Презентация "Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование". Генетика, 10 класс


Слайд 1
Российская Федерация Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4» город Мегион АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ. НЕНОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ Урок биологии в 10 классе. Учитель: Кузнецова Н.А.
Слайд 2
АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ. НЕНОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ Задачи: охарактеризовать анализирующее скрещивание и убедить учащихся в его практическом значении; сформировать знания о промежуточном наследовании, о явлении неполного доминирования. Средства обучения: таблицы, иллюстрирующие законы Менделя; модель-аппликация «Неполное доминирование и взаимодействие генов»; диафильм «Законы наследственности».
Слайд 3
Ход урока 1. Проверка знаний. (Проверка правильности выполнения домашнего задания): 1.Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа ААВВссДд? (2 типа гамет: АВсД, АВсд). 2.Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа СсДдЕекк? (8 типов гамет: СДЕк, СДек, СдЕк, Сдек, сДЕк, сДек, сдЕк, сдек) 3.Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа КкЛлММНноо? (8 типов гамет: КЛМНо, КЛМно, КлМНо, КлМно, кЛМНо, кЛМно, клМНо, клМно) 4.Рожь, имеющую пигмент антоциан, скрестили с неизвестной формой. В потомстве получено 36 растений с пигментом и 12 без пигмента. Определить генотипы исходных растений. Назвать доминантный признак. (Генотипы исходных растений Аа, доминантный признак наличие антоциана)
Слайд 4
5.От скрещивания комолого быка с рогатыми коровами получено 17 телят комолых и 15 рогатых. У коров-матерей комолых животных в родословной не было. Какой признак доминирует? Каков генотип быка и коров? (Доминирует комолость, генотип быка Аа, коров - аа) 6.При скрещивании серых кур с белыми потомство оказалось серым. Это потомство скрещивалось снова с белыми. В результате оказалось 172 особи, их которых 85 были белые и 87 серые. Каковы генотипы исходных форм и всех потомков? (Генотипы исходных форм АА(сер) и аа(бел), F1 - Аа, при X аа дает F2 - аа и Аа) 7.В семье, где родители с черными волосами, ребенок имеет рыжие волосы. Какой признак доминантный? Каковы генотипы всех членов семьи? (Доминантный признак – черные волосы, генотипы родителей- Аа, ребенка – аа).
Слайд 5
2.Изучение нового материала. Анализирующее скрещивание; его использование в практике. (Рассказ учителя об анализирующем скрещивании как способе выявления неизвестных генотипов животных и растений, о практическом значении подобного скрещивания. Можно рассмотреть на примере окраски шерсти у собак.)
Слайд 6
Анализирующее скрещивание При полном доминировании среди особей с доминантными признаками невозможно отличить гетерозиготы от гомозигот (для выведения чистых линий). С этой целью проводят анализирующее скрещивание, при котором исследуемая особь с доминантными признаками скрещивается с анализатором – рецессивной гомозиготой.
Слайд 7
Анализирующее скрещивание Р ♀АА X ♂аa чер рыж G А а Fа Аа все черн Если потомство от такого скрещивания окажется однородным, значит, особь гомозиготна, её генотип АА. Р ♀ Аа X ♂ аа чер рыж G А; а а Fа Аа : аа 50% черн 50% рыж Если в потомстве будет 50 % особей с доминантными признаками, а 50 %-с рецессивными значит, особь гетерозиготна, её генотип Аа.
Слайд 8
Анализирующее скрещивание Для того, чтобы определить генотип особи, обладающей доминантными признаками, проводят анализирующее скрещивание — скрещивают с особью, гомозиготной по рецессивным признакам. Если исследуемая особь гомозиготна (PP), то потомство от такого скрещивания будет иметь фиолетовые цветки и генотип Рр: РР х рр; F1 — 100% Рр.
Слайд 9
Анализирующее скрещивание Если исследуемая особь гетерозиготна (Рр), то она образует два типа гамет и 50% потомства будет иметь желтые семена и генотип Рр, а 50% — зеленые семена и генотип рр: Рр х рр; F1 — 50% Рр, 50% рр.
Слайд 10
2. Промежуточное наследование. Неполное доминирование. (Беседа с демонстрацией кадров диафильма. Схема скрещивания рассматривается на примере растения ночная красавица.)
Слайд 11
2. Промежуточное наследование. Неполное доминирование. Такое наследование называется Р ♀АА X ♂аa промежуточным, так как крас бел признак носит промежуточный G А а характер, а явление — неполное Р(F1) ♀Аа X ♂Аa доминирование, так как доминантный ген не полностью роз роз подавляет проявление G А;а А;а рецессивного гена. F2 АА : Аа : Аа : аа При неполном доминировании в крас роз роз бел F2 расщепление по фенотипу 1 2 1 и генотипу совпадает и составляет 1:2:1.
Слайд 12
3. Закрепление знаний. Элемент практической работы «Решение задач на неполное доминирование». 1.В каком соотношении будет расщепление по фенотипу и генотипу в потомстве, полученном от скрещивания гетерозиготных растений ночной красавицы с Розовыми цветами?
Слайд 13
2. Задача. У крупного рогатого скота при генотипе АА красная масть, при генотипе аа белая, при генотипе Аа - чалая. Имеется чалый бык, а коровы всех трех мастей. Какова вероятность появления чалого теленка в каждом из трех возможных скрещиваний?
Слайд 14
Решение АА- крас Аа-чалая Аа-бел 1) Р ♀АА X ♂Аa кр чал а G: F1 А А; АА : Аа кр чал 1:1 чал-50% 2) Р ♀аа X ♂Аa бел чал G: а А; а F1 Аа : аа чал бел 1:1 чал-50% 3) Р ♀Аа X ♂Аa чал чал G: А; а А; а F1 АА : 2Аа : аа кр чал бел 1:1 чал-50% Ответ: вероятность появления чалого теленка во всех скрещиваниях -50%.
Слайд 15
Домашнее задание: Задача 1. В школьный уголок живой природы принесли двух серых кроликов (самца и самку), считая их чистопордными, но в F2 среди их внуков появились черные крольчата. Почему? Задача 2. Куры с белым оперением при скрещивании между собой всегда дают белое потомство, а куры с черным – черное. Потомство от скрещивания белой и черной особей оказалось серым. Какая часть потомства от скрещивания серого петуха и курицы будет с серым оперением? Задача 3. В стаде коров есть животные черной и красной масти. Известно, что доминантный ген отвечает за формирование черной окраски, а рецессивный – за «красную» окраску. В стаде есть бык с хорошими экстерьерными характеристиками, но неизвестен его генотип.ю этот бык имеет черную масть. Как определить чистопородность быка?
Слайд 16
Рефлексия.  Оцените свой уровень знаний по трех бальной системе оценки: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень низкий средний высокий
Слайд 17
Литература • Биология для поступающих в ВУЗы Г. Л. Билич, В.А.Крыжановский М. Онинк,2007 • Биологический энциклопедический словарь. М. Просвещение, 2000г • Вилли К., Детье В. Биология. М. Мир, 1999 • Биология для ущащихся медицинских училищ/ под.ред. проф. В.Н.Ярыгина. М. Медицина, 1998 • Биология Н..Грин, В. Стаут, Р. Тейлор М. Мир, 1997 • Биология полный курс Зоология Г. Л. Билич,В.А.Крыжановский М. Онинк,2005 • Биология полный курс Ботаника Г. Л. Билич,В.А.Крыжановский М. Онинк,2005

Полный текст материала Презентация "Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование". Генетика, 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Надежда Александровна  КузнецоваНА
06.02.2013 0 12622 2195

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК