.

  3. Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

4. Применять полученные знания для объяснения процессов и явлений природы.

5. Использовать некоторые научные методы исследования (наблюдение, эксеримент)

Коммуникативные УУД

  1.  Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

  2.  Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

  3. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

  4. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

  5.  Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

  6.  Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

  7. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание.

Познавательные УУД

  1. Владеть основами реализации проектно-исследовательской деятельности.

  2.  Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

  3.  Давать определение понятиям.

  4. Устанавливать причинно-следственные связи.

  5. Проявлять устойчивый познавательный интерес.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Содержание блока /модуля /темы/проекта

Количество часов

Формы организации занятий

 

Характеристика деятельности учащихся (основные виды внеурочной деятельности учащихся)

 

Всего

Теория/ ауд

Практика/внеауд

 

МОДУЛЬ I

 

 

 

 

 

1

Введение.Мир живой природы и науки о ней.

1

0,25

0,75

Лекция, демонстрация, игра- соревнование.

  1. Познавательная деятельность

  2. Игровая деятельность

  3. Проблемно-ценностное общение

2

Методы изучения живой природы. Работа с увеличительными приборами.

1

0,25

0,75

Лекция, демонстрация

  1. Познавательная деятельность

  2. Игровая деятельность

3

Царство «ПРОСТЕЙШИЕ»

1

0,25

0,75

проектная деятельность, работа в группах

  1. Познавательная деятельность

  2. Проектная деятельность

 

4

Царство « РАСТЕНИЯ»

1

0,25

0,75

Лекция, демонстрация, работа в группах

1) Познавательная деятельность

2) Проектная деятельность

5

Царство «ЖИВОТНЫЕ»

1

0,25

0,75

Лекция, демонстрация, работа в группах

1) Познавательная деятельность

2) Проектная деятельность

6

Царство «ГРИБЫ»

1

0,25

0,75

Лекция, демонстрация, работа в группах

1) Познавательная деятельность

2) Проектная деятельность

7

Отношения организмов между собой и средой обитания

1

0,25

0,75

Лекция, демонстрация, работа в группах

1) Познавательная деятельность

2) Проектная деятельность

8

История взаимоотношений человека и природы.

1

0,25

0,75

Лекция, демонстрация, работа в группах

1) Познавательная деятельность

2) Проектная деятельность

9

Красная книга растений и животных Свердловской области.

1

0,25

0,75

Лекция, демонстрация, работа в группах

1) Познавательная деятельность

2) Проектная деятельность

 

МОДУЛЬ II

1

0,25

0,75

Лекция, демонстрация, работа в группах

1) Познавательная деятельность

2) Проектная деятельность

10

Подготовка работ для представления в городской природоохранной акции «Семечко»

Практическая работа №1 «сбор семян».

1

0,25

0,75

Лекция, беседы, демонстрация, работа в группах, сбор семян, изготовление коллекций

1) Познавательная деятельность

2) Проектная деятельность

11

Городская природоохранная акция «Семечко»

1

 

1

работа в группах

1) Познавательная деятельность

2) Проектная деятельность

12-13

Подготовка работ для городского фестиваля

юных натуралистов

2

0,25

1,75

Лекция, демонстрация, работа в группах

1) Познавательная деятельность

2) Проектная деятельность

14-15

Городской фестиваль юных натуралистов

 

2

1

1

Лекция, демонстрация, работа в группах (квест), защита проекта

1) Познавательная деятельность

2) Проектная деятельность

16-17

Проведение Осенних субботников

2

 

2

Лекция, демонстрация, работа в группах

1) Познавательная деятельность

2) Проектная деятельность

18-19

Подготовка работ для городской экологической акции « Остановим загрязнение города твердыми бытовыми отходами»:

2

0,25

1,75

Лекция, демонстрация, работа в группах, постановка опыта

1) Познавательная деятельность

2) Проектная деятельность

20-21

Городская экологическая акция « Остановим загрязнение города твердыми бытовыми отходами»:

1.Конкурс социальной рекламы, пост

2.Конкурс по сбору вторичного сырья.

3.Конкурс скульптур малой формы, моделей одежды.

2

 

2

Демонстрация работ , работа в группах(квест)

1) Познавательная деятельность

2) Проектная деятельность

22-23

Подготовка работ для представления в городской природоохранной операции «Елочка»

 

2

 

2

Лекция, демонстрация, работа в группах

1) Познавательная деятельность

2) Проектная деятельность

24

Городская природоохранная операция «Елочка»

1.Конкурс-Выставка новогодних композиций

2. Конкурс социальной рекламы

1

 

1

Работа в группах

1) Познавательная деятельность

2) Проектная деятельность

25

Подготовка работ для представления в городской природоохранной акции «Кормушка»

Практическая работа №2 «изготовление кормушек для птиц, листовок и плакатов в защиту птиц».

1

0,25

0,75

Лекция, демонстрация, работа в группах

1) Познавательная деятельность

2) Проектная деятельность

26

Городская природоохранная акция «Кормушка»

1

 

1

Лекция, демонстрация, работа в группах

1) Познавательная деятельность

2) Проектная деятельность

27

Проведение Весенних субботников

1

 

1

Работа в группах

1) Трудовая деятельность

 

28

Подготовка работ для представления в городской экологической акции « Марш парков»

1

0,25

0,75

Лекция, демонстрация, работа в группах

1) Познавательная деятельность

2) Проектная деятельность

29

Городская экологическая акция « Марш парков»

1

 

1

Работа в группах

1) Познавательная деятельность

2) Проектная деятельность

30-31

Подготовка работ для представления на городском слете юных экологов « Зеленая волна»

2

1

1

Лекция, демонстрация, работа в группах

1) Познавательная деятельность

2) Проектная деятельность

32

Слет юных экологов «Зеленая волна»

1

 

1

Командные задания, работа в группах

1) Познавательная деятельность

2) Проектная деятельность

33

Практическая работа №3 «выращивание рассады многолетников»

1

0,25

0,75

Лекция, демонстрация, работа в группах

1) Познавательная деятельность

2) Трудовая деятельность

34

Практическая работа №4 «Создание клумбы и правил ухода за ней»

1

 

1

Работа в группах

1) Познавательная деятельность

2) Трудовая деятельность

 

 

 

Календарно-тематическое планирование (2017 – 2018 уч. год)

ур.

Раздел. Тема урока.

Кол. час.

Дата

1

Введение. Мир живой природы и науки о ней.

1

03.09

2-3

Подготовка работ для городского фестиваля

юных натуралистов

2

10.09-17.09

4-5

Городской фестиваль юных натуралистов

 

2

24.09-01.10

6-7

Проведение Осенних субботников

2

08.10-15.10

8

Подготовка работ для представления в городской природоохранной акции «Семечко»

Практическая работа №1 «сбор семян».

1

22.10

9

Городская природоохранная акция «Семечко»

1

29.10

10-11

Подготовка работ для городской экологической акции « Остановим загрязнение города твердыми бытовыми отходами»

2

05.11-12.11

12-13

Городская экологическая акция « Остановим загрязнение города твердыми бытовыми отходами»

2

26.11-03.12

14

Методы изучения живой природы. Работа с увеличительными приборами.

1

10.12

15-16

Подготовка работ для представления в городской природоохранной операции «Елочка»

 

2

17.12-24.12

17

Городская природоохранная операция «Елочка»

 

1

14.01

18

Царство «ПРОСТЕЙШИЕ»

1

21.01

19

Царство « РАСТЕНИЯ»

1

28.01

20

Подготовка работ для представления в городской природоохранной акции «Кормушка»

Практическая работа №2 «изготовление кормушек для птиц, листовок и плакатов в защиту птиц».

1

04.02

21

Городская природоохранная акция «Кормушка»

1

11.02

22

Царство «ЖИВОТНЫЕ»

1

18.02

23

Царство «ГРИБЫ»

1

04.03

24

Отношения организмов между собой и средой обитания

1

11.03

25

Подготовка работ для представления в городской экологической акции « Марш парков»

1

18.03

26

Городская экологическая акция « Марш парков»

1

25.03

27

История взаимоотношений человека и природы.

1

01.04

28

Красная книга растений и животных Свердловской области.

1

15.04

29-30

Подготовка работ для представления на городском слете юных экологов « Зеленая волна»

2

22.04-29.04

31

Слет юных экологов «Зеленая волна»

1

06.05

32

Проведение Весенних субботников

1

13.05

33

Практическая работа №3 «выращивание рассады многолетников»

1

20.05

34

Практическая работа №4 «Создание клумбы и правил ухода за ней»

1

27.05


 


Полный текст материала Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог"; 5 - 7 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рышкова Татьяна Владимировна  Публикатор
27.06.2020 0 6393 573

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК